среда, 19 июня 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 19 июня (06 июня)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
19 июня (06 июня старого стиля)
…Как же Бога приблизить к себе? Как себя приблизить к Богу? Только одним способом: нужно все время устремляться к Нему. Всегда, как только человек делает шаг навстречу Богу, в этот момент Бог делает шаг навстречу человеку. Поэтому все святые были подвижниками. Подвижник — это от слова «двигаться», «подвиг». Они все время двигались к Богу, каждый день они старались этот шаг к Богу сделать.
Подвиг идет за верой: растет вера — и растет подвиг, и постепенно человек приходит к удивительным вещам.
  Пименовская икона Божией Матери. (Принесена в Москву в 1387 г.) Пименовская икона Божией Матери упоминается впервые как мироточащая во второй половине XVI века. После первого молебна перед иконой она замироточила, и несколько болящих исцелилось благодаря собранному миру. Этот образ, признанный чудотворным, митрополит Пимен привез из Константинополя в Москву в 1387 году. Он несколько лет стоял в Успенском соборе Кремля, затем был перемещен в Благовещенский собор. До 1918 г. икона находилась в Кремлевской Мироваренной палате, потом - в Историческом музее, из которого была отправлена в Третьяковскую галерею в 1930 г.
… Евангелие — это благая весть. В чем эта благость? В том, что Господь нам возвестил Свои заповеди. Он сказал: «Да любите друг друга».
Вот Господь хочет так, а мы хотим по-своему, как будто вообще никакого Бога нет и не было. Вся Цер­ковь собирается в воскресный день прославлять Христа, а человеку некогда. Интересно, ка­кие еще на земле бывают дела поважнее, чем воскресший Христос? Это же до какой сте­пени надо ослепнуть? Но чело­век одно, другое, третье — все какие-то себе оправдания при­думывает, чтобы ему только не причащаться, не исповедовать­ся. Говорит: «Я исповедоваться боюсь». Ну бойся. Но ведь Сам Господь нам повелел исповедо­вать друг другу согрешения. Поэтому неважно, боишься ты или не боишься, удобно тебе или не­приятно,— надо себя преодолевать. Господь сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Раз Господь так сказал, значит, нужно заставлять себя готовиться, поститься, обязательно нужно понуждать себя к причастию, обязательно стараться.
Преподобный Виссарион, чудотворец Египетский (IV-V) Преподобный Виссарион, чудотворец Египетский, по происхождению египтянин, еще в молодости крестился и вел строгую жизнь, стараясь сохранить данную ему при Крещении благодать. Желая узнать ближе монашескую жизнь, он предпринял путешествие по святым местам, был в Иерусалиме, посетил преподобного Герасима (память 4 марта) в Иорданской пустыне, видел и других пустынников, поучаясь у всех правилам иноческой жизни. По возвращении он принял постриг и стал учеником преподобного Исидора Пелусиота (память 4 февраля). Святой Виссарион принял на себя обет безмолвия, вкушал пищу один раз в неделю, а иногда оставался без пищи и питья по 40 дней. Был случай, когда преподобный, погрузившись в молитву, стоял неподвижно 40 дней и 40 ночей без пищи и сна.
От Бога преподобный Виссарион получил дар чудотворений: когда его ученику в пути сильно захотелось пить, он усладил горькую воду; по его молитве Господь посылал на землю дождь, он мог, как по суше, переходить реки; одним словом изгонял бесов, но делал это прикровенно, чтобы избежать славы. Смирение его было так велико, что, когда однажды священник велел одному из насельников скита, впавшему в грех, выйти из храма, вместе с ним вышел и преподобный со словами: "и я грешен". Спал преподобный Виссарион только стоя или сидя. Большую часть жизни святой провел под открытым небом в молитвенном уединении. Мирно отошел ко Господу, достигнув глубокой старости. https://ok.ru/magazin.ikon/topic/68425685502934
… Сегодня память преподобного Виссариона Египетского. Он  был человек верующий,  и  мы с  вами верующие, но наша вера отличается от его веры. Он, например, мог ходить по водам, он изгонял бесов, он многие чудеса сотворил. А почему мы такие чудеса не можем творить? Если срав­нить нашу жизнь и его, это станет понятно. Виссарион с юности искал Царствие Небесное,  искал людей, которые знают, что это такое. Нашел их в Египетской пустыне (сам он был  египтянин по происхождению), учил­ся у них, смотрел, как они живут, и сам жил так же: вкушал раз в неделю, спал только сидя или стоя и многие другие подвиги совершал. Часто вообще по сорок дней постился, а однажды его видели стоящим на молитве сорок дней и ночей без сна и пищи.
Нам кажется, это какие-то сказки, чудеса. Дело в том, что ничего подобного сердце наше никогда не испытывало, подобного опыта у нас нет, и доверия истинного тоже нет. Доверие — свойство детской души, открытой, прямодушной, а у нас душа лукавая, изовравшаяся насквозь, мы врем не только окружающим, но даже самим себе, не говоря уж про Бога. Все пытаемся спрятаться куда-то, какие-то себе лазейки найти, то есть живем нечестно перед Богом. Поэтому о каких дарованиях может идти речь, когда мы не в состоянии жить прямо и чисто перед Богом? Конечно, Господь это знает и старается нашу жизнь исправить, старается ставить нас в опреде­ленные обстоятельства, в которых наш жизненный путь может выпрямиться.
Людей, устремленных к Богу, как Виссарион Египетский, сейчас мало, поэтому Господь и не открывается нам во всей полноте. Но Господь Тот же, и вера та же, и благодать та же. Церковь наполнена теми же самыми дарами, что и две тысячи лет назад, только усвоить это мы никак не можем, это нам трудно, потому что нет у нас самого главного — желания исполнить волю Божию. Нет у нас глубокого, от всей души желания Царствия Небесного. Господь сказал, что только «алчущие и жаждущие правды» — те насытятся. Не просто так: ну, неплохо бы, — а нужно именно всей жизнью желать. Но мы, к сожалению, наоборот, сильно-сильно желаем греха, мы желаем уклониться от заповедей Божиих, хотим себе только отдыха всякого, ком­форта и совсем не хотим трудиться душевно, телесно, духовно. Потому что если бы желал человек, то он бы делал, а раз не желает, то и не делает.
Чем человек больше верует, тем он больше может и сделать. Почему Виссарион Египетский мог по воде ходить? Потому что у него вера была. Конечно, цель христианской жизни не ходить по водам. Духовная жизнь — это не цирк: могу не спать, могу не есть. Хотя подвиги телесные и восхищают нас, потому что говорят о мужестве человека, о его устремленности к Богу, но не это цель. Цель духовной жизни — не ходить по водам, это уже след­ствие. Цель — приблизиться к Богу, жить с Ним одной жизнью. Когда че­ловек близок к Богу, он чувствует волю Божию, он с Богом заодно, он Бога всегда слышит. В Библии встречаются такие слова: «И сказал Господь Аврааму» — а дальше идет прямая речь. То есть Авраам слышал, что ему го­ворил Бог, потому что его жизнь была полностью согласна с волей Божией. Конечно, этот голос Божий идет к человеку не как гром с неба, из тучи какой-то, нет, голос Божий раздается внутри человека. Как же нам суметь по воле Божией поступать? Для этого заповеди Божий и даны, чтобы научить нас слышать волю Божию. Ведь это голос Божий к нам. И если мы уверуем, что Священное Писание истинно и то, что Господь говорил, истина, а раз это истина, значит, так и надо поступать, не сообразуясь с какими-то об­стоятельствами: раз Господь так хочет, то так и поступать. Вот когда Господь увидит, что мы стремимся изо всех сил так именно жить, как Он хочет, тогда Он нами будет управлять в нашей жизни. Через совесть нашу Он всегда нам скажет, как нам быть в тот или иной момент, в том или ином случае.
…Варсонофий Великий, например, достиг такого просветления, что вообще не нуждался в пище, а ел только для смирения: так как он не ангел еще, а человек, то вроде надо что-то поесть. Вот как может истончиться человеческая плоть и каких можно достичь дарований от Бога, потому что он питался действительно Духом Святым. Виссарион Египетский раз в неделю питался почти всю свою жизнь. Это уже следствие духовной жизни. И это говорит об устремленности, о том, что человек забывает обо всем: забывает о пище, забывает о сне. И вот это устремление и есть подвижничество, это устремление есть подвиг христи­анский. И только к тому, кто устремляется, Господь выходит навстречу.
Один святой сказал: надо жить так, чтобы каждый день быть готовым либо умереть, либо причаститься. Это, конечно, идеал. Мы по немощи так не можем, и Господь это знает, и Он с нас не спросит никогда, как с Виссариона Египетского. Он знает, в каком мы веке живем. Он знает, в каком мы окружении живем. Он знает, что мы все с луны свалились, Церковью с детства не воспитывались, и родители в нас ничего духовного почти и не вложили. Все это Господь знает, и снисходит к нам, и готов все простить, но уж устремление должно быть от нас. Вот тогда Господь все простит так же, как Петру. Ведь Петр тоже отрекался от Господа, но Господь ему простил, потому что как он Господа любил? Вот подплывает в лодке к берегу и видит: человек стоит на берегу. Один ученик говорит: «Это Господь» — и Петру уже больше ничего не надо, у него терпения даже нет, чтобы доплыть, он бро­сается и плывет, хотя на лодке же быстрей, там весла. Но ему не терпится. Вот такое чувство бывает: едешь в трамвае и опаздываешь, а он еле тянется, и хочется выйти и бежать бегом, хотя ясно, что на трамвае все равно быстрее. Но сердце вырывается из груди, хочется быстрее. Вот такой был Петр, и такая у него была вера и жажда быть с Богом. И если в нас чуточку хотя бы этого будет, то на эту чуточку мы и сподобимся Царствия Небесного. Как это ни парадоксально звучит, но Царствие Небесное получают все желающие. И насколько любишь Бога, настолько и будешь близок к Нему.
Святой Рафаил (Шейченко), иеромонах, исповедник (1957) 26 августа 1918 года Родион стал послушником Оптиной пустыни, нес послушания ветеринарного фельдшера, пел в хоре.
В скором времени советская власть преобразовала обитель в «племенное хозяйство». Первое время насельники монастыря жили в монастыре, совершали богослужения. Через пять лет монахов разогнали, и послушник Родион вместе с другими монахами стал жить на частной квартире в Козельске, а на жизнь зарабатывал сапожным делом.
Родион принял монашество в 1928 году с именем Рафаил в честь Архистратига Божия Рафаила, который считается целителем разных недугов. Отца Рафаила освободили только в 1955 году…
Он вернулся в Козельск и был назначен на прежнее место служения вторым священником, а настоятельствовать продолжал отец Сергий, тот самый.
Перенесенные страдания научили батюшку еще больше сопереживать людям. С большой любовью он относился к нищим и своих духовных чад об этом просил.
По воскресным дням батюшка устраивал чаепития для нищих. Был случай, когда он пригласил к себе одну слепую нищую в день ее Ангела, чтобы ее угостить, напоить чаем. Одна из духовных дочерей отца Рафаила упрекнула священника: «Да ну, батюшка, тоже еще, нужный товар!» Старец ей ответил: «Это самый нужный товар!»  https://pravoslavie.ru/113789.html
… Еще Владимир Мономах своим детям писал: вот скачешь на коне и молись, повторяй: «Господи, помилуй» — большая польза тебе будет для ума. Какая мудрость у него была! Вот так и нам надо всегда, во всяком деле, на всяком месте стараться занять ум молитвой, все время спохватываться, если ум наш празден. Тогда у нас не будет в голове помыслов посторонних. У нас в душе будет Бог.
Апостол дал заповедь: «Непрестанно молитесь» — значит, когда мы не молимся, мы согрешаем, даже если и заняты каким-то самым благородным делом. Потому что любое дело без молитвы, самое прекрасное, это есть грех, и это дело никому не нужно. Богу нужны не дела рук наших, потому что то, что мы руками делаем, ногами, это все сгорит, это все не вечно, вечно только то, что относится к нашему духу, к нашей душе, — дела веры.
А главное дело веры — молитва. Вот поэтому и надо стараться все время молиться, а это, конечно, трудно.
Молиться — значит кровь проливать, но только так и можно. Святые отцы говорили: «Дай кровь и приими Дух». Без этого невозможно. Поэтому надо все время подвизаться, надо все время себя заставлять, надо все время себя понуждать, надо просыпаться. Мы-то все время спим, или замечательное слово есть: «балдеть». Мы постоянно балдеем, потому что все время в голове что-то есть: туда посмотрел, это почитал — и в такой балде весь день и проходит. А вечером, когда встаем молиться, разве это молитва? Тоже опять сплошная балда. Хорошо, если четыре слова до ума дошло. А во сне что? И во сне так же: то то приснится, то это. Утром встал — и опять сначала. И вот надо нам стараться из этой мути бесовской, из этих мечтаний, помыслов, планов, которые мы строим, всяких безумных осуждений, обид, которые в голове нашей кипят постоянно, — надо из этого выходить на свежий воздух благодати Божией. И это возможно только молитвой.
Но многие из нас, ходя в храм уже многие годы, так и не поняли, что значит молиться. Ищут какие-то хорошие молитвы или какие-то особенные, совершенно не понимая, что молитва заключается не в словах, это не магия. Можно «Помилуй меня, Боже» повторять, а можно просто говорить: «Господи» — и этого достаточ­но. Неважно, как молиться, лишь бы нам постоянно в этом упражняться. И не надо тут никаких особенных художеств. Как мы друг с другом разговариваем, так надо постоянно устремляться в молитве к Богу.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...