вторник, 18 июня 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 18 июня (05 июня)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
18 июня (05 июня старого стиля)
…Вы только представьте: тот огонь, который принес на землю Христос, уже две тысячи лет горит и не угасает! Носителей его становится все меньше, и когда их останется совсем маленькая кучка, тогда Господь придет во второй раз. Тогда эта земля уже будет не нужна, она исчезнет, потому что она и создана только для того, чтобы быть пьедесталом этого огня. Что толку в подсвечнике, если на нем не горят свечи? Что толку в человеке, если в нем нет души? Это просто труп, поэтому его и закапывают. Потому что как только из человека ушла душа, он тут же начинает разлагаться: пройдет два-три дня — и вонь, невозможно жить, чума может начаться. Так и человечество, из которого ушел Дух Божий, превращается в духовный труп, который ни на что не нужен — его только закопать или сжечь. Поэтому Господь и говорит о геенском огне. Вся земля создана только для одного: чтобы душа человеческая горела, как свеча, а пламя направлялось к Богу.

 Игоревская икона Божией Матери. Игоревская икона Божией Матери, перед которой молился в последние минуты своей жизни святой страстотерпец великий князь Киевский Игорь Ольгович (+ 19 сентября 1147), была помещена в приделе святого Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Икона эта древнего греческого письма с надписью о принадлежности святому Игорю.
Игоревская получила своё название в честь князя киевского Игоря Ольговича (в крещении – Георгия), жившего в первой половина 12-го века. Он правил Киевом лишь две недели, но пал жертвой нелюбви бояр к роду Ольговичей, в результате чего на престоле оказался Изяслав Мстиславич (внук Мономаха). По велению нового князя Игорь был заточён, а после сослан в Феодоровский монастырь. Там бывший узник принял схиму и был наречён Игнатием, после чего получил избавление от всех болезней, что приобрёл будучи заключённым.

Князь продолжил жить в монастыре, где днями и ночами непрестанно молился и оплакивал свои грехи. Но буквально через год во время Божественной литургии на него напали взбунтовавшиеся киевляне, излившие на инока ненависть к его уже почившему брату Всеволоду. Толпа расправилась над Игорем Ольговичем и продолжала издевательства даже после его смерти. Три года спустя (1150 г.) останки князя оказались в Чернигове. С того момента, Игорь был причислен к лику святых, а икона, к которой он обращался с молитвой во время нападения, была названа его именем.
Игоревская икона Божией Матери относится к типу «Умиление». На ней Богомладенец изображён припадающим левой щекой к лицу Богородицы, которая в данном случае символизирует церковь. Мать и Сын соприкасаются не только нимбами, но и лицами, поэтому образ в целом можно рассматривать как отображение связи между божественным и человеческим, земным и небесным. В основных своих особенностях Игоревская очень напоминает Владимирскую икону Божьей Матери. Разница состоит лишь в том, что на первой взгляд Девы Марии молитвенно-созерцательный, а на второй – пронзительный устремлённый вперед. Кроме того, на Игоревской не видна левая рука Спасителя. http://obikonah.ru/igorevskaja-ikona-bozhiej-materi.html
… Когда мы видим добрых и воспитанных детей, то невольно радуемся за их родителей и немножко им завидуем, потому что наши детки часто не таковы. Одна прихожанка мне говорила: «Ну почему у нее вот такие дети, а у меня такие? Почему у нее все в храм ходят, и сыновья священники, и дочка замужем за священником, хотя она воспитала их одна, а у меня и муж был, а вот мои дети и в храм не ходят, и не благочестивы, и ко мне плохо относятся?» Не сумела воспитать. Это очень трудное дело, огромный подвиг. Хорошо воспитать детей — это практически спасти свою душу, не только потому, что Богу нужны благочестивые дети, а потому, что этот подвиг понуждает человека наступать по всем фронтам и выигрывать битву за битвой, именно битву духовную, за душу ребенка. И воспитание, конечно, прежде всего, зависит от благочестия родителей.
Святой благоверный князь Игорь Ольгович (1147). Перенесение мощей блаженного Игоря, великого князя Киевского (1150) Великий князь Киевский Игорь Ольгович, в святом крещении Георгий, в 1146 году был разгромлен и взят в плен князем Изяславом и заточен в одном из монастырей Переяславля Русского или Южного (ныне Переяслав-Хмельницкий). Вдали от суеты мира сего, тяжело больной, он стал раскаиваться в своих грехах и просил разрешить ему постричься в монахи. 5 января 1147 г. епископ Переяславский Евфимий постриг его в иночество с именем Гавриил. Вскоре он выздоровел и был переведен в Киевский Феодоровский монастырь, где принял схиму с именем Игнатий и всецело предался иноческим подвигам.
Но дух братоубийственной ненависти бушевал над Киевом. Черниговские князья, двоюродные братья Игоря, замыслили заманить Изяслава Киевского в совместный поход - с тем, чтобы захватить его или убить. Заговор открылся, когда князь был уже на пути к Чернигову. Возмущенные киевляне, узнав о коварстве черниговцев, обрушили месть на ни в чем неповинного князя-схимника. 19 сентября 1147 г. святой Игорь был зверски убит.
Господь прославил страдальца чудесами. По благословению митрополита Климента Смолятича, игумен Феодоровского монастыря Анания совершил погребение страстотерпца в храме Киевского Симоновского монастыря. 5 июня 1150 г., когда киевский стол был занят Юрием Долгоруким, его союзник, князь Черниговский Святослав Ольгович, родной брат убиенного Игоря, торжественно перенес святые мощи князя Игоря на родину, в Чернигов, где они были положены в раку "с теремом" в кафедральном Спасском соборе. Тогда же было установлено празднование памяти святого. https://days.pravoslavie.ru/Life/life1234.htm
… Любовь заключается в проявлении сми­рения перед тем, кого ты любишь. Очень лег­ко это можно увидеть в отношениях матери и дитя. Вот маленькое дитя, неразумное еще, грудной ребенок, лежит, ему что-то не­удобно, и он начинает плакать. А мать, хоть ей, может быть, и спать хочется, и она уста­ла, она же на него не бросается с кулаками, не кричит: «Замолчи!» Потому что все рав­но бесполезно: ему восемь месяцев, разве он понимает? Ему хоть по-русски, хоть по-английски говори, он не понимает. И мать смиряется, она терпит, она бывает к нему снисходительна. Хотя дитя ей доставляет массу неудобств, но, тем не менее, она его не уничижает, не бранит, а старается укачать, старается его как-то умилостивить, ублаго­творить, чтобы он притих. «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» — так и говорят.
Правда, здесь есть важный момент: мать любит дитя, потому что оно свое, оно кровное. Вот лежат десять младенцев — девять не моих, а один мой, — и все пла­чут. К какому у меня желание броситься к первому? К своему. Почему? Потому что мое. Вот все дети бегают по лужам, и мой внучок бегает по лужам. Я не бросаюсь ко всем детям, не пытаюсь их оттуда вытащить, а только своего. Почему? Потому что если другие простудятся, мне все равно, а мне главное свое спасти, потому что мое будет болеть, а раз мое будет болеть, я буду за него переживать. То есть на са­мом деле эта любовь не полная, она окрашена эгоизмом, поскольку это любовь к свое­му, любовь к себе. Моя кровь, поэтому люблю и ребенка, и внука, уже меньше люб­лю племянника, еще меньше люблю двоюродного племянника, а уж о внучатом племяннике могу и не вспоминать — за своего ребенка, за своего внука переживаю, за него сердце болит.
Но Господь хочет, чтобы мы достигли любви к любому ближнему, чтобы любовь наша не зависела от того, близок нам этот человек или далек, хороший он или пло­хой, любит он нас или, наоборот, он наш враг, замышляет о нас злое. Надо достичь такого состояния сердца, когда каждого человека, даже если он тебе делает злое, и ты знаешь об этом, и знаешь, что он такой-сякой и только тебе вредит, — все равно ты должен научиться его любить.
Святитель Дорофей Тирский, епископ, священномученик (ок 362) Священномученик Дорофей в период гонений на христиан при императоре Диоклетиане (284–305) был епископом города Тира Финикийского. По слову Евангелия (Мф. 10, 23), святитель удалился из Тира и скрылся от мучителей. В царствование святого Константина Великого (306–337, память 21 мая) он вернулся в Тир, вновь занял епископский престол и управлял паствой более 50 лет, обратив в христианство множество язычников. Когда Юлиан Отступник (361–363) начал открыто преследовать христиан, святителю Дорофею было уже более 100 лет. Он удалился из Тира в Мизийский город Уд (ныне Варна). Там его схватили придворные императора. За отказ принести жертву идолам святого старца стали жестоко истязать, и под пыткой он предал душу свою Господу (+ около 362 года в возрасте 107 лет).
Священномученику Дорофею некоторые приписывают составление "Синопсиса" – собрания сказаний, а также житий святых пророков и апостолов. https://days.pravoslavie.ru/name/654.html
… Человек о смерти старается не вспоминать. Смерть — это некая неприятность, несчастный, нелепый случай. Умер кто-то — скорей закопать и забыть. Живут так, как будто с ними этого никогда не произойдет. Но мы все-таки должны думать о том, что будет завтра. Вот мы умрем — что мы после себя оставим, с чем пойдем туда? Одна раба Божия говорит: «Только дурак не признает загробную жизнь». Я спрашиваю: «Что же ты тогда в церковь не ходишь, не крестишься?» — «Да вот как-то...» А что «как-то», непонятно; даже не может найти определение, что мешает взяться, наконец, за дело. Потому что это и есть в наше время настоящее, реальное дело — спасение души своей. Разве наша душа не стоит того, чтобы этим всерьез заняться? Занимаемся кто чем, всякими глупостями, в основном всякими разговорами. Поговорить о Боге все любят, каждый перед другим тщеславится, хочет рассказать другому, что он прочитал из полутора книжек, да еще с таким видом, как будто сам уже все это прошел и познал. Но разговор о Боге — это еще не значит духовная жизнь. Духовная жизнь — это пища сердца, потому что наша душа находится в сердце. Вот о душе-то и надо больше всего думать. Некоторые говорят: заботиться только о своей собственной душе — это эгоизм. А постоянно в склоках пребывать — не эгоизм? А постоянно только о материальном печься, причем о своем материальном, — не эгоизм? Вот это-то как раз и есть эгоизм. А когда человек занимается спасением своей души, он это делает не для себя, а для Бога, то есть для другого существа, более высшего. И когда человек спасает свою душу, вокруг него спасаются тысячи, потому что от него идет свет Божий. Этот человек является живой Церковью, он как храм, в нем живет Дух Святой — и вокруг все начинает загораться... И так это идет, идет и уже дошло до наших дней.
…Нам нужно постоянно, постоянно трудиться; день и ночь, день и ночь заниматься своей душой. Тогда и результат будет: мы познаем Бога, мы узнаем, что такое Царствие Небесное. У нас в душе будет такая радость, у нас будет такая вера, у нас будет такая ясность в голове. Мы всегда будем знать, что нам делать; у нас не будет никакой путаницы, потому что мы будем знать путь. И если даже не сможем далеко по этому пути пройти, то сможем осве­тить его хотя бы на два-три шага вперед, на сколько хватит света в нашей душе.
А почему мы живем в темноте, в полной дезориентации и не знаем, как нам быть? Потому что свет только один — Христос. Он сказал: «Я свет миру». Другого света нет, все остальное в мире, что не Христос, — это ложь, это обман, фикция. Даже сатана, чтобы привлечь человека, вынужден рядиться в добро, потому что только добро есть свет. Поэтому он принимает такие обольстительные формы, которые лишь на вид хороши. Специально так делает, чтобы человека привлечь, а на самом деле в этом никакой красоты нет, а есть один сплошной обман.
Нам нужно стремиться к истинной красоте, которая заключается только во Христе. Все, что как-то связано со Христом, то и есть красота, потому что в этом жизнь. Что имело хоть какое-то касание ко Христу, то и живет. В чем только есть искра Божия, то вечно. А в чем нет искры Божией, то умирает, это все никому не нужно, все это серость, пошлость, дьяволь­щина. Дьявол ничего не может создать. Сколько ни тужится, он может только вот эту серую пошлость создать, только исказить все настоящее, он может только подражать, как обезьяна. И человека, чтобы ему на эту обезьянью приманку попасться, нужно сперва превратить в обезьяну — тогда он будет творить свои обезьяньи дела. Но если мы хотим быть хри­стианами, мы не должны быть обезьянами, мы должны быть ангелами, мы должны жить ангельской жизнью.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...