пятница, 14 июня 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 14 июня (01 июня)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
14 июня (01 июня старого стиля)
… Духовный труд — это значит стараться, чтобы всякое наше действие, направленное к достижению благодати Божией, Царства Небесного, совершалось нами осмысленно, с наибольшим возможным для нас вниманием, с наибольшим благоговением. То есть душу свою нужно все время напрягать изо всех сил, и не только стараться собственными усилиями этого достичь, но все время просить об этом Бога, все время к Нему взывать, к Нему обращаться, чтобы Он Сам управил, направил, успокоил, очистил, помог. Только к Нему, и Он поможет.
 
Праведный Иоанн Кронштадтский, протоиерей (прославление 1990). Святый праведный отец наш Иоанн, Кронштадтский Чудотворец, родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии – на далеком севере России, в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры. Новорожденный казался столь слабым и болезненным, что родители поспешили тотчас же окрестить его, причем нарекли его Иоанном, в честь преподобного Иоанна Рыльского, в тот день Св. Церковью празднуемого. Вскоре после крещения младенец Иоанн стал заметно поправляться. Благочестивые родители, приписав это благодатному действию св. таинства крещения, стали с особою ревностью направлять его мысль и чувство к Богу, приучая его к усердной домашней и церковной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и тем воспитал в нем особенную любовь к богослужению… https://days.pravoslavie.ru/Life/life6616.htm
… Сразу из мирского стать духовным, конечно, невозможно. И решимости такой нет, и опытности не хватит. Это только по гордости можно в двадцать лет уйти в затвор. Ну, на две недели человека, может, хватит, а вообще-то дня на три обычно, а дальше все кончается. Поэтому нужна постепенность.
Каждый из нас, просыпаясь утром, должен начинать духовный труд, потому что день, прожитый нами, это есть образ всей нашей жизни. Мы не знаем, что будет завтра, и нам это особенно и не должно быть интересно. Вот мы открыли глаза — и нам нужно вставать на молитву. Тут сразу начинается схватка: хочется — не хочется, то ли отложить, то ли нет, то ли сперва умыться, то ли, наоборот, — в общем, идет внутренняя борьба. Предположим, мы все-таки победили, устояли и начали молиться. Перекрестились: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» — и сразу у нас желание поторопиться, чтобы побыстрее это совершить. И начинается борьба с тем, чтобы не торопиться. Если мы и в этом устояли, значит, начинается борьба с помыслами, потому что у нас очень много забот и вместо молитвы, вместо «Святый Боже» у нас в памяти возникают всякие образы: надо это сделать, это сделать. Постоянное отвлечение, то есть опять борьба. И вот мы читаем, читаем, а потом понимаем, что только пробежали молитвы глазами, потому что не помним, читали мы их или нет. И снова борьба: вернуться ли к началу, к тому месту, откуда помним, или все-таки продолжать. И так весь день: куда сердце склонится, к Богу или к чему-то еще?

Праведный Иоанн Кронштадтский . Источник изображения http://iconsv.ru/index.php?func=detail&id=7198&Itemid=1&option=com_joomgallery
Еще учась в семинарии, он лишился нежно любимого им отца. Как любящий и заботливый сын, Иоанн хотел было прямо из семинарии искать себе место диакона или псаломщика, чтобы содержать оставшуюся без средств к существованию старушку-мать. Но она не пожелала, чтобы сын из-за нее лишился высшего духовного образования, и настояла на его поступлении в академию.
Поступив в академию, молодой студент не оставил свою мать без попечения: он выхлопотал себе в академическом правлении канцелярскую работу и весь получавшийся им скудный заработок полностью отсылал матери.
Учась в академии, Иоанн первоначально склонялся посвятить себя миссионерской работе среди дикарей Сибири и Северной Америки. Но Промыслу Божию угодно было призвать его к иного рода пастырской деятельности. Размышляя однажды о предстоящем ему служении Церкви Христовой во время уединенной прогулки по академическому саду, он, вернувшись домой, заснул и во сне увидел себя священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности он никогда еще не был. Он принял это за указание свыше. Скоро сон сбылся с буквальной точностью. В 1855 году, когда Иоанн Сергиев окончил курс академии со степенью кандидата богословия, ему предложено было вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора К. Несвитского Елисаветою и принять сан священника для служения в том же соборе. Вспомнив свой сон, он принял это предложение.
12 декабря 1855 года совершилось его посвящение в священника. Когда он впервые вошел в Кронштадтский Андреевский собор, он остановился почти в ужасе на его пороге: это был именно тот храм, который задолго до того представлялся ему в его детских видениях. Вся остальная жизнь о. Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте, почему многие забывали даже его фамилию "Сергиев" и называли его "Кронштадтский", да и сам он нередко так подписывался.
Брак о. Иоанна, который требовался обычаями нашей Церкви для иерея, проходящего свое служение в миру, был только фиктивный, нужный ему для прикрытия его самоотверженных пастырских подвигов: в действительности он жил с женой, как брат с сестрой. "Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобою давай посвятим себя на служение Богу", – так сказал он своей жене в первый же день своей брачной жизни, до конца дней своих оставаясь чистым девственником.
… Сам человек не может свою душу изменить, что-то в ней поправить. Ни один механизм сам себя не может починить, обязательно нужна внешняя сила, нужен тот, кто сам этот меха­низм создал и может его починить, потому что знает, как он устроен. Так же и нас исправить может один Бог. И Он готов нас исправить, готов спасти от греха, для этого Он и на зем­лю пришел.
Но мы не машины без души, мы свобод­ные существа. Поэтому мы свободны либо дать Богу возможность в нас действовать, либо не дать. Господь не может действовать против нашей воли. Человеку, просившему: «Господи! если хочешь, можешь меня очи­стить», Господь сказал: «Хочу, очистись», потому что увидел, что он действительно желает очиститься. И пока Господь не уви­дит нашего искреннего, всепоглощающего желания, Он нас не очистит.
Праведный Иоанн Крондштадтский. "Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству... Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры... Восстань же, русский человек!.. Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России... Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу - и вам и России". И грозно прорекает: "Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению". "Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония". "Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов".
Последующие события кровавой русской революции и торжества безбожного человеконенавистнического большевизма показали, насколько был прав в своих грозных предостережениях и пророческих предвидениях великий праведник земли русской.
… Первые христиане не все имели дар исцелений, какой Господь дал апостолам, но дар любви имели все. Из Деяний апостолов мы знаем, что люди говорили: посмотрите, как они любят друг друга. Действительно, между христианами была такая любовь, что она обращала к себе всех, даже мучителей. Палачами обычно бывали воины, римские солдаты. И вот они начинали мучить какую-нибудь девушку христианскую, думали: сейчас мы ее быстренько сломаем. И пытались и так, и так: и жгли, и били, и голодом морили — ну никак не сдается. И смотрят: в глазах ее нет к ним ни злобы, ни ненависти, ни гнева — ничего. Только терпение, кротость и смирение. И эти кротость, смирение и любовь обращали мучи­телей к Богу. Они думали: что же мы делаем, за что же мы такого хорошего человека истязаем? И даже упрашивали: нет уже сил тебя пытать, отрекись ты ради Бога. Веруй себе там в душе, только исполни то, что положено, и мы тебя отпустим. Некоторых мучеников даже соблазняли: мы тебе должность хорошую дадим, денег, дочь замуж за тебя отдадим, вылечим тебя, только давай кончим это дело скорей. Нет, не могут никак отречься от Христа. И это смирение, с которым мученики принимали страдания, обращало к вере. Многие палачи тут же вставали рядом и говорили: не будем их больше мучить, и нас казните, и мы хотим быть христианами. Их сразу же убивали, и они крестились в собственной крови. И христиане победили весь мир.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...