пятница, 17 мая 2019 г.

Донская икона Божией Матери. Образы и символы в деталях



Икона «Богоматерь Умиление Донская». Рассказ о шедевре
Автор: Людмила Александровна Щенникова
В истории христианского искусства немного найдется образов Богоматери, подобных Донской иконе. Она принадлежит к «нерукотворным творениям» православного мира. Создавший ее мастер был не просто талантливым иконописцем, но и созерцателем Горнего мира. Он словно увидел внутренним взором святой лик Царицы Небесной и запечатлел Его на иконе. Невидимый духовный образ превратился под его кистью в «живой портрет», доступный для созерцания каждому неравнодушному человеку. Духовное и душевное, Божественное и человеческое, Небесное и земное, эмоциональное и бесстрастное соединилось в этой иконе в нерасторжимом единстве.
           
Икона «Богоматерь Умиление Донская». Двусторонняя икона. 1390-е гг. Из Благовещенского собора Московского Кремля. Государственная Третьяковская галерея, Москва
***
Богородица, Дева Мария -
Гармоничны, созвучны слова,
Как березы и Русь. Россия,
Ты в исканиях своих права.

Во имя любви Мария
Сына на крест отдала.
В жертву приносит Россия
Всю себя, до нитки, дотла.

Иконы Матери Божьей
В России нашли свой приют,
Их истории, судьбы похожи:
В них спасенье люди найдут.

Глаза человека прозреют,
Умилятся злые сердца.
Силы демона не одолеют
Тех, кто верит в любовь до конца! (Кочурова Ольга)
Неувядаемая, непреходящая красота Горнего мира и его небожителей запечатлена на Донской иконе Божией Матери сверкающими лучезарными красками, сияющим золотом и бездонной глубиной лазурита. Богоматерь с нежно прильнувшим к Ней Богомладенцем, пребывая в Небесном мире (Ее взор погружен в Себя), как будто сошла к нам на землю и Своим кротким, ласковым выражением свидетельствует о всепрощающей Божественной любви.
Так воспринимали этот образ многие поколения русских людей, почитая его как чудотворный на протяжении пяти веков русской истории. Ныне, находясь среди выдающихся произведений древнерусской живописи в Третьяковской галерее, она по-прежнему остается великой православной святыней. Ее уникальный духовно-художественный образ привлекает внимание каждого посетителя галереи, вызывая в его душе неизменный отклик — в меру его внутреннего устроения и отношения к жизни.

Успение Пресвятой Богородицы. Оборот двусторонней иконы «Богоматерь Умиление Донская». 1390-е гг. Из Благовещенского собора Московского Кремля. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Икона Богоматери «Донская» была создана как выносной запрестольный образ Успенского собора в Коломне, поэтому на обороте иконы изображено «Успение». Икона раскрыта из-под записей в 1914 — 1919 годах иконописцем-реставратором Г.О. Чириковым в Московском Кремле. После реставрации она поступила в Государственный Исторический музей, откуда в 1930 году была передана в Государственную Третьяковскую галерею. Сохранность иконы в целом очень хорошая. На ликах и одеждах имеются лишь небольшие потертости красочного слоя. Но золото фона утрачено почти полностью, остались только его следы. Вокруг голов, по контурам фигур и во многих местах на фоне и полях — многочисленные зашпаклеванные отверстия гвоздей, крепивших венцы и другие части драгоценного убора.
Скорбящие апостолы. Деталь оборота двусторонней иконы «Богоматерь Умиления Донская» (Успение Пресвятой Богородицы). 1390-е гг. Из Благовещенского собора Московского Кремля. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В изображении Успения на обороте Донской иконы много земных ассоциаций, живого сердечного чувства. Краски сумрачные, с яркими контрастными белильными бликами. Лики апостолов нахмуренные, плачущие, с выражением земной печали и горечи разлуки. Но величественный образ Христа Спасителя в сияющих одеждах «Будущего века», Его благостный лик и светлый, бесплотно-легкий образ души Богородицы на руках Вседержптеля вселяют надежду, дают успокоение, зримо свидетельствуя о небесном блаженстве и вечной райской жизни.
В полном соответствии с этим образом написана и икона Божией Матери на лицевой стороне.
Лики Богоматери и Богомладенца. Деталь двусторонней иконы «Богоматерь Умиление Донская». 1390-е гг. Из Благовещенского собора Московского Кремля. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Мастер коломенской иконы «Умиление», работавший в культурно-исторический период и в духовной среде — в Московской Руси эпохи преподобного Сергия Радонежского — выразил свое восприятие образа Небесной Заступницы за живых и усопших. Внешняя и внутренняя экспрессия фигур, свойственные константинопольской византийской фреске начала XIV века, сменились в иконе смиренным, вечно длящимся «деисусным» молитвенным предстоянием Богородицы пред ликом кроткого Младенца — Спасителя и праведного Судии. Образ проникнут умиротворенной тишиной и созерцательностью.
Икона отличается нежной кротостью, всепрощающим смирением и бесконечной любовью Богородицы и Христа. Она изливается на каждого, кто созерцает Их чудные лики. Духовно и художественно одаренный мастер-грек, работавший на Руси в эпоху преподобного Сергия Радонежского, глубоко воспринял идеалы русской святости, миросозерцания русских людей и бесподобно воплотил их своей талантливой кистью.
Рассматривая Донскую икону Богоматери, невозможно не восхищаться ее художественной красотой, изумительным в своем совершенстве рисунком, мягкой «реалистической» и одновременно продуманно условной трактовкой одежд, выявляющей легкий рельеф «небесно-бесплотных» фигур и ликов, виртуозно закрученными локонами Младенца.
В иконе преобладают три основные краски: золотистая охра и чистое золото, насыщенно-глубокий ультрамариновый синий и лилово-коричневый. На этих красочных поверхностях цвета неба и земли вспыхивают как отблески Божественных энергий тонкие белильные штрихи высветлений и два ярко-алых пятна сомкнутых уст Богородицы и Ее Божественного Сына. Донская икона являет зрителю (предстоящему ей молящемуся человеку) Мать, самоотверженно и нежно, кротко и самозабвенно любящую Своего Божественного Сына и вместе с Ним весь человеческий род. Одновременно она показывает Царицу Небесную, предстоящую Господу в Небесном райском мире, испрашивающую милосердие и сострадание к каждой человеческой жизни. Предстанем пред этой иконой и мы, посетив Третьяковскую галерею, чтобы созерцать ее небесно-земную красоту лицом к лицу.
Рука Богоматери и руки и ступни Богомладенца. Деталь двусторонней иконы «Богоматерь Умиление Донская». 1390-е гг. Из Благовещенского собора Московского Кремля. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В иконе сохранена символика, характерная для изображений Богоматери с Младенцем Христом, обнаженные ножки Которого поставлены на руку Матери. Но композиция в Донской иконе стала предельно собранной, сконцентрированной, стянутой к смысловому центру — образу Христа в сияющих одеждах «будущего века». Ножки Младенца соединены и поставлены на запястье руки Матери, сжимающей спадающие складки Его гиматия (ГИМАТИЙ - в Древней Греции мужская и женская верхняя одежда, плащ. Гиматий представлял собой большой, до 4 м, кусок ткани прямоугольной формы).
Необычно крупная, обобщенно нарисованная кисть левой руки Марии, приближенная к ножкам Младенца, являет собой удобное седалище, как бы престол для Спасителя-Сына.
Мастер акцентирует идею Божественного подобия, «равночестности» плоти воплощенного Слова Божия — Младенца Христа и преображенной земной плоти Богоматери. Это особенно хорошо видно в сопоставлении обнаженных ног Младенца и рук Богородицы, на которых как на престоле восседает Ее Божественный Сын.
Другая идея, выраженная в образе обнаженных ног Иисуса, — это ожидающие Его Крестные страдания, Страсти Христовы, и смиренное их принятие Христом ради искупления первородного греха прародителей, Его добровольная жертва.
Рука Богоматери. Деталь двусторонней иконы «Богоматерь Умиление Донская». 1390-е гг. Из Благовещенского собора Московского Кремля. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Ткань, зажатая в левой руке Богородицы (свисающий подол хитона Младенца Христа), напоминает плат, которым, согласно позднейшей интерпретации, Богородица осушает слезы плачущих, чтобы никто не ушел от Нее не утешенным. Возможно, именно так воспринимали эту деталь и иконописец, и заказчик иконы.
О стиле иконы, ее художественных особенностях и манере исполнения писали многие исследователи, относившие ее либо к творчеству Феофана Грека, либо к художнику его мастерской. Наиболее яркие, образные определения принадлежат известному историку византийского искусства О.С. Поповой: «Красота ее лица завораживает, от него трудно оторвать взгляд. Цветущее и тонкое, сильное и нежное, по-классически торжественное и по-человечески мягкое, пластически совершенное и во всех своих очертаниях изысканное, оно поражает множеством нюансов, душевных и художественных. Как будто это целый мир разнообразных возможностей, соединенных в одном образе и приведенных в гармонию. И при всей множественности оттенков согласие их столь полно и стройно, что целое мыслится идеальным. Это относится и к внутреннему строю и к внешнему облику, и ко всей сумме художественных средств, к тому, что именуется стилем».
Золотая кайма с бахромой на концах мафория Богородицы. Деталь двусторонней иконы «Богоматерь Умиление Донская». 1390-е гг. Из Благовещенского собора Московского Кремля. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Избранная Богом Дева Мария, ставшая Богородицей, первая «наследница», «сопричастница» света, сияющего и на Ее земных одеждах в золотой кайме вокруг лика, золотых каймах с бахромой на концах мафория и золотых звездах-розетках на челе и плече.
В колористическом решении важнейшую роль играет золотистая охра и чистое золото, из которых «сотканы» сияющая плоть Христа и Богоматери, одежды Младенца, являющие Его как Царя Славы и Судию, каймы и звезды на лилово-коричневом мафории Марии. Золото дополняет небесно-синий цвет клава и свитка Христа, пронизанных тонкими золотыми линиями, чепца и зарукавья хитона Богоматери, а также яркая киноварь уст. Тонко сгармонированная звучная красочность образов была усилена первоначально золотым фоном иконы, а позднее — золотым окладом, обильно украшенным редкостными по своей величине сияющими драгоценными камнями и отборным крупным лучезарным жемчугом.
Главная тайна Донской иконы — надпись на мафории: 24 греческие буквы, еле заметные обычному глазу. Ее так и не смогли расшифровать. «Эта греческая надпись представляет собой, скорее всего, акростих строки из псалма или из какой-то молитвы, прославляющей Божию Матерь», — предполагает Левон Нерсесян.
Лики Богоматери и Богомладенца. Деталь двусторонней иконы «Богоматерь Умиление Донская». 1390-е гг. Из Благовещенского собора Московского Кремля. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Икона восхищает художественным совершенством, неземной красотой лика. Ни в одной другой иконе — ни византийской, ни древнерусской — нет такого изящно-плавного, уверенно-точного, сделанного рукой великого мастера «лебединого» изгиба стройной, высокой шеи и нежно склоненной головы Девы Марии. Овал удлиненного лика с пластически вылепленным подбородком, красивыми благородными чертами, широко открытыми, соразмерными лику очами в затененных глазницах и алыми устами имеет сходство лишь с ликом Богородицы в Деисусе Благовещенского собора. Особенно поразительно сияние, внутреннее свечение ликов Младенца Христа и Девы Марии. Тонкие, сплавленные, просвечивающие слои золотистой охры и розовой подрумянки, нанесенные на голубовато-зеленый санкирь, светятся изнутри и искрятся, создавая лучезарность преображенной Божественным светом плоти, образ сияющих Божественной любовью Матери и Сына. Мастер, будучи приверженцем идеалов исихастов, учивших о преображении человека и всего мира Божественным светом, сам словно восхищается красотой сияющей плоти Богородицы и Младенца Христа.
Чтобы нагляднее явить это чудо и насладиться его красотой, он открывает высокую крепкую шею Младенца, Его плечо и грудь. Созданный им живописный образ как бы свидетельствует, что преображенная плоть подобна Божественному свету, «имматериальным» Божественным покровам, в которые облачен Младенец Христос — воплощенное Слово Божие. Поэтому охряно-золотистый цвет плоти и одежд Христа сближен, но в одеянии он усилен золотым ассистом, сплошь покрывающим одежды, прямо и непосредственно являющим Божественный свет.
Сопоставляя Богоматерь «Донскую» с иконой Богоматери в Деисусе Благовещенского собора, исследовательница О.С. Попова считает обе иконы творением знаменитого Феофана Грека, «по художественной удаче — гениальным, не вмещающимся ни в какой общий ряд».
Лик Богоматери. Деталь иконы деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. 1390-е гг. Музеи Московского Кремля
Действительно, Образ Богоматери на Донской иконе имеет большое сходство с Ее ликом на иконе из деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля. Это впервые было отмечено известным живописцем и художественным критиком И.Э. Грабарем. На основании летописной записи 1405 года о «подписи» церкви Благовещения Феофаном Греком, «старцем» Прохором с Городца и «чернецом» Андреем Рублевым И.Э. Грабарь приписал деисусный чин Благовещенского собора творчеству Феофана Грека. Находившуюся в этом храме икону «Богоматерь Умиление Донская» он также отнес к кисти знаменитого греческого живописца. Датировка иконостаса Благовещенского собора обозначается 1405 годом, и атрибуция его икон как произведений трех названных в летописи мастеров была принята большинством историков искусства и долгое время оставалась неизменной. Но в 1980-е годы было проведено исследование, показавшее, что все внутреннее убранство Благовещенского собора погибло в пожаре 1547 года, после которого в храм поставили древние иконы, привезенные из других городов. Исторические свидетельства для атрибуции деисусного чина и Богоматери «Донской» Феофану Греку исчезли.
Феофан Грек. Лик ангела. Деталь фрески «Гостеприимство Авраама». 1378:. Спасо-Преображенский собор, Великий Новгород
Однако исследователи обнаружили типологические и стилистические аналогии между образами на Донской иконе и новгородскими фресками церкви Спаса Преображения, созданными Феофаном Греком в 1378 году. Это сходство и исключительно высокое художественное качество и неисчерпаемая глубина духовного содержания позволили снова связывать икону с творчеством этого прославленного греческого живописца. Изучая икону, историки искусства вновь и вновь возвращаются к наблюдению И.Э. Грабаря о поразительной близости образа Богоматери на иконе из Коломны с Ее образом в деисусном чине Благовещенского собора. Различие двух изображений заключается только в том, что в одном случае это икона из монументального Деисуса, предназначенного для высокого иконостаса, в другом - местный моленный образ, выполненный в более сдержанной иконописной манере, без живописных эффектов, свойственных монументальной иконе. Сопоставление этих произведений показывает их сходство на всех уровнях образно-художественной структуры и не позволяет отвергнуть мысль об их принадлежности творчеству одного и того же боговдохновенного иконописца, и возможно — к единому храмовому ансамблю.
Свадьба великого князя Димитрия Иоанновича и великой княгини Евдокии Димитриевны. Миниатюра. Лицевого летописного свода. 70 гг. XVI в.Библиотека Академии наук. Санкт-Петеробург
В 1980-е годы было высказано предположение о происхождении деисусного чина, в середине XVI века оказавшегося в Благовещенском соборе Московского Кремля, из Успенского собора города Коломны, для которого изначально предназначалась икона «Богоматерь Умиление Донская». Поэтому, рассматривая художественные особенности этой иконы в сопоставлении с образом Божий Матери из Деисуса и изучая историю ее почитания, следует вновь обратиться к истории древнего коломенского храма.
Известный археолог и историк архитектуры Н.Н. Воронин полагал, что поводом к закладке Успенского храма в Коломне могло быть «торжество первой победы над монголами на реке Воже (к югу от Коломны) 11 августа 1378 года, незадолго до праздника Успения». Это «торжество первой победы» в 1379 году (предполагаемый год закладки собора), несомненно, было молитвенным поминанием воинов, убитых на поле брани. Мемориальное (поминальное) значение коломенского Успенского собора, заложенного, согласно летописи, великим московским князем Дмитрием Ивановичем, еще более возросло после Куликовской битвы 1380 года. В этом, вероятно, еще только начатом строиться соборе великий князь молился перед походом, а после окончания побоища на Дону здесь служили панихиды по убиенным православным воинам. После смерти Дмитрия Ивановича (1389 год) заботу об Успенском соборе взяли на себя его старший сын Василий, ставший великим московским князем (Коломна перешла в его владение), и великая княгиня Евдокия, вдова Дмитрия Ивановича, имевшая в Коломне свою долю.
В 1392 году коломенский храм был расписан фресками. Инициатива украшения собора ровно через десять лет после его создания князем Дмитрием Ивановичем (это подчеркивается в летописи), вероятно, принадлежала его ближайшим родственникам, владевшим Коломной, — старшему сыну и вдове. Летописи не донесли до нас имена мастеров, но ничто не противоречит (напротив, логически предполагает) участию в росписи коломенского собора Феофана Грека, работавшего в Московском Кремле в конце XIV — начале XV века для тех же высокопоставленных заказчиков.
Успенский собор Коломны, многократно перестраивавшийся в течение последующих столетий, не сохранился, но осталась его главная святыня — икона «Богоматерь Умиление», перенесенная в Благовещенский собор Московского Кремля в Благовещенский собор Московского Кремля.
Пострижение в монашество великой княгини Евдокии Димитриевны. Миниатюра Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. Библиотека Академии наук, Санкт-Петербург
Произведение такого высокого художественного качества и столь глубокого духовного содержания, выполненное одним из талантливейших иконописцев своей эпохи, создавалось как заказ незаурядной личности.
В связи с этим вновь вспоминается великая княгиня Евдокия, отличавшаяся .любовью к храмовому строительству, творениям искусных иконописцев и святыням. В 1393 году она построила в Кремле на своем дворе церковь Рождества Богородицы, которую богато украсила иконами и в 1395 году поручила расписать ее лучшим мастерам — «Феофану иконнику Гречину философу» и Симеону Черному. После смерти супруга Евдокия приняла иноческий постриг с именем Евфросиния и основала в Московском Кремле девичий Вознесенский монастырь, в котором была погребена в 1407 году. Логично предположить, что именно она явилась заказчицей иконы «Умиление» с «Успением» на обороте, поставленной в коломенский Успенский собор Дмитрия Ивановича на молитвенную память о нем и о его воинах. Такие вклады делались с надеждой на милосердное заступничество Божией Матери, не оставившей мира «живых и усопших» и после своего Успения, Небесной Предстательницы за людей у Бога Сына - Творца и Судии — в день Страшного Суда и всеобщего воскресения.
«Богоматерь Умиление». Фреска Новой церкви Токали Кияисе. Первая четверть X в. Каппадокия. Турция
По причине малочисленности дошедших до наших дней произведений византийской живописи нельзя сказать, является ли «Богоматерь Умиление Донская» точным списком какого-то несохранившегося чудотворного византийского оригинала, или она была создана как творческая интерпретация различных вариантов типа «Умиление — Взыграние». Принимая во внимание высочайшее художественное качество и глубину духовного содержания, заключающего в себе многообразие оттенков, гармонично слитых в единое духовно-душевное целое, кажется более правдоподобным второе предположение. Именно эти качества можно видеть в идейной программе и живописном исполнении деисусного чина Благовещенского собора, приписываемого прославленному византийскому мастеру Феофану Греку. «Богоматерь Умиление Донская» — их ближайшая родственница, такое же боговдохновенное творение греческого живописца, созидавшего дивные святые образы в духовной атмосфере великокняжеской Москвы.
Симон Ушаков. «Богоматерь Умиление Донская». Икона-список. 1668 г. Из Донского монастыря. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Во второй половине XVII века прославление древней чудотворной Донской иконы из Благовещенского собора Кремля и ее чтимого списка 1593 года из Донского монастыря достигло своего апогея. С этих икон было сделано несколько новых списков. Так, в 1668 году царский изограф Симон Ушаков (он же — Пимен) написал для Донского монастыря точный список - «в меру и подобие» местной святыни 1593 года. На нижнем поле этой иконы, хранящейся ныне в Третьяковской галерее, имеется надпись: «1668 году писан сей образ иконописцем Пименом в меру и подобием чудотворнага образа Пресвятым Богородицы Донскиа, а поновлен в точность в 1813 г. Донского монастыря еромонахом Севастъяном». В 1683 году эта икона стояла в трапезной церкви Донской Богоматери вместе с другими старыми местными иконами. Позднее образ письма Симона Ушакова был поставлен в иконостас.
Уменьшенные списки с Донской иконы Богоматери создавались и в последующие столетия. Один из них, с пророками на полях, хранится в Государственном Музее истории религии в Санкт-Петербурге. Икона интересна своим обрамлением — образами пророков, прославляющих Божию Матерь как Царицу Небесную и Покровительницу обращающихся к Ней за молитвенной помощью. В XX веке, когда храмы Донского монастыря вновь стали действующими, с древней Донской иконы Богоматери сделали новый список, который поместили в открытый в 1946 году Малый собор в честь Донской иконы Божией Матери. Этот список представляет собой хорошо исполненную точную копию древней святыни.

Источники:
ЩЕННИКОВА Л.А. Донская икона Божией Матери/ Людмила Александровна Щенникова. - СПб. : Метропресс : ООО «Метропресс», 2014 - 76 с. – (Русская икона: образы и символы)
Донская икона Божией Матери вот уже пять столетий является одним из самых почитаемых на Руси образов. «Богоматерь Донская» — святыня Московского царства, сподручница русского войска в его далеких походах, защитница нашей страны от нашествий иноплеменников. И, конечно, молитвенная предстательница, за помощью к которой обращались не только сильные мира сего, но и простые русские люди. Многочисленные списки, драгоценное убранство иконы, богатая житийная литература — свидетельства той роли, которую играет этот древний образ в церковной жизни и национальной культуре.
Происхождению, истории и смыслу образа Донской иконы Божией Матери, наиболее значимым ее спискам, а также ее драгоценному убору посвящена эта книга. Написана она ярким, простым, доступным для самого неискушенного читателя языком. При этом автор, известный специалист в области древнерусского искусства Людмила Александровна Щенникова, нисколько не отступает от научной и богословской точности. Книга снабжена многочисленными иллюстрациями и потому станет незаменимым вспомогательным пособием для преподавателей истории искусств и основ православной культуры.
Серия подготовлена в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью, по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и рекомендована в качестве пособия для учебных заведений.
САЙТ https://ruskline.ru/news_rl/2018/02/27/donskaya_ikona_nadpis_na_odezhde_bogomateri_postavila_uchenyh_v_tupik Русская народная линия. «Донская икона: надпись на одежде Богоматери поставила ученых в тупик»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...