вторник, 14 мая 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 14 мая (01 мая)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
14 мая (01 мая старого стиля)
… Сколько было с нами всяких чудес и милости Божией на нас изливалось! Ведь Господь нам не только тяжелый крест дает. Каждый из нас может вспомнить десятки, сотни случаев, когда Господь радовал нас, как детей. Но это когда мы были детьми, а когда мы уже духовно начнем мужать, тогда скорбей будет прибавляться. Это неизбежно. И действительно, поговорка есть: «Маленькие дети — маленькие скорби, большие дети — большие скорби». Почему так? Ну потому что молодые, по двадцать пять лет, какие им скорби? А чем больше человек опыта приобретает, чем на большее становится способен, тем Господь ему больше дает трудов, больше скорбей, больше болезней. И надо это воспринимать не как ужас и кошмар, а как наше участие в светлой христианской жизни.
  Андрониковская икона Божией Матери (XIV) Андрониковская икона Божией Матери - родовая святыня греческого императора Андроника III. В 1347 году он подарил икону Монемвасийской обители в Морее.
Когда турки напали в 1821 году на Грецию и опустошили многие города, в том числе и Монемвасию, настоятель монастыря, епископ Агапий, оставив все сокровища монастыря в руках неприятелей, спас только чудотворную Андрониковскую икону и скрылся с нею в город Патрас.
Пред смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Влассопуло, сын и наследник которого, А.Н. Влассопуло, послал её из Афин в 1839 году с письмом на Высочайшее имя в Одессу для препровождения её в Петербург императору Николаю Павловичу.
С 1839 по 12 (ст. ст.) мая 1868 года Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, а с 12 мая 1868 года по 16 (ст. ст.) апреля 1877 года — в Троицком соборе, что на Петербургской стороне.
В 1877 году эта икона перенесена в женский монастырь во имя Казанской Божией Матери Тверской губернии, близ города Вышний Волочок. В 1984 году икона была украдена и нынешнее её местонахождение неизвестно.
Богородица изображена оплечно, без Младенца. На шее Божией Матери с правой стороны кровоточащая рана. В нижней части иконы был приделан футляр, в котором хранился нож дамасской стали с костяной рукоятью, которым турок-икононенавистник нанёс удар иконе, после чего и появилась кровоточащая рана. К иконе прилагался также вышитый византийский герб (двуглавый орёл), подтверждающий императорское происхождение образа.

… Господь говорит нам: «Ищите Царствие Небесное». А мы что ищем? Мы ищем хлеба, спокойствия, здоровья, благополучия, продвижения по службе, чтобы с родственниками было все в порядке и так далее. То есть мы хотим здесь, на земле, обустроиться хотя бы до пенсии, а потом еще чуть-чуть до смерти, и желательно еще безболезненно умереть: тихо уснуть и не проснуться. А о том, что будет там, мы вообще даже и не думаем, серьезно нас это не заботит. Потому что, если бы нас это заботило, мы бы жизнь свою в корне поменяли. Нас все беспокоит, что о нас кто подумает, что про нас кто скажет, как к нам кто относится, на кого мы в данный момент обиделись, с кем мы рядимся. К сожалению, во всем этом наш ум пребывает и сердце. А на самом деле должно быть по-другому. Мы должны постоянно бдеть над своей душой, смотреть, какие помыслы входят в ум, какие страсти у нас в сердце, стараться беспощадно с ними бороться именем Божиим, призывая все время на помощь Спасителя: «Господи, помилуй, Господи, помилуй». Все время взывать.
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость». Историю, связанную с обретением и написанием образа Божией Матери «Нечаянная радость», можно разделить на две части. Первая – это собственно явление Божией Матери и Богомладенца Христа некоему мужчине, которое описал в своем творении «Руно орошенное» святитель Димитрий Ростовский в XVII веке (1683 год). А вторая – это написание произошедшего чуда в иконографическом стиле.
Предание об исцелении некоего юноши от плотской страсти через эту святую икону описано в книге святителя Димитрия Ростовского "Руно Орошенное". Юноша молился по привычке перед образом Пречистой и вдруг увидел, что изображение ожило, язвы Господа Иисуса раскрылись и кровоточат. В страхе он воскликнул: "О Госпожа, кто это сделал?" На что Богородица отвечала: "Ты и прочие грешники грехами своими вновь распинаете Сына Моего". Тогда только раскрылась перед ним бездна его грехопадения, долго молил он в слезах Богородицу и Спасителя о помиловании. Наконец, была дана ему нечаянная им уже радость прощения и оставления грехов, нравственное прозрение и духовное  исцеление.
Сжалившись над ним, Богоматерь не прекращала своих святых молитв до тех пор, пока не услышала от Иисуса Христа слова: «Ныне прощаются ему грехи Тебе ради».
Человек беззаконный осознал всю глубину своего падения и с помощью Божией оставил грешную жизнь. До конца дней он со слезами и благодарностью молился той, по ходатайству которой получил от Господа нечаянную радость покаяния и прощения грехов.
И сегодня, приходя в храм и видя икону «Нечаянная радость», с надеждой взывают к ней люди: «О, премилостивая Владычице Богородице, подаждь нам нечаянную радость, обремененным грехи и скорбьми многими, и избави нас от всякого зла, моляще Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша».
И получают кающиеся грешники по молитвам милосердной заступницы рода человеческого просимое. Ибо сказано в Евангелии: просите и получите, ищите и найдете, стучите и вам откроют.
Икона эта не похожа на другие иконы Богоматери.
Икона "Нечаянная радость" построена по принципу "икона в иконе", то есть сюжетного включения изображения иконы внутрь происходящего действия. Композиция иконы точно повторяет рассказ святителя Димитрия. В левом углу помещают молящегося беззаконного человека, который стоит на коленях перед образом Одигитрии (Путеводительницы). Внизу пояснение, что это человек беззаконный. На Богомладенце изображают разорванную одежду и язвы. Под иконой помещают начальные слова истории из «Руна орошенного» или молитву иконе; из уст грешника может исходить лента со словами его моления к Богородице. https://foma.ru/ikona-nechayannaya-radost-istoriya-svyatyini.html
… Господь сказал: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего». Иудеи были верующие, но во Христе не признавали Сына Божия, не хотели покоряться Его словам. Вот так и мы с вами: мы люди верующие, а словам Сына Божия покоряться не хотим. Отчего это происходит? Господь Иисус Христос поясняет: человек не хочет покоряться, потому что на самом деле он является не сыном Божиим, а сыном дьявола и поэтому хочет творить дела дьявольские; а кто от Бога, тот хочет творить дела Божии.
Человечество именно по этому признаку и разделяется. На словах вроде все верующие, однако, не каждый от Бога. У многих людей вера не христианская, а бесовская, потому что она совсем не в того Бога, а в какого-то иного. Но в воскресном песнопении поется: «Разве Тебе иного не знаем» — значит, кроме Христа нет Бога. Кто верует Христу и Его словам, тот верует и Отцу Небесному, потому что слова, которые Христос принес на землю, Он слышал от Отца. И тот, кто от Бога рожден, слушает слова Божий, а тот, кто является сыном дьявола, все равно будет делать свое — ему хоть говори, хоть не говори.
ЦАРЕВОКОКШАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ «МИРОНОСИЦКОЙ» (1647) Икона Божией Матери Царевококшайская, или Мироносицкая, явилась крестьянину Андрею Иванову 1 мая 1647 года близ местечка Большие Кузнецы в 15 верстах от г. Царевококшайска в Казанском крае. Работая в поле, Андрей заметил лежавшую на земле икону и хотел ее поднять, но икона стала невидимой. Изумленный крестьянин, оглядевшись, заметил, что икона стоит на дереве, поддерживаемая невидимой силой. Он помолился и взял икону домой, где она прославилась чудесами. Богомольцы стекались к ней из всех окрестных сел. Образ перенесли в город Царевококшайск, затем в Москву, а, спустя некоторое время, возвратили обратно. На месте ее явления был построен монастырь. На месте обретения иконы по приказу царя был построен монастырь — Царевококшайская Мироносицкая пустынь, в которой образ пребывал до 20-х годов ХХ столетия. В 1922 году обитель была закрыта, чудотворная икона исчезла.
Икона вырезана на аспидном камне (минерал шунгит). Помимо Пресвятой Богородицы с Младенцем на ней присутствуют жены-мироносицы, из-за чего икона получила название Мироносицкой. Мироносицкая икона — одна из трех почитаемых православной церковью чудотворных икон, вырезанных на камне (наряду с Жировицкой и Леснинской)
Мироносицкая икона сначала была вделана в большую кипарисную доску, расписанную изображениями двунадесятых праздников, а затем ее вставили в большую Владимирскую икону Божией Матери. Ныне в возрожденном Мироносицком монастыре хранится чтимая Владимирская икона с вделанным в нее каменным образком, внешне похожая на утраченную святыню
В храмах Республики Марий-Эл находится множество вырезанных на камне копий Мироносицкой иконы. Ныне через свой Мироносицкий образ Пресвятая Богородица почитается небесной покровительницей Марийского края.
До революции Святой образ притягивал к себе богомольцев из разных мест, огромное стечение народа к чудотворному образу в Мироносицкую пустынь наблюдалось три раза в год: 1 мая – в день явления иконы; на 3-ю неделю после Пасхи – неделю прославления жен-мироносиц и 23 июня – в день Владимирской иконы Божией Матери. В монастыре собиралось свыше 3 тысяч богомольцев и паломников из Казанской и Вятской губерний. Отсюда она ежегодно переносилась в город Царевококшайск 21 июля и пребывала там до 22 августа. http://rublev.com/ikony/ikona-bozhiei-materi-tsarevokokshaiskaia-mironositskaia
…Эта речь Христова обращена к нам, чтобы нам ужаснуться, потому что многие не чувствуют слов Господних, не воспринимают их в себя, живут по своим похотям, которые возбуждаются от геенны. И в результате своей жизнью мы служим не Богу, а дьяволу. Нас тянет на излишнюю болтливость, на осуждение, на злобу, злоречие, злопамятность, зависть, клевету, блуд, многостяжание, отчуждение от людей, подозрительность, многоспание, себяжаление, эгоизм, поиски своего, желание ублажить себя всячески. И через эти наши похоти, желания мы покоряемся дьяволу. Кто чей сын, тот тому и служит. А ведь жизнь нам дана на то, чтобы все эти похоти, все греховные желания, стремления в себе угасить, чтобы нас даже не тянуло на грех.
Каждый христианин в купели крещения усыновляется Отцу Небесному, поэтому, хотя в нем и действует грех, он должен ставить ему препятствие: хочу согрешить, но говорю «нет», потому что я являюсь воином Христовым и должен грех побеждать. А тот, кто от дьявола, он, наоборот, что хочет, то и делает, независимо от того, какова заповедь Божия. Вот человека что-то раздражает, и дьявол хочет, чтобы он прогневался, а Бог хочет, чтобы он проявил мужество и удержался, остался непобедимым воином Христовым. К несчастью, человек обычно служит своему греху: когда у него чешется — он хочет почесаться, потерпеть не хочет; когда его раздражают — он хочет прогневаться, что-то злое сказать, осерчать, на своем настоять. Вот так и получается, что мы вроде бы формально крещеные, вроде верующие, Писание читаем, а в жизни нашей часто это не проявляется.
Господь говорит, что кто уверует в Сына Божия, уверует в слова Господни, примет их, будет их исполнять, тот не умрет, а наследует вечную жизнь. Хочешь Царствия Небесного? Очень просто: не служи греху, не действуй по своим похотям, а действуй по заповедям Божиим. Заповеди Божии даны в Священном Писании — читай, исполняй. А то получается, что мы даже читаем так, лишь бы прочесть — прочитал, чего-то помечтал и забыл. Если мы хотим быть детьми Отца Небесного, надо нам слушать, что Господь Иисус Христос говорит. И кто примет эти слова в себя — значит, тот от Бога. А кто не примет, тот от дьявола — и тогда ходи в храм, не ходи, все равно в геенну попадешь, раз ты сын дьявола. Если мы Богу молимся, в храм ходим, Святых Тайн причащаемся, Священное Писание читаем, но заповеди Божии не исполняем, то наше хождение в храм, наша молитва являются хулой на Бога. Поэтому если захотим Царствия Небесного, захотим стать детьми Отца Небесного и сродниками всем святым и достичь вечной жизни, будем вникать умом и сердцем в заповеди Божии и исполнять их в жизни своей.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...