пятница, 26 апреля 2019 г.

Икона «Распятие Христово», письма Дионисия. Образы и символы в деталях



Икона «Распятие Христово», письма Дионисия. Рассказ об одном шедевре
Автор: Светлана Александрова Кирьянова
Распятие, Крест Господень — главный символ христианства. Именно через это орудие казни пришло спасение человечества. Богочеловек умер на кресте, чтобы воскреснуть и навеки уничтожить смерть, тление и грех. Христианская литература, поэзия и архитектура немыслимы без образа распятия. Крест как символ играет важнейшую роль в культуре народов, принявших веру Христову. Он сопровождает христианина от рождения до последнего вздоха.
        Дионисий. Икона «Распятие Христово». 1500 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эту икону можно рассматривать как один из немногих «эталонных» памятников, на котором основаны современные представления о стиле и индивидуальной манере Дионисия. Бесплотное тело Иисуса Христа будто парит над землей. Во имя любви к лю­дям Бог воплотился и вочеловечился, жил и проповедовал на земле и теперь умирает на Кресте. Умирает — чтобы воскреснуть, сломать врата ада и от­крыть людям путь в Царствие Небесное. Именно ради этого Он и пришел в мир: чтобы Своей смертью победить смерть.

Рядом с Крестом стоит поддержива­емая женами Богородица и любимый ученик Христа — св. Иоанн Богослов. Из близких Господу людей только они не покинули Его. Они стоят возле Кре­ста на Голгофе, соучаствуя в великом и страшном событии. Глядя на икону, кажется, что вместе с ними вся вселен­ная застыла от ужаса перед свершившимся злодеянием. Вверху в рыдании замерли ангелы. И даже воин, который только что был среди палачей, со стра­хом и трепетом взирает на Распятого. Видя величие Господа, он уверовал в Него и признал Его истинным Сыном Божиим.
Распятие Христово - краеугольный камень Священной истории. Ветхий Завет сменяется Новым Заветом, заветом любви Господней. Эту необъятную любовь Бога к Своему творению мы видим в образе Распятого Христа. Словно не палачи прибили Его руки к Кресту, а Он Сам простер их над страдающей землей, призывая к Себе людей: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы»...
Образ Распятия Христова работы Дионисия — одна из самых известных икон на этот сюжет во всем древнерусском искусстве.
Композиция воспроизводит известную иконографическую схему, широко распространенную в византийском искусстве и русской иконописи. В центре — водруженный на Голгофу семиконечный крест, на котором распят Иисус Христос. Композиция разворачивается на фоне иерусалимской стены, что напоминает о том, что жертва Христа была принесена за пределами стен города. По словам Иоанна Златоуста: «Потому Она [Жертва] принесена вне города, за его стенами, дабы ты знал, что эта Жертва вселенская, дабы ты зная, что это приношение за всю землю, и что это — общее очищение всего естества нашего».
Ученые не случайно называют этот удивительный образ шедевром мирового искусства. Художественными средствами Дионисий сумел в своем Распятии найти и выразить новые богословские оттенки в понимании смысла жертвы Христовой, в толковании значения Распятия и Воскресения Христова. Один из исследователей этой иконы, М.В. Алпатов, отмечает, что в этой иконе «все существует как выражение вечных, неизменных законов бытия».
Господь Иисус Христос изображен как бы парящим над землей; время остановилось, ничего не происходит.
Пещера с черепом Адама почти сливается с крестом, и крест вырастает из земли подобно древу — древу новой жизни. Четко вписанная в крест фигура Спасителя является воплощением этого древа. Благодаря особой духовности, просветленности, в Распятии Дионисия ощущается не мученичество, а торжество.
К числу особенностей иконы относятся ангелы, которые сопровождают фигуры отлетающей Ветхозаветной и подлетающей Новозаветной церкви в виде небольших полуфигур. Напомним, что по одной из богословских интерпрета­ций сюжета, именно в момент крестной смерти Спасителя происходит смена Церквей, смена Заветов. Эти фигуры вместе со скорбящими ангелами образуют некий ореол вокруг Христа, прославляя образ крестной жертвы.
На Руси, как и в Византии, не считали нужным натуралистически изображать страдания Христа во время крестной смерти. Даже в этот момент фигура Богочеловека сохраняет величие, и внешняя сторона события почти всегда уступает место молитвенному созерцанию и выявлению особого духовного смысла происходящего. Особое развитие эта традиция получает в Распятии работы Дионисия: спокойны и просветленны как Спаситель, так и все предстоящие. В изображении тела Господа отсутствует какой бы то ни было натурализм, изгиб Его тела и особая трактовка формы подчеркивают одухотворенность плоти. Его фигура кажется совершенно невесомой, легкой, лишенной земной тяжести и будто парящей с распростертыми руками, а не пригвожденной к кресту. Этому способствует и колористическое решение - тело Иисуса Христа было охристого цвета и особенно гармонировало с золотым фоном иконы.
Для произведений мастера характерна классическая ясность, цельность и гармоничность изобразительного языка. Дионисий значительно отходит от византийских прототипов, которые играли очень большую роль в работах мастеров более раннего времени. Фигуры в его работах становятся более плоскостными, складки одежд — более линейными, пропорции вытянутыми. Помимо Лика крайне важным становится абрис фигуры — хрупкий, бесплотный. Особенно подкупает своей гармонией и духовностью колорит Дионисия, построенный на изысканных полутонах и оттенках, сияющий и светлый. Живописные приемы этого художника повлияли и на его последователей, и на общерусский стиль XVI в. Выразив общий идеал, опыт, накопленный предшественниками, Дионисий стал одним из самых значительных мастеров в искусстве Руси.
«Дионисий сознательно опирается на наследие мастеров рублевской поры. Но помимо высветления всей колористической гаммы он существенно изменяет пропорции фигур. Они стали у него более вытянутыми и хрупкими. Уменьшился размер голов, руки и ноги сделались более тонкими. В постановке фигур появилась какая-то неустойчивость, фигуры едва касаются ногами земли. Одновременно усилилась линейная проработка формы, отделанной почти с каллиграфической тщательностью. Все эти изменения наглядно показывают, как при сохранении композиционного костяка старого образца последний подвергался существенной стилистической переработке. На этом пути Дионисию удалось создать новое художественное произведение, отмеченное печатью особой изысканности». (Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=7&chap=8&ch_l2=26 )
Икона датируется 1500 г. и хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Путь ее в галерею был довольно сложным. В 1924 г. она поступила в Вологодский окружной краеведческий музей из Павло-Обнорского монастыря Вологодской области, для которого образ и был создан. И уже оттуда, после экспонирования на зарубежной выставке 1929-1932 гг., объездив буквально весь мир, она была передана в Третьяковскую галерею.
Павло-Обнорский монастырь был основан в 1414 г. на месте слияния рек Нурмы и Обноры, на территории современной Вологодской области. Мощи его основателя, преподобного Павла Обнорского, ученика великого русского святого Сергия Радонежского, до сих пор покоятся в этом монастыре. Для украшения главного Троицкого собора монастыря был приглашен из столицы известнейший древнерусский иконописец Дионисий. Из всего комплекса сохранилось только четыре иконы (помимо Распятия — Спас в силах, Уверение Фомы, Успение Богородицы). Другие иконы иконостаса мастеру, по всей видимости, помогали писать его сыновья Феодосии и Владимир. Только икону Распятия ученые считают выполненной Дионисием собственноручно. Она располагалась в третьем, праздничном, ряду иконостаса, в котором традиционно находились иконы, посвященные важнейшим евангельским событиям.
Икона была отреставрирована в 1927— 1928 гг. еще в Вологодском музее, в то время, когда наука об изучении древнерусского искусства находилась в стадии становления. Поэтому в каталоге знаменитой выставки 1929—1932 гг., на которой европейский зритель, по сути, впервые ознакомился с миром русских икон, образ был датирован XV в. и отнесен к суздальской школе. Впервые авторство Дионисия и время создания иконы были установлены сотрудницей Третьяковской галереи В.А. Антоновой в 1952 г. Она сделала такой вывод на основании находящейся на обороте иконы «Спас в силах» надписи, в которой говорится о том, что эта икона «Денисъева писъмени» (письма Дионисия), а также указан год - 1500. Исходя из стилистических особенностей, икону «Распятие Христово», наряду с фресками собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, считают одним из немногих эталонных памятников работы Дионисия.
Древнерусское искусство по большей своей части анонимное, поскольку художник считал себя посредником, орудием Святого Духа, поэтому, за редким исключением, среди иконописцев до XVII в. было не принято подписывать свои произведения. Однако письменные памятники доносят до нас имена некоторых мастеров, являющихся действительно величайшими в искусстве русского Средневековья. Таковы Феофан Грек, преподобный Андрей Рублев и Дионисий, мастер, работавший как для столичных заказчиков, так и для северных монастырей. До нас не дошло никаких сведений о том, что Дионисий был монахом (как например, преподобный Андрей Рублев), но он был тесно связан с монастырской средой.
Снятие с Креста. Конец XI – начало XII вв. Византия. Гос. Эрмитаж. Санкт-Петербург
Что же представляет собой распятие? Этот вид жестокой и мучительной казни был известен с VI в. до Р.Х. и использовался в Греции, Палестине, Карфагене и других странах, но особенное распространение он получил в Древнем Риме: так казнили особо опасных преступников. Например, по сообщению историков, распяты были 6000 человек, схваченных за участие в восстании Спартака. Цицерон называл эту казнь самой ужасной из всех казней, придуманных людьми. На кресте человек, руки которого подняты выше уровня груди, медленно и мучительно умирал от удушья, вызванного невозможностью набрать в легкие воздух. Осужденный оставался в живых сутки и более, если стража или палачи не перебивали страдающему голени, на которые человек мог опереться для спасительного вдоха. Таким способом они приближали смерть казненного. Иудейская стража, охранявшая Голгофу, где был распят Спаситель, не хотела оставлять тела казненных до субботы, потому что та суббота была великим днем — праздником Пасхи. Но после того, как стражники перебили голени двум казненным с Господом разбойникам, они увидели, что Иисус Христос уже скончался. Чтобы убедиться в этом, «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (И.н. 19: 34). Существует легенда, которая была особенно популярна у средневековых кельтских и германских народов: тайный ученик Христа, богатый и праведный человек Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого на Кресте Спасителя в чашу, из которой Христос вкушал на Тайной вечере. Чаша получила название Святой Грааль, а легенда распространилась очень широко по всей Европе. Легендарные рыцари Круглого стола проводили целую жизнь в поисках Святого Грааля, поскольку считалось, что испивший из этой чаши (а по некоторым легендам - просто увидевший ее), получает прощение грехов и вечную жизнь.
В день Распятия Иисуса Христа совершилось то, что предсказывали пророки, что было подготовлено всей человеческой историей: Спаситель, воплотившийся и вочеловечившийся Бог, сошедший на землю, чтобы взять на Себя умножившиеся людские грехи, был отдан народом на казнь, причем на самую мучительную и позорную, которая когда-либо существовала. Бог из любви к людям был «мучим за беззакония  Наши»  (Ис. 53: 4),  чтобы   «ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5).
Евангелист Лука свидетельствует о том, что только один разбойник злословил, говоря Иисусу: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Другой же раскаялся в своих злодеяниях, уверовал в Сына Божия и сказал: «Помяни меня, Господи, когда приидешъ в Царствие Твое!» Иисус Христос ответил ему: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:39-43). Этот покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвание «благоразумного», ибо он первым из уверовавших в Спасителя вошел в Царствие Небесное. Эта история говорит о значении покаяния в грехах, о том, что Господь готов даровать прощение тому, кто искренне раскаялся даже в последнюю минуту своей жизни. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что величие разбойника состоит в том, что он «не видел ни воскрешаемого мертвеца, ни изгоняемых демонов, не видел повинующегося моря; Христос ничего не сказал ему ни о Царстве, ни о геенне» но, тем не менее, первым исповедал веру в Господа.
Стражники, охранявшие Распятие, по жребию делили одежды Иисуса Христа. Перед тем, как Христос оставил этот мир, произошло знамение — померк дневной свет, солнце затмилось. «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого» — пишет евангелист Лука (Лк. 23:44).
Крест с изображением Иисуса Христа. Мозаика. VI в. Сант Аполлинаре-ин-Классе в Равенне. Италия
Распятие Христово — это один из краеугольных камней новозаветной истории, поэтому довольно необычен тот факт, что до V в. изображения этого события не известны в христианском искусстве. Недавно на севере Испании были обнаружены новые находки: пластины с изображением Распятия. Иногда их относят к III в., но эти предметы еще требуют пристального изучения. В любом случае, памятники с изображением этого события, относящиеся к самым первым векам христианства, практически не встречаются. Не обнаружено изображений Распятия и в богатом и удивительном мире росписей катакомб, внимание мастеров которых больше приковано к чудесам и учению Спасителя, нежели к теме Его страданий.
Как считает известный русский исследователь иконографии Н.В. Покровский, это связано с тем, что изображение Распятия Христова, показанное иудею или язычнику, могло лишь усилить их нерасположение к христианству. В их глазах оно могло показаться неразумным почитанием осужденного на смерть преступника и простого орудия казни. Более того, казнь через распятие еще долгое время сохранялась в Римской империи и служила тяжким наказанием для преступников и рабов.
В раннехристианском искусстве чаще встречается не изображение Распятия, а крест — древний символ, известный задолго до христианства, но получивший в нем особое значение. Например, в мозаике VI в. в апсиде церкви Сант Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, в месте пересечения ветвей четырехконечного креста представлен лик Спасителя. Также изображение Распятия Христова в раннехристианской живописи заменялось символическими образами: например, одним из таких образов могла служить сцена принесения в жертву Авраамом сына своего Исаака. Уже в Посланиях апостола Павла присутствуют сопоставления жертвы Авраама, не пожалевшего своего единственного сына ради Господа, с жертвой, принесенной Спасителем. Раннехристианский автор Тертуллиан пишет, что жертвоприношение Авраама есть прообраз крестной смерти Господа, а несущий дрова на своих плечах Исаак — прообраз Иисуса Христа, несущего крест Свой на Голгофу.
Вначале в христианском искусстве не существовало канона при изображении формы креста, поскольку задача состояла не в точном воспроизведении подробностей исторического факта, а в выражении идеи Распятия. В древнейших изображениях крест четырехконечный, то есть он представляет собой просто пересечение вертикальной и горизонтальной ветвей (crux immissa). Также иногда встречается трехконечная, т-образная, форма (crux commissa). Если на четырехконечный крест добавляется изображение таблички с приговором, то в зависимости от ее положения крест становится пятиконечным (если она перекрывает верхнюю оконечность вертикального бруса) или шестиконечным (если вертикальный брус выступает над ней). Если присутствует еще и подножие, на которое опирались ноги Распятого, то крест приобретает семи- или восьмиконечную форму — самую распространенную в восточнохристианском искусстве…

Источник:
КИРЬЯНОВА С.А. Распятие Христово. - СПб.: Метропресс: ООО «Метропресс», 2013 - 76 с. – (РУССКАЯ ИКОНА: ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ)
Иконография Распятия чрезвычайно разнообразна. Евангельская история о крестном пути Спасителя включает несколько эпизодов, каждому из которых соответствует свой иконописный образ. Каждая эпоха, каждая национальная культура приносит что-то свое в иконографию Распятия. Автор нового тома из серии «Русская икона», С.А. Кирьянова, рассказывает об этом многобразии емко, но информативно, на научном, но доступном языке. Если вы хорошо знаете историю русской духовной культуры, проверьте себя с помощью этой книги. Если вы только начинаете изучать древнерусское искусство, — эта книга тем более для вас.
Серия подготовлена в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью, по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и рекомендована в качестве пособия для учебных заведений

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...