четверг, 18 апреля 2019 г.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский о Молитве



Вокруг святого отца Иоанна Кронштадтского, воплотившего в своей жизни, в своей личности христианский идеал святости, собралось и собирается множество православных людей, взыскующих верного и умудренного пастыря, руководителя, помогающего идти к Богу и наследовать Царствие Небесное и подающего пример жизни во Христе. Его доходящая до Бога пламенная молитва, проникновенное слово, несомневающаяся вера сердца, явленная в делах благотворительности и милосердия, - самые характерные черты личности и служения прославленного пастыря.
И сегодня христиане назидаются, вдохновляются и утешаются трудами святого праведного Иоанна Кронштадтского, в которых, несомненно, ощутим огонь его веры и ревности во Христе.
ГЛАГОЛЫ НЕБЕСНЫЕ...

Святой праведный Иоанн Кронштадтский
***
Молясь Богу, нужно стяжать такую твердую, непоколебимую веру, чтобы сомнение в чем-либо было делом трудным, даже невозможным, а для этого иметь в сердце как бы начертанными слова: все возможно Богу (Мк. 10: 27). Нужно еще иметь живую уверенность, что Господь все исполняет, — что существо Его есть Любовь и Благость; что Его дело и как бы существо: творить, давать, миловать, ущедрять, исполнять наши прошения. И все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам (Мк. 11: 24).
Еще надо крепко внимать своему сердцу, чтобы оно не лгало, чтобы каждое слово выходило из глубины его, как сказано: из глубины воззвах к тебе, Господи (Пс. 129: 1)! То есть надо крайне заботиться об истине молитвы, о той искренности, которая делает своими все слова молитвы, составленные другим, почитает истинным каждое слово молитвы.
***
Как святые видят нас и наши нужды и слышат наши молитвы? Сделаем сравнение. Пусть вы переселены на солнце и — соединились с солнцем. Солнце освещает лучами своими всю землю, каждую песчинку на земле. В этих лучах вы видите также землю; но вы так малы в отношении к солнцу, что составляете только как бы один луч, а этих лучей в нем бесконечно много. По тождеству с солнцем этот луч участвует тесно в освещении солнцем всего мира. Так и душа святая, соединяясь с Богом, как с духовным солнцем, видит чрез посредство своего духовного солнца, освещающего всю вселенную, всех людей и нужды молящихся.
***
Братья! какая цель нашей жизни на земле? Та, чтобы по испытании нашем земными скорбями и бедствиями и после постепенного усовершенствования в добродетели при помощи благодатных дарований, преподаваемых в Таинствах, нам опочить по смерти в Боге — Покое нашего духа. Вот почему мы поем об умерших: «Упокой, Господи, душу раба Твоего». Мы желаем усопшему покоя как края всех желаний и молим о том Бога. Не безрассудно ли поэтому много скорбеть над умершими? «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28), —  говорит Господь.  Вот покойники наши, христианскою кончиною уснувшие, приходят на этот глас Господа и упокояются. Чего же скорбеть?
***
Если хочешь молитвою испросить себе какого-либо блага у Бога, то прежде молитвы приготовь себя к несомненной, крепкой вере и прими заблаговременно средства против сомнения и неверия. Худо, если во время самой молитвы сердце твое изнеможет в вере и не устоит в ней: тогда и не думай, чтобы ты получил то, о чем просил Бога сумняся, потому что ты оскорбил Бога, а ругателю Бог не дает даров Своих! «Все, — сказал Господь, — чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21: 22), — и, значит, если воспросите неверующе или с сомнением, не приимете. Если будете иметь веру, и не усомнитесь, — еще говорит Он, — то и горы можете переставлять (см.: Мф. 21: 21).
Значит, если усомнитесь и не поверите, то не сделаете этого. Да проси (каждый человек) с верою, нимало не сомневаясь, — говорит апостол Иаков... да не думает такой человек получитъ что-нибудь от Господа. - Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1: 6 - 8). Сердце, сомневающееся в том, что Бог может даровать просимое, наказывается за сомнение: оно болезненно томится и стесняется от сомнения. Не прогневляй же Вседержавного Бога ни тению сомнения, особенно ты, испытавший на себе Божие всемогущество многое множество раз.
***
Сомнение — хула на Бога, дерзкая ложь сердца или гнездящегося в сердце духа лжи на Духа Истины. Бойся его, как ядовитой змеи, или нет, — что я говорю, — пренебрегай им, не обращай на него ни малейшего внимания. Помни, что Бог во время прошения твоего ожидает утвердительного ответа на вопрос, внутренне Им тебе предлагаемый: Веруете ли, что Я могу это сделать? (Мф. 9: 28). Да, ты должен из глубины сердца ответить: «Верую, Господи!» (Мф. 9: 28). И тогда будет по вере твоей. Твоему сомнению или неверию да поможет следующее рассуждение. Я прошу у Бога:
1) существующего, а не воображаемого только, не мечтательного, не фантастического блага, а все существующее — от Бога получило бытие, потому что без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1: 3), — и, значит, ничто и не бывает без Него, что бывает, а все или от Него получило бытие, или по Его воле или допущению бывает и делается при посредстве данных от Него тварям Его сил и способностей, — и во всем сущем и бывающем Господь — полновластный Владыка. Кроме того, Он называет несуществующее, как существующее (Рим. 4: 17); значит, если бы я просил и не сущего, Он мог бы мне дать, сотворив его.
2) Я прошу возможного, а для Бога и наше невозможное — возможно; значит, и с этой стороны нет препятствия, потому что Бог может сделать для меня даже то, что по моим понятиям невозможно. Та беда наша, что в веру нашу мешается близорукий рассудок, этот паук, ловящий истину сетками своих суждений, умозаключений, аналогий. Вера вдруг обнимает, видит, а рассудок окольными путями доходит до истины. Вера - средство сообщения духа с духом, а рассудок духовно-чувственного с духовно-чувственным и просто материальным; та — дух, а этот - плоть.
***
Имея Христа в сердце, бойся, как бы не потерять Его, а с Ним и покоя сердечного; горько начинать снова, усилия прилепиться к Нему снова по отпадении будут тяжки и многим будут стоить горьких слез. Держись всеми силами за Христа, приобретай Его и не теряй святого дерзновения пред Ним.
***
Ни при каком деле, домашнем и служебном, не забывайте, что сила ваша, свет ваш, успех ваш есть Христос и Крест Его; поэтому не премините взывать к Господу пред начатием дела: «Иисусе, помоги мне! Иисусе, просвети меня!» Таким образом будет поддерживаться и возгреваться в сердце вашем живая вера и надежда ваша на Христа, ибо Его сила и слава во веки веков.
***
Святая Церковь всех нас собирает и, так сказать, концентрирует около одной общей живоначальной и животворящей Главы — Господа нашего Иисуса Христа, нашего Искупителя и Спасителя; все мы одно таинственное духовное тело и взаимно члены друг другу. Святой Предтеча, апостолы и все святые - все близки друг к другу, если по вере и благочестиво живем. Святые молятся за нас, а мы их усердно призываем и так все спасаемся. Какое величественное, светлое, спасительное, вечное здание — святая Церковь! Счастливы мы, что мы родились и живем в ней, и получаем от нее бесчисленные благодатные дары, по милости Господа нашего Иисуса Христа, по благоволению Бога Отца и благодати Духа Святого. Спасайтесь же все, когда столь удобно спасение.
***
При молитве нашей к Богу, Пречистой Богородице, Ангелам и святым человекам они предполагаются предстоящими нам и внимающими нам, как это обыкновенно бывает при беседе двух или нескольких лиц, лицом к лицу стоящих друг к другу. И это действительно так и есть. Лицо Господне всегда пред нами; равно и Владычица с Ангелами и святыми в Господе Боге всегда лицом к лицу с нами, только бы сердца наши были обращены к ним. Владычица, все Ангелы и святые человеки, как в одном доме, одна семья: Владычица — как Матерь всех, святые Ангелы и человеки — как старшие и младшие братья наши. Как в семействе доброго отца все дети всегда с ним, все друг друга любят, и друг о друге заботятся, так и у Отца Небесного Ангелы и человеки всегда пред Его Лицом, друг друга любят, и друг о друге заботятся, сильные — о немощных, совершенные — о несовершенных.

Источник: Небесные глаголы: По творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. – М.: Благовест, 2009. – 160 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...