четверг, 18 апреля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 18 апреля (05 апреля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
18 апреля (05 апреля старого стиля)
  Большинство людей — не могу сказать сколько, это только Бог знает, — но могу утверждать, положа руку на сердце, что многие ходят в храм не ради Царствия Небесного. Даже не задумываются о нем, не хотят познать Истину, приблизиться к Богу, стать учениками Спасителя. Человек идет в храм, чтобы получить себе сокровище здесь, на земле. Если он болен, то он просит об облегчении болезни. Если у него беда с сыном или с дочерью, он просит, чтобы Бог ему помог это преодолеть. Даже если у человека есть какая-то скверная черта характера, и он понимает, что жить так невозможно, и хочет от нее избавиться — то это не ради Царствия Небесного, а чтобы облегчить жизнь на земле. Большинство людей, ходящих в храм, интуитивно чувствуя и зная, что Бог добр, хотят от Него блага. И они его получают, но учениками Христовыми не становятся, потому что учеником Христовым может стать только тот, кто хочет увидеть Небо отверстым и ангелов Божиих, сходящих и восходящих туда; кто желает действительно достичь жизни духовной; кто желает жить с Богом, желает Его осязать, чувствовать, постоянно находиться с Ним в живом общении.
Преподобный Платон Студийский (814) В 795 году император Константин VI (780 - 797) насильно заставил свою супругу Марию принять монашество и решил обвенчаться с одной из своих родственниц, Феодотией.
Несмотря на то, что святой Патриарх Тарасий осудил этот брак, один из видных константинопольских священников, Иосиф, нарушил запрет Патриарха и обвенчал императора.
Узнав об этом, преподобные Платон и Феодор отлучили императора от Церкви и разослали об этом письмо ко всем инокам. Разгневанный император приказал заключить святого Платона в темницу, а преподобного Феодора сослать в Солунь. Только после смерти императора в 797 году они получили свободу.
Преподобный Феодор переселился в Константинополь и стал игуменом Студийского монастыря. Преподобный Платон в той же обители жил простым иноком и был в послушании у своего племянника.
Когда новый император Никифор (802 - 811) самовольно возвратил в Церковь отлученного священника Иосифа, преподобные Платон и Феодор снова выступили с обличением незаконного действия императора. За это мужественные исповедники в 807 году опять были подвергнуты наказанию. Четыре года были они в заключении. Преподобный Платон был освобожден из заточения после смерти императора в 811 году и возвратился в Студийскую обитель.
Он прожил в трудах и молитве еще три года и отошел ко Господу в Лазареву субботу на 79-м году жизни, 8 апреля 814 года. За свое безбоязненное выступление в защиту святых икон преподобный Платон получил именование исповедника. https://days.pravoslavie.ru/Life/life791.htm  
… У нас постоянно возникают разные ситуации, коллизии, отношения друг с другом очень сложные. Мудрости нам часто не хватает. Со стороны всегда видно, сколько мы совершаем глупейших поступков, которые не только не улучшают дела, а, наоборот, ухудшают. И как тут жить? Только смиряться, просить у Бога помощи, друг за друга держаться, стараться во что бы то ни стало преодолеть, как Сергий Радонежский говорил, рознь века сего. Да, мы все люди разные, у нас по-разному жизнь складывается, один любит одно, другой любит другое; один более шустрый, другой думает: «Зачем суетиться? Лучше все делать медленно и не спеша». И все мы друг друга, как правило, раздражаем. Но это надо обязательно преодолевать.
Сначала преодолевается внешнее. Надо научиться не делать другому замечаний, стараться и виду не показать, что нас что-то не устраивает. Это очень трудно, но без этого нельзя. Тут нужно не актерское мастерство, нет, совсем не это, нужна воздержанность. И когда мы сумеем обуздать себя во внешнем поведении, надо переходить к внутреннему, моля Бога, чтобы Он очистил нас от раздражения, гнева, очистил от недоброжелательности. Если кто из нас другого невольно обидит, нужно обязательно молиться за этого человека, для того чтобы эта обида прошла.
Святитель Иов Московский и всея России, патриарх (1607) Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси (1652) Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. Патриарх Иов, будучи уже старым и больным, составил обличительные грамоты, в которых Лжедимитрий назван своим настоящим именем беглого монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца. Эти грамоты отрезвили многих, но Лжедимитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещая ввести в России унию. В январе 1605 года патриарх Иов предал анафеме Лжедимитрия и поддерживающих его изменников. 13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов отказался присягнуть Лжедимитрию и был низложен. Слуги Лжедимитрия ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить патриарха. Святитель молился в это время перед Владимирской иконой Божией Матери. Сторонники самозванца сорвали с патриарха архиерейское облачение и не дали окончить Литургию. Он претерпел множество поношений и был сослан в Старицкий Успенский монастырь. В конце дней своих он благословил на патриаршество митрополита Казанского Ермогена. Через два года, 19 июня 1607 года, патриарх Иов скончался и был погребен в Успенском Старицком монастыре. В 1652 г. мощи святителя перенесены в Москву в Успенский собор. https://days.pravoslavie.ru/Life/life6632.htm
… Бывает, человек два раза в церковь пришел, помолился, видит — никакого толку. Думает: пойду к экстрасенсу; этот не помог — пойду к бабке-колдунье. Церковь рядом, две остановки — нет, едет за тридевять земель, чтобы водичку ему какую-то дали или еще что-то. Уж куда святее вода, чем из церкви: не бабка освящает, а Сам Господь Иисус Христос — но нет, это не годится, надо какую-то особую. А почему особую? Веры нет. Не верит человек, что здесь присутствует Сам Христос — Тот Самый, Который эту землю создал, Который создал всех нас; Который создал и воду, и горы, и птиц, и зверей, солнце, всю Вселенную; Который управляет всеми процессами в каждой клеточке нашего организма; Который все про нас знает, все наши грехи, все наши достоинства; у Которого только одно желание — нас спасти от греха.
Священномученик Алексий Кротенков пресвитер (1930) В 1929 году переведен в храм во имя святителя Николая в селе Ницинском Ирбитского округа Уральской области, где прослужил до дня своего ареста в 1930 году.. Храм был закрыт, и начались аресты; всего по этому делу было арестовано шестнадцать человек, причем среди них были люди и не имевшие никакого отношения к храму. Отцу Алексию было поставлено в вину, что он в церкви повесил православный календарь, снабдив его выпиской из Священного Писания: «Ибо они, получив свободу, презрели Всевышнего, пренебрегли закон Его и оставили пути Его, а еще и праведных Его попрали и говорили в сердце своем: “Нет Бога”, хотя и знали, что они смертны. Как вас ожидает то, о чем сказано прежде, так и их – жажда и мучение, которые приготовлены. Бог не хотел погубить человека, но сами сотворенные обесславили имя Того, Кто сотворил их, и были неблагодарными к Тому, Кто преуготовил им жизнь. Посему суд Мой ныне приближается… (3 Кн. Езд. 8, 56–61)».
11 апреля 1930 года тройка ОГПУ приговорила отца Алексия к расстрелу. Священник Алексий Кротенков был расстрелян 18 апреля 1930 года и погребен в общей безвестной могиле.

… Мы слышали Евангелие от Иоанна о том, как Господь призывал Своих первых учеников, Андрея, Петра, Филиппа и Нафанаила. Стоял Иоанн Предтеча с двумя учениками и, увидев грядущего Иисуса, сказал им: «Вот Агнец Божий» — и они сразу пошли за Иисусом. Он обернулся и спросил: «Что вы ищете?» Они ответили: «А где Ты живешь?» Господь говорит: «Пойдите, посмотрите». С этого момента они стали Его учениками. Почему они так легко оставили Иоанна и пошли за Господом? Потому что Иоанн говорил: «Вслед за мной идет Тот, Которому я недостоин развязать ремень на сапогах» — и вот появился Этот Человек, Которого они искали, Которого они жаждали увидеть. Потом Филипп позвал Нафанаила. Тот засомневался: как может пророк появиться из Назарета? Из Галилеи пророк не приходит. Филипп говорит: «Пойди и посмотри, убедись собственными глазами». И когда он подходил, Господь сказал: «Вот истинный израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил спросил: «Откуда Ты меня знаешь?» Иисус ответил: «Прежде, чем тебя позвал Филипп, Я тебя видел под смоковницей». И Нафанаил сразу исповедовал Его Сыном Божиим и стал Его учеником.
Господь не сотворил никаких чудес, ничего такого особого, убедительного перед ними не сделал, но сердце их почувствовало, что именно это — Истина, и они остались с Ним навсегда. Христос три года ходил по Галилее, Иудее, Самарии, проповедовал слово Божие, исцелял больных,  воскрешал мертвых, кормил голодных — и из этой огромной массы людей (а Он стал известен по всей Палестине, даже из других стран приходили на Него поглядеть) только некоторые стали Его учениками. Потому что совсем не всем нужно Царство Небесное.
…Те четверо, которых призвал Господь — Петр, Андрей, Филипп и Нафанаил, — этого хотели. И когда многие из учеников начали отходить от Господа (особенно после Его слов о святом причащении — о том, что Он есть Хлеб, сшедый с Небес) и Господь, обратившись к апостолам, обвел их взглядом и спросил: «Не хотите ли и вы уйти?» — Петр, как всегда за всех выражая общее мнение, сказал: «А куда нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». Нам не нужна эта суетливая жизнь, нам не нужны эти сетки, рыба, нам не нужны эти деньги — нам не надо ничего. Нам нужно только Царствие Небесное, а о нем изо всех людей на земле говоришь один Ты. Мы половину из того, что Ты говоришь, не понимаем, но мы верим Тебе, потому что мы нигде, ни в ком не встречали такой Красоты, нигде не встречали такой Любви, никто с нами так никогда не говорил. Мы чувствуем, что за Твоими словами есть правда. Мы многого не знаем, но мы хотим Царствия Небесного. Господь сказал им: «Вы будете пить чашу, ту, которую Я пью, и вы будете судить двенадцать колен Израилевых, и вы будете на лоне Авраама, вы войдете в Царствие Небесное».
Господь им обещал, и они этого сподобились. Почему они? Что, они были не как другие люди? Нет, те же кости, те же мышцы, тот же мозг, килограмм шестьсот грамм, ничего особенного в них не было. Конечно, они были чище, чем остальные: не были такими лицемерами, как фарисеи, которые молились напоказ; не были так сребролюбивы, как позже Иуда Искариот; не были так переменчивы, как толпа, которая следовала за Господом. Им не так уж нужно было телесное здоровье — ни один из учеников Христовых, кроме апостола Павла, никогда не просил у Него исцеления от своих болезней, потому что единственное, что их волновало в этом мире, было — достигнут ли они Царствия Небесного. И поэтому, несмотря на то, что Петр страдал малодушием и излишней горячностью; что все ученики, кроме Иоанна Богослова, любовь которого превозмогла страх, оказались трусоватыми и разбежались, когда Христу угрожала опасность; что они в своей земной жизни, когда окружали Христа Спасителя, очень много согрешали и, как и мы, были весьма бестолковы и многого не понимали, — несмотря на это, только за одну жажду Царствия Небесного Господь дал им это Царствие.
Всю Светлую седмицу не закрываются Царские врата в знак того, что для каждого человека Небо отверсто, открыто. И каждый из нас может войти в Царство Христа, лишь бы он этого захотел, лишь бы он этому посвятил всю свою жизнь, как посвятили апостолы.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...