четверг, 21 марта 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 22 марта (09 марта)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
22 марта (09 марта старого стиля)
… Раньше люди были более простодушны, они истину евангельскую воспринимали прямо. Вот, например, мы празднуем память Севастийских мучеников. Стражник увидел, что на воинов, которые обнаженными стояли на льду зимой и замерзали, спускаются венцы, и так просто это воспринял, что понял: вот если сейчас он бросится к ним, то тоже получит венец от Бога. Даже не подумал, что ему будет холодно или больно. И такая у него была жажда спасения, красоты духовной, такое желание приблизиться к Богу, что он ни о чем не задумался, разделся и встал вместе с ними — и за эту ночь стал святым, хотя не был даже крещен. За одно свое устремление он сподобился дара Духа Святаго и причислен к лику сорока мучеников Севастийских, память которых Церковь торже­ствует на протяжении стольких столетий.


Сорок мучеников Севастийских. 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся (ок. 320). 40 воинов-христиан родом из Каппадокии (ныне территория Турции) погибли в 320 году мученической смертью за то, что не пожелали изменить вере Христовой.
Тропарь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Глас 1: Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,/ Человеколюбие, молимся.
Кондак 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. глас 6: Все воинство мира оставльше,/ на Небесех Владыце прилепистеся,/ страстотерпцы Господни четыредесять,/ сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии,/ достойно восприясте славу с Небес/ и венцев множество.

Молитва 40 мученикам Севастийским: О, святии, славнии страстотерпцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко пресвятей Троице ходатайствовать о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да, в покаянии и нелицемерной любви друг, ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим великое и достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. https://days.pravoslavie.ru/Life/life598.htm
…Сегодня — день памяти сорока мучеников Севастийских. Святые мученики не были аскетами и молитвенниками, они были простыми воинами. И осталась память о том, что воевали они прекрасно, то есть воинами были хорошими, храбрыми. Храбрость — качество духовное, потому что ничего не боится только сумасшедший. Нормальному человеку чувство страха ведомо, и оно для него естественно. Храбрость — это не отсутствие боязни, а возможность страх преодолеть. А для этого нужна сила души. И конечно, к тому подвигу, который сорок мучеников совершили, они подготовились своей жизнью. Ничто не бывает случайным, всегда и греху что-то предшествует, и подвигу. Их подвигу предшествовало их военное искусство.
Мученикам Севастийским придумали очень интересную казнь. Вообще в те времена люди были весьма изобретательны на всякие такие штуки. Им не стали рубить головы, не стали давать их на съедение диким зверям, а решили их заморозить, поставили на лед. А чтобы приятнее было стоять на льду, соорудили на берегу баню и жарко ее натопили, чтоб они все-таки дрогнули и отказались от своего, как их мучители думали, заблуждения — от веры во Христа. Святые мученики, будучи воинами, имели полную возможность защищаться, драться, но они добровольно сложили оружие и решили ради Христа потерпеть. Только один не выдержал и побежал к этой бане. И как только он туда вошел, упал замертво: сосуды не выдержали резкого расширения, а может быть, и сердце — инфаркт случился.
Сорок мучеников Севастийских
… В это время один из стражников увидел спускающиеся с неба на головы этих мужественных людей тридцать девять венцов. Тогда он быстро разделся донага и бросился к ним в озеро. Так в одну секунду он был причтен к этому сонму сорока мучеников, хотя и не был крещеным, никогда не слышал, наверное, о Христе и вряд ли читал Евангелие, потому что тогда книгопечатания не было и Евангелия целиком не имели даже в христианских общинах. Но святая Церковь почитает этого человека вместе со всеми мучениками, и на иконе изображен сороковой венец, спускающийся на главу вот этого последнего, хотя он вместе с ними не страдал всю ночь, не терпел, а в нем этот переворот случился в одно мгновение. Но то, что с ним произошло, — это именно то самое главное, что должно произойти с каждым из нас.
Что же в нем произошло? Он решился стать таким, как они. Он был покорен их подвигом, он был поражен божественной красотой их христианского мужества, он был побежден их кротостью. То есть его сердце по своему внутреннему устроению стало совершенно тождественно сердцам этих людей. Поэтому все остальные вещи: и молитва, которой он не знал, и Священное Писание, которого он не читал, и, конечно, он никогда не входил в евхаристическое собрание, и был некрещеным человеком, — но за одну вот эту решимость Господь все восполнил.
Спрашивается, почему мы никаких венцов над головой других людей не видим, а этот грубый воин, который еще несколько секунд назад исполнял роль палача, почему он увидел? Дело в том, что Господь человеку, который готов решиться на подвиг, помогает. Вот этот человек всю ночь сидел у натопленной бани, ему было тепло и хорошо, и он смотрел на мучеников, и созерцание их прекрасного подвига перерождало его душу. Видимо, ему осталось совсем немножко, наверное, он колебался, поэтому Господь ему помог. Господь смилостивился над ним и показал ему ту славу небесную, которую получают эти мужи. И тогда он возжелал того же.
Подвиг сорока мучеников Севастийских как солнце сияет. Во всю историю Церкви много было настоящих подвижников и настоящих героев духа, но их подвиг особняком стоит, он какой-то особенный, удивительный. И пусть он будет для нас призывом, пусть будет эталоном, с которым мы можем себя все время сравнивать.
Албазинская икона Божией Матери, именуемой  «Слово плоть бысть» (1666) Этот чудотворный образ благоговейно чтится во всем Амурском крае, где он появился в 1666 году. Свое название получила от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского князя Албазы. В 1868 году икона была принесена в Благовещенск. В 1885 году указом Священного Синода был учрежден праздник в честь дальневосточном святыни, а с 1902 года - крестные ходы с ней «по водам». После революции Албазинская икона попала в краеведческий музей, где сохранилась неповрежденной и даже с драгоценным окладом до наших дней. В 1991 году икону вернули верующим, а с 1997 года возобновились крестные ходы с нею. О чудесной помощи Богородицы, о Ее заботе о всех Ей молящихся появляются все новые свидетельства.
По иконографическому типу этот образ ближе всего к иконам «Оранта» (в русской традиции «Знамение»). Он отмечается особым написанием фигуры Младенца, подчеркивающим его пребывание во чреве Матери, где Слово-Логос и стало плотью, вочеловечившись в благодатном чреве Приснодевы. Именно изображение на иконе «чревоношения» привело к тому, что среди православных христиан укоренился обычай молиться перед нею за будущих матерей. https://days.pravoslavie.ru/Life/life602.htm
… Нам надо жизнь так устраивать, чтобы она была направлена к Богу, чтобы Ему послужить, чтобы для Него жить. Понятно, что это возможно только Его любя. Как же укрепить любовь к Богу? Это совершенно известно. Первое: неуклонно посещать богослужения в воскресные дни и в праздники Господские и Богородичные. Второе: все время понуждать себя на молитву к Богу, и утром, и вечером, и перед едой, и после еды, и среди дня. Все время стараться мысленно, чем бы ни был занят, любой умственной и трудной работой, помнить о Боге, о том, что Господь смотрит на тебя и ждет от тебя именно добра. Третье: постоянно читать Священное Писание, не охладевая, все время понуждая себя вчитываться, вдумываться, запоминать. Четвертое: постоянно своему ближнему, тому человеку, кто в данный момент рядом, делать добро. Не ради этого человека, он может быть и никудышный, и даже дрянь последняя, но не ради него, а ради Христа, чтобы упражняться в любви. Вот он плохой — а я ему хорошее, он так ко мне относится — а я буду к нему относиться иначе, не буду ему мстить, не буду становиться с ним на одну доску. И этим я буду укрепляться во Христе.
Вот попробуем так в течение года и увидим, что мы много преуспеем, жизнь наша будет меняться. А все остальные люди? Да пусть они живут, как хотят, это совершенно не наше дело кого-то спасать. Что-то рассказать, показать — это, пожалуйста, книжечку дать почитать — это на здоровье. Но кого-то заставлять? Как можно человека заставить любить? Он не любит, и все.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...