понедельник, 18 марта 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 18 марта (05 марта)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
18 марта (05 марта старого стиля)
… Предпринимаемый Церковью Великий пост должен служить умножению в нас любви. Только в этом его смысл. Пост служит, прежде всего, внутреннему, потому что если мы будем поститься внешне, то будем подражать бесам, которые вообще ничего не едят. Богу нужно, чтобы пост имел результат, чтобы действительно мы стали добрее, милосерднее, воздержаннее, чтобы мы в каких-то добродетелях — может быть, не во всех, а в одной — преуспели хотя бы чуть-чуть. Вот в этом смысл и цель поста.

 Икона Божией Матери «Воспитание». Древний византийский образ, который в России получил название «Воспитание». На иконе, именуемой «Воспитание», Божия Матерь изображается с Предвечным Младенцем, сидящим на Ее левой руке. Правая рука Христа простерта вверх к лику Пречистой Девы. До 1917 года святой образ помещался в Казанском соборе на Красной площади, но после его разрушения был утерян, сейчас там находится список с чудотворной иконы, прославившийся по всей России своими чудотворениями. Название иконы говорит само за себя. Перед ней родители молятся за своих детей, прося у Пресвятой Богородицы взять их под Ее покров, послать им разум и наполнить сердце премудростью. Также до наших дней дошла и краткая молитва этому образу: «Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству».

И́кос 4.
Слы́­ша­ще гла́с Тво́й, глаго́лющий Сы́­ну Тво­ему́: При­ими́ вся́­ка­го моля́щагося Те­бе́ и призыва́юща и́мя Мое́ на по́­мощь,– простира́ем ру́­це на́­ша на мо­ли́т­ве к Тво­ему́ милосе́рдию, да во́змеши ча́д на́­ших под по­кро́в Сво́й и испо́лниши про­ше́­ния на́­ша та­ко­ва́я:

Ра́­дуй­ся, от уны́ния зла́­го ча́д на́­ших из­бав­ля́ю­щая; ра́­дуй­ся, от безу́мнаго ве­се́­лия и́х огражда́ющая.
Ра́­дуй­ся, в несе́нии крес­та́ и́х укрепля́ющая; ра́­дуй­ся, в по́двизех бла­го­че́с­тия и́х утвержда́ющая.
Ра́­дуй­ся, под по­кро́­вом Тво­и́м ми́­ло­сти­во и́х сохраня́ющая; ра́­дуй­ся, здра́­вие ду́ш и теле́с и́м подава́ющая.
Ра́­дуй­ся, усе́рд­ная Нас­та́в­ни­це це­ло­му́д­рия; ра́­дуй­ся, ми́лостивая Взыска́тельнице заблу́ждших.
Ра́­дуй­ся, бла­га́я Воспита́тельнице, воспита́нная во Свя­та́я свя­ты́х.
Конда́к 5.
Боготе́чная Звезда́ у́тренняя, Сы́н Тво́й, Пресвята́я Де́во, да возсия́ет све́том невече́рним в сердца́х ча́д на́ших, во е́же воззва́ти и́м Бо́гу: Аллилу́иа.

http://akafistnik.ru/akafisty-ko-presvyatoj-bogoroditse/akafist-presvyatoj-bogoroditse-pred-ikonoj-vospitanie - Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Воспитание»
… Но всякий подвиг христианский, всякое исполнение добродетели должно быть обязательно тайное, чтобы не давать повода для тщеславия, которое перечеркивает все наше усердие. Господь призывает нас втайне трудиться над своим сердцем, ничего не делать напоказ, чтобы мы ни от кого не требовали награды, внимания, похвалы. И тогда Господь, «видящий тайное, воздаст явно» — даст нам благодать Божию.
Пост предпринимается для того, чтобы мы хотя на некоторое время постарались от всего земного отойти, пожили бы небесной жизнью, как-то приобщились к жизни подлинной, к жизни духовной, к веселью духовному. И если наше сердце сумеет в течение поста прилепиться к этому деланию, тогда оно в нем и останется, тогда каждый пост для нас будет новым шагом к небесам.
Однако надо помнить, что для каждого вступившего на поприще поста есть некоторые подводные камни, о которых предупреждает святой апостол Павел в Послании к Римлянам: «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечение о плоти не превращайте в похоти». Вода, пища, жилье, одежда — все это для человека необходимо, но под этим благовидным предлогом можно действовать по собственным похотям, то есть иметь и излишнюю пищу, и излишнюю одежду, и излишнее питие, и излишний покой тела. И постом это надо постараться преодолеть.
Надо в течение поста воспитать себя в строгости и по отношению к ближнему, потому что мы постимся, а другие нет, и из-за этого возникают всякие сложности: то мы превозносимся над кем-то, то начинаем спорить, то отстаиваем свою свободу до крика. Принимай человека как данность: вот он такой, не надо его переделывать, не надо с ним спорить, не надо его ни в чем убеждать, потому что это бессмысленно. Какой есть человек, такой и есть, это не твое дело, не надо никого осуждать. Твоя душа пребывает в погибели — вот ею и занимайся изо всех сил, трудись над нею, и этого будет вполне достаточно.
Святой благоверный князь Феодор Ростиславич Черный, Смоленский, Ярославский. Внук Владимира Мономаха, родился около 1237-1239 гг. С юных лет отличался смирением, строгой нравственностью и благочестием. При разделе отцовского наследства Феодор получил только маленький городок Можайск. Терпеливо перенося обиду, в короткое время умный и добрый князь сделал свой удел и людным и не бедным, заслужив благоговейную любовь народа. В 1260 г., женившись на ярославской княжне Марии Васильевне, св. Феодор становится князем Ярославским. От этого брака у него родился сын Михаил. В 1277 г. князь участвовал и отличился ратными подвигами в осетинском походе, чем привлек особое расположение к себе хана Менгу-Тимура. Три года пробыл святой князь в Орде, а когда вернулся на Русь, оказалось, что его супруга умерла, а теща, княгиня Ксения, не впустила его в Ярославль, и св. Феодор должен был опять возвратиться в Орду. Здесь он женился на дочери хана, нареченной в крещении Анной. Такой брак имел для Руси большое значение. Здесь же, в Орде, у св. князя Феодора родились сыновья — Давид и Константин.
Огромное влияние, которое святой приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. В Орде святой построил несколько храмов. В 1290 г., после смерти первого сына — князя Михаила, св. Феодор с семьей возвратился в Ярославль, где стал ревностно заботиться об усилении и благоустройстве города и княжества, о благе своих соотечественников. Он построил много храмов, снабдил их утварью.
18 сентября 1299 г., чувствуя приближение смерти, святой князь принял схиму. Трогательно испросив прощения у множества собравшихся ярославцев, он мирно почил о Господе 19 сентября 1299 г.
5 марта 1463 г. были обретены нетленные мощи святых князей Феодора и чад его Давида и Константина, которые прославились чудесами. Ныне они покоятся в одной раке в Феодоровском кафедральном соборе г. Ярославля. https://days.pravoslavie.ru/name/2197.html
… Мы очень легко видим недостатки других, пальцем показываем, и нам кажется, что вот так надо и вот так. Но свою голову никому не приставишь. Сколько ни кричи, руками ни маши, ни возмущайся, каков человек есть, таков и есть до тех пор, пока он сам не захочет стать другим, до тех пор, пока у него совесть не проснется. Поэтому надо либо ждать, пока он опомнится, либо его заставить. А будешь палкой заставлять, выйдет себе дороже, потому что и себе повредишь, и его еще должен будешь на себе нести как тяжелую ношу. Этот гвоздь в тебя же будет впиваться. Поэтому есть определенные ситуации, с которыми ничего ты сделать не можешь, кроме того, чтобы изменить их в той части, в которой ты сам в них входишь, то есть изменить себя, изменить свое отношение, изменить свое поведение, изменить свои слова. Это с помощью Божией каждый из нас может предпринять, и пусть не радикально, но все-таки ситуацию это улучшит.
Священномученик Александр Лихарев (1938) Отец Александр был назначен священником в Богородице-Владимировскую церковь в город Мытищи, а 22 октября 1935 года переведен в Николаевскую церковь в поселке Подсолнечное Солнечногорского района. 27 ноября 1937 года иерей Александр был арестован, заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 5 декабря тройка НКВД приговорила отца Александра к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
11 декабря всем подследственным, многие из которых ожидали после столь краткого следствия освобождения или по крайней мере ссылки, было объявлено, что они приговорены к десяти годам каторжного труда; после этого их погрузили в вагоны и отправили в Красноярский край. 9 января 1938 года они прибыли на станцию Суслово Красноярского края, и часть священников, в том числе и отец Александр Лихарев, были направлены на работу на свиноферму Бамлага НКВД.
Еще дорогой отец Александр заболел – поначалу болезнь казалась простой простудой, но впоследствии, когда этап прибыл на конечный пункт, священник оказался в условиях жизни настолько суровых, что ослабевший во время этапа организм уже не смог справиться с болезнью. Всех заключенных поместили во временных землянках. Стояли сибирские морозы, было холодно, а дров недоставало даже на то, чтобы вскипятить воду. Вскоре в лагере началась эпидемия дизентерии. В больнице не хватало мест, и многие больные умирали в землянках.
Отец Александр также заболел дизентерией, и жившие с ним в одной землянке заключенные священники стали хлопотать о помещении его в больницу. Иерей Александр Лихарев скончался в лагерной больнице 17 марта 1938 года. http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-sshchmch-aleksandra-lihareva-presvitera-1938.html
… Великим постом срединное воскресенье называется Крестопоклонной неделей. Святая Церковь укрепляет нас в посте, этом посильном подвиге, который мы несем ради спасения души нашей и ради Царствия Небесного. А так как даже малое усердие ко Господу сопряжено с трудами, а значит, со скорбью, то святая Церковь утешает нас: в середине поста напоминает нам о Древе Крестном. И когда мы взираем на Крест Господень, вспоминаем страсти Господни, тогда начинаем устыжаться своих скорбей.
Чем замечателен современный человек в сравнении с человеком предыдущих эпох? Тем, что он все время ноет, всем недоволен, постоянно жалуется, ему все плохо, все больно, все нехорошо, все не так; он очень слаб духовно — слаб духом. И это не только у нас с вами — это болезнь века. И вот святая Церковь в нашем малом усердии, в малом служении, в посте укрепляет нас Крестом, чтобы каждый подумал над тем, что Господь претерпел. По старинной русской пословице: «Господь терпел и нам велел».
Посмотрим на Христа. Он Сам жил на земле и дал нам образ, каковой должна быть жизнь наша. Что же Он, будучи человеком, претерпел? Сначала, как все младенцы, Он был в послушании у Своих родителей. И Христос не доставлял им всяких огорчений, а был послушным ребенком, хотя Он был Вседержитель. Он мог бы создать Себе других родителей, мог создать другую вообще планету и населить ее совершенно другими существами, но Он любил именно этих людей, Своих чад, которых создал от Адама много лет, веков и тысяч лет тому назад. И не хотел их, вот этих конкретных людей, погубить, а хотел именно их спасти. И ради этого претерпел суровую жизнь — был гоним, уже с самого младенчества. Его хотели убить. И вся Его жизнь была сплошной мукой — не только физической, закончившейся самой страшной казнью, которую только можно перенести человеку, но и нравственной, душевной, духовной. Он страдал всем Своим человеческим существом, как только может страдать человек. Он терпел и непонимание, даже от Своих родителей, от Своих братьев, детей Иосифа, и самых ближайших родственников, которых любил; и от тех учеников, которых Он избрал, перед которыми сотворил много чудес, которых учил — Сам ходил с ними по Галилее, по Иудее и их воспитывал. И в результате что? Все разбежались, один вообще предателем стал, другой отрекся.
Был ли Он на земле счастлив? Невозможно вообразить Христа веселым, довольным, улыбающимся, потирающим руки, пребывающим в самодовольстве. Лик Христов предстает перед нами в молчаливой печали и скорби, потому что Он всех любил, всем сострадал, Он всех хотел вывести из мрачного тупика их собственной жизни, но понимание-то находил в единицах. Можно себе представить, как Он проповедовал Евангелие, какие Он находил слова замечательные, так что уже две тысячи лет прошло, а эти слова опять и опять в новых поколениях людей уже другой культуры, другой национальности, другого совершенно духа времени все равно продолжают находить отклик — насколько это было удивительно! И все равно вокруг предатели, иуды, завистники, фарисеи, озлобленные, и желавшие Его убить, и несколько раз пытавшиеся, пока все-таки им это не удалось.
Вот образ жизни христианской и образ отношения христианина к этой жизни. Скорбел ли Он? Да. Тяжело Ему было? Да. Но Он не пытался заставить этих людей что-то совершить, не пытался их силком переделывать. Он им только показывал, как надо, показывал, что такое вера, что такое благородство, что такое молитва. Он просто был и учил, а каждый, если хотел — воспринимал, не хотел — не воспринимал. Поэтому слушали Его сотни, тысячи людей, а стали учениками очень немногие, всего около пятисот человек из тех, которые Его постоянно окружали. И в этом нет ничего удивительного, хотя проповедовал Евангелие Сам Бог, Второе Лицо Пресвятой Троицы.
Для чего же мы родились на свет? Мы родились, чтобы страдать, потому что только так мы можем что-то важное понять. Потому что страдание очищает, оно человека делает мудрее, учит его, возвышает — любое страдание. Через страдание только человек может познать, что такое любовь. И Крест Господень — это есть символ любви, потому что любовь всегда распинаема. Мать распинаема своими детьми, художник — своей картиною, биолог — лабораторией, своими опытами, математик — алгоритмами; он ими мучается. И каждый человек в жизни своей распинается ради того, что он любит. И если мы хотим достичь духовной жизни, то должны распяться — распяться вместе со Христом, сораспяться Ему. Тогда наша жизнь приобретет смысл, потому что страдание введет нас в вечную жизнь, мы достигнем Царствия Небесного, мы познаем, мы его ощутим, мы войдем в него через распятие.
Христос, когда родился, был бессмертным. Как же бессмертный и безгрешный смог умереть на Кресте? Он умер потому, что грехи всех людей от Адама и до нас с вами взял на Себя: каждое наше раздражение, каждый ропот, глупость и невосприимчивость — все греховное море всех людей от начала и до конца. Если мы задыхаемся от собственных грехов, мучаемся ими, то каково было Его страдание, когда Он грехи всех людей взял на Себя. Именно поэтому у Него пот падал, как капли крови. И конечно, ни один человек на земле не мог бы это вынести — только Бог, только совершенно безгрешный мог все это бремя взвалить Себе на плечи. Как Григорий Богослов сказал: Христос ради нас стал грешником.
И если для нас это важно, то начнем свою жизнь менять и изменим ее так, как хочет Христос, — чтобы Он, глядя на нас, не страдал, а радовался. Вот Он на Кресте перед нами лежит распятый. Он, безгрешный, пролил Свою Кровь для того, чтобы нас этой Кровью напитать. Каждый из нас может приступить к Чаше жизни, соединиться с Ним не только духовно, душевно, но и телесно. Вот Он нам что дает! Для этого христианину и заповедано Церковью носить крест на шее — почувствовал его на себе и вспомнил, Чье ты носишь изображение на своей груди. И если ты христианин, ты так же должен распинаться этому миру и не искать своего, а искать только исполнения Христовых заповедей.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...