вторник, 19 февраля 2019 г.

Зимняя живопись и зимняя поэзия разная, разнообразная



                       
Куинджи А.И. Пятна лунного света. Зима. 1900-1910
Майков А.Н.
Грезы. (Отрывок)
Зима, зима! Мороз трещит;
Луна в кольце на тверди синей;
Звездится снег; лазурный иней
На черных деревах блестит…

Степанов А.С. Деревня зимой. 1890-е
Андрей Белый
Зима
Снега синей, снега туманней;
Вновь освеженной дышим мы,
Люблю деревню, вечер ранний
И грусть серебряной зимы.

Лицо изрежет ветер резкий,
Прохлещет хладом в глубь аллей;
Ломает хрупкие подвески
Ледяных звонких хрусталей.
Пластов А.А. На деревенской улице. 1961
Навеяв синий, синий иней
В стеклянный ток остывших вод,
На снежной бархатной пустыне
Воздушный водит хоровод.

В темнеющее поле прыснет
Вечерний, первый огонек;
И над деревнею повиснет
В багровом западе дымок;
Филиппов Валерий. Электрическая мельница. 2005
Багровый холод небосклона;
Багровый отблеск на реке…
Лениво каркнула ворона
Бубенчик звякнул вдалеке.

Когда же в космах белых тонет
В поля закинутая ель,
Серебро метет и рвет, и гонит
Над садом дикая метель…
Лукьянец В. Мороз и солнце
Пусть за стеною, в дымке блеклой,
Сухой, сухой, сухой мороз, -
Слетит веселый рой на стекла
Алмазных, блещущих стрекоз.
Крымов Н. П. Зимний пейзаж. 1919
Иванов Вяч.
ИЗ «ЗИМНИХ СОНЕТОВ»
Скрипят полозья. Светел мертвый снег.
Волшебно лес торжественный заснежен.
Лебяжьим пухом свод небес омрежен.
Быстрей оленя туч подлунных бег.

Чу, колокол поет про дальний брег...
А сон полей безвестен и безбрежен...
Неслежен путь, и жребий неизбежен:
Святая ночь, где мне сулишь ночлег?
Крымов Н.П. Зимний вечер
И вижу я, как в зеркале гадальном,
Мою семью в убежище недальнем,
В медвяном свете праздничных огней.

И сердце, тайной близостью томимо,
Ждет искорки средь бора. Но саней
Прямой полет стремится мимо, мимо.
Дубовский Н.Н. Зима. 1907
Анненский И.
СНЕГ
Полюбил бы я зиму,
Да обуза тяжка...
От нее даже дыму
Не уйти в облака.

Эта резаность линий,
Этот грузный полет,
Этот нищенски синий
И заплаканный лед!
Мартышев Евгений. Раннее утро
Но люблю ослабелый
От заоблачных нег —
То сверкающе белый,
То сиреневый снег...

И особенно талый,
Когда, выси открыв,
Он ложится усталый
На скользящий обрыв,
Рылов А.А. Зима. 1918. Акварель
Точно стада в тумане
Непорочные сны —
На томительной грани
Всесожженья весны.

Рекуненко А. Приход Большой Медведицы к Святому Сергию Радонежскому. 2004
Клычков С.
***
Плывет луна, и воют волки,
В безумии ощерив рот,
И ель со снежною кошелкой
Стоит, поникнув, у ворот!..

Закрыл метельный саван всполье,
И дальний лес, и пустоша...
И где с такой тоской и болью
Укроется теперь душа?..
Рекуненко А. Божественный иней
Все слилось в этом древнем мире,
И стало все теперь сродни:
И звезд мерцание в эфире,
И волчьи на снегу огни!..

Ракша Ю.М. Зимний день
Кузмин М.
***
Декабрь морозит в небе розовом,
нетопленный чернеет дом,
и мы, как Меншиков в Березове,
читаем Библию и ждем.

И ждем чего? Самим известно ли?
Какой спасительной руки?
Уж вспухнувшие пальцы треснули
и развалились башмаки.
Чернявсуий Г. Иней
Уже не говорят о Врангеле,
тупые протекают дни.
На златокованом архангеле
лишь млеют сладостно огни.

Пошли нам долгое терпение,
и легкий дух, и крепкий сон,
и милых книг святое чтение,
и неизменный небосклон.
Холодовская Н. Морозный день
Но если ангел скорбно склонится,
заплакав: «Это навсегда», —
пусть упадет, как беззаконница,
меня водившая звезда.

Нет, только в ссылке, только в ссылке мы,
о, бедная моя любовь.
Лучами нежными, не пылкими,
родная согревает кровь.
Смирнов-Русецкий Б.А. Морозный вечер
Окрашивает губы розовым,
не холоден минутный дом.
И мы, как Меншиков в Березове,
читаем Библию и ждем.
Паромов Б.И. Зима Православная. Тобольск
Фофанов К.
***
Догорает мой светильник.
Все стучит, стучит будильник,
Отбивая дробь минут;
Точно капли упадают
В бездну вечности — и тают, —
И опять, опять живут!
Васильев К. Ожидание
Ночь морозна. Небо звездно,
Из него мерцает грозно
Вечность мудрая сама.
Сад в снегу, беседка тоже,
И горит в алмазной дрожи
Темных елок бахрома...
Малый В. Улочка в Гороховце. 1988
Михаил Исаковский
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
За окошком в белом поле –
Сумрак, ветер, снеговей...
Ты сидишь, наверно, в школе,
В светлой комнатке своей.

Зимний вечер коротая,
Наклонилась над столом:
То ли пишешь, то ль читаешь,
То ли думаешь о чем.
Малый В. Гороховец. 1989
Кончен день – и в классах пусто,
В старом доме тишина,
И тебе немножко грустно,
Что сегодня ты одна.

Из-за ветра, из-за вьюги
Опустели все пути,
Не придут к тебе подруги
Вместе вечер провести.
Малый В. Дом у рынка. 1989
Замела метель дорожки, –
Пробираться нелегко.
Но огонь в твоем окошке
Виден очень далеко.
Маранов Александр. Зимний лес
Шесталов Юван
* * *
Как по лесу тёмному
Малая Медведица
Вперевалку по небу идёт.

Снег крупчатый мелется,
Шаль твоя метелится,
Свадебные сани у ворот.

Эти сани–розвальни
За тобою посланы,
Эта ночь таится у дверей,
Георгиевская  Г. Калевала. Невеста Похъёлы
И дорожки звёздные
Тебе в ноги посланы,
Полумесяц в гривах у коней.

Если сани заняты,
Если села в сани ты,
Значит, пронесёмся мы с тобой

По морозной наледи,
По метельной замяти,
По дороге жизни молодой. 1971 (Перевёл с мансийского А. Поперечный)
Шмаринов Д. Зимний вечер. Березы
Татьяничева Л.
***
Пожалуй, я не видела ни разу,
Чтоб столько снегу вьюги намели,
Бредут, согнувшись, молодые вязы,
На спинах  тащат белые кули.
Снега, снега...
А если вдаль вглядеться.
Увидеть гор крутые берега.
Не разлюбить, не оторвать от сердца,
Не отменить вас, русские снега.
Нисский П. Подмосковье. Февраль. 1957
Визбор Юрий
Зимняя песня
Ну, так что же рассказать о зиме?
То она как серебро, то, как медь.
Это холодно, когда без огня,
А кому-то холода без меня.

Синий вечер два окна стерегут,
В черной просеке две сказки живут.
И нанизано рожденье луны
На хрустальное копье тишины.
Незнайкин Г. Февральское солнце. 1978
Ну, так что же рассказать о зиме?
Поднял оттепель февраль на корме,
Выгибает облаков паруса,
И качаются в ночах полюса.

И восходит над дорогой звезда,
И уходят из Москвы поезда.
Зря сидишь ты по ночам у огня,
Не согреет он тебя без меня.
Кокорин М. Дворик. 2003. х.м.
Лавреньева Мария
Из Стокгольма
Напиши мне о морозе –
Без мороза нет тепла.
О застенчивой березе,
Что стоит белым-бела.

Напиши мне о сугробах
Великанам по плечо.
Где метели бьют сурово
И целуют горячо.
Яблонская Т. Зимой
Где подо льдом промерзла речка,
Снег сверкает во дворе,
И потрескивает печка,
И сверчок поет в стене.

Напиши мне, сделай милость,
Про домашний ваш огонь.
Помню я, насквозь светилась,
Как кленовый лист, - ладонь.
Латынцев В. Замело тебя снегом, Россия
Далека моя Россия
в подвенечном серебре,
Здесь идут дожди косые
По панелям в январе.

Электрические плиты,
В ваннах теплая вода,
Только мне согреться нечем,
Вьюгу мне пришли сюда.
Серебряков Г.П. Зимний день
Островой С.
***
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не излечивал…
Он весь, как музыка. Он – весть.
Его безудержность бескрайняя.
Ах, этот снег… Не зря в нем есть
Всегда какая-нибудь тайна.
Рерих Н.К. Сергий Строитель. 1925
Евтушенко Е.
* * *
Идут белые снеги,
как по нитке скользя...
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.

Чьи-то души бесследно,
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.
Серов В.А. Домотканово. Зимняя дорога
Идут белые снеги...
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
и бессмертья не жду…

я не верую в чудо,
я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда.
Серов В.А. Зимой. 1898
И я думаю, грешный,
ну, а кем же я был,
что я в жизни поспешной
больше жизни любил?

А любил я Россию
всею кровью, хребтом -
ее реки в разливе
и когда подо льдом,
Юон К.Ф. Троицкая лавра. 1910
дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков.

Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно,
для России я жил.
Сапунов Н.Н. Зима. 1900
И надеждою маюсь,
(полный тайных тревог)
что хоть малую малость
я России помог.
Юон К.Ф. Утро индустриальной Москвы. 1949
Пусть она позабудет,
про меня без труда,
только пусть она будет,
навсегда, навсегда.

Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня,
Рылов А.А. Трактор на лесных работах. 1934
Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы.
Юон К.Ф. Троицкая лавра. 1910
Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я. 1965
Чапли В. Сиверко
Могутин Юрий
Сиверко
Дунет сиверко чуть слышно —
Льдом становится вода,
У сосны растут усищи,
Не поверите? Усищи!
Белоснежные усищи,
Ледяная борода.
Дунет сиверко сильнее —
Хлопья снега мельтешат,
Звёзды в небе посинеют
И от холода дрожат.
Чапли В. Упряжка
Могутин Юрий
***
Ах, сколько нынче снега!
Мороз под пятьдесят.
Под снежным пышным мехом
В тайге медведи спят.
Медведям что! —
Уснули
В берлогах до весны.
Им снятся мёд и улей,
Малиновые сны.
А люди вот не могут
Прожить без дела дня.
Зовёт меня дорога,
Олени ждут меня.
Но я сегодня пленник
Заносов и пурги,
Нечаянный бездельник
Средь снега и тайги.
Ах, что ты натворила,
Сибирская зима!
Все тропки завалила,
Заимки и дома.
И жизнь не интересна,
Когда работы нет,
Будь пекарь ты иль слесарь,
Геолог иль поэт.
Чернобаев Л.Д. Деревня Летник
Могутин Юрий
Поселок спит
Ночь обступила посёлок,
Дремлют в сугробах дома.
Крыльями белых позёмок
Машет седая зима.
Тявкнула лайка в потёмках,
Жалобно ставня скрипит.
Месяц в пуховых пелёнках,
Тёплый и маленький, спит...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...