вторник, 26 февраля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 27 февраля (14 февраля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
27 февраля (14 февраля старого стиля)
 
Святой Равноапостольный Кирилл (Константин Философ), первоучитель Словенский (869). Создатель славянской письменности Кирилл был великим ученым, поэтом, философом своей эпохи. Его память Православная Церковь отмечает дважды: в этот день, как бы отдельно от брата Мефодия, и 24 мая — вместе с братом.
Кирилл родился в 828 году во втором по величине и значению городе Византийской империи — Фессалоники. Почти всю жизнь его звали Константином. Было у него и почетное звание, с которым он вошел в историю общечеловеческой культуры — Константин Философ. На территории, где стоял город Фессалоники, уже лет триста селились славянские племена, поэтому каждый житель города свободно говорил на двух языках — на греческом и славянском. Отец Константина был крупным военачальником. По-видимому, он был в родстве с императорской фамилией. Мать, возможно, была славянкой. В эпоху Константина Философа даже на императорский трон взошла славянская династия. Константин с юных лет проявил яркие дарования к науке.
И, быть может, поэтому, после того как его отец скончался от ран, Константина забрали в столицу — город Константинополь. Родственник и первый министр Византии поселил его в своем доме, для того чтобы Константин стал старшим товарищем и соучеником наследнику престола. Наследник престола, сделавшись императором, погибнет во время дворцового переворота, а Константин станет образованнейшим человеком своего времени. В эти годы лишь три человека имели высокие ученые звания: Лев Математик, Иоанн Грамматик и Константин Философ.
Константин отличался тем, что не искал для себя высоких должностей, хотя, стоило ему захотеть, как его будущее стало бы великолепным. Он изучал языки, читал древние книги, писал философские труды и сочинял стихи. В 23 года, после долгих уговоров, он принял кафедру философии в столичном университете. То время было эпохой идеологических споров, когда иконопочитатели боролись против иконоборцев. Иконоборцы считали поклонение иконам языческим предрассудком, и изгоняли их из храмов; иконопочитатели убеждали, что молящийся обращается не к дереву, на котором запечатлен святой образ, а к самому образу. Константин стал любимым оратором столицы и в диспутах постоянно побеждал иконоборцев. Точно также он побеждал в философско-религиозных диспутах, когда его отправляли во главе посольства в мусульманские страны.
В 860 году Константин, во главе посольства, отправился в Хазарию. Хазария была тогда могущественной державой. Незадолго перед тем она сделала государственной религией иудаизм. В диспуте во дворце кагана (правителя Хазарии) должны были участвовать представители трех религий — иудейской, христианской и ислама. По дороге в Хазарию Константин сделал остановку в Херсонесе — древнейшем городе, который был основан древнегреческими купцами-мореплавателями, потом был колонией Римской империи, а во времена Константина — дальним оплотом Византии. Здесь Константин совершил археологическое открытие огромной значимости. Изучив старинные предания и древние записи, он отыскал место захоронения младшего друга и любимого ученика апостола Петра — Климента Римского. Климент стал третьим, после Петра, епископом Рима, а в 101 году, во время очередных гонений на ранних христиан, его отправили на каторжные работы в херсонесские каменоломни. Но и здесь Климент обращал в новую веру многих язычников. Тогда, по приказу из Рима, его долго мучили, а потом, привязав к якорю, бросили в море. Через несколько дней ученики Климента подняли его тело, вместе с якорем, со дна моря (там была небольшая глубина) и захоронили на маленьком островке близ Херсонеса.
Константин, спустя 750 лет после трагической гибели великого старца, отыскал развалины церкви, которая была поставлена над местом захоронения, организовал экспедицию и нашел мощи святого Климента. В память об этом счастливом событии он написал гимн, который многие годы исполнялся в византийских школах. До наших времен сохранились письменные рассказы свидетелей и участников этой знаменитой экспедиции.
Вернувшись после удачного посольства в Хазарию, Константин, вместе со старшим братом Мефодием, создал славянскую письменность, перевел первые богослужебные книги на язык южных славян, а потом, по приглашению моравского князя, отправился в Великую Моравию для просвещения славян. Здесь, вместе с братом, они собрали круг талантливых учеников, которые разнесли свет учения по многим славянским землям.
Константин Философ скончался в 869 году в Риме, перед смертью приняв монашеский постриг и назвавшись Кириллом. Его святые мощи покоятся в одном из старинных римских храмов — храме Святого Климента. Место его погребения украшено прекрасными мозаиками, и любой, кому дороги славянские история и культура, будучи в Риме, может им поклониться и положить свой цветок на могилу великого просветителя.

… Каждому из нас неплохо бы понаблюдать за собой, подумать: «А чем я живу?» Вот чем я живу, тот я и есть. Если я живу Христом, значит, я христианин. Если мое сердце принадлежит чему-то больше, чем Христу, и это занимает мои мысли, мои чувства, то, значит, я именно таков, потому что сердце наше принадлежит нашему сокровищу, тому, что для нас является сокровенным, любимым, драгоценным. Но всякая иная драгоценность помимо Бога есть идол, грех. Собственно, это-то и есть грех!
Грех — это не обязательно нехороший поступок, хотя всегда этим кончается. Когда человек живет не Богом, не старается в Бога богатеть, это обязательно выявится какой-то ужасной несуразностью, какой-то жуткой ситуацией, тупиком, в который человек сам себя загонит, потому что не интересуется самым главным, «единым на потребу». Он, как морж, выныривает раз в неделю или две недели в церковь, а потом ныряет опять в пучину своих или чужих страстей — вот это очень живо его интересует, этому он посвящает много времени, сил и энергии души. И конечно, как следствие полный разор в душе. Потому что если мы будем жить чем-то таким мирским, то вся мерзость мира будет пребывать в нашей душе.
… Любому человеку, который считает, что у него все в порядке кроме денег и здоровья (их-то всегда мало), Христос делается ненужным.
Преподобный Марон, пустынник Сирийский. (IV). Преподобный Марон жил в IV веке недалеко от города Кира в Сирии. Почти всё время он проводил под открытым небом – в молитве, бдении, трудах и строгом посте. Вскоре он прославился даром исцеления больных и изгнания бесов. Обращавшимся к нему за назиданием преподобный советовал быть воздержанными, заботиться о своем спасении, опасаться любостяжания и гневливости. Учениками преподобного Марона были – Иаков Отшельник (память 26 ноября), Лимний (память 22 февраля), Домнина (память 1 марта). Святой Марон основал множество обителей в Кирской области. Точная дата кончины преподобного неизвестна, но он отошел ко Господу до 429 года. https://days.pravoslavie.ru/Images/im1907.htm
… Когда человек начинает страдать, все в нем возмущается, причем такое возмущение очень естественно. Посмотрим на младенца: он лежит в пеленках, спит, но вот проснулся — и начинает плакать. Спрашивается, почему? Ну, во-первых, потому, что ему скучно: он открывает глаза, а мамы нет; потом ему уже немножко хочется есть, хотя кормление должно наступить по режиму через пятнадцать минут, и он не умрет, если потерпит. Когда было землетрясение в Колумбии, нашли младенца, который две недели пробыл в подземелье засыпанный щебенкой, не ел, не пил, был почти без воздуха — откопали его, он жив. Нашли родителей, вернули — чудо. А тут пятнадцать минут не может полежать, начинает кричать, возмущается, ему нехорошо, ему надо, чтобы его на ручки взяли, может быть, он уже мокрый.
Почему человек возмущается, когда ему нехорошо? Да потому, что это противоестественное состояние. Господь создал человека не для того, чтобы он страдал и терпел, а для блаженства. И человек блаженствовал, было такое время — это время пребывания Адама и Евы в раю, когда у них не было ни забот, ни трудов, ни скорбей, ни болезней, а было непрестанное пребывание с Богом, непрестанная радость, созидание и творчество, к чему и призван человек. Но ему, помимо этих прекрасных вещей, дана была еще и свобода, и он эту свободу употребил во зло. И чаще всего человек свободу употребляет во зло.
Опять посмотрим на детей. Вот есть у мальчика свободное время — что, он откроет учебник и начнет дальше читать, или по музыке новую вещь разберет, или, может быть, без напоминания вынесет помойное ведро, или вымоет посуду? Нет. А на что же он употребит свое свободное время? Чаще всего на зло, ничегонеделание или на чтение, которое обычно совсем непотребно и неполезно для его души. Потому что человек, когда стоит перед выбором, как правило, выбирает не то, что благо, а то, что проще, то, в чем для него заключается соблазн, и поэтому все дальше и дальше отходит от Бога. И если мы сравним младенца и взрослого, то увидим, что ту чистоту, которую человек имел в младенчестве, непосредственность, способность легко прощать, взрослый утратил в результате того, что постоянно в течение всей своей жизни отказывался от добра и сознательно выбирал зло, во зло употреблял свою свободу.
Благоверный князь Михаил Черниговский. (1578) …Вместе со святым князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор. В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Враги давно искали случая убить его. Когда в 1246 году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: "Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари". Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: "Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам". Судьба мужественных христиан была решена. Укрепляясь словами Господа "кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Мк. 8, 35 - 38), святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику. https://days.pravoslavie.ru/Life/life1570.htm
… Великий канон Андрея Критского принят Церковью к ежепостному прочтению для того, чтобы в нас возбудить покаяние и чтобы в сердце сложилось правильное понятие о том, что такое покаяние. То, что с нами происходит в жизни трудного, печального и скорбного, не обязательно следствие какого-то нашего греха. Нет, вся наша жизнь греховная, и это надо понять.
Грех не есть обязательно какой-то поступок. Можно достичь такого образа жизни, что не будешь совершать никакого плохого поступка. Можно путем суровой аскезы, внутреннего труда достичь того, что голова будет свободна от дурных мыслей — это очень трудно, но достижимо. Еще более трудно, но также достижимо очистить свое сердце от помыслов лукавых, то есть тех движений сердечных, которые бывают по наущению дьявола. И когда человек этого достигнет — а из всего человечества этого достигают единицы, — это не значит, что человек избавился от греха. Это значит только, что человек достиг праведности. А грех — это совсем другое. Грех — это есть разделение человека и Бога.
Грех есть отдельная от Бога жизнь, есть самостоятельность человека от Бога. Вот такая жизнь есть грех, который может не выражаться в каких-то ужасных поступках, плохих словах, плохих мыслях и нехороших чувствах. Поэтому у людей, не знающих Бога, часто возникает вопрос: вот живет прекрасный человек, но в Бога не верует, в храм не ходит — что же с ним будет после смерти? То же самое, что и в этой жизни: как он не знал Бога в этой жизни, будучи прекрасным человеком, так он и умрет и будет там, в том мире, не знать Бога, оставаясь в собственной прекрасности, то есть, пребывая в том же аду. Ад — это не обязательно Бутырская тюрьма. Ад — это бытие вне Бога. Ад — это создание такой жизни, где нет Бога. Поэтому Господь сказал, что мытари и грешники предваряют праведных фарисеев в Царствии Небесном. Потому что фарисею не в чем каяться, он живет правильно, хорошо, он не чувствует, что он грешник, потому что он делает все правильно. А грешник понимает, что он грешник, потому что его греховные мысли и поступки, слова и чувства для него самоочевидны. Поэтому грешнику в некотором смысле проще.
Разрушение этой стены, освобождение от греха, соединение с Богом дается Богом человеку даром, не за какие-то заслуги, не за то, что он хороший. Это вообще тайна, почему так происходит. «Ихже бо предуведе, тех и предустави» — апостол Павел сказал такие слова очень интересные, из которых потом много ересей возникло, и, в частности, кальвинизм. Почему так? Вот хороший человек — и нет у него веры. А дрянь последняя, можно сказать, подзаборная — и Господь дает веру. Как это? Почему? Это таинственно. И у того человека, который имеет веру, хоть он и грешен, но, если он сознает грех и вступает на путь исправления, у него есть шанс спасения.
Потому что только живые взаимоотношения человека и Бога могут спасти душу, спасти от греха, спасти от этого разъединение, если человек хочет.
Хочет соединиться с Богом вопреки своим грехам, своим страстям, устройству своей жизни — вопреки всему, во что бы то ни стало хочет соединиться с Богом. И это желание человека Богом и награждается. Господь Сам освобождает человека.
Покаяние, по определению, это и есть осознание всего ужаса того, что я отъединен от Бога, что я не знаю, где Он, что я не чувствую его, что я Его не знаю. Это состояние, когда человек понимает, что то, как он живет, это не есть жизнь, и стремится во что бы то ни стало так Богу угодить, чтобы Господь на него посмотрел, призрел на его усилия, пусть и ничтожные, пусть и несуразные, пусть и ошибочные, но они все-таки есть, есть эти устремления. Вот это — основа духовной жизни. И покаяние есть возбуждение своей души к этому внутреннему деланию, чтобы не соглашаться, чтобы все отринуть, что этому мешает, чтобы основной мотив каждого поступка был приближен к Богу. Время покаяния, время поста дано для того, чтобы нам это все как можно более честно и перед собой, и стоя перед Богом осмыслить и осознать.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...