пятница, 22 февраля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 23 февраля (10 февраля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
23 февраля (10 февраля старого стиля)
 
Икона Божией Матери «Огневидная». Такое необычное название этот образ получил, скорее всего из-за того, что лик и одежды Богородицы выполнены в красных оттенках. Но существует версия, что название ему дали слова 5-й песни богородичного канона: «Огневидная колесница Слова, радуйся, Владычице, одушевленный Рай».
Об истории появления иконы Божьей Матери «Огневидная» практически ничего неизвестно. В «Святцах», изданных еще в 1815 г. в Свято Успенской Почаевской Лавре (г. Почаеве), есть указание, что икона появилась на Руси в 845 году, но при этом её почитание возникло не ранее XVIII века, поэтому определённой молитвы для неё в церковном уставе не сложилось.
На иконе Дева Мария изображена одна, без Младенца Иисуса, с лицом, обращенным в левую сторону, погруженной в молитву. Такой тип икон называется «Агиосоритисса», то есть Просительница, Заступница и молитва перед этим образом особенно помогает в делах, связанных с защитой – о прекращении войн, о сохранении жизни и здоровья военнослужащих. Примечательно, что празднование иконы совершается 23 февраля – дату, которую советская власть выбрала как День Красной Армии и Флота, а с 2005 года этот праздник в нашей стране называется День Защитника Отечества. https://solba.ru/wp-content/uploads/2015/12/information_items_1792.jpg
… Если мы хотим, чтобы Господь призрел на нас, похвалил нас и рад бы был нашим делам, мыслям и словам, нам нужно преуспевать в трех добродетелях.
Во-первых, в смирении. А смирение — это значит иметь всегда мирный, невозмутимый дух, считать себя хуже всех, недостойным того, что тебе дается.

Во-вторых, в вере. Надо несомненно и твердо веровать каждому слову, которое сказал Господь, — не в какие-то магические действия или заклинания, а в то, что раз Господь сказал, то, значит, это истина. То есть нужно свою душу так повернуть к Евангелию, чтобы каждое слово действительно воспринималось нами как истина. Так, на словах вроде бы мы веруем в Евангелие, а на деле нет, потому что творим такие дела, которые не только с Евангелием никак не сочетаются, они даже и с Кораном-то никак не сочетаются и вообще ни с каким вероучением. Даже религиям, которые имеют массу заблуждений, и тем мы не соответствуем, не говоря уж о высшей нравственности, которую принес на землю Господь Иисус Христос. Мы живем так, что если нам всю нашу жизнь показать, то мы ужаснемся, умрем от разрыва сердца. Мы просто привыкли к этому греху, живем в нем, и нам кажется, что мы хорошие. Мы ослеплены собственным себялюбием, но когда видим такой же грех в другом, то возмущаемся: как же так? да как же он может? Хотя сами делаем не только то же самое, но и в тысячу раз хуже.
Ну и, конечно, нет у нас милосердия. Господь дал главную заповедь, без которой нельзя войти в Царствие Небесное, она, собственно, и открывает туда вход: «Возлюби ближнего». И не просто возлюби, а как самого себя. Не желай ближнему того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. Как просто! Если не хочешь, чтобы тебя убили, — и ты никого не убивай. Если не хочешь, чтобы тебя обидели, — и ты никого не обижай. А у нас получается, что мы себя всегда предпочитаем другому. Надо научиться входить в положение другого, воспринимать окружающих людей не как биологические объекты, которые мешают или помогают нам жить в данный момент, а подумать, что у них тоже есть чувства, заботы, какие-то скорби. Надо научиться воспринимать другого человека именно как самого себя.
Священномученик Харалампий, епископ Магнезийский. (202) Живший в далёком II веке святой Харалампий, епископ города Магнезии, был одним из активных распространителей христианской веры среди язычников.  В возрасте 113 лет принял мученическую смерть во имя Господа нашего, о чем вспоминают все верующие, обращаясь за помощью к нему, читая слова молитвы Харалампию Магнезийскому. Во время одной из своих проповедей, епископ вместе со своими подвижниками были схвачены солдатами правителя Лукиана. От священнослужителя требовали отказа от христианства и принесения жертвы языческим богам. Однако святой старец наотрез отказался от этого, за что был подвергнут жесточайшим пыткам, несмотря на его преклонный возраст. Произнося молитву святому Харалампию, верующие должны помнить о муках, которые вынес этот несгибаемый воин Христов, благодаря Господа своего за стойкость духа и дарование ему надежды. https://omolitvah.ru/molitvy/molitvy-haralampiyu-magneziyskomu
… В результате Великого поста мы должны совершить некий переход, сделать некий шаг навстречу Царствию Небесному, стать чуть-чуточку получше, чуть-чуточку потерпеливее. Конечно, мы не можем сразу стать терпеливыми, сразу хорошими. Если бы это было возможно, тогда зачем нужна постоянная исповедь, зачем постоянно каяться? Раз — и сразу стал таким, как нужно! Но ведь так не получается. Значит, надо вновь и вновь начинать все сначала, вновь и вновь трудиться и этим трудом являть Богу свою верность: что мы хоть люди и грешные, и немощные, и все время сползаем в грязь, все время возвращаемся, «как пес, на свою блевотину», возвращаемся, как свинья, валяться в грязи, сколько ее ни мой, — но, может быть, мы не целиком будем в эту грязь окунаться, а хотя бы одним только боком, а потом, может, не всем боком, а какой-то его частью. И хоть и будем валяться, но не так, как год назад, и не как два. Все-таки будет какой-то процесс идти, и уже этим мы доставим великую радость Господу нашему, потому что Он Сам сказал, что на небесах бывает огромная радость, когда грешник кается.
Священномученик Валериан Новицкий, пресвитер (1930). Его жена Доминиана. По свидетельствам жителей села, батюшка Валериан и матушка Доминика очень любили друг друга, и свободное время проводили всегда вместе. Доминика знала, что если Валериан откажется от Христа, поменяет рясу священника на костюм городского служащего, их могут ждать многие годы счастливой совместной жизни... Но женщина, беззаветно любящая мужа, согласилась с тем, чтобы ее муж погиб, но не стал иудой! Она осталась одна с дочерьми Ниной, Ириной и сынишкой Евгением, добровольно пойдя на эту жертву ради сохранения ее мужем верности Христу и спасения души. Как описать, с какими чувствами она возвращалась к детям, точно зная, что вот-вот в самого родного человека выстрелит палач, что она оставляет мужа навсегда, надеясь на встречу с ним лишь в ином мире... Через несколько дней отца Валериана, ещё одного священника и мирянина под усиленной охраной вывели в Тимковический лес. Последовала команда рыть могилы. Приговорённые смиренно взяли лопаты и стали копать. Могилы были вырыты, палачи приготовились стрелять. Старший, исполняя приказ более высокого руководства, ещё раз предложил священникам отречься от сана. Ни отец Валериан, ни другой священник не согласились. Ответ был настолько твёрдым, что старший решил не тянуть время, и палачи тут же получили приказ стрелять... http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-sshchmch-valeriana-novickogo-presviterov-1930.html
…Мы все окружены духами. Нас окружают ангелы и святые угодники Божий, но из-за поврежденности нашей мы их не видим. А те люди, которые идут путем воздержания от греха, очищения своего сердца, еще на земле сподобляются видеть ангелов и свет Божий, который можно созерцать чистым сердцем. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Иногда приходится слышать такое мнение: Бога никто не видел, поэтому нельзя доказать, что Он есть. Но это неправда, Бога видели очень многие, сотни тысяч людей, а некоторые даже трогали Его своими руками. Апостол Иоанн Богослов так и сказал: «Мы осязали Его своими руками».
Помимо духов света, нас окружают и духи тьмы. И многие мысли, которые приходят к нам в голову, а потом впускаются нами в сердце, внушены ими. Поэтому духовная жизнь есть борьба с этими духами, постоянная духовная битва. «Где сокровище ваше, там и сердце ваше», — сказал Господь. Значит, кто владеет сердцем человека, тому он и раб. Потому-то сатана через послушных ему духов и стремится завладеть нашим сердцем. И Господь, Который желает нас спасти, тоже хочет нашим сердцем владеть. Федор Михайлович Достоевский так и говорил, что в мире Христос с сатаной борется, а поле битвы — сердце человека. Невидимо для нас (а большинство людей, живущих на земле, этого вообще не замечают) в нашем сердце происходит постоянная битва — битва духов тьмы с благодатию Божией.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...