пятница, 25 января 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 25 января (12 января)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
25 января (12 января старого стиля)
 
Святая мученица Татиана Римская, дева, диакониса (226 – 235 гг.). Святая дева Татияна жила в первой половине III века. Она родилась в знатной римской семье, отца ее трижды выбирали консулом. При этом он был тайным христианином, и воспитывал свою дочь в благочестии. Когда Татьяна выросла, она не захотела выходить замуж, а все силы отдала Церкви. Она была диаконессой в одном из римских храмов и служила Богу постом и молитвой, ухаживала за больными и помогала нуждающимся.
В 222 году императором Рима стал Александр Север, которого воспитала мать-христианка, поэтому сам император не преследовал христиан, но его наместники были свирепыми гонителями нелепого, как им казалось, суеверия. По их повелению, христиан принуждали поклоняться римским богам, а тем, кто отказывался повиноваться, угрожали пытками и казнями.
Татьяна была схвачена одной из первых. От нее требовали немного: стоило ей принеси жертву какому-нибудь из римских языческих божеств — и она была бы свободна. Сначала ее поволокли в храм Аполлона. Татьяна всю дорогу молилась, и неожиданно содрогнулась земля, рухнули стены храма, а статуя развалилась на куски. Мучители продолжали терзать Татьяну, но она лишь молилась за них, и восемь из них скоро пали к ее ногам, умоляя ее отпустить им их грехи. Их тоже пытали и казнили. А израненную Татьяну снова поволокли к языческому храму, на этот раз — богини Дианы. И снова раздался удар грома, блеснула молния и уничтожила языческую статую, а заодно — и мучителей святой девы. Тогда Татьяну привели в цирк, чтобы ее растерзал оголодавший лев, но лев лишь ласкался у ее ног. Святую бросили в огонь, но пламя было бессильно против искренней молитвы к Богу. Палачам ничего не оставалось, как отрубить святой голову.

… Я был знаком с одной женщиной необычайных христианских добродетелей, при этом очень простой, малограмотной; она сейчас уже умерла. У нее было много детей, семь человек, но все как на подбор, не дети, а ангелы. В наше время это просто какое-то чудо. Вот говорят, в семье не без урода, но тут ни одного урода. И все снохи одна к одной, и все внуки ну просто замечательные. Как достичь, что семеро детей, и все так хороши, и все прекрасно воспитаны, и все верят в Бога, и у всех есть жены, и отношения в доме нормальные, и никто не в разводе? Люди книги читают, стараются, изобретают, консультируются, как ребенка воспитать. Ведь это такой тяжкий труд, нужно колоссально много ума. Это же не просто вырастить какую-нибудь яблоню или рябину — это ведь живой человек. Спрашиваю: «Как вы детей воспитывали?» «Никак, — говорит, — ничего особенного не делала». Я говорю: «Ну, может, наказывали или учили?» — «Нет, только слезами их воспитывала». — «Как слезами?» — «Ну вот он начинает что-нибудь не то делать — я к иконам и плачу: «Матерь Божия, помоги!»
Икона Божией Матери Млекопитателъница
… Человек свою жизнь никак не хочет менять, не хочет ни в чем Христа послушать, слово Божие от него отскакивает, как горох. Господь говорит: «Молитесь за обижающих вас» — а он вместо этого злобится, обижается, клевещет, желает другому всякого зла, настаивает на своем. И после этого идти причащаться? После этого припадать к Крови и Телу Христа Спасителя и говорить: «Вот, Господи, я хочу с Тобой соединиться?» Ну как же можно соединиться с Духом Христовым через Святые Тайны, если ты Его отвергаешь, причем отвергаешь всем своим существом? Да, бывает такая немощь, такое состояние души, когда человек не может с собой ничего сделать и согрешает невольно. А ведь у нас-то это происходит и произвольно, намеренно. И главное, уже намеренно согрешили — и не хотим от этого отказаться. А большинство вообще не знают, как они живут, потому что пребывают в некоем сне. Как парализованного коли иголкой, он ничего не ощущает — так и душа. Вот чувствую, что очень грешен. А в чем? Ни в чем, даже не знаю, в чем. Потому что во мраке человек пребывает. А спасение начинается для человека, когда он увидит в себе грех, как песок морской.
Когда с маской водолазной ныряешь в море и над дном плывешь, видишь, сколько в море песка. Вот если столько увидишь в своей душе грехов, значит, ты сделал первый шаг к спасению. А если ты на исповеди давишься-давишься, и больше двух слов не можешь из себя выдавить, просто ничего не видишь, то, значит, спасение для тебя еще не началось, значит, жертва Христа Спасителя для тебя принесена напрасно, значит, в церковь ты ходишь зря, в этом нет никакого смысла.
Хотя это хорошее времяпрепровождение, лучше, конечно, в храм ходить, чем у телевизора сидеть, это понятно, но нужен какой-то результат, нужен какой-то в этом смысл. Христианин — это воин, прежде всего. Против кого он воюет? Не против людей, он не хочет кого-то заставить цены повысить или понизить, нет, он борется со злом, которое есть в его собственной душе, против каждого греха, который в себе увидел. Вот это море грехов — он против каждого воюет.
Икона Богородицы Акафистная. Икона Божией Матери «Акафистная» находится в иконостасе соборного храма Введения Богородицы сербского Хиландарского монастыря на Афоне. Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Акафистной»:
О, Пречу́дная и Превы́сшая все́х тва́рей Царице и Богородице, Небе́снаго Царя́ Христа́ Бо́га на́шего Ма́ти, припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю и пречестно́ю ико́ною Твое́ю, е́юже ди́вныя и пресла́вныя чудеса́ содева́еши! Смире́нно мо́лим Тя́, всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице, услы́ши на́с и удиви́ на на́с пребога́тыя ми́лости Твоя́, и проше́ния на́ша, приноси́мая Тебе́, я́ко блага́я Скоропослу́шница, испо́лни. Благода́тию Твое́ю ду́ши на́ша освяти́ и не отнима́й от на́с покро́ва Своего́, под ни́м же при́сно пребыва́я, я́ко Стено́й Неруши́мей защище́ни пребу́дем от все́х бе́д и напа́стей, от вся́каго врага́ и супоста́та, от все́х злы́х ко́зней вра́жиих на на́с при́сно находя́щих. Благоуха́нием непоро́чней души́ Своея́ напо́лни ду́ши на́ша, да возвеселя́тся сердца́ на́ша, и́бо не́сть никто́ в ми́ре се́м милее и прекраснее Тебе́, Де́во Пресвята́я! Ты́ еси́ на́ше Бога́тство, Ты́ еси́ на́ше Сокро́вище, Ты́ еси́ на́ше Упова́ние и на́ша Защи́то! К Тебе́ Еди́ней в печа́лех на́ших притека́ем и у Тебе́ Еди́ней утеше́ние получи́ти ча́ем. О, Всепе́тая Де́во Богородице, не преста́й моли́тися о на́с, недосто́йных рабе́х Твои́х, сла́вящих Тя́ и почита́ющих, и наде́жду на Тебе́ иму́щих, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
… Почему мы не усваиваем ту благодать, которую Церковь нам дает? Потому что мы ею пренебрегаем, мы сами изгоняем из своего сердца Христа и Его благодать своей приверженностью к миру. Мы миролюбцы, мы любим все мирское, желаем только удовольствий. И если мы «переживаем» за наших близких, то очень редко нас волнует то, что эти люди не идут в Царствие Небесное. Нас больше беспокоит, что они пьют, курят, ругаются, еще какие-то делают безобразия — то, что нам приносит некую досаду. А человек, который не курит, не пьет и с нами вежлив, нас вполне удовлетворяет, наша душа о нем не болит. Ближайший пример: любая бабушка жаждет, чтобы внук обязательно был крещен. Спрашивается почему? Что, она хочет для него Небесного Царствия? Нет, она сама не знает, что это такое, и никогда к нему не стремилась. А почему она так жаждет крестить? Чтобы Господь ребеночка защищал, чтобы у него был Ангел-хранитель, чтобы он поменьше болел, чтобы он был получше, попослушней, чтобы с ним было полегче. А до души ребеночка нет никакого дела.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...