понедельник, 21 января 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 22 января (09 января)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
22 января (09 января старого стиля)
 
Святитель Филипп (Колычев), митрополит Московский и всея России, чудотворец (1569 г.). Происходил из известного боярского рода Колычевых. В юные годы он был призван в окружение молодого царя Иоанна Васильевича, которого в то время еще никто не называл Грозным. Колычев даже считался одним из любимцев царя. Но потом оставил богатство, царский двор и стал служить одному Богу. Он прошел пешком из Москвы до Онежского озера, а потом достиг Соловецкого монастыря. Здесь он и принял иноческий постриг, сменив мирское имя Феодор на монашеское — Филипп.
Прошли годы, и иноки монастыря уговорили его стать игуменом. Под руководством святителя Филиппа в Соловецком монастыре построили один из прекраснейших в истории древнерусской архитектуры Преображенский собор. Некоторые историки архитектуры считают, что собор этот строил тот же зодчий, который выстроил и другие знаменитые храмы того периода — такие, как храм Троицы на Рву (он же — храм Покрова или собор Василия Блаженного). В то время, когда святитель Филипп управлял монастырем, на Соловецких островах также были построены удивительные ирригационные сооружения, сделанные на высшем уровне техники того времени и работавшие все следующие века.
За это время кончился светлый период царствования Иоанна Грозного. Царь ввел опричнину, многие тысячи людей по всей стране были безвинно погублены. И в эти годы Собор святителей в Москве выбирает Филиппа Митрополитом Московским и Всея Руси. Незадолго до этого на том же Соборе был выбран Митрополитом святой Герман Казанский. Но Герман попытался сразу увещевать царя, и был им немедленно смещен. Святитель Филипп тоже поставил главное условие — он согласится встать во главе Русской Церкви, если царь отменит опричнину. Царь согласился, и первые полтора года страна пребывала в покое. Но потом казни возобновились снова. Святитель сначала пробовал увещевать царя наедине, а потом стал обличать его жестокость во время богослужения в Успенском соборе московского Кремля. По повелению царя Филипп был лишен сана, его заточили в темницу, где он терпел издевательства, а потом принял мученическую смерть от рук главного российского палача того времени — Малюты Скуратова. Через 21 год после его убиения мощи святого были перенесены на Соловки, а в 1652 году возвращены в Москву и покоятся в Успенском соборе Кремля.

… Вот тебе духовное, а вот тебе мирское — выбирай. Хочешь — завидуй, а хочешь — зависть преодолевай. Хочешь — гневайся, раздражайся, а хочешь — терпи и молчи. Вот и все, все очень просто. И из этого вся жизнь и состоит — из того, что мы выбираем. Так как мы мирские и плотские, грешные и душевные, то мы все время это и выбираем. Теперь зададим себе вопрос: а хотим ли мы такими оставаться? Если хотим, тогда нечего в церковь ходить, это бессмысленно. Здесь тесно, люди от духоты падают, и надо дать возможность тем ходить, которые действительно хотят что-то изменить. Господь пришел на землю, основал Свою Церковь для чего? Чтобы нас изменить. И действительно, в мире все изменилось, новая цивилизация возникла за эти две тысячи лет. Мы, к сожалению, живем уже в упадке, в конце этой цивилизации, скоро воистину будет конец света. Но, тем не менее, перемены эти разительны. Дело Христово в нашем мире совершилось, и в некоторых людях оно имело удивительнейший, Божественный успех.
Поэтому, если мы действительно хотим быть к этому причастны, надо начинать делать. Начинать, конечно, с малого, с очень простого. И каждый из нас это простое и малое должен сам для себя определить. А можно и посоветоваться с человеком более опытным и начать совершать этот первый шаг богатения в Бога. Помоги нам в этом Господь и благодать Божия.
Преподобный Ио́на, в схиме Петр Киевский (Мирошниченко) (1902 г.) С поистине юношеской энергией старец, которому шел 98-ой год, довершает строительство громадного каменного корпуса, собрав 100 тыс. руб. на его возведение. Собирает он еще 200 тысяч на колокольню и получает утверждение Государем ее проекта. Но, тем не менее, здоровье старца становилось все слабее. 15 декабря 1901 года он был соборован. С этого дня до самой кончины старец принимал у себя в келье богомольцев, а 6-го января 1902 года стал прощаться с братией. У него спросили разрешения отслужить всенощное бдение и обедню о выздоровлении его, но он ответил: «Не надо служащих беспокоить, я все равно в среду отойду». В ночь с 8 на 9 января служащий в соборе иеромонах, говоря ектенью, никак не мог помянуть о здравии архимандрита Иону, что-то его останавливало. Как оказалось, в это самое время, блаженный старец отошел ко Господу. Тихо, мирно, непостыдно, в окружении своих духовных чад и учеников закончил свою земную жизнь преподобный. https://omiliya.org/content/lyubov-do-grobaм
… Мы все любим справедливость; если кто-то незаслуженно нас обидит, мы сразу возмущаемся. А один святой сказал: не называй Бога справедливым; если бы Бог был справедлив, ты был бы давно в аду. Бог милостив, и поэтому мы еще живем. За все наши гре­хи мы должны быть оплеваны, растерзаны, поруганы, преданы, избиты и убиты — так с нами надо поступить по справедливости. А Господь дал нам изумительную возможность, абсолютно умопомрачительную (в том смысле, что мы не можем этого постичь): те грехи, которые мы сотворили в этой жизни, Он может нам простить. Господь имеет власть их прощать, потому что Он взошел на Крест для того, чтобы взять наши грехи на Себя, и умер именно за них. Нам даром дан великий дар — святое крещение. Дар, потому что его нельзя ни заработать, ни заслужить, ни купить.
Нам дана хоть малая, но вера: мы же не сомневаемся в том, что Бог есть. Чего же нам не хватает? Нам не хватает того, чтобы эту чисто умозрительную веру сделать движущей силой нашего сердца. Умозрительную веру имеет и сатана, и все бесы; имел ее и Каиафа, который отдал на распятие Христа; и многие члены синедриона — они знали, Кого распинали, и все-таки Его распяли и не ужасались, потому что Христос был им ненавистен.
На словах мы вроде неплохо относимся ко Христу, нельзя сказать, что мы Его ненавидим, но получается так, что наша жизнь является постоянным поруганием Христа, мы как бы издеваемся над Богом. Мы носим крест, ходим в храм, дом наш украшаем иконами, мы молимся, прикладываемся, дерзаем даже крест целовать в знак того, что, дескать, Господи, мы Тебя любим. Но, выйдя за порог храма, а не­которые даже в храме тут же от Христа отрекаемся, тут же Ему ругаемся, тут же Его поносим, на деле доказывая, что слова Христовы для нас пустой звук. Господь прожил страшно тяжелую жизнь, Господь пытался научить нас истине, а мы упор­но, нагло этому противодействуем, хотим откупиться какими-то лицемерными внешними жестами, то есть обманываем. Но обмануть можно кого угодно, только не Бога, потому что Он смотрит на самое сердце наше. А сердце наше жестокое, и это жестокосердие мешает нам веровать, веровать истинно, по-христиански, так, как веровали святые, то есть получается, наша вера — это вера бесовская, не настоящая. И пусть никто из нас не обольщается тем, что он верует в бытие Божие. В этом нет никакой заслуги, присутствие Бога очевидно, и Воскресение Христа — научно доказанный факт. Но это никого не удивляет и никого не приводит в трепет и в ужас. Мы продолжаем жить в грехе. Мы живем в грехе, потому что наши ум и сердце по-разному устроены: умом мы уже приняли веру, а в сердце это еще не вошло. Мы должны пролить об этом слезы, вперить ум наш в эту страшную трагедию: Христос жил, Христос умер, Христос проповедовал, а мы продолжаем жить в грехе.
Священномученик Павел Никольский, пресвитер, 1943 г. смерти в лагере. С 1928 года он стал служить в храме в честь великомученика Димитрия Солунского в селе Трасна Зарайского района.
3 февраля 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Павла к трем годам заключения в концлагере, и он был отправлен в распоряжение Управления северных лагерей особого назначения. Вернувшись из заключения в 1932 году, отец Павел поселился сначала в городе Серебряные Пруды, а в 1938 году переехал в Зарайск. 22 сентября 1941 года Особое Совещание при НКВД приговорило отца Павла к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 17 октября 1941 года он был отправлен этапом в Вятлаг, куда прибыл 9 мая 1942 года и был помещен в 4-й лагпункт Вятлага. Тяжелые условия жизни и работы в лагере стали непосильны для больного, истощенного заключением священника. Священник Павел Никольский скончался от голода 22 января 1943 года и был погребен на кладбище 4-го лагпункта Вятлага.https://radiovera.ru/pravoslavnyj-kalendar-svyashhennomuchenik-pavel-nikolskij.html?autoplay=on
… Благодать — это дар Святаго Духа человеку, Который поселяется в его сердце. А Дух Святой есть Бог. Когда Он входит в человека и в какую-то меру, пусть совсем чуть-чуть, в человеке начинается духовная жизнь — Он, этот Дух Божий, высвечивает в душе его грех, тьму. Человек начинает видеть: вот в этом я грешен, в этом грешен, в этом мое несовершенство. Маленькое пламя Святаго Духа загорелось в сердце и осветило тьму. Человек бросается на борьбу — одно исправил, другое, третье. Не сам, конечно, а прося у Бога: исправь меня, помоги мне, я увидел этот грех, я буду теперь удерживаться, а Ты мне помоги. Глядишь, пламя разгорелось еще сильней — и еще больше осветило, и опять борьба. Потом пламя еще больше — и еще больше заметно грехов... До тех пор, пока человек не увидит грехи свои как песок морской, ужаснется и начнет плакать. И когда Господь увидит, что человек плачет о своем грехе, Он опять пошлет ему благодать Святаго Духа, Духа Божия, Который так и называется Утешитель, потому что Он утешает человека — и душа его уже не скорбит, ибо блаженны плачущие. Грех отмывается слезами покаяния, душа очищается, человек становится более совершенным, меняется вся его жизнь, все его существо. Это и вовне проявляется: даже походка делается другой и взгляд, выражение лица, все его жесты и слова — все переквашивается в человеке. Он начинает сиять Духом Божиим.
Но лишиться этого можно в один момент: возьми грязи черпак, влей в свою душу — и все; любой скандал, любое неосторожное слово или греховное дело — и тут же потеряешь то, что набрал за всю жизнь. Как на гору можно неделю забираться, а упасть с нее за несколько секунд: чуть пошатнулся, и полетел, и голову разбил, и позвоночник сломал — так и в духовной жизни.
Как благодать достигается, как ее привлечь в свое сердце? Этому есть очень много духовных средств. Самое главное — причастие Святых Христовых Тайн, соединение нашей души со Христом. Ближе к нам, чем в причастии, Бог не бывает никогда и никогда не будет. У нас есть Евхаристия, есть Чаша. Выше этого не существует ничего ни на Небе, ни на земле.
Второе средство — это слово Божие. Тот, кто читает Евангелие, знает, что каждый раз нам открывается в нем все новое и новое. И так без конца. Сколько ни читай, будешь понимать все глубже, все на другом, более глубоком уровне. Через слово Божие мы тоже благодать получаем, и она нас освящает. Христос сказал: «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них». Вот мы пришли в храм, стоим здесь, молимся все вместе. Хотя мы люди грешные, но среди нас стоит Христос. И если наша душа откроется Ему, мы сможем воспринять ту благодать, которая здесь незримо присутствует. Молитва церковная также есть источник благодатной жизни.
Еще средство — каждое доброе дело. Человек нуждается в помощи, ты ему помог ради Христа — и через это получишь благодать. Тебя обидел кто-нибудь, а ты потерпел и простил — и тоже получишь благодать Божию.
Но чтобы причаститься — нужно поговеть, к исповеди подготовиться, правило почитать. Чтобы в храм прийти — нужно деньги на троллейбус истратить, в храме стоять, ноги утомлять. Чтобы Евангелие читать — нужно голову иметь свежую, нужно книгу иметь. Вот сколько дополнительных условий. А есть такое средство к получению благодати Божией, для которого ничего этого не требуется. Это средство самое удобное — внутренняя молитва. Едешь ли, стоишь ли, сидишь ли, ждешь ли кого, в очереди за чем-то стоишь или перед иконой в храме — молиться можно всегда и везде. Проснулся ночью, не спится — опять можно помолиться. Молись и проси — проси очищения грехов, проси Царствия Небесного, благодати Божией. И Господь увидит, что мы год просим, два просим, три, двадцать лет, сорок... Он же Сам сказал: «Неужели отец, когда сын у него попросит хлеба, даст ему камень, или когда попросит рыбы, подаст ему змею; тем более Отец ваш Небесный даст Духа Божия просящим у Него».

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...