четверг, 6 декабря 2018 г.

Рождественские загадки и детям, и взрослым



Загадки в рифму к Рождеству Христову
 
      
 Православным детям, читающим Детскую Библию, загадки, построенные на рифме, где подсказка лежит в основе созвучия слова «явленного» и «спрятанного», - будут хорошим подспорьем в последующем знакомстве со Священным Писанием. Потому что эти загадки занимательно, ненавязчиво прикасаются к библейским образам, событиям, обрядам церковного богослужения и без насилия поучают, что является добром, а что - злом.

По страницам Ветхого Завета
1
Дал Господь обетованье -
Говорится так в Писанье, -
Он великого народа
Будет основатель рода.
По божественным правам -
Праотец наш (Авраам).


2
Бог сказал: «Мы сотворим
Человека Словом сим».
Господь по Слову дал
Имя первенцу (Адам)

3
По морю плывет ковчег,
Вдалеке - заветный брег.
Ной с семьею очень рад:
Видит гору (Арарат).

4
Бог смешал людей языки,
Потому что Он великий.
Люди думали, что им
Можно многое самим.
Например, построить град
С башней до небесных врат.
Град разрушился потом,
Помним это со стыдом,
Ведь за гордость назван он
Был когда-то (Вавилон)

5
Покаянья образец
Дал великий праотец:
Написав псалмы, за всех
Он людской оплакал грех.
К Богу до сих пор летит
Плач наш общий - царь (Давид)

6
Змей успел шепнуть жене,
Что познать она вполне
Может и добро, и зло.
Вот уж вправду «повезло»,
Что растет в Эдеме древо!
Плод с него и съела (Ева)

7
Зависть привела к беде:
Нет сыночка, нет нигде!
Продан братиею брат,
А отцу цветной халат
Принесли, коль: «Где он?» - спросит.
В рабство продан был (Иосиф)

8
Всякой твари взяв по паре,
И со всей семьею, старец
На корабль взошел с молитвой.
И корабль, крепко сбитый,
Сквозь потоп направил бег.
Ну а звался он (Ковчег)

9
Из Содома и Гоморры
Уходили очень скоро.
Оглянулась вдруг жена -
Превратилась в столб она.
Но за Господом вперед
Шел да шел смиренно (Лот)

10
Чтоб израильский народ
Не пропал и шел вперед,
По пустыне знойной всей
Вел Израиль (Моисей)

11
Семицветная дуга
Нам видна издалека,
Каждый скажет: все века
Радугой звалась дуга.
О Завете говорит
Той дуги веселый вид.
С Богом заключен завет,
Что вперед на сотни лет
Бог прикажет водам - стоп!
Не пошлет земле (Потоп)

12
Как раскинулась по небу
Словно бы из сказки небыль!
Как ее увижу в полдень -
Так обет Господень вспомню.
Разноцветная дуга -
Нам на радость (Радуга)

13
Если сила для добра,
То добру она сестра.
Так вот, в Книге всех времен,
Делом учит нас (Самсон)

14
Мудрость в жизни - это клад,
Счастлив тот, кто сим богат!
Образец для всех времен
Дал премудрый (Соломон)

По страницам Нового Завета
 
15
За грехи страдал Он наши,
Не отверг Отцовой чаши:
Очищаясь, я спасусь:
За меня распят (Иисус)

16
Даже очевидность чуда
Видеть не хотел (Иуда)

17
- Как зовут? - Господь спросил.
Тут же бес заголосил,
И назвал всем имя он.
Имя это – (Легион)

18
По пути в Дамаск ему
Голос был, сразивший тьму.
Гнал Христа и звался Савлом,
Ну а стал святым он (Павлом)

19
Покаянья проповедник
И Завета он наследник,
Был в утробе он отмечен,
Звался Иоанн (Предчеча)

20
Сорок дней Христос постился.
Искушая, бес явился,
Но не одолел святыни.
Было это все в (Пустыне)

21
В одном селении святые жены жили,
Мария с Марфой Господу служили,
А чем служила каждая из жен?
Какую службу больше ценит Он? (Службу Марии)

Дом особый, знаешь сам, - православный Божий храм
 
22
Со священниками вместе
(Смысл понятен и известен)
Тоже Господа хвалю я
Словом этим: (Аллилуйя)

23
Богу здесь священник служит,
Здесь он просит все, что нужно.
Вечно, в наши дни и встарь,
Божий дом - святой (Алтарь)

24
Я Твой верный раб, Господь,
Чтоб неправду побороть,
Помоги мне, не покинь!
Истинно, или (Аминь)

25
В дни, когда не причащаюсь,
Им всегда я утешаюсь.
Служит Церкви с давних пор
Утешеньем (Антидор)

26
В церкви действо началось,
И по храму разлилось
Сладостное пение -
Всенощное (Бдение)

27
Чтоб частицу благодати
От Христа сейчас принять мне,
Подхожу без лени я
Под (Благословение)

28
Чтоб молитва возгорела,
Пусть потрудится и тело,
И должна не полениться
Правая рука – (Креститься)

29
С панагией на груди пастырь паствы впереди.
Попрошу: «Благословите! И меня в нее примите!»
Поклонюсь при этом низко
Вам, Владыка наш, (Епископ)

30
Исповедался - и значит
Жить начну совсем иначе!
Каясь, обличил грехи я.
Я накрыт (Епитрахилью)

31
Ты меня благослови,
Преподай мне дар любви,
Божью благодать пролей
Православный (Иерей)

32
Я всегда иду с поклоном
К образам святым – (Иконам)

33
Отделен алтарь от храма,
Здесь висят иконы в рамах,
Пред киотами лампады
Зажигаются как надо,
Перед службою как раз.
Это что? – (Иконостас)

34
В этот день мы будем с ними,
В честь кого мы носим имя.
Новый он и он старинный
Праздник - наши (Именины)

35
Все погрешности и ложь
(На кого же я похож?)
Перед Богом высказать
Подхожу на (Исповедь)

36
Твой дым - молитвы образ милый,
Благоуханное (Кадило)

37
Как божественны напевы
В честь Христа, Пречистой Девы!
Счастье даже и не снилось:
Вновь иду я петь на (Клирос)

38
Чтоб мелодия простая,
В предрассветной дымке тая,
Выводила к Церкви Божьей
И к молитве нас звала, -
Бьет звонарь в (Колокола)

39
Посмотри, туман окутал
Паперть, храм и даже (Купол)

40
Воскуряется кадило,
Чтоб молитва воспарила,
И для этого обряда
Нужен нам душистый (Ладан)

41
Общее моление,
Бога восхваление,
Со святыми всеблагие
Силы с нами в (Литургии)

42
Бог внимать тебе готов:
Ты открыл (Молоитвослов)

43
Вот стихарь, орарь и риза,
А подризник будет снизу:
Важное значение
Имеет (Облачение)

44
К всенощной, звонарь, ударь,
Дьякон уж поднял (Орарь)

45
Все я верю, Боже, дашь
По молитве (Отче Наш)

46
Самый главный иерарх
В нашей Церкви – (Патриарх)

47
До скончания веков
В эти дни святых постов
Вокруг церкви обноситься
Будет Божья (Плащаница)

48
Подаю на литургию:
Тут умершие, живые,
Дед тут, мама и племянник.
Записал я всех в (Помянник)

49
Кто идет пред крестным ходом,
Указуя путь народу,
Пред собой неся фонарь?
Он одет всегда в стихарь,
Наш церковный (Пономарь)

50
Был он человек простой,
Был совсем как мы с тобой,
Стал теперь он иерей,
Предстоятель за людей.
Нужно для служения (Рукоположение)

51
Водосвятные молебны,
Для людей всегда целебны,
Богу душу посвящая,
Стала ты вода (Святая)

52
Царские открыв врата,
Иерей пред нами стал.
Он грехи отпустит наши,
Причастит он нас из (Чаши)

Загадки со Святой Земли
 
53
Каждый год приходит к нам
Праздник в каждый дом и храм.
Новость, слышанная всеми:
Бог родился в (Вифлееме)

54
Убивал своих пророков,
Не пошел ты вслед за Ним,
Пострадал потом жестоко
Град святой (Иерусалим)

55
Сам Христос, Нетварный Свет,
Выбрал город (Назарет)

56
Здесь родился наш Бог и Господь,
Здесь обрел от Пречистой Он плоть.
Живы милые сердцу картины,
На священной земле (Палестине)

57
Там Господь преобразился
И ученикам открылся.
Был же этот разговор
На святой горе (Фавор)

58
Слышали ученики
От Клеопы и Луки:
Им явился Иисус
По дороге в (Эммаус)

59
На пире свадебном беда была одна:
Там не хватало всем гостям вина.
И претворил в вино Бог воду в чане,
А было это в Галилейской (Кане)

Загадки о душевных неполадках
 
60
Перед Господом нечист
Богоборец – (Атеист)

61
Толя корчит Пете рожи,
Разве это образ Божий?
Догадался сразу я:
Это – (Безобразие)

62
Обещал я - и напрасно,
И теперь мне стало ясно:
Получилось у меня
Пустословье, (Болтовня)

63
Заорет, совсем как зверь,
Сокрушит любую дверь!
В клетку, в непристойный хлев
Заключает душу (Гнев)

64
Коль идешь ты за Христом,
Помни о пороке том:
Кто б ты ни был - не годится
Возвышаться и (Гордиться)

65
Чтоб не стать добычей тленной,
Чтобы к пристани блаженной
Выплыть в жизни без помех,
Одолеть ты должен (Грех)

66
То в очах Господних мерзко,
Если поступают (Дерзко)

67
- Я не дам фломастер вам,
Карандаш - и тот не дам,
Ни резинку, даже кнопку,
Даже рваную коробку!
Видно, что ко мне прижалась,
Стиснув руки-крюки, (Жадность)

68
Что за сладкие манеры!
Как довольна ими Вера!
Верочка, прими как данность:
Не идет тебе (Жеманность)

69
Колю будто любят больше?
С Машей занимались дольше?
Это только показалось:
Завладела вами (Зависть)

70
Позавидовал кому-то,
На вопрос ответил круто, -
Тут же в душу проползло
Хитроумным змеем (Зло)

71
Вот тебе условие:
Прекрати (Злословие)

72
Словно в горле рыбья кость,
Застревает в сердце (Злость)

73
Стол накрыт- и никого!
На столе полно всего!
Сладости как на подбор -
Сам с собой веду я спор:
Не попробую варенье,
Устою от (Искушения)

74
Хочешь быть хорошей, Лиза?
Так забудь свои (Капризы)

75
Лену ябедой зовут,
У нее язык, как кнут!
Выползая изо рта,
Больно жалит (Клевета)

76
Крылья спутала и ввысь
Не дает лететь (Корысть)

77
Не хочу идти я в школу!
Я занятиям веселым
Лучше время посвящу.
Я предлог ищу, ищу...
Сразу видно - в этот день
На меня напала (Лень)

78
Я к греху, увы, привык,
Но у Бога скорбный (Лик)

79
Я покаялся в грехе -
Он сидел на языке.
В моем сердце не найдешь
Ты лазейки, злая (Ложь)

80
Адское преддверие -
В Господа (Неверие)

81
Всеми недовольна я:
Виновата вся семья -
Мама не купила свитер,
Косо смотрит братец Виктор...
Расцвела любого вида
Лебеда-полынь (Обида)

82
Вражье наваждение -
Ближних (Осуждение)

83
Даже вкусного обеда
Не желает (Привереда)

84
Вид надменный, непростой,
Знать, доволен он собой!
Глупой гордости убранство
На себя надело (Чванство)

85
Намотай себе на ус:
Ты оставлен Богом, (Трус)

86
Я себя всегда жалею,
По-другому не умею!
Плакал, плачу ныне я -
Это грех (Уныния)

Эти загадочные добродетели
 
87
Стол у Павлика в порядке,
И на месте все тетрадки,
Чист портфель. И всем понятно:
Павлик - мальчик (Аккуратный)

88
Для сестренок и братишек
Зайцев он хранит и мишек,
Они долго будут живы:
Юра - мальчик (Бережливый)

89
Отмечать во всем благое
И хранить в душе святое,
Каждое мгновение -
Быть в (Благоговении)

90
Чтоб не плавать без ветрил,
Чтоб маяк пред нами был,
Исполнялась жизни мера,
Нам необходима (Вера)

91
Есть у веры две сестры -
Бескорыстны их дары.
Оттого мы вновь и вновь
Чтим надежду и (Любовь)

92
Сею Божии слова
В сердце. А взойдут едва -
Их слезами поливаю
И молитвой удобряю.
Ангел мой тому свидетель,
Что ращу я (Добродетель)

93
У кого-то нету мамы,
Кто-то одинокий самый.
Но никто не сирота,
Если правит (Доброта)

94
Я упал, мне очень больно,
Слезы брызнули невольно,
Но себя беру я в руки,
Вспоминаю Божьи муки.
И в обиде, и в падении
Я учусь (Долготерпению)

95
- Ой, спасибо мальчик мой,
Что помог дойти домой,
Сумки грузные донес.
Как посмотришь - целый воз!
Мне важная твоя работа,
А еще важней (Забота)

96
Отбросить вам тоску и лень,
И маме помогать весь день,
Преодолеть медлительность
Поможет (Исполнительность)

97
Гордость шишки набивает-
А она и бед не знает.
Гордость стонет и болит,
Словно дряхлый инвалид,
Не она добра оплот есть -
Ценит Бог людскую (Кротость)

98
Рушат замыслы врагов
И спасают от грехов -
Воле их не прекословь, -
Божья правда и (Любовь)

99
Заповедал нам Отец
К милостям усердие,
И бальзамом для сердец
Служит (Милосердие)

100
Безрассудство не в почете,
Если с Богом в бой идете.
Но Отечеству во благо
Его воинов (Отвага)

101
Когда внутри все плачет, себя лишь обвиняя,
Одно лишь это значит: нам жизнь нужна иная.
И это состояние
Зовется (Покаяние)

102
В это вечно верить надо:
Воспарит над ложью (Правда)

103
Обретая мир, покой
Я иду вслед за тобой!
Ты же, видя мою благость,
В душу мне вселяешь (Радость)

104
Чтоб попасть в чертог небесный,
Выбираю путь я тесный,
Путь в благословенный край.
И ему названье – (Рай)

105
Выскочка, вокруг взгляни:
Есть и лучшее в тени.
Пусть дела твои огромны,
Но тебя не меньше (Скромность)

106
Ты не дремлешь, не зеваешь -
К покаянью призываешь.
Раскрывая жизни повесть,
Как тобой я мучусь, (Совесть)

107
Все внимание на дело!
Дабы дело закипело
Надо, чтобы каждый очень
Был на нем (Сосредоточен)

108
О степени смирения
Говорит (Терпение)

109
Господу – служение
Людям – (Уважение)

Совет:
 
Как запомнить столько загадок? Книжку открывать не удобно, даже волшебную. Все гениальное просто. Скопируйте странички и вырезанные загадки наклейте на вырезанные из цветной бумаги восьмиконечные звезды. Разные цвета могут означать разную тематику. Дети сами с нетерпением будут выхватывать из рук у вас звездочки с загадками. Интересно, кому какая достанется? Можно привлечь к этой игре и родителей.

Источник:
Веялис Ю. Мед и леденцы: О Деде Морозе – проказнике в Рождество и новогодние праздники (истории, шутки, игры, загадки). В помощь организаторам праздников. / Юрий Веялис. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: НП «Изографъ», 2013. - 132 с. – (из серии «Незабудки. Приложение к детскому православному журналу «Лампадка»)
Книга не только занятная, но и полезная для Дедов Морозов, Снегурочек, воспитателей, православных и неправославных, детей и взрослых и тех, кто устраивает праздники в Новый год и Рождество.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...