понедельник, 19 ноября 2018 г.

Шестой день Божиего Творения



По слову Божиему явилась Жизнь: звери земные и человек…
Вода и воздух наполнились жизнью, но третья часть планеты – суша оставалась еще необитаемой. Но вот настало время и для ее заселения.         
Мозаика церкви Сан-Марко в Венеции. Италия https://philologist.livejournal.com/6931609.html
«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их» (Быт. 1:24–25).
Вырастала Земля из пелёнок,
Хорошела, взрослела и вдруг
Вышел славный весёлый телёнок
Из Отеческих ласковых рук.
Оглядел горизонт поднебесный
И собратий своих на лужке:
«Мир чудесный, чудесный, чудесный»,-
Обозначилось в каждом прыжке.
И Вселенная млела в улыбке,
Щуря ласковый солнечный взгляд…
…Не боялись олени резвиться
На лугу возле логова льва.
Спали рядом волчонок и зайчик,
И повсюду царила весна…
Вседержитель сказал: «Размножайтесь!
Мир прекрасен весьма и весьма!» (
Галина Романова -Ладина)
В шестой, последний, день творения созданы Господом животные, живущие на земле, и человек.

Сотворение животных. Лоджии Рафаэля в Эрмитаже. Санкт-Петербург
Если для произведения рыб и водяных гадов Господь обращался к воде, то для произведения четвероногих Он обращается теперь к земле, подобно тому, как к ней же обращался для произведения растений. Это надо понимать так, что Господь дал земле живительную силу, а не так, как думают некоторые естествоиспытатели, будто земля, согреваемая теплотою лучей солнечных, сама плодородила животных. Во всей обширной области природы нет ни малейшего намека на то, чтобы какой-нибудь один вид животных тварей мог перейти в другой, например, травоядное животное в хищное: тем более, противоестественно представлять происхождение самой животной жизни из неорганических начал (из газов, минералов и прочее).
«Когда сказал Бог: да изведет земля", - говорит Василий Великий, - "это не значить, что земля износит уже находившееся в ней; но Давший повеление даровал земле и силу извести" ("Беседы на Шестоднев").
В шестой день завершается приготовление земли к обитанию на ней будущего ее владыки - человека. В этот день Господь населяет поля и леса новыми жителями, великими и малыми, наполнившими царские чертоги новыми звуками и образами. Творческим повелением божественного Слова земля теперь производит из себя множество разнообразных животных, души живые, зверей, скотов и гадов (змей, ящеров и проч.). Появляются живые существа, наделенные Богом инстинктами, а некоторые из них одаренные начатками разума и неким нравственным чувством.
Мозаики базилики Сан Клементе в Риме, XII в. https://philologist.livejournal.com/6995811.html
Подобно птицам, каждому животному дан от Бога свой особый характер, выражающийся в их внешнем облике и поведении. Однако в животных эти свойства проявляются гораздо богаче и глубже. Они могут радоваться, веселиться и играть, бояться, гневаться, печалиться и грустить. Многие животные способны любить, могут быть верными и послушными, иметь сострадание и даже заботиться друг о друге. Такие качества делают животных способными служить людям, быть им помощниками и друзьями.
Видя совершающиеся каждый день чудеса, к которым мы так привыкли, что называем их «природой» – например, развитие полностью зрелого растения, животного или даже человеческого тела из крошечного семени – мы не можем не видеть продолжающуюся творческую деятельность Божества. Но это вовсе не то же самое, что было в те шесть дней, когда впервые пришло в бытие все. Первая глава книги Бытия описывает уникальное и неповторимое творение.
Привыкши к «делам» Бога в нынешнем мире, мы едва можем постигнуть тот, иной вид «дел», которые Он делал в те шесть дней. Затем, мир, хотя совершенный и полностью сформированный, был все еще «новым». Преп. Ефрем Сирин учит:
«Как дерева, травы, животные, птицы и человек были вместе и стары и молоды: стары по виду членов и составов их, молоды по времени своего сотворения; так и луна была вместе и стара и молода; молода, потому что едва была сотворена, стара, потому что была полна, как в пятнадцатый день» (Толкование на книгу Бытия, гл. 1, с.224).
Мозаики базилики Сан Клементе в Риме, XII в. https://philologist.livejournal.com/6995811.html
Священное Писание говорит нам: «И увидел Бог, что это хорошо». Эти слова свидетельствуют о совершенстве творения, об отсутствии каких либо страданий, страхов, угроз и преследований между животными. В первозданном мире еще не было тления, не было никакого «естественного отбора» и, соответственно, не было никакой «борьбы за существование». Птицы, рыбы, насекомые и весь животный мир еще не знал ни смерти, ни убийства, и никакого пролития крови на земле. Все явившиеся божественным повелением животные питались травой и древесными плодами. Подвижные и быстрые мелкие животные безопасно играли в траве и в ветвях деревьев, грациозные олени, лани и прочие копытные мирно паслись на благоухающих лугах, вместе со львами и тиграми.
Голиков И.И. Звери. Палехская роспись. http://palekh.narod.ru/win/styl12.htm
Все животные были сотворены совершенными, имели вид прекрасный, были спокойны и дружелюбны, хорошо приспособлены к существованию в той среде, где им предназначено обитание. Прекрасные птицы и красочные летающие насекомые украшали небо своим порханием. Воздух оглашался восхитительным птичьим пением и криками различных животных - все радовались жизни, как сказано в Священном Писании: «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс.150:6).
Источник Жизни. Евангеларий Годескалька. 781-783 гг. Париж, Национальная библиотека. http://medievalmuseum.ru/01mss/3_4_mss_carolingi/08.htm
Земной мир творился Господом именно для человека и все в нем устроено таким образом, чтобы быть ему неким училищем премудрости и благочестия. В этом смысле творение можно рассматривать как воплощенное подобие человеческой природы, а шесть дней как шесть степеней, отражающих ее важнейшие свойства. Развивая далее мысли преподобного Макария о видении пророка Иезекиля, где он называет льва царем зверей, можем сравнить льва с человеческой волей, которая призвана царствовать над чувствами и влечениями души человеческой, и, следовательно, животных - олицетворениями чувств. Среди них, вол, являясь по преподобному Макарию «царем кротких животных», изображает человеческий разум, а плоды мыслительной деятельности уподобляются прочим травоядным животным. Эти подобия прямо и косвенно подтверждается и в других творениях святых отцов православной Церкви, и составляют основу для богатой палитры поэтических образов Священного Писания.
Мозаики базилики Сан Клементе в Риме, XII в. https://philologist.livejournal.com/6995811.html
Отражение в облике и характерах скотов и зверей некоторых свойств человеческого характера засвидетельствовано самим Богом. Неоднократно Господь упоминает в своих проповедях различных животных, используя их образы для сравнения с человеком. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» - учит Сын Божий, предостерегая учеников от доверчивого и открытого отношения с людьми нечестивыми, с сожженной совестью (Матф.7:6). Некоторому юноше, намекая на свойства его характера, Иисус сказал: «лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Матф.8:20).
В проповеди о Страшном Суде Господь говорит о разделении христиан: «поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую» (Матф.25:33). Посылая апостолов на проповедь, Иисус Христос говорит им: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Матф.10:16). Упоминают животных в своих посланиях и апостолы. Апостол Павел, говоря о необходимости материального содержания проповедников слова Божьего общиной, пишет: «В Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?» (1Кор.9:9). И, конечно, множество примеров использования образов животных можно найти в художественной литературе.
Многообразие тварей земных
Яркий и удивительный животный мир. Художник Howard Robinson
***
Как животных в мире много
Грозных, добрых и смешных.
Все идут своей дорогой,
Кто с людьми, а кто без них.
святитель Василий Великий
Беседы на Шестоднев:
«Да изведет земля душу живу». Итак не из земли явилась сокрытая в ней душа бессловесных, но произошла вместе с повелением. А душа бессловесных одна, потому что один отличительный признак – бессловесие. Но каждое животное отличается различными свойствами. Вол стоек, осел ленив, конь горяч в вожделении другого пола, волк не делается ручным, лисица лукава, олень боязлив, муравей трудолюбив, собака благодарна и памятлива в дружбе. Ибо в одно время и создано каждое животное, и придано ему особенное естественное свойство. Льву прирождены ярость, склонность к одинокой жизни и необщительность с зверьми подобного рода. Он, как царь бессловесных, по природному своему презорству не терпит себе равных. Он не допускает до себя с вечера приготовленной пищи, не возвращается к остаткам своей добычи. Природа дала ему такие органы голоса, что многие животные, превосходя его быстротою, нередко бывают уловлены одним его рыканием. Барс стремителен и быстр в своих нападениях. Ему дано способное к тому тело, при гибкости и легкости успевающее следовать за душевными движениями. У медведя природа неповоротлива, и нрав своеобразен, коварен, глубоко скрытен. Он облечен в такое же и тело, тяжелое, плотное, не имеющее составов, действительно приличное зверю холодному, живущему в берлоге. Если коснемся словом той заботливости, какую сии бессловесные имеют о своей жизни, не учившись и по природе, то или сами подвигнемся к хранению себя самих и к промышлению о спасении душ, или еще более осудим себя, когда найдем, что даже в подражании и бессловесным остаемся мы позади. Медведица, когда ей нанесены самые глубокие раны, часто лечит сама себя, всеми способами затыкает язвины травою – коровьяк, которая имеет свойство сушить. Можешь увидеть, что и лисица лечить себя сосновою смолою. Черепаха, наевшись ехидниной плоти, избегает вреда от яда, употребив вместо противоядия душицу. И змея вылечивает больные глаза, наевшись волошского укропа.
Проявление любви в мире животных
В. Шульжик
***
Медвежат укладывая спать,
Мать поёт, -
На то она и мать, -
С лапою мохнатой на щеке,
На своём медвежьем языке:

"Чтобы злой-презлой промысловик
В этот лес случайно не проник,
Я уйду отсюда по ручью,
И водою запахи собью.

Чтобы с вами не было беды,
Я засыплю снегом все следы,
И никто берлогу не найдёт.
Спите крепко,
Пусть вам снится мёд".

Старый пень похож на самовар,
Белый снег над ним и белый пар.
Сыто и размеренно дыша,
Спят в дупле два бурых малыша. 
святитель Василий Великий
Беседы на Шестоднев:
«…У бессловесных неодолима взаимная любовь между детьми и родителями, потому что создавший их Бог вознаградил в них недостаток разума избытком чувств. Почему ягненок, выскочив из хлева, среди тысячи овец знает самый цвет и голос матери, спешит к ней, ищет своих собственных источников молока? И хотя он встретит тощие матерние сосцы, довольствуется ими, пройдя мимо многих сосцев обремененных молоком. И мать в тысяче ягнят узнает своего. Один у всех голос, и цвет то же, и запах подобен, сколько представляется нашему обонянию, но у них есть какое-то чувство, которое гораздо острее нашего представления, и по которому для каждого легко распознать собственное свое.
У щенка нет еще зубов, однако же ртом защищается уже он от раздражившего. У тельца нет еще рогов, но он уже знает, где у него вырастет оружие. Все сие служит доказательством, что всяким животным природное ему не изучается, и что в существах ничего нет беспорядочного и неопределенного; а, напротив того, все носят на себе следы Творческой премудрости, и каждое показывает в себе, что оно снабжено нужным к охранению собственного благосостояния.
Пес не одарен разумом, но имеет чувство почти равносильное разуму. Что едва изобрели мирские мудрецы, просидев над сим большую часть жизни, – разумею хитросплетение умозаключений, – тому пес оказывается наученным от природы».
Сотворение мира. Христорождественский собор в Мытищах. http://www.pravoslavie.ru/103568.html
Итак, описание шестого творческого дня пророк Моисей начинает теми же словами, что и предшествующие дни (третий и пятый): да произведет... Бог повелевает земле создать всех животных земли (душу живую по роду ее). Бог творил все в определенной последовательности возрастающего совершенства.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (см.: Быт 1, 26-28).

 Источники:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...