суббота, 17 ноября 2018 г.

Христианские творения прерафаэлита



Сэр Эдвард Бёрн-Джонс (1833-1898)
Эдвард Коли Бёрн-Джонс - английский художник-символист и книжный иллюстратор, близкий по духу к прерафаэлитам, один из наиболее видных представителей движения «Искусства и ремесла». Мастер прославился своими витражами. В 1894 он получил титул баронета. Например, в британской Галерее Тейт, например, хранится 149 его работ.
         
Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Благовещение. 1876, 250×104 см. https://www.liveinternet.ru/users/3287612/post439803059
Бенедиктов В.
Благовещение
Кто сей юный? В ризе света
Он небесно возблистал
И, сияющий, предстал
Кроткой деве Назарета.
Дышит радостью чело,
Веют благостию речи,
Кудри сыплются на плечи,
За плечом дрожит крыло.
Кто сия? Покров лилейный
Осеняет ясный лик,
Долу взор благоговейный
Под ресницами поник.
Скрещены на персях руки,
В сердце сдержан тихий вздох,
Робкий слух приемлет звуки:
«Дева, Сын Твой будет Бог».
Этот юноша крылатый —
Искупления глашатай,
Ангел, вестник торжества,
Вестник тайны воплощенья,
А пред ним, полна смиренья,
Дева — Матерь Божества.

До того как стать художником, Эдвард Берн-Джонс собирался быть священником.
Бёрн-Джонс получил начальное образование в бирмингемской школе короля Эдварда. С 1848 года посещает вечерние курсы в правительственной школе дизайна. В 1853 году изучал теологию в Эксетерском колледже Оксфордского университета. Здесь знакомится с Уильямом Моррисом, и оба, находясь под впечатлением картин прерафаэлитов, принимают решение отказаться от богословия ради живописи. Он решил стать художником, но христианская тематика всегда осталась в его творчестве.
Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Вифлеемская звезда. 1890, 101.1×152 см. https://www.liveinternet.ru/users/3287612/post439803059
…Струит звезда над Палестиной
Лучи прозрачные свои…
Вот, над уснувшею долиной
Гора пророка Илии.
Всё ниже, ниже свет небесный,
Вот, Вифлеем – холмов гряда…
И над скалой пещеры тесной
Остановилася звезда.
Лучи небесные погасли;
Янтарный отблеск фонаря
Чуть озаряет ложе – ясли
Новорожденного Царя.
Волхвами вещий сон разгадан,
Открылся Бог Своим рабам.
И смирну, золото и ладан
Они несут к Его стопам.
Младенец внемлет их рассказам.
Небесный луч им светит вновь:
В очах Христа – предвечный разум,
В улыбке – вечная любовь. (Льдов Константин)
Когда в 1856 году Данте Габриэл Россетти встречается с Уильямом Моррисом и Эдвардом Бёрн-Джонсом, это знакомство становится началом нового этапа в развитии движения прерафаэлитов.
Знакомство с прерафаэлитами открыло ему новые горизонты.
Прошу прощение, дорогой читатель, что привожу ниже картину не мастера Бёрн-Джонса, а художника раннего Возрождения, иначе трудно понять смысл следующей далее картины британца.
Уччелло Паоло. (Раннее Возрождение). Святой Георгий и дракон. https://kalendar2018.ru/prazdniki-2018/kogda-budem-otmechat-yur-ev-den-v-2018-godu
Гео́ргий Победоно́сец — христианский святой, великомученик, один из наиболее известных святых в христианском мире. Существует множество вариантов его жития, как канонические, так и апокрифические. Согласно каноническому житию, пострадал во время Великого гонения при императоре Диоклетиане и после восьмидневных тяжких мучений в 303 (304) году был обезглавлен. Но после своей гибели явил множество чудес.
Одним из самых известных сказаний о его чудесах является «Чудо о змие»
«Чудо о змие» — спасение великомучеником Георгием Царевны от змея (дракона), совершенное им, уже после смерти. Это чудо получило отражение в известной всем иконографии святого Георгия, став самым узнаваемым его образом.
Художник Бёрн-Джонс, по творческому вдохновению своему, изобразил нежную, светоносную деву, которую предназначили отдать на растерзание дракону, не только прекрасную, но и любящую мудрость, ибо она углублена в чтение книги. И возникает параллель, что именно во имя спасения Красоты и Целомудрия, святой великомученик Георгий вступил в битву с драконом, олицетворяющего силы зла и тьмы.
ЭДВАРД БЁРН-ДЖОНС. Принцесса Сабра. 1865. Холст, масло. 105x61. Музей д Орсе, Париж, Франция
Картина «Принцесса Сабра» посвящена истории одного из самых знаменитых и почитаемых христианских святых - Георгия Победоносца и его легендарному подвигу - чуду Георгия о змие. Правда, по данной картине это сложно понять, потому что художник не показывает сражение святого с чудовищем и даже не пишет самого Георгия. Вместо традиционного поединка Берн-Джонс изображает девушку, из-за которой и состоялась битва. Принцессу Сабру, дочь правителя языческой земли, должны были принести в жертву змею. Святой Георгий спас ее, поразив чудовище, и послужил обращению в христианство многих людей.
СЭР ЭДВАРД БЁРН-ДЖОНС. Дни Творения. https://bc1325.wordpress.com/2015/05/17/Sunday-morning-victoriana-of-the-week-36
Неизгладимое впечатление оставляет это грандиозное панно мастера, посвященное шести дням Сотворения Богом этого мира. Удивительные, неземной красоты ангелы бережно держат в ругах сферы творения Господа. Лица их печальны, глаза смотрят прямо в сердце, как будто вопрошая, как же ты, человече, не проявил послушание самому Творцу всего этого прекрасного мира и впал в грех, тем самым, повергнув в страдание весь сотворенный мир видимый и невидимый. Ангелы радуются о Боге, но печалятся о делах человеческих…
В первый день Творения на панно изображен один Ангел, а на последнем панно уже шесть ангелов, с каждым днем Творения по замыслу художника их становилось больше.
СЭР ЭДВАРД БЁРН-ДЖОНС. Дни Творения: Первый день. 1870-1876. Бумага на холсте, акварель, гуашь, золото. 101,9x35,6
«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1:3-5).
Здесь говорится о другом свете, не том свете, которое дают солнце, луна и звёзды, а о Божественном, нетварном свете.
Эта работа - одно из шести полотен на тему Сотворения мира. Художник аллегорически изображает сотворение света. «Главным мотивом становится ритм ангельских крыльев, будто превращающих панно в произведение ювелирного искусства. Мастер соединяет силу библейского повествования с декоративной красотой линий модерна и образами средневековых легенд, которыми он был очарован. Работа напоминает витражи. Именно этот тип средневекового искусства возрождал Бёрн-Джонс». (Силина)
«О, посланники небесного милосердия, Ангелы Хранители! Благоволите ввести всех нас во славу Божию»
СЭР ЭДВАРД БЁРН-ДЖОНС. Дни Творения: Второй день
«И сказал Бог: "Да будет твердь посреди воды и да отделяет она воду от воды" (Быт. 1; 6). "И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью" (Быт. 1; 7). "И назвал Бог твердь небом. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй." (Быт. 1; 6-8).
Во второй день создал Бог твердь, и появился обширный небесный свод, который виден над Землей. И назвал Бог твердь небом. Твердь - воздушное пространство, или видимое небо. Твердь в еврейском тексте выражается словом «ракиа», что значит – пространство, шатер. Во втором дне Божиего Творения речь идет не об обыкновенном понятии воды: громадная масса первозданного водообразного вещества распалась по Слову Божию, на миллионы отдельных шаров, которые закружились на своих осях и понеслись каждый по своей отдельной орбите.
«Ангелы Хранители друзей наших! Сохраните в сердцах наших нежные чувства любви; подайте нам силу помогать друг другу для достижения святой жизни, дабы мы могли вечно любить друг друга».
Сэр Эдвард Бёрн-Джонс. Шесть дней Творения. Третий день https://gallerix.ru/pic/_EX/1854049693/322499134.jpeg
«И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий». Быт. 1:9–13
В этот третий творческий «день» ожила земля, зазеленели ее необъятные просторы, покрылись в конце «дня» могучей растительностью земные долины. Произвести растительный мир Творец повелел земле.
«Во всякое время будь моим светилом, моей крепостьюб, моим покровом, да буду я подобен тебе, о, святой Ангел мой!»
Сэр Эдвард Бёрн-Джонс. Шесть дней Творения. Четвертый день
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли) и для отделения дня от ночи и для знамений и времен (года), и дней, и годов, и стало так. ..И поставил их Бог, на тверди небесной, чтобы светить на землю и управлять днем и ночью и отделять свет от тьмы. И был вечер, и было утро: день четвертый». (Быт. 1, 14, 17-19)
Строгая организация и упорядоченность движения небесных тел, величественная красота звезд и туманностей Вселенной являются ярчайшими доказательствами факта сотворения всего мира Творцом и Созидателем – Господом Богом…
«О, кроткий и сердобольный Ангел Хранитель! Помолись о мне. Ты, созерцающий лицом к лицу Отца Небесного, помолись обо мне»
Сэр Эдвард Бёрн-Джонс. Шесть дней Творения. Пятый день
«И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и прицы летающыя по земли, по тверди небесней. И бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животный гадов, яже изведоша воды по родом их, и всяку птицу пернату по роду. И виде Бог, яко добра. И благослови я Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните воды, яже в морях, и птицы да умножатся на земли. И бысть вечер, и бысть утро, день пятый». (Быт. 1, 20-23)
В пятый день Бог создает более высокую по сравнению с растениями форму жизни. По Божьему повелению появились представители водной стихии (рыбы, киты, пресмыкающиеся, амфибии и другие обитатели вод), а также птицы, насекомые и все живущие в воздушном пространстве.
«Ангел Блаженный, для чего сердце мое не горит такой любовью к Нему, как твое сердце…»
Сэр Эдвард Бёрн-Джонс. Шесть дней Творения. Шестой день
"И сказать Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их: и стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо" (Быт. 1,, 24-25). "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их". (Быт. 1, 26-27). "И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой". (Быт. 1, 31)
В шестой, последний, день творения созданы животные, живущие на земле, и человек…
«Господи! Каким приятным союзом любви соединил Ты небесных и земных детей Твоих! Твой Дух, Дух любви, благости и премудрости, животворит всех избранных Твоих и соединяет их указами взаимной христианской любви».
СЭР ЭДВАРД БЁРН-ДЖОНС. Дни Творения: Второй день. Фрагмент панно
Дорогой друг, вот как получается интересно, когда сочетается то, что кажется совсем несовместимым. Прерафаэлит – художник, кредо которого отражать чувственность и мистицизм этой жизни, гениально узрел красоту творческого акта Бога в образах, действительно, неземных Ангелов с их сферами-зерцалами в заботливых руках.
Воистину прав создатель акафиста «Слава Богу за все!» Митрополит Трифон (в миру Борис Петрович Туркестанов):
Икос 7. «Наитием Святого Духа Ты озаряешь мысль художников, поэтов, гениев науки. Силой Сверхсознания они пророчески постигают законы Твои, раскрывая нам бездну творческой премудрости Твоей. Их дела невольно говорят о Тебе: о, как Ты велик в Своих созданиях, о, как Ты велик в человеке.
Слава Тебе, явившему непостижимую силу в законах вселенной;
Слава Тебе, вся природа полна законов Твоего бытия.
Слава Тебе за все открытое нам по благости Твоей;
Слава Тебе за то, что Ты сокрыл по мудрости Твоей.
Слава Тебе за гениальность человеческого ума;
Слава Тебе за животворящую силу труда.
Слава Тебе за огненные языки вдохновения;
Слава Тебе, Боже, во веки!»

Источники:
  • Размышления христианина, посвященные Ангелу Хранителю, на каждый день месяца. – М.: Благовест, 2016. – 160 с.
  • Музей Фогга. Том 41./ автор текста М. Силина. – М.: Изд-во «Директ-Медиа», ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», 2012. – 96 с. – (Великие музеи мира)
  • Интернет – ресурсы. ВИКИПЕДИЯ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...