понедельник, 28 мая 2018 г.

Царство Святой Троицы. Зеленые святки



Царство Святой Троицы
Ветви зеленые, и трава, и цветы
         
Зелёные Святки это период времени между Троицей и Петровым днем. Зелеными святками был отмечен календарный рубеж весны и лета, так как Троица и следующая за ней неделя (троицкая, духовская, всесвятская, русальная) считались временем завершения весны, а с Петрова дня (29 июня/12 июля) природа, по народным представлениям, уже начинала постепенный поворот к зиме. Кульминацией зеленых святок был день летнего солнцестояния - Иванов день. Зеленые святки приходились по старому стилю на период с конца мая по конец июня. Их продолжительность зависела от Пасхи: если Пасха, а значит, и Троица, была ранней, то зеленые святки могли длиться почти месяц, а если поздней - то около двух недель. (Источник: http://prayerssaints.ru/?id=pravoslavnprazdniki/zelYonye-svyatki © prayerssaints.ru)
Божий мир глазами детей http://egiv.ru/page/878.html
Алексей Кольцов
«Божий мир» (Дума)
Отец Света — Вечность;
Сын Вечности — Сила;
Дух Силы есть жизнь;
Мир жизнью кипит.
Везде Триединый,
Воззвавший всё к жизни!
Нет века Ему,
Нет места Ему!
С величества трона,
С престола чудес
Божий образ — солнце
К нам с неба глядит
И днём поверяет
Всемирную жизнь.
В другом месте неба
Оно отразилось —
И месяцем землю
Всю ночь сторожит.
Тьма, на лоне ночи
И живой прохлады,
Все стихии мира
Сном благословляет.
Свет даёт им силу,
Возрождает душу.
В царстве Божьей воли,
В переливах жизни —
Нет бессильной смерти,
Нет бездушной жизни!

митрополит Вениамин (Федченков)
Царство Святой Троицы
Ветви зеленые, и трава, и цветы
Парамонов А. Кудрявые березы 1
… в Троицу о значении праздника говорят живая зелень и цветы. Зелень всюду: на стенах, окнах, иконах, на полу… Цветы в иконах, у святых, у батюшек (с молебна) и других живых носителей «образа» Божия: ведь люди – тоже «иконы», иногда очень плохого изображения, а иногда и хорошего.
…Недаром после иконостаса кадят и людям. И там и здесь воздается поклонение Богу во святых и живых. Конечно, мы давно знаем смысл этой зелени и цветов. Это – символ «оживотворения» мира после сошествия Святого Духа: люди ожили, воскресли, как воскресает весной природа. Души человеческие, прежде бесплодные добрыми делами, теперь расцвели, как цветы. Сердца, прежде гнившие мерзкими страстями, ныне благоухают благовонием Святого Духа и чистоты. Все зазеленело, все расцвело, все заблагоухало… Но к этому еще нужно добавить и более простое, житейское объяснение. Ведь, естественно, припоминается при этом широко распространенный обычай при встрече дорогих или высоких лиц украшать путь живою зеленью, «арками» из зелени, букетами цветов. Почему это? А этим выражается радость души, расцветающей, оживающей при виде любимых лиц. Так и здесь: если, с одной стороны, зелень говорит об оживляющем действии Духа Божия, то навстречу идет и радостно оживающая душа человеческая. Это говорит об ответной радостной любви людей.
Третье объяснение дается такое: зелень напоминает Мамврийский дуб зеленый, под ветвями которого праведный Авраам встретил Пресвятую Троицу.
Можно еще дать и такое объяснение: Бог – есть жизнь, и самая блаженная. В день Троицы людям снова открылась эта жизнь, – открылась истина Пресвятой Троицы, и через это люди призваны к участию в жизни Ее, жизни цветущей, прекрасной, как прекрасны цветы.
И еще: со времени грехопадения рай был закрыт для людей. В Вознесении он открылся для всех облагодатствованных, освященных, святых (о которых и будет память в ближайшее воскресенье), которые воспользовались уже плодами дела Христова и освятились благодатию Святого Духа. А рай и в житиях святых представляется – и есть – не только место духовной радости, но и духовно-телесной. Там и свои цветы, и свои плоды, и райские деревья (см. «Жития святых» от 6 февраля).
И все это началось, возвратилось человечеству с Троицына дня, с пришествия Святого Духа.
Еще: день Пресвятой Троицы есть день полной победы Христа Спасителя над диаволом, день начала освобождения мира из-за вражьего рабства; а победителю в древности возлагались лавровые венки.
Но Христова победа – есть наша победа.
Венцы, цветы и венки надеваются невесте и жениху, особенно невесте. Ныне, в Троицын день, совершилось обручение души человеческой с Богом через Духа Святого, в таинстве брака имеющей принести плоды добродетелей. Ныне душа – «невеста» Христова. И еще: ныне Сам Царь Небесный венчал главы апостолов в сионской горнице венцами огненными.
А сверх всего этого, венки напоминают о венцах мученических, за Святую Троицу, за Христа, за спасение души, во славу Бога; в Царстве Троицы членов его ожидает не только слава, но сначала еще и подвиг, борьба, крест, – которые увенчиваются мученическим венцом. И Спаситель сначала пострадал на кресте, – а потом прославился.
Марина НОВИЦКАЯ
Зеленые святки
Цвести весне до Вознесения
Зеленые святки — торжество в честь цветущей природы, в честь могучих сил земли-матушки, кормилицы. Народные обряды и обычаи Зелёных святок идут от глубокой, ещё дохристианской древности. Однако, как и многие другие земледельческие обряды, приурочены они к важнейшим праздникам православного календаря.
Первый праздник Зелёных святок — ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Наступает праздник через 40 дней после Пасхи. Время это особое, радостное. Кончается весна, близится красное лето. И народные поговорки о том же молвят:
К Вознесеньеву дню все цветы весенние расцветают.
И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придёт Вознесеньев день — прокукует кукушкою, соловьем, зальётся, к лету за пазуху уберётся.
Придёт Вознесеньев день, сбросит весна - красна лень, летом, обернётся- прикинется, за работу в поле примется.
Дни в эту пору становятся всё длиннее, а ночи — короче. Ночь же под Вознесение и вовсе особенная — соловьиная. Соловьи громче и звонче поют, чем в другое время. Послушайте, может быть, и услышите их нежные и звучные трели.
Мечта земледельца
Все мысли людей - в поле. Там ежегодно в это время творится
чудо: растут к небу молодые стебли ржи-матушки. Тянется вверх шелковистый лён. Поднимается от земли к небу овёс и пшеница.
В старину на Вознесение пекли из теста лесенки. Бросали их в рожь. При этом молили крестьяне о "вознесении" — о росте хлебов:
Дай нам, Боже, нынче много,
А на следующий год ещё больше!
Всей семьёй обходили своё поле, в руках несли блины и яйца. Потом вместе садились за трапезу. А после ложки вверх подбрасывали. Словно просили растения: растите вверх так же высоко, как ложки из наших рук летят!
Такова вечная мечта земледельца: росла бы его нивушка обильной и могучей.
Потому о ней и загадка такая сложена:
Не море, а волнуется.
Летела Стрела вдоль села
Очень нужен дождь  в эту пору. И люди старались помочь природе. Показывали ей, чего они хотят.
А делали в старину это так.
Широкими рядами, дружно взявшись за руки, идут женщины и девушки к полю. Словно волна катится. Волной плывёт и раздольная песня: "Летела стрела да и вдоль села..."
В песне поётся про то, как плачут о молодце его родные.
Мать плачет — река льётся.
Сестры плачут — полны воды колодцы.
Дети плачут — ручьи текут.
Жена плачет — роса падёт.
Песня не простая, волшебная. В ней слёзы людские зовут дождь с неба.
А бывало, идёт хоровод, как в игре "Ручеёк". Будто и впрямь течёт ручей после обильного дождя. В старину верили, что после такого хоровода отзовётся природа на просьбы крестьянские.
Честной Семик
Четверг перед Троицей — седьмой четверг после Пасхи. Поэтому и называется он СЕМИКОМ.
На Семик в старину девушки шли в лес. Тайно завивали венки на берёзах. Через эти венки целовались друг с другом. Обменивались колечками, лентами, платками. И становились кумушками-подружками.
А песни при этом пели такие:
***
Берёзка, берёзка,
Под тобою, берёзонька,
Завивайся, кудрява!
Не мак цветёт,
К тебе девушки пришли,
К тебе красные пришли,
Красные девушки
Пироги принесли
Со яичницей.
***
Под тобою, березонька,
Не мак цветет,
Не огонь горит —
Красные девушки
В хороводе стоят,
Про тебя, берёзонька,
Всё песни поют.
Накануне Троицы
За Вознесением скоро и праздник СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Троица празднуется через 50 дней после Пасхи. Приходит этот праздник всегда в воскресенье. Как и Пасха.
Это время — самый разгар Зелёных святок, самая их сердцевина. Тут что ни день — то именины. А чьи — подождите, расскажу по порядку. А пока отгадайте загадку — узнаете, что по народному обычаю бывает в центре праздника:
Красавица на поляне
В белом сарафане,
В зелёном полушалке.
Про отцов помнить от века завещано. Суббота перед Троицей — РОДИТЕЛЬСКАЯ. Поминают в этот день всех ушедших родных и близких. Готовили раньше постную кутью, блины, кисель. Пекли медовые пряники. Красили яйца в жёлтый цвет. Искони так повелось у людей: где забота о будущем — там память о предках.
В субботу именинницей считалась ВОДА. К ней относились очень бережно: полы в этот день не мыли, бельё не стирали, баню не топили. Ещё бы, как её не уважить? Ведь вода, как говорит загадка, своего брата сильней. Отгадайте: кому она сестра?
Старики же говорили, что в это время русалки покидают реки, пруды, озёра. И перебираются на ивы или плакучие берёзы.
ТРОИЦЫН ДЕНЬ
За субботой — воскресенье, сам праздник Троицы. В этот день ЛЕС — именинник. Его нельзя ни ломать, ни рубить. Рано утром украшали дома ветвями берёзы и цветами. Их приносили из лесу накануне. Пол усыпали ароматной травой. Пекли караваи, созывали гостей.
Девушки и юноши в этот день завивали венки. Не простые — волшебные, ВСЕЛИСТВЕННЫЕ. В них вплетали каждый цветок, который расцвёл к этой поре, ни об одном не забывали.
Вот и вы добавьте в венок весенние цветы вашего края. Или просто нарисуйте и раскрасьте венок. Назови имя каждого цветка.
Придумайте, вспомните и запишите себе загадки про цветы.
 
Стой, мой милый хоровод
В волшебных венках водили на Троицу хороводы. Да такие, что тянулись от села до села. В хороводе каждый — словно цветок. И весь хоровод — будто живой венок на челе матушки Земли. И недаром. В понедельник после Троицы — третьи именины. В этот день ЗЕМЛЯ — именинница.
***
Стой, мой целый хоровод,
Стой, весёлый весь народ,
Стой, не расходись.
Я во этом хороводе,
Я во этом развесёлом
Скакал и плясал
Я скакал и плясал,
Венок соронял,
Милую искал.
Моя милая идёт,
Вот хорошая идёт,
Веночек несёт...
Отзвенят троицкие хороводы — тут весне и конец. А лету - начало. (Источник: Новицкая М. Зелёные святки./ Марина Новицкая.// Мурзилка. - 1998. - № 6. - с.2-6. - Рисунки В. Сергеева)

Константин Победоносцев
Троицын день
…воссиял нам и осиял нас радостью праздник Святой Троицы.
Люди Божии! Ведь это самая глубина нашей веры, это таинство жизни и смерти.
И стоит наш праздник как раз на той поре года, когда возникает отовсюду, возбуждается и возрастает жизнь всякого создания. Вся земля цветет и красуется, крины сельные одеты славою, воздух кишит мириадами тварей — и каждый лист, каждый цветок, каждая былинка, каждая мошка есть тайна создания, великая, неразгаданная, но ощущаемая тайна. Посреди ходит человек — величайшая тайна жизни, нося в себе подобие образа Божия, и над всем этим великая и страшная тайна вечности, отовсюду объемлющая жизнь! Посреди этой жизни, под кровом этой тайны душа человеческая чувствует, что она откуда-то по чьему-то велению возникла вместе со всем, что живет с нею во вселенной, и живет, и стремится куда-то — к своему началу!
Как ей отрешиться от этой тайны, когда над нею высоко свод небесный с таинственными светилами мироздания, вокруг нее жизнь природы, исполненная таинств, а внизу на земле и в прахе земном — могилы, через которые прошло и проходит все живущее! И сколько бы ни слышалось вокруг умных и безумных речей о том, что нет никакой тайны, не поверит этому душа человека, и не перестанет от могилы обращаться вверх к светилам, и великим стремлением истины искать Духа Животворящего, от Коего все исходит и Коим все содержится.
И вот, чтобы не ослабела на пути наша вера, чтобы обновилось новой силой наше стремление, сегодня св. Церковь составила нам этот великий праздник и собрала на нем все словесные черты великой тайны, чтоб на них сосредоточилось и процвело радостью молитвенное ее созерцание. Вот уже в той молитве, которую каждый день привыкли мы твердить, сегодня слышится нам точно новое торжественное откровение глубоко таящегося в душах таинственного ожидания: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде Сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша!»
Вся утреня сливается как бы в одну торжественную песнь Триединому Божеству, Создателю и Спасителю мира, одухотворяющему жизнь всего живущего во вселенной.
«Во дворех Твоих воспою Тя, Спасе мира, и преклоню колена, поклонюся Твоей непобедимой силе, вечер и утро, и полудне, и на всякое время благословлю Тя, Господи». И во всех этих песнях, потоком несущихся на весь собравшийся собор церковный, слышится и у всех, больших и малых, на лицах отражается тихая радость торжественного созерцания тайны Божией. Господь Иисус, Слово Божие, «тихообразно совершив, — по словам церковной песни, – сердца человеков», вознесся на небо, но пребывает неотступно, и Духа Своего ниспослал ученикам, и сотворил их ловцами человеков, некнижных мудрости научил, рыбарей Богословами показал и открыл им тайну языков, и послал их во вселенную просвещать светом сердца и души и вносить в жизнь новые заветы: один — любите друг друга, как Я возлюбил вас, и другой завет — радуйтеся.
И вот сегодня оглянемся вокруг: на всех лицах тихая радость, все несут с собою цветы и зелень — знамение жизни и красоты, все радуются на цветущую со всех сторон природу, и у всех играет сердце, когда послышится на литургии потоком несущийся антифон: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Услышит тя Господь в день печали. Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуя!»В свете нынешнего праздника Церковь объемлет молитвою всю вселенную, в вечности, перед лицом вечного Бога, Иже несть Бог мертвых, но Бог живых.
С ними — сонм всех ближних и милых, оплаканных нами в жизни, и мы за них молимся, веруя, что они живы и вместе с нами все-все совокуплены в празднующую и молящуюся Церковь, и мы в памяти их, улыбаясь, плачем и, плача, радуемся, что жизнь, по слову и по вере Церкви святой, сливается воедино со смертью в единой вечности и что смерть есть не гибель и уничтожение жизни, но «преставление с худшего на лучшее», от зла, неправды и рабства в «свободу славы чад Божиих». (Источник http://kolokolzik.blogspot.ru/2016/06/blog-post.html )

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...