Царство
Святой Троицы
Ветви зеленые, и трава, и цветы
Ветви зеленые, и трава, и цветы
Зелёные Святки это период времени между
Троицей и Петровым днем. Зелеными святками был отмечен календарный рубеж весны
и лета, так как Троица и следующая за ней неделя (троицкая, духовская,
всесвятская, русальная) считались временем завершения весны, а с Петрова дня
(29 июня/12 июля) природа, по народным представлениям, уже начинала постепенный
поворот к зиме. Кульминацией зеленых святок был день летнего солнцестояния -
Иванов день. Зеленые святки приходились по старому стилю на период с конца мая
по конец июня. Их продолжительность зависела от Пасхи: если Пасха, а значит, и
Троица, была ранней, то зеленые святки могли длиться почти месяц, а если
поздней - то около двух недель. (Источник:
http://prayerssaints.ru/?id=pravoslavnprazdniki/zelYonye-svyatki
© prayerssaints.ru)
Божий мир
глазами детей http://egiv.ru/page/878.html
Алексей
Кольцов
«Божий мир» (Дума)
Отец Света — Вечность;
Сын Вечности — Сила;
Дух Силы есть жизнь;
Мир жизнью кипит.
Везде Триединый,«Божий мир» (Дума)
Отец Света — Вечность;
Сын Вечности — Сила;
Дух Силы есть жизнь;
Мир жизнью кипит.
Воззвавший всё к жизни!
Нет века Ему,
Нет места Ему!
С величества трона,
С престола чудес
Божий образ — солнце
К нам с неба глядит
И днём поверяет
Всемирную жизнь.
В другом месте неба
Оно отразилось —
И месяцем землю
Всю ночь сторожит.
Тьма, на лоне ночи
И живой прохлады,
Все стихии мира
Сном благословляет.
Свет даёт им силу,
Возрождает душу.
В царстве Божьей воли,
В переливах жизни —
Нет бессильной смерти,
Нет бездушной жизни!
митрополит Вениамин
(Федченков)
Царство Святой Троицы
Ветви зеленые, и трава, и цветы
Царство Святой Троицы
Ветви зеленые, и трава, и цветы
Парамонов
А. Кудрявые березы 1
…
в Троицу о значении праздника говорят живая зелень и цветы. Зелень всюду: на
стенах, окнах, иконах, на полу… Цветы в иконах, у святых, у батюшек (с молебна)
и других живых носителей «образа» Божия: ведь люди – тоже «иконы», иногда очень
плохого изображения, а иногда и хорошего.
…Недаром
после иконостаса кадят и людям. И там и здесь воздается поклонение Богу во
святых и живых. Конечно, мы давно знаем смысл этой зелени и цветов. Это –
символ «оживотворения» мира после сошествия Святого Духа: люди ожили,
воскресли, как воскресает весной природа. Души человеческие, прежде бесплодные
добрыми делами, теперь расцвели, как цветы. Сердца, прежде гнившие мерзкими
страстями, ныне благоухают благовонием Святого Духа и чистоты. Все зазеленело,
все расцвело, все заблагоухало… Но к этому еще нужно добавить и более простое,
житейское объяснение. Ведь, естественно, припоминается при этом широко
распространенный обычай при встрече дорогих или высоких лиц украшать путь живою
зеленью, «арками» из зелени, букетами цветов. Почему это? А этим выражается
радость души, расцветающей, оживающей при виде любимых лиц. Так и здесь: если,
с одной стороны, зелень говорит об оживляющем действии Духа Божия, то навстречу
идет и радостно оживающая душа человеческая. Это говорит об ответной радостной
любви людей.
Третье
объяснение дается такое: зелень напоминает Мамврийский дуб зеленый, под ветвями
которого праведный Авраам встретил Пресвятую Троицу.
Можно
еще дать и такое объяснение: Бог – есть жизнь, и самая блаженная. В день Троицы
людям снова открылась эта жизнь, – открылась истина Пресвятой Троицы, и через
это люди призваны к участию в жизни Ее, жизни цветущей, прекрасной, как
прекрасны цветы.
И
еще: со времени грехопадения рай был закрыт для людей. В Вознесении он открылся
для всех облагодатствованных, освященных, святых (о которых и будет память в
ближайшее воскресенье), которые воспользовались уже плодами дела Христова и
освятились благодатию Святого Духа. А рай и в житиях святых представляется – и
есть – не только место духовной радости, но и духовно-телесной. Там и свои
цветы, и свои плоды, и райские деревья (см. «Жития святых» от 6 февраля).
И
все это началось, возвратилось человечеству с Троицына дня, с пришествия
Святого Духа.
Еще:
день Пресвятой Троицы есть день полной победы Христа Спасителя над диаволом,
день начала освобождения мира из-за вражьего рабства; а победителю в древности
возлагались лавровые венки.
Но
Христова победа – есть наша победа.
Венцы,
цветы и венки надеваются невесте и жениху, особенно невесте. Ныне, в Троицын
день, совершилось обручение души человеческой с Богом через Духа Святого, в
таинстве брака имеющей принести плоды добродетелей. Ныне душа – «невеста»
Христова. И еще: ныне Сам Царь Небесный венчал главы апостолов в сионской
горнице венцами огненными.
А
сверх всего этого, венки напоминают о венцах мученических, за Святую Троицу, за
Христа, за спасение души, во славу Бога; в Царстве Троицы членов его ожидает не
только слава, но сначала еще и подвиг, борьба, крест, – которые увенчиваются
мученическим венцом. И Спаситель сначала пострадал на кресте, – а потом
прославился.
Марина
НОВИЦКАЯ
Зеленые
святки
Цвести весне до
Вознесения
Зеленые
святки — торжество в честь цветущей природы, в честь могучих сил земли-матушки,
кормилицы. Народные обряды и обычаи Зелёных святок идут от глубокой, ещё
дохристианской древности. Однако, как и многие другие земледельческие обряды,
приурочены они к важнейшим праздникам православного календаря.
Первый
праздник Зелёных святок — ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Наступает праздник через 40 дней
после Пасхи. Время это особое, радостное. Кончается весна, близится красное
лето. И народные поговорки о том же молвят:
К Вознесеньеву дню все
цветы весенние расцветают.
И рада бы весна на Руси
вековать вековушкою, а придёт Вознесеньев день — прокукует кукушкою, соловьем,
зальётся, к лету за пазуху уберётся.
Придёт Вознесеньев день,
сбросит весна - красна лень, летом, обернётся- прикинется, за работу в поле
примется.
Дни
в эту пору становятся всё длиннее, а ночи — короче. Ночь же под Вознесение и
вовсе особенная — соловьиная. Соловьи громче и звонче поют, чем в другое время.
Послушайте, может быть, и услышите их нежные и звучные трели.
Мечта земледельца
Все
мысли людей - в поле. Там ежегодно в это время творится
чудо:
растут к небу молодые стебли ржи-матушки. Тянется вверх шелковистый лён.
Поднимается от земли к небу овёс и пшеница.
В
старину на Вознесение пекли из теста лесенки. Бросали их в рожь. При этом
молили крестьяне о "вознесении" — о росте хлебов:
Дай нам, Боже, нынче
много,
А на следующий год ещё больше!
А на следующий год ещё больше!
Всей
семьёй обходили своё поле, в руках несли блины и яйца. Потом вместе садились за
трапезу. А после ложки вверх подбрасывали. Словно просили растения: растите
вверх так же высоко, как ложки из наших рук летят!
Такова
вечная мечта земледельца: росла бы его нивушка обильной и могучей.
Потому
о ней и загадка такая сложена:
Не море, а волнуется.
Летела Стрела вдоль села
Очень
нужен дождь в эту пору. И люди старались
помочь природе. Показывали ей, чего они хотят.
А
делали в старину это так.
Широкими
рядами, дружно взявшись за руки, идут женщины и девушки к полю. Словно волна
катится. Волной плывёт и раздольная песня: "Летела стрела да и вдоль села..."
В
песне поётся про то, как плачут о молодце его родные.
Мать плачет — река льётся.
Сестры плачут — полны воды колодцы.
Дети плачут — ручьи текут.
Жена плачет — роса падёт.
Мать плачет — река льётся.
Сестры плачут — полны воды колодцы.
Дети плачут — ручьи текут.
Жена плачет — роса падёт.
Песня
не простая, волшебная. В ней слёзы людские зовут дождь с неба.
А
бывало, идёт хоровод, как в игре "Ручеёк". Будто и впрямь течёт ручей
после обильного дождя. В старину верили, что после такого хоровода отзовётся
природа на просьбы крестьянские.
Честной Семик
Четверг
перед Троицей — седьмой четверг после Пасхи. Поэтому и называется он СЕМИКОМ.
На
Семик в старину девушки шли в лес. Тайно завивали венки на берёзах. Через эти
венки целовались друг с другом. Обменивались колечками, лентами, платками. И
становились кумушками-подружками.
А
песни при этом пели такие:
***
***
Берёзка, берёзка,
Под тобою, берёзонька,
Завивайся, кудрява!
Не мак цветёт,
К тебе девушки пришли,
К тебе красные пришли,
Красные девушки
Пироги принесли
Со яичницей.
Под тобою, берёзонька,
Завивайся, кудрява!
Не мак цветёт,
К тебе девушки пришли,
К тебе красные пришли,
Красные девушки
Пироги принесли
Со яичницей.
***
Под тобою, березонька,
Не мак цветет,
Не огонь горит —
Красные девушки
В хороводе стоят,
Про тебя, берёзонька,
Всё песни поют.
Не мак цветет,
Не огонь горит —
Красные девушки
В хороводе стоят,
Про тебя, берёзонька,
Всё песни поют.
Накануне Троицы
За
Вознесением скоро и праздник СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Троица
празднуется через 50 дней после Пасхи. Приходит этот праздник всегда в
воскресенье. Как и Пасха.
Это
время — самый разгар Зелёных святок, самая их сердцевина. Тут что ни день — то
именины. А чьи — подождите, расскажу по порядку. А пока отгадайте загадку —
узнаете, что по народному обычаю бывает в центре праздника:
Красавица на поляне
В белом сарафане,
В зелёном полушалке.
В белом сарафане,
В зелёном полушалке.
Про
отцов помнить от века завещано. Суббота перед Троицей — РОДИТЕЛЬСКАЯ. Поминают
в этот день всех ушедших родных и близких. Готовили раньше постную кутью,
блины, кисель. Пекли медовые пряники. Красили яйца в жёлтый цвет. Искони так
повелось у людей: где забота о будущем — там память о предках.
В
субботу именинницей считалась ВОДА. К ней относились очень бережно: полы в этот
день не мыли, бельё не стирали, баню не топили. Ещё бы, как её не уважить? Ведь
вода, как говорит загадка, своего брата сильней. Отгадайте: кому она сестра?
Старики
же говорили, что в это время русалки покидают реки, пруды, озёра. И
перебираются на ивы или плакучие берёзы.
ТРОИЦЫН ДЕНЬ
За
субботой — воскресенье, сам праздник Троицы. В этот день ЛЕС — именинник. Его
нельзя ни ломать, ни рубить. Рано утром украшали дома ветвями берёзы и цветами.
Их приносили из лесу накануне. Пол усыпали ароматной травой. Пекли караваи,
созывали гостей.
Девушки
и юноши в этот день завивали венки. Не простые — волшебные, ВСЕЛИСТВЕННЫЕ. В
них вплетали каждый цветок, который расцвёл к этой поре, ни об одном не
забывали.
Вот
и вы добавьте в венок весенние цветы вашего края. Или просто нарисуйте и
раскрасьте венок. Назови имя каждого цветка.
Придумайте,
вспомните и запишите себе загадки про цветы.
Стой, мой милый хоровод
В
волшебных венках водили на Троицу хороводы. Да такие, что тянулись от села до
села. В хороводе каждый — словно цветок. И весь хоровод — будто живой венок на
челе матушки Земли. И недаром. В понедельник после Троицы — третьи именины. В
этот день ЗЕМЛЯ — именинница.
***
Стой, мой целый хоровод,
Стой, весёлый весь народ,
Стой, не расходись.
Я во этом хороводе,
Я во этом развесёлом
Скакал и плясал
Я скакал и плясал,
Венок соронял,
Милую искал.
Моя милая идёт,
Вот хорошая идёт,
Веночек несёт...
Стой, мой целый хоровод,
Стой, весёлый весь народ,
Стой, не расходись.
Я во этом хороводе,
Я во этом развесёлом
Скакал и плясал
Я скакал и плясал,
Венок соронял,
Милую искал.
Моя милая идёт,
Вот хорошая идёт,
Веночек несёт...
Отзвенят
троицкие хороводы — тут весне и конец. А лету - начало. (Источник: Новицкая М. Зелёные святки./ Марина Новицкая.// Мурзилка. -
1998. - № 6. - с.2-6. - Рисунки В. Сергеева)
Константин
Победоносцев
Троицын день
Троицын день
Красота
Божиего мира http://пий-хемский.рф/new.php?id_news=308&razdel=news
…воссиял
нам и осиял нас радостью праздник Святой Троицы.
Люди
Божии! Ведь это самая глубина нашей веры, это таинство жизни и смерти.
И
стоит наш праздник как раз на той поре года, когда возникает отовсюду,
возбуждается и возрастает жизнь всякого создания. Вся земля цветет и красуется,
крины сельные одеты славою, воздух кишит мириадами тварей — и каждый лист,
каждый цветок, каждая былинка, каждая мошка есть тайна создания, великая,
неразгаданная, но ощущаемая тайна. Посреди ходит человек — величайшая тайна
жизни, нося в себе подобие образа Божия, и над всем этим великая и страшная
тайна вечности, отовсюду объемлющая жизнь! Посреди этой жизни, под кровом этой
тайны душа человеческая чувствует, что она откуда-то по чьему-то велению
возникла вместе со всем, что живет с нею во вселенной, и живет, и стремится
куда-то — к своему началу!
Как
ей отрешиться от этой тайны, когда над нею высоко свод небесный с таинственными
светилами мироздания, вокруг нее жизнь природы, исполненная таинств, а внизу на
земле и в прахе земном — могилы, через которые прошло и проходит все живущее! И
сколько бы ни слышалось вокруг умных и безумных речей о том, что нет никакой
тайны, не поверит этому душа человека, и не перестанет от могилы обращаться
вверх к светилам, и великим стремлением истины искать Духа Животворящего, от
Коего все исходит и Коим все содержится.
И
вот, чтобы не ослабела на пути наша вера, чтобы обновилось новой силой наше
стремление, сегодня св. Церковь составила нам этот великий праздник и собрала
на нем все словесные черты великой тайны, чтоб на них сосредоточилось и
процвело радостью молитвенное ее созерцание. Вот уже в той молитве, которую
каждый день привыкли мы твердить, сегодня слышится нам точно новое
торжественное откровение глубоко таящегося в душах таинственного ожидания:
«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде Сый и вся исполняяй,
Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия
скверны и спаси, Блаже, души наша!»
Вся
утреня сливается как бы в одну торжественную песнь Триединому Божеству,
Создателю и Спасителю мира, одухотворяющему жизнь всего живущего во вселенной.
«Во дворех Твоих воспою
Тя, Спасе мира, и преклоню колена, поклонюся Твоей непобедимой силе, вечер и
утро, и полудне, и на всякое время благословлю Тя, Господи». И во всех этих песнях,
потоком несущихся на весь собравшийся собор церковный, слышится и у всех,
больших и малых, на лицах отражается тихая радость торжественного созерцания
тайны Божией. Господь Иисус, Слово Божие, «тихообразно совершив, — по словам
церковной песни, – сердца человеков», вознесся на небо, но пребывает
неотступно, и Духа Своего ниспослал ученикам, и сотворил их ловцами человеков,
некнижных мудрости научил, рыбарей Богословами показал и открыл им тайну
языков, и послал их во вселенную просвещать светом сердца и души и вносить в
жизнь новые заветы: один — любите друг друга, как Я возлюбил вас, и другой завет
— радуйтеся.
И
вот сегодня оглянемся вокруг: на всех лицах тихая радость, все несут с собою
цветы и зелень — знамение жизни и красоты, все радуются на цветущую со всех
сторон природу, и у всех играет сердце, когда послышится на литургии потоком
несущийся антифон: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает
твердь. Услышит тя Господь в день печали. Спаси ны, Утешителю Благий, поющия
Ти: Аллилуя!»В свете нынешнего праздника Церковь объемлет молитвою всю
вселенную, в вечности, перед лицом вечного Бога, Иже несть Бог мертвых, но Бог
живых.
С
ними — сонм всех ближних и милых, оплаканных нами в жизни, и мы за них молимся,
веруя, что они живы и вместе с нами все-все совокуплены в празднующую и
молящуюся Церковь, и мы в памяти их, улыбаясь, плачем и, плача, радуемся, что
жизнь, по слову и по вере Церкви святой, сливается воедино со смертью в единой
вечности и что смерть есть не гибель и уничтожение жизни, но «преставление с
худшего на лучшее», от зла, неправды и рабства в «свободу славы чад Божиих». (Источник http://kolokolzik.blogspot.ru/2016/06/blog-post.html
)
Комментариев нет:
Отправить комментарий