воскресенье, 22 апреля 2018 г.

Начало Творения Богом «земли»



«...Он сказал – и сделалось, Он повелел – и явилось все» (Пс. 32:9).
«В начале было Слово... и Слово было Бог... Все через Него начало быть...» (Иоан. 1, 1-3).

 
Иван Айвазовский. Хаос. Сотворение мира. 1838 г. https://twitter.com/byrdinov/status/780411560539877378
Священная Библия на первых своих страницах сообщает нам тайну происхождения этого видимого мира и  начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). В этих немногих словах выражена та необъятная по своей глубине истина, что все-все существующее на небе и на земле, а, следовательно, и первобытное вещество, имеет свое начало. Каждое слово в этой коротком, но бесконечно глубоком стихе, имеет свой прикровенный смысл. Вдумаемся в тайну

«В начале». По-еврейски "берешит" значит "сперва", или "в начале времени", т.к. до этого была только вечность. Словом «в начале» указывается, что созданный мир - не вечен, он призван из небытия к бытию Богом во времени, или вернее сказать – с самим временем. До появления мира не было времени, ибо время есть форма бытия материального мира.
«Сотворил». Здесь употреблено еврейское слово "бара", означающее сделал из ничего - сотворил; в отличие от другого еврейского слова "асса", означающее созидать, образовывать, делать из наличного материала. Творение мира из ничего или из небытия есть одна из основных истин христианской веры. Хотя в Библии и не встречается слова «из ничего», но оно подразумевается уже на первых ее страницах. Это слово впервые ввели в употребление святые отцы и учители Церкви в противовес господствовавшему тогда дуалистическому мировоззрению многих языческих мыслителей, которые признавали наряду с вечным Богом вечно существующую материю, из которой Бог затем создал разнообразные формы видимого мира. В свою очередь, языческие мудрецы возражали против монистического воззрения святых отцов и говорили, что из ничего нельзя создать что-либо. Св. Василий Великий в ответ на их возражение пояснил, что Бог создал мир не из ничего в буквальном смысле слова, но из «Своего Всемогущества». Так что слово «из ничего» нам надо понимать в том смысле, в каком его употребляли святые отцы.
«Бог». Бог является единственной причиной происхождения Вселенной, и без Него ничего не могло произойти. Мир не мог произойти ни от случая, ни от самозарождения. Он произошел от свободного решения воли всемогущего Бога, благоволившего из небытия воззвать мир к временному бытию. Это решение вытекало единственно из любви и благости Творца с целью дать и твари возможность насладиться этими величайшими свойствами Его Существа. И вот «...Он, – по словам боговдохновенного псалмопевца, – сказал – и сделалось, Он повелел – и явилось все» (Пс. 32:9).
Бог творит мир посредством Своего Всемогущего Слова. По толкованию святых отцов Церкви, под творческим Словом Божиим надо понимать Вторую Ипостась Святой Троицы – Сына Божия, через Которого, по выражению евангелиста Иоанна Богослова, «все... начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3). Так как во втором стихе первой главы книги Бытия говорится и об участии в творении Духа Святого, то можно думать, что Бог действовал при создании мира как предвечная Троица.
Поскольку в Боге нет никакого изменения, то можно думать, что образ мира вечно существовал в Его Уме. Иначе выражаясь, идея мира всегда существовала у Бога, но затем она, по всеблагой Его воле, получила свою реализацию во времени.
«Небо». О небе, в духовном смысле, в Библии дальше ничего не говорится, т.к. оно было закончено благоустроением. Это был, как выше изложено, мир духовный, ангельский. Ангельский мир был создан Богом прежде мира материального. Об этом ясно говорит нам Сам Господь в книге Иова: «Когда [сотворены] были звезды, восклицали от радости все ангелы Мои» (Иов. 38:7). Об этом внеземном мире говорилось на предыдущих страницах блога. Это духовное небо надо отличать от видимого «неба» вселенной, которое было сотворено Господом из первоматерии.
«Землю». После сотворения неба - невидимого, ангельского мира, Бог сотворил из ничего, одним Своим Словом, землю, то есть вещество (материю), из которого постепенно создал весь наш видимый, вещественный (материальный) мир: видимое небо, землю и все, что на них. Все формы видимого бытия были созданы из первоначальной материи (первоматерии), которая явилась результатом первого творческого Божественного акта.
Иван Айвазовский. Сотворение мира
…..И далее - второй стих Священной Библии "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1, 2) раскрывает уже полнее первоначальный акт творения Бога.
«Земля». Здесь разумеется первоначальное еще неустроенное вещество, из которого Господь Бог в шесть "дней" устроил или образовал потом видимый мир - вселенную. Назвалась землею, потому что земной шар был потом образован именно из этой первоматерии,
«Безвидна». Первоначальная материя называется «безвидной» в смысле отсутствия тех определенных признаков и качеств, с которыми материя  явилась впоследствии, по завершении творческой деятельности, и с которыми она наблюдается теперь.
«Пуста» в смысле отсутствия тех законов, которыми так премудро и гармонично была Богом обусловлена ее жизнь впоследствии
«Тьма. Это слово Бытописателя можно истолковать в том смысле, что это первичное, состояние праматерии недоступно человеческому познанию. Это вещество предстоит перед человеческим сознанием как тайна, не исследуемая ни «вглубь», ни «вширь». Вся хаотическая масса была погружена во мрак, за совершенным отсутствием света.
«Над бездною, Слово «бездна» указывает на беспредельность и необозримость для человеческого глаза первичной материи. Это неустроенное вещество или хаос называется бездною, как необозримое и ничем не ограниченное пространство.
«И Дух Божий». Этими словами Бытописатель выражает ту мысль, что Третья Ипостась Святой Троицы – Дух Божий готовил это первозданное вещество к дальнейшим творческим Божественным актам. И вот из этого готового первозданного, но еще неустроенного вещества происходит дальнейшее творение, совершившееся в продолжение шести дней, или периодов, когда всесильная рука Божия творит мир «из необразного вещества» (Прем. 11:18).
В творении мира равно участвовали все три Лица Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святый Дух, как Триединый Бог, Единосущный и Нераздельный. Слово "Бог" в этом месте поставлено во множественном числе - "Эло-гим", т.е. Боги (ед. число Элоах или Эл - Бог), а слово "сотворил" - "бара" поставлено в единственном числе. Таким образом подлинный еврейский текст Библии, с первых же своих строк, указывает на единосущие Лиц Св. Троицы, говоря как бы так: "в начале сотворил Боги (Три Лица Св. Троицы) небо и землю".
Об этом так же ясно сказано в псалмах: "Словом Господа сотворены небеса, и духом усть Его - все воинство их" (Пс. 32, 6). Здесь под "Словом" разумеется Бог Сын, под "Господа" - Бог Отец и под "Духом усть Его" - Бог Дух Святый.
Сын Божий, Иисус Христос, в Евангелии прямо именуется "Словом": "В начале было Слово... и Слово было Бог... Все через Него начало быть, и без Него ни что не начало быть, что начало быть" (Иоан. 1, 1-3).
Это особенно для нас важно знать, потому что было бы невозможным и сотворение самого мира, если бы не было изначала добровольного желания Сына Божия принести крестную жертву для спасения мира: " - все Им (Сыном Божиим) и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство: ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровью креста Его, и земное и небесное" (Колос. 1, 16-20).
«Носился». По значению самого выражения: носился еврейское слово, употребленное здесь, имеет такой смысл: обнимал собою все вещество, как птица распростертыми крыльями обнимает и согревает птенцов своих. Значит, действие Духа Божия на первозданное вещество надобно понимать как сообщение ему жизненной силы, необходимой для его образования и развития.
«Водою», означая этим словом неустойчивость, подвижность, разреженность первобытного вещества, сравнительно с современным состоянием материи, как водообразное или парообразное вещество.
Микалоюс-Константинас Чюрленис. Сотворение мира. 1905 г.
Поэт Павел Антокольский  такими словами воспел живопись Чюрлениса:
Чюрлёнис шёл по Млечному Пути.
Он увидал рожденье звёздной бури.
И ангелы из золотой лазури
К его ногам пытались снизойти.

(Подробности: https://regnum.ru/news/cultura/2183180.html)
Мир, рассматриваемый в его внешней красоте и внутренней гармонии, представляет собой дивное создание, изумляющее стройностью своих частей и чудесным разнообразием своих форм. Еще древнегреческий гений, созерцая разумное устройство в мироздании, дал ему имя космос (kosmos), что значит красота, порядок. Познавая посредством телескопов и радиотелескопов необъятные глубины космоса и в то же время проникая в удивительный мир элементарных частиц, современная наука усматривает на всем видимом печать невидимого Надмирного Разума.
Вот этот-то Надмировой или Божественный Разум, который открывается в мире и через мир человеку, по свидетельству Священной Библии, является не только устроителем этого мира, но и его Творцом.

Итак, сначала, созданная Богом земля (первоначальная материя) не имела ничего определенного, никакой формы, была неустроена (как туман или вода) и покрыта тьмою, и Дух Божий носился над нею, давая ей живоносную силу.

Источники:
Архиепископ Вениамин (Пушкарь). Священная библейская история. Часть I. Ветхий Завет. Часть II. Новый завет. – 4-е изд., испр, и доп. – СПб, Владивосток: Информационное Агентство Русской Православной Церкви, 2004. – 736 с.

Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстрациями./ составил протоиерей Серафим Слободский. – 6-е изд. – М.: Издание Московского подворья свято-Троицкой Лавры, 2008. – 722 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...