суббота, 21 апреля 2018 г.

Ангелы в произведениях русских художников



Свет радости и любви
Ангелы прекрасны духовной красотой, добротой и любовью… Духовная красота кардинально меняет внешность и человека, она отражается в его глазах, в выражении лица, даже в том, как двигается его тело. Парадоксально, но и люди западного мира ощущают, что русский человек красив особенной, непонятной им красотой.    
    
Радость праведных о Господе. Триптих, (центральная часть). Росписи Владимирского собора в Киеве. Художник Васнецов В.М.
У райских врат стоят три главных Архангела небесной иерархии (по Дионисию Ареопагиту) - Архистратиг Михаил, Гавриил и Рафаил. Они занимают центр картины на фоне радужного света, из которого выступают абрисы ангельских фигур и их белые крылья.
Там в Небесах все святые соборы,
И мириады бесплотных духов,
Все воспевают божественным хором :
«Свят, Свят, Свят наш Господь Саваоф!»( Вырицкий Серафим‚ преподобный)

Сотворение мира. Роспись плафона Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Художник Бруни Ф.А. 1846-1853 гг.
Ангелы на полотнах русских художников – это итог работы их творческой мысли и талантливой руки, итог труда  сердца и души, и как наитие от схождения в их воображение Господа нашего, Духа Святого. В ангелах русских художников удивительном образом подчеркнута  невесомость и воздушность, чистота и благолепие, внеземная , не от мира сего красота…
В произведениях западных художников в изображении святых людей и ангелов присутствует пиршество плоти, приземленность тела, чувственность мимики. Ангелочки же с крылышками - оголенные младенчики не вызывают в душе  возвышенных чувств…
Потому так хочется на странице этого блога представить творчество именно российских художников, которые, как думается, наиболее близко подошли к идеалу Небесного и Прекрасного, что дается лишь от Бога…
Коленопреклоненный архангел Михаил. 1885 -1893. Эскиз для росписи собора св.Владимира в Киеве. Художник Васнецов В.М.
Из Акафиста Архангелу Михаилу
Кондак 1
Избранный Небесных сил воеводо и рода человеческаго заступниче, сие тебе, иже тобою от скорбных избавляеми, благодарственное приносим пение: ты же, яко предстояй Престолу Царя Славы, от всяких нас бед свобождай, да с верою и любовию в похвалу тебе зовем: Радуйся, Михаиле, великий Архистратиже, со всеми Небесными силами.
Икос 1
Яко ангельских огнезрачных ликов предстоятеля, ангельскими убо и языки подобаше восхвалити тя, Михаиле; но дондеже вразумляемии тобою навыкнем безплотных глаголом, услыши, аще и от человеческих, обаче благодарных устен, сицевая:
• Радуйся, звездо мира первообразная;
• Радуйся, свеще истины и правды златозарная.
• Радуйся, лучей света несозданнаго первый во ангельских ликостояниях приемниче;
• Радуйся, Ангелов начальниче.
• Радуйся, в нем же наивящше светлеется слава Творческия Десницы;
• Радуйся, имже красуются соборы всех существ безплотных.
• Радуйся, Михаиле, великий Архистратиже, со всеми Небесными силами. (весь Акафист Архангелу Михаилу ЗДЕСЬ http://www.logoslovo.ru/media/all_1_2_7/item_19794 )
Архангел Михаил. Иконостас Покровского храма Марфо-Мариинской обители. Художник Нестеров М.В.
Верховный Вождь и Воевода,
Архистратиг Верховных Сил,
И человеческого рода
Заступник теплый Михаил,
Завета Божия хранитель,
И для враждующих духов
Гроза и пламенный Воитель,
И князь всех Ангельских чинов!( Гурьянов Николай‚ протоиерей)
Ангелы, оставшиеся верными Богу, стали совершенно блаженными. Они озарены блистанием Божественной славы, и свет Святого Святых объемлет их, как океан многоводный. Приходя в восхищение и восторг от созерцания богатств вечной красоты, они теряются в безмерной любви и в упоении своего блаженства; славят и превозносят Всемогущего Бога, Который вливает в сердца их потоки наслаждений. Не налагая на них обязанности оставлять блаженную обитель Небесную, Господь разделяет с ними управление миром. Он употребляет их как Своих верных служителей в действиях Промысла. Он посылает их в мир возвещать людям Свои веления исполнить Его волю. По сей-то причине мы называем их Ангелами, то есть вестниками. Бог поставил их на высшей степени Своих творений, дабы они были живыми образцами Его совершенств, достойными представителями Его величия.
Литургия Ангелов. Фреска. Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Художник Нестеров М.В.
Божеская щедрость богато наделила сих Небесных Духов естественными дарованиями; их ум и познания не имеют других пределов, кроме тех, которые положены сотворенным духам в беспредельных глубинах премудрости Божией. Ангелы одарены превосходнейшею силою и могуществом, посредством которых они могут, по соизволению Божиему, действовать на тела и на мир вещественный. Здесь можно было бы поставить множество вопросов, но ум наш скоро находит себе границы. Что можем понять мы, бедные твари, погруженные в мрачную темноту? И песчинка есть тайна для самого мудрого; а самих себя, со всеми нашими суетными науками, мы еще менее знаем.
Архангел Гавриил. Фреска. Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Художник Нестеров М.В.
«Ангелы находятся в непрестанной неутомимой заботе о судьбе нашей: Ангелы Света употребляют все усилия, чтоб мы во время земного нашего странствования приготовили и заслужили себе вечное блаженство; а ангелы тьмы употребляют все усилия, чтоб увлечь нас с собою в адскую пропасть. Производится лютая и непрерывная война на земле: с одной стороны, сражаются Святые Ангелы и православные благочестивые христиане, а с другой – ангелы тьмы и подчинившиеся им человеки.
Предмет брани – вечная участь человеков в загробной жизни и истинное христианство на земле, то единственное средство, которым доставляется человеку вечное блаженство на небе. Самая существенная необходимость, необходимость спасения, заставляет каждого христианина благовременно ознакомиться со всею точностью и основательностью как с Ангелами Света, так и с ангелами тьмы, чтоб привлечь к себе святую любовь и помощь первых, а от пагубного влияния вторых как можно более уклониться». (святитель Игнатий (Брянчанинов) «Слово об ангелах»)
Архангел Гавриил. Художник Григорий Гагарин
Ангелы сотворены из ничего. Внезапно увидев себя сотворенными в чудном изяществе и блаженстве; какую они ощутили благодарность, благоговение и любовь к Творцу, даровавшему им вместе бытие и духовное наслаждение! Их занятием непрерывным соделалось созерцание и славословие Создателя. Сам Господь сказал о них: «Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим еси Ангели Мои» (Иов. 38:7). Этими словами Священного Писания яснейшим образом доказывается, что Ангелы сотворены прежде видимого нами мира и, присутствуя при его сотворении, прославляли премудрость и силу Создателя. Они созданы были, подобно видимому миру, Словом Божиим…
Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне. Художник Угрюмов Г.И., 1785 г.
Все наши священные книги, начиная с книг Бытия до самого Апокалипсиса, представляют нам Ангелов действующими, исполняющими в сем мире повеления Всевышнего и ограждающими людей благочестивых своим покровом. Херувим был поставлен с огненным мечом в руке у врат земного рая, дабы воспретить вход в него человеку, преступившему заповедь Божию. Патриархи были удостоены посещения Ангелов.
…Ангелы, как научает преподобный Макарий Египетский Великий, суть тонкие тела и имеют вид наружного человека, т.е. все его члены. Такими описывают их и все святые, сподобившиеся видеть Ангелов и беседовать с ними. Святому Андрею, Христа ради юродивому, при восхищении его на небо Ангел, руководивший его, два раза подал руку9. Преподобная Феодора видела пришедших к ней в час кончины двух Ангелов, в образе двух прекрасных юношей, видела их с златовидными власами10. Священное Писание повсюду являвшихся Ангелов изображает в виде человеческом. В виде мужей они явились Аврааму у дуба Мамврийского (Быт. 1:18)
Троица Ветхозаветная. Эскиз мозаики для храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге . Холст, масло, бронза. 61x88 см. Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Художник Нестеров М.В.
Возникшая в Византии иконография «Троица Ветхозаветная» получила свое осмысление в древнерусском иконописании. Следуя этому осмыслению центральное место в композиции Нестеров отводит трем крылатым ангелам. Положение их фигур, повороты голов с нимбами, соприкасающиеся крылья образуют своеобразный композиционный круг. Картина являет предвечный совет Святой Троицы об избавлении рода людского от первородного греха и о жертвенном акте Сына Божия для спасения человечества от духовной смерти.

Благовещение. Художник Суриков В.И. 1914 г. Krasnoyarsk museum of Fine Arts
При совершении великого таинства – вочеловечения Бога-Слова – святые Ангелы являются благоговейными и пламенными служителями таинства. Архангел Гавриил первоначально возвестил святому Захарии, что от него родится Предтеча Господень Иоанн; чрез шесть месяцев по зачатии Иоанна.
…«послан быст Ангел Гавриил от Бога во град Галилейский, емуже имя Назарет» (Лк. 1:26) к Пресвятой Деве Марии возвестить Ей, что Она избирается в Матерь Слова Божия, приемлющего человечество для искупления человечества. Архангел Гавриил благовестил Пресвятой Деве Марии величайшую радость для Ангелов и человеков – зачатие Благодатною Девою Богочеловека. Ангел произносил небесные речи. "Благословенна Ты между женами", - сказал он (Лк. 1:28).
"Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1:35). …"Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (ст. 38). Так ответила Дева Мария.
Благовещение. Художник Капков Яков
Благовещение — это добрая, радостная весть о том, что у Девы Марии под сердцем зародится будущий Спаситель мира, Избавитель от греха и Податель вечной жизни.
Ангел явился так же и во сне праведному Иосифу, Обручнику Богоматери, возвестил ему зачатие Его от Святого Духа и повелел наречь имеющему родиться Сыну имя Иисус (Мф. 1:20–21).
Когда совершилось это вожделенное всесвятое рождение в Вифлееме, Ангел возвестил о нем пастухам, неподалеку от этого города проводившим в бдении ночь над стадом своим. «Благовествую вам радость велию, – сказал Ангел благочестивым и смиренным пастухам, – яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете младенца повита, лежаща в яслех». Едва Ангел произнес эти слова, как явилось внезапно множество небесного воинства, воспевавшего хвалы Богу. «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение»: из таковых слов состояла песнь Ангельская (Лк. 2:8–14).

Сон Иосифа перед бегством в Египет. Художник Отмар В.И. между 1891 и 1898 гг. Мозаика в храме Воскресения Христова (Спаса на Крови)
в Санкт-Петербурге
Ангел повелел Иосифу бежать с новорожденным Богомладенцем и Богоматерью в Египет от убийственных замыслов Ирода; Ангел возвестил святому Обручнику о кончине Ирода, повелел возвратиться в Иудею и поместиться на жительство в Назарете, небольшом и незнатном городе Галилеи (Мф. 2:19–20).
Во время пребывания Господа плотию на земле Ангелы Божии восходили и нисходили к Сыну Божию, служа Ему (1Ин. 1:51)

Ангел с лампой. 1885-1896, Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве.
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: "Почто Меня оставил?"
А Матери: "О, не рыдай Мене..." (Анна Ахматова)
«Во мраке пятницы душа Его рыдала: "Для чего Ты Меня оставил?" Разделение с Богом Отцом разрывало Его сердце… Ворота рая были широко открыты, готовые принять Христа. Хоры ангелов "десять тысяч раз по десять тысяч и тысячи тысяч" репетировали свои гимны, готовясь к триумфальному моменту. Сонмы небожителей образовали стройные ряды, обозначив ими сияющий путь, по которому Иисус должен был вернуться в дом Отца Своего. Отец готовился воссоединиться со Своим Сыном. Со Своей высоты Он нетерпеливо ждал Его возвращения. Находясь в бесконечной дали, Он был готов броситься вперед и заключить Его в объятия. Исполненный радости голос Бога Отца должен был разноситься по всей Вселенной: "Мой Сын был мертв, но теперь Он жив! Дайте Ему одежды высшего могущества и кольцо власти. Радуйтесь со Мной! Тот, Который никогда не сбивался с пути, был унижен ради спасения заблудших. Он не знал греха, но принял наказание за него вместо тех, кто грешил. И теперь Он возвращается назад!" Ждал Отец и Начальник хора, ждало небесное воинство и все небожители…» (Л. Хардинг. Они были в тот день на Голгофе)

Воскресение Христово. Ангел, сидящий на гробе. Фреска Покровского храма Марфо-Мариинской обители. Художник Нестеров М.В.
«Как дивно в этом Ангеле, в его блестящем одеянии, как-то особенно светящемся во мраке ночи, в бесстрастии лица, во всей позе и жесте руки, как дивно, говорю, выражена сверхземная красота, юность неумирающей небесной жизни, неослабевающей энергии!» (протоиерей Митрофан Сребрянский)
В день Воскресения Христова, рано утром пришли жены мироносицы ко гробу и вошли в гроб, который состоял из пещеры, высеченной в каменной горе, увидели там двух мужей «в ризах блистающих», – по повествованию святого евангелиста Луки (Лк. 24:4); Святой же евангелист Иоанн называет этих мужей Ангелами (Ин. 20:12). Во время Вознесения Христова представшие Апостолам два мужа в белых одеждах были, по мнению святого Иоанна Златоустого и всей Церкви, святые Ангелы (Деян. 1, 10). Угодникам Божиим Нового Завета Ангелы являлись всегда в виде человеческом. И отчего святым Небесным Силам, не иметь наружного образа человеческого, когда Сам Бог Слово благоволил, вочеловечившись, приять этот образ и, вознесши его на небо, посадил на превыспреннем Престоле Божества одесную Отца на поклонение всем святым Ангелам?

Изведение апостола Петра из темницы. Художник Витберг Александр.
Ангел вывел из темницы апостола Петра, ввергнутого туда нечестивым царем Иродом, убившим уже апостола Иакова Зеведеева и хотевшего потешить богоубийственный народ иудейский второю приятною для него казнью. Чудесно избавленный из темницы Апостол, уверившись, что видит не видение, но самое дело, сказал: «Ныне вем воистинну, яко посла Бог Ангела Своего, и изъят мя из руки Иродовы и от всего чаяния людий Иудейских» (Деян. 12:11).

Ангел с лилией. Художник Вильгельм Котарбинский
Вера говорит нам, что Церковь на земле и Церковь на небе составляют одно благодатное общество, только здесь она воинствует, а там увенчивается славою. Ангелы и блаженные небожители суть друзья и братья людей на земле. Любовь, существующая в Боге, проницает во все сердца верных сынов Его, соединяет их единою мыслию и единым чувством. Действие сей любви тем сильнее в Ангелах, что они более приближены к Богу и видят в Нем вечную любовь и ту благость, которая желает нашего спасения. Любовь есть их жизнь и их блаженство.

Блаженный Алипий с Ангелом-Хранителем. Художник Раев Василий
Монах Алипий, который писал иконы, сильно заболел, но заказчик требовал исполнения работы и ушел в великой печали. Алипий был сильно расстроен, потому как сил писать икону у него не было. Но тут в келье больного Алипия разлился небесный свет, появился прекрасный юноша и стал писать икону. Иконописец пригляделся и понял, так необыкновенно быстро и чудно может писать только Ангел Господень. По окончании работы Ангел отложил кисти и спросил старца:
 - Отче! Чего еще не достает здесь? В чем я погрешил?
 - Хорошая работа. Бог тебе помог столь благолепно написать, - восхищенно глядя на икону, тихо сказал старый мастер, и сейчас же икона и Ангел исчезли.
Наутро опечаленный христианин открыл дверь церкви и от неожиданности упал на колени. На своем месте празднично сияла икона Успения Богородицы…

Ангел. Художник Нефф Т.А. (1805 – 1876).
Земля наполнена несчастиями всякого рода; это страна сетования и плача, это, можно сказать, родина всех бедствий. На ней только и видны одни страдания, только и слышны одни вопли. Не все ли мы – заключенные узники, которых посещать нужно, слепые, которых руководить нужно, заблудшие, которых наставлять нужно, больные, которых врачевать нужно? Какая это богатая жатва для Духов блаженных, пламенеющих любовию! С каким стремлением и с какою радостию они нисходят с неба, имея с собою богатые дары Божии! Они приходят, чтобы напитать несчастного человека хлебом благодати, напоить его несколькими каплями от Источника небесных наслаждений, помочь ему расторгнуть узы греха и с торжеством привести его в дом Отца Небесного. Какое удовольствие для них спасать души, которые Иисус Христос искупил Своею Кровию и которые вечно будут вместе с ними разделять их славу и их блаженство!

Наташин Ангел. Художник Сергей Виноградов.
Ангел Хранитель бережно проводит по жизни ребёнка, оберегая его от искушений, незримо укрывая от беды своими сильными крылами. «…я не знаю, сколько ты сделал мне добра от начала бытия моего; как ты берег меня в моем младенчестве, поддерживал скользившие шаги мои, стоял возле меня на страже во время снов моих, навевал на душу мою небесныя радости в дни детства моего; невидимо удерживал меня, когда в юношеском возрасте увлекался я в бездну греховную; недоведомым образом спасал от опасностей и бедствий, отклонял от меня злоключения, устранял камни искушения и соблазнов, защищал меня от напастей, в печалях внушал упование на милость Божию…» (Из МОЛИТВЕННОГО ОБРАЩЕНИЯ К АНГЕЛУ ХРАНИТЕЛЮ)

Источники:
https://azbyka.ru/razmyshleniya-xristianina-ob-angele-xranitele Размышления христианина об Ангеле-Хранителе
Юдин Г. Аз, буки, веди: Азбука православия для детей с иконами и картинами русских художников./ Георгий Юдин. - М.: Белый город, Даръ, 2010. - 384с.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...