среда, 18 апреля 2018 г.

Сотворение Неба - невидимого мира. Красота ангелов



«В начале сотворил Бог небо и землю» - этими словами начинается Библия. «Под небом в Библии разумеется, не наше земное небо, а Небо высшее, - Это невидимое Небо представляет собою мир бесплотных, духовных существ, называемых Небесными Силами, или Ангелами. Ангелы имеют ум, несоизмеримо превосходящий ум человека; они, подобно человеку, личности и наделены свободной волей. Они - существа высшие, предстоящих Творцу, сияющие Его отраженным светом. Ангел приносит нам свет от Источника, от Того, Кто и есть Свет. Свет Ангела — отраженный, его можно сравнить с зеркалом, отражающим солнечный луч.
Мозаика. Летящие ангелы держащие сферу с хризмой (монограмма имени Христа); Италия. Равенна; VI в.; местонахождение: Италия. Равенна. Базилика Сан-Витале. (итал. Basilica di San Vitale); Местоположение: Алтарь. Источник изображения: http://www.ruicon.ru/arts-new/mosaics/1x1-dtl/ravenna/nebesnyj_grad_vifleem
В одной из главных молитв — «Символ веры» — есть слова: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым…», и мы веруем, что Господь создал не только видимый мир, но и бесплотный — таинственный, непостижимый мир, в котором пребывают совершенные творения — Ангелы. Они обладают первенством во времени их творения по отношению к человеку, поскольку духовное должно быть прежде земного.
Небесная иерархия состоит из девяти чинов — серафимов, херувимов, престолов, господств, сил, властей, начал, архангелов и ангелов. Высшие чины передают божественный свет низшим чинам, а те — людям. Иерархия создана для того, чтобы небесные силы заботились друг о друге и о людях.
Михаил Лермонтов
***

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была…
Первым плодом Божественной любви были ангелы. Бог даровал бытие ангелам, способных разумно познавать и любить Его и участвовать в Его блаженстве, созданных Им для управления бесчисленными мирами. Бог щедро наделил их разными дарованиями и поселил в небесных обителях. Ангелы, не имея земного материального тела, не подчинены земным законам времени и пространства. Бог дал им бессмертие. Цель и смысл их существования - любить Бога, вечно петь славу Творцу, а также нести в наш земной мир со светлой радостью волю Всевышнего - быть вестниками Бога на земле («ангел» с греческого так и переводится – «вестник»). Однако они не были всесовершенными, ибо всесовершенен один только Бог. Творец всего сущего.
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. http://sezenovo-mon.ru/novosti/sobor-arkhistratiga-mikhaila-i-prochikh-nebesnykh-sil-besplotnykh
Священное Писание называет местом пребывания добрых ангелов небо. Конечно, это духовное Небо. Никакая локализация, то есть определение точных координат их местопребывания, невозможна. Место их пребывания лежит вне категорий нашего тварного мира. Поэтому сказать, например, что Ангелы живут на отдаленных планетах, в глубинах Вселенной, было бы наивно.
Все ангелы были сотворены добрыми, чтобы они любили Бога и друг друга и от этой жизни в любви имели постоянную великую радость. Но, Бог не желал насильно заставить любить, поэтому Он предоставил ангелам свободно выбирать - желают ли они сами любить Его - жить в Боге, или нет.
Один, самый высший и могущественный ангел, по имени Денница, возгордился своим могуществом и силою, не захотел любить Бога и исполнять волю Божию, а захотел сам стать, как Бог. Он начал клеветать на Бога, всему противиться и все отрицать, и стал темным, злым духом - диаволом, сатаною. Слово "диавол" значить "клеветник", а слово "сатана" значит "противник" Бога и всего доброго. Этот злой дух соблазнил и увлек за собою много и других ангелов, которые также стали злыми духами и называются бесами.
Тогда выступил против Сатаны один из высших ангелов Божиих, архангел Михаил, и сказал: "кто равен Богу? Никто, как Бог!" И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против Сатаны, а Сатана и бесы его воевали против них.
Небесное воинство во главе с Архистратигом Михаилом низвергает сатану на землю. Миниатюра из Апокалипсиса Иоанна Богослова
Но не могла злая сила устоять против ангелов Божиих, и упал сатана, вместе с бесами, как молния, вниз - в преисподнюю, в ад. "Ад", или "преисподняя", называется место вдали от Бога, где и пребывают теперь злые духи. Там они мучаются в своей злобе, видя свое бессилие перед Богом. Все они, по своей нераскаянности, так утвердились в зле, что уже не могут быть добрыми. Они стараются коварством и хитростью соблазнить каждого человека, внушая ему ложные мысли и злые желания, чтобы погубить.
Все оставшиеся верными Богу ангелы с тех пор в непрестанной любви и радости живут с Богом, исполняя всегда волю Божию. И так утвердились в добре и любви Божией, что уже никогда не могут творить зла - не могут грешить, потому и называются святыми ангелами. Бог посылает их возвещать людям Свою волю, для этого ангелы принимают на себя видимый, человеческий образ.
В Православной Церкви имеется очень развитая иконография ангельских чинов. Как изобразить то, что недоступно нашему физическому зрению? Возможно, ли это сделать живописными средствами? Ответ однозначен: да.
Изображения ангелов были известны еще в Ветхозаветной церкви – в скинии Моисея и храме Соломона, Например, Широко известен в Ветхом Завете сюжет Троицы – приход в дом праведного Лота и его жены трех ангелов, в облике странствующих юношей.
Икона. Живоначальная Троица. Ангелы
Икона изображает Ветхозаветную  Троицу в виде Трех Ангелов, пришедших к праотцу Аврааму. Это эпизод из 18-й главы книги Бытие. Три Ангела за столом воплощают образ Троицы, духовного единения и взаимной любви, "побеждающей ненавистную рознь мира сего". Образ Бога Отца, пишет Апостол Иоанн, нам явил Сын Божий. На иконе все три изображенных лика имеют черты Сына. Таким способом достигается цель иконописца: показать, что Сын явил нам всю Тайну Пресвятой Троицы. Сын явил нам и Себя, и Отца, и Святаго Духа.
Как же выглядят ангелы?… Не будем забывать, что ангелы принадлежат иному мир, и им нет необходимости иметь плотное тело, подобное нашему.
Господь создал Ангелов по Своему образу и подобию: они неизреченно прекрасными и бессмертными. Если бы мы смогли их увидеть, то, наверное, изумились бы их красоте и благородному облику.
Преп. Иоанн Дамаскин говорит: «Ангел есть сущность, одаренная умом, всегда движущаяся, обладающая свободною волею, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своей природы бессмертие, каковой сущности вид и определение знает один только Создатель. Бестелесною же она называется, а также и невещественною, по сравнению с нами, ибо все, сопоставимое с Богом, Который Один только не сравним ни с чем, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество поистине невещественно и бестелесно”. И далее он пишет: “Они описуемы, ибо когда они находятся на небе, их нет на земле, и посылаемые Богом на землю они не остаются на небе; но они не ограничиваются стенами и дверями, и дверными запорами, и печатями, ибо они неограниченны. Неограниченными их называют потому, что они являются людям достойным, которым Бог пожелает, чтобы они являлись, – не таковыми, каковы они суть, но в измененном виде, смотря по тому, как могут видеть смотрящие» (П, 3, стр. 45—47).
Ангел Златые власы. Икона. XII в.
Эта старинная икона, называемая «Ангел Златые власы», - один из знаменитейших образов Архангела Гавриила, написанный в Новгороде в XII в. Архангел написан здесь «оглавно» (то есть только голова и шея), и это позволяет сконцентрироваться на его лике. Архангел Гавриил, чье имя означает «сила Божья считается вестником изъявителем Божьей воли, ведающим сокровенными Божественными тайнами, а также стражем  рая.
В иконе три основных цвета: золотой, сияющий как отблеск Света Божьего, красный — цвет  Владыки Небесного, но одновременно и земной, что подчеркивает то, что ангелы соединяют своим служением два мира, и зеленый - цвет вечной жизни и вместе с тем - цвет Святого Духа. Иконописец  изображает того, чья природа заведомо отличается от природы человека, светозарным юношей, и эта юность символизирует неподвластность ангельской природы ни старости, ни болезням.
Но и нимб, и сияние золотых прядей - только оправа для света внутреннего, которым осенен сам лик Архангела. Мастер изображает просветленную, преображенную человеческую плоть, внутренним светом сияют глаза Архангела, весь он пронизан глубокой духовной радостью. Если присмотреться внимательно, мы увидим, что губы алого рта ангела скорее сомкнуты, но весь его светозарный облик рождает у нас ощущение света и улыбки, света и любви. Любви к нам, людям, того, кто призван Богом хранить нас.
Андрей Рублёв. Aрхангел Михаил. Икона. 1408 год, 125 х 94 см.,Звенигородский чин
В этом изображении архангела Михаила иконописец воплотил мечту о гармонии и совершенстве, слились воедино представления о возвышенной красоте райских небожителей, соотнесенные с русским идеалом задушевности и созерцательности.
Икона - прекрасна. Розоватые, солнечные отблески обрамляют лик ангела. Бирюзовая повязка в волосах, как бы пронизанная светом, вплетается в золотистую гамму подобно вкраплению благородной эмали.
На икону хочется смотреть и не отрывать от нее взгляда, возникает чувство, что изображенный лик идеально соответствует образу архангела, небесного жителя…
Иван Бунин
Михаил
Архангел в сияющих латах
И с красным мечом из огня
Стоял в клубах синеватых
И дивно глядел на меня.

Порой в алтаре он скрывался,
Светился на двери косой —
И снова народу являлся,
Большой, по колена босой.

Ребенок, я думал о Боге,
А видел лишь кудри до плеч,
Да крупные бурые ноги,
Да римские латы и меч…

Дух гнева, возмездия, кары!
Я помню тебя, Михаил,
И храм этот, темный и старый.
Где ты мое сердце пленил!
Ангел, как чистый интеллект, может по собственной воле мгновенно облекать себя в любую форму. Каждый раз они выбирают ту, которая даст максимальный эффект. Об этом, например, еще в XIII веке писал крупнейший христианский философ Фома Аквинский. Об этом же, похоже, свидетельствуют и современные наблюдения. А они говорят, что ангелы могут проявлять себя по-разному: не только как ослепительное сияние или светящийся шар, но и как призрачное видение или голос, раздающийся непонятно откуда. Порой они приходят к нам в виде сновидения, грезы, знамения...
Перед верующим христианином он может предстать в виде — светящейся человекоподобной фигурой с крыльями.
Явление Ангела женам-мироносицам. Икона. Ок. 1497
Ослепительный и прекрасный Ангел, неожиданно появляясь, вызывает страх у тех, кто его видит. Так были испуганы жены-мироносицы, когда пришли ко гробу Христа и увидели, что камень от входа в пещеру отвален. Войдя туда, они увидели блистающего Ангела, который поведал им о чуде Воскресения Господа.
Из Евангелия мы знаем, в каком виде являются Ангелы: Ангел Господень... вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег (Мф. XXVIII, 2—3); юноша, облеченный в белую одежду (Мк. XVI, 5); два мужа в одеждах блистающих (Лк. XXIV, 4); два Ангела в белом (Ин. XX, 12).
Ангелы-хранители с иконы Крещение, начало XV в.
Каждому христианину Бог дает при крещении ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека во всю его земную жизнь, не оставляет его душу и по смерти.
Перед святым крещением священник в огласительных молитвах просит Бога отогнать от новообращенного нечистого и злого духа, послать ему «Ангела света» и повергнуть сатану под ноги Его.
С этого момента Ангел Хранитель становится нашим верным другом и защитником. Он неотступно пребывает рядом с нами, если только мы не прогоняем его лукавыми делами. «Как дым разгоняет пчёл, так и грех прогоняет от нас Ангела Хранителя», — говорил святой Василий Великий.
Бесконечно любящий нас Ангел Хранитель утешает нас в скорбях, смягчает боль, сострадает нам и радуется, когда мы каемся в грехах.
Он защищает нас от видимых и невидимых врагов, и один может справиться с целым войском. Мы, люди, склонны пренебрегать человеком, если он кажется нам малым и незначительным, если это убогий, калека, нищий… Но у этого человека есть Ангел, который печется о нем и который предстоит Лицу Божию. Таково попечение Бога об этом человеке.
Икона. Ангел Хранитель
Иконография Ангела Хранителя в России распространилась с XVI–XVII столетий, обычно представляет нам прекрасного юношу, облаченного в белый хитон, иногда в тунику и гиматий, или плащ, главные атрибуты – крест (для благословения) и обнаженный меч (для защиты от темных сил).
«Ангел мой, пойдем со мной: ты — впереди, я — за тобой...». Так, выходя из дому и предварительно взглянув в зеркало, говорили наши предки. Так поступают некоторые и сегодня...
Мы знаем со слов Самого Христа, что и в момент смерти душу встречают Ангелы: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. XVI, 22). И на Страшном Суде Ангел Хранитель будет предстательствовать пред Христом, моля о прощении хранимого им человека, и в случае прощения – становится последнему неразлучным другом в вечности.
Отцы Седьмого Вселенского Собора, указывая на совершенную бестелесность и невидимость Бога, подтвердили положение о допустимости изображать Ангелов на иконах: «Что же касается разумных сил, то они не всецело изъяты от телесности и не безусловно невидимы, будучи одарены тонкими, воздухообразными или огненными телами, в которых они неоднократно являлись и были видимы».
Для русского человека слово «ангел» давно уже стало синонимом всего самого красивого, доброго и чудесного. Заглянем в толковый словарь Даля.
«Ангелом и ангелом во плоти называют не только человека кроткого, благого жития, но и вообще кого любят, ласкают, кому льстят. В этом значении слышим: ангелОчек, Ангельчик, Ангелушка, ангелЕнок, ангелЕночек. Пословицы и поговорки:  Ангел помогает, а бес подстрекает. Ангел встречу (привет на пути). Ангела за трапезу. (Привет за столом. Хлеб-соль). Доброму делу и ангелы небесные радуются. Где просто, там ангелов со сто, а где хитро, там ни одного. Хоть со ангелами ликуй, только нас минуй, дай Бог тебе быть полковником, да не в нашем полку. Ангел за душою усопшего полетел (поверье о падающих звездах). Человек - не ангел. Нельзя быть ангелом (оправдание), а ты ответь да не надо быть и дьяволом. Тихий ангел пролетел (все вдруг замолчали). Его ангел-хранитель спас, уберег. Ангелов облик. Она скончалась с ангельской улыбкой. Ангельское имя (крестное, крещеное). Ангелообразный, ангеловидный, ангеломудрый, ангелонравный».
Андрей Рублев. Ангел - символ евангелиста Матфея. Миниатюра. Евангелие. Хитрово. Источник изображения: http://www.liveinternet.ru/users/aramill_stells/post218922205
Перед нами — прекрасный и возвышенный юноша в развевающихся одеждах. Сочетание мягких переливов цвета  создает ощущение плавного воздушного движения. Миниатюра выдержана в оттенках голубого и лилового, только красный ободок книги в руках ангела выделяется ярким пятном. Искусствовед М.В. Алпатов приписывает создание этого ангела (символ евангелиста Матфея) Андрею Рублёву и высоко оценивает эту миниатюру, за которой закрепилось название «Ангел Рублёва»:
В этом светлом видении юношеской чистоты ярко проявилась неповторимость художественного дара Рублёва. Мотив круга имеет определяющее композиционное значение. Мастер так замкнул крылатого кудрявого юношу круглым обрамлением, что оно придает широко шагающей и парящей фигуре спокойствие и завершенность…
Итак, как же можно воспроизвести в художественном образе бесплотного невидимого Ангела? Седьмой Вселенский Собор в 787 г. постановил, что Ангелы должны всегда изображаться только в одном виде, как мужи.
Ангелы на иконах — это набор символов, которые передают нам не только их прекрасный внешний вид, но как вестников, как посланников Божиих.
Архангел Михаил в хитоне и хламиде. Византийская мозаика XII века из монастыря Дафни. Греция
Нимб - указывает на благодать, сияние и действенность в них безначального и бесконечного Бога
Крылья — символ быстроты и все проникновенности; символизируют полет и скорость, что в контексте служения Ангелов как вестников воли Божьей.
Хитон – это нижняя одежда наподобие подрясников духовенства, гиматий – это плащ, в который заворачивались поверх хитона (у римлян аналогом гиматия была тога), а хламида – по сути, тоже плащ, но в него не заворачивались, а носили на плечах, застегнув пряжкой (или просто завязав концы) на плече или груди.
Лор – парадное облачение византийских императоров и самых высших придворных (не случайно этот атрибут присутствует в изображениях высших ангельских сил). Аксессуар представлял собой длинную широкую полосу ткани, замысловато задрапированную на фигуре. В особо торжественных церемониях его надевали вместо хламиды. Чисто историческое римское одеяние удачно вписалось в систему ангельской иконографии потому, что в Писании можно встретить такое видение Небесных Сил: «И вышли из храма семь Ангелов… облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами» (Откр. 15: 5–6).
Архангел Гавриил в диадеме. Фрагмент византийской иконы XII века. Египет. Монастырь св. Екатерины на Синае
Диадема – символ власти и священного служения. Головы Ангелов увенчаны диадемой. В своем изначальном античном значении диадема – это лента, повязанная вокруг головы. Белая лента в эллинистическое время считалась одной из царских регалий. Так же она была одним из атрибутов жрецов. В центре диадемы надо лбом обычно размещался самый крупный камень. Именно эту диадему с развивающимися концами лент (называемых в русской традиции тороками (тороки-ремни) мы и видим в иконографии Ангелов.
Тороки (слухи) — символ особого слышания Бога и послушания воле Его.
Жезл (мерило, посох) – символов власти. Жезл – один из регалий византийского двора. Жезлы той или иной конфигурации имели не только императоры, но и придворные чины. Жезл мог быть как в виде скипетра – длинной трости с богато украшенным навершием, так и в виде лабарума. Лабарум – древний римский воинский штандарт. Он представлял собой древко с поперечной перекладиной, с которой свисал прямоугольный кусок ткани. На лабарумах Ангелов часто изображается троекратное: «агиос» – «свят» (что напоминает нам о непрестанном ангельском славословии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3). Посох — символ посланничества
Архангел с лабарумом и державой. Византийская мозаика XI века из Софийского собора. Киев
Держава (зерцало) – шар, который у римских императоров означал власть над Вселенной. Часто держава в руках Ангелов украшена крестом или монограммой Христа, тем самым напоминая, что сила и могущество Ангелов даны Господом. Символ дара предвидения, которым наделил ангелов Бог.
Орудия Страстей Господних - крест, копье, чаша и трость с губкой - держат, как правило, архангелы Михаил и Гавриил. Ангел с крестом в руках явился императору Константину в 312 году перед битвой с Максенцием. В древности нередко изображалось поклонение ангелов кресту и орудиям Страстей, как например, на обороте иконы Спаса Нерукотворного XII века из Новгорода
Трубы - символы звука и ветра. Во время Страшного Суда ангелы, в том числе и архангел Михаил, трубят в трубы.
Облик прекрасного юноши — символ совершенства.
Символы иконы создавались с целью облегчить понимание простому человеческому разуму реалий невидимого земным взором Царства Небесного
Сложилась иконография высших ангельских чинов:
Шестикрылый Серафим
Серафимы изображаются шестикрылыми, В переводе «пламенеющие», побуждают к любви к Богу. Херувимы — четырехкрылыми, «Многое разумение», чрез них ниспосылается просвещение. Престолы — в виде колес с множеством глаз на ободьях — “...и, плеща их исполнена очес...” (Иез. 1,18), Чрез них преимущественно проявляется правосудие Божие (подробно об ангельских чинах ЗДЕСЬ: https://azbyka.ru/shemy/angely-i-arkhangely.shtml )
Майков Аполлон
***
… Всех херувимов он прекрасней
И всех архангелов светлей;
Венец его блестит всех ярче
Сияньем солнечных лучей.

«Прощенье» - имя серафима,
Он слезы грешников хранит
И с чашей той у ног Христовых
Безмолвно день и ночь стоит.
Удивительное это стихотворение отражает то главное, в чем суть Ангела. В конечно итоге, образ светоносного юноши – это художественное видение, рожденное кистью и творческой мыслью иконописцев. Сущность же Ангела лучше отражает, наверное, не этот безусловно притягательный образ, а наше понимание того, что коль скоро Бог есть любовь, то и служитель Его тоже есть любовь. Присутствие Ангела — это всегда мир, глубокая сердечная успокоенность и ощущение, что тебя согревает любовь. А что может быть прекраснее любви?
Источники:
http://pravlife.org/ru/content/ikonografiya-angelov-kak-izobrazit-nevidimoe Иконография Ангелов. Как изобразить невидимое
http://www.nsad.ru/articles/kak-izobrazit-nepostizhimoe Ангелы: Как изобразить непостижимое?   

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...