суббота, 9 марта 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 09 марта (24 февраля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
09 марта (24 февраля старого стиля)
Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи. Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука - Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской - в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.

 
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн Предтеча. В дни равноапостольного царя Константина Великого (+ 337, память 21 мая), когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь. http://days.pravoslavie.ru/name/1007.htm
… Человек не хочет быть существом духовным, потому что для этого ему нужно встать на высшую ступень, а это трудно. Вообще стремиться к лучшему всегда трудно, халтурить всегда гораздо проще.
Чем целеустремленно заниматься каким-то делом, лучше плыть по течению, ничего не делать, расслабляться или, как современные молодые люди говорят, балдеть. Сижу что-нибудь читаю, устал читать — отложил книжку или на пол бросил и уснул, продрал глаза — лежу, устал лежать — встал. Прибирать в комнате что-то не хочется, значит, надо позвонить. Этого дома нет, этого нет, этот дома — значит, разговариваю. Разговаривать не о чем? Давай покурим. Во рту уже стало мерзко — давай что-нибудь выпьем. Стремиться к духовному, себя понуждать, особенно в юности, когда страсти борют человека, конечно, трудно, и очень малое число людей к этому устремляется, потому что это сопряжено с жертвами, нужно себя ограничивать. Поэтому большинство выбирают путь скорее животный, чем человеческий, у них стремление в основном к телесному благополучию и удовлетворению душевных потребностей, чтобы было интересно, приятно, чтобы было настроение хорошее.
А Отцу Небесному, как и всякому отцу и матери, невыносимо смотреть, когда дитя балдеет. Это очень тяжелое зрелище, все родители страдают оттого, что их дитя идет таким путем, который доподлинно известно, куда приведет. Поэтому Господь, взирая на все человечество, — а ни один человек у Него не забыт, — конечно, сострадает каждому и желает показать ему тщетность его усилий, чтобы его взор как-то обратился к небу. Но одно из свойств Божества есть смирение, поэтому Господь не может Себя навязывать. Навязчивость не есть свойство любви, любовь, наоборот, тиха, скромна, смиренна и ненавязчива. Господь всех любит и каждому хочет помочь.
Первое обретение главы Иоанна Предтечи
… Во второе пришествие Христово сила Божия будет явна всем — так же, как сейчас уже нечистая сила явно действует в так называемых пришельцах и прочих мнимых чудесах, которые будут расти как снежный ком. Нечистая сила обнаглела так, как никогда не было ни в какие средние века. В сказках мы читаем про леших, домовых, русалок — этой нечисти было очень много. Но теперь она являет образы иные, доступные для сознания современного отпавшего от Бога человека. Люди же вместо того, чтобы устрашиться, обратиться к Богу, мечтают вступить в контакт с падшими духами.
Даже удивительно. Те девочки, у которых домовой завелся и поэтому им дали другую комнату, говорят: нам без него скучно, мы хотим этого Чебурашку, или как его, барабашку, с собой взять. Им эта нечисть люба. Церковь — нет, Христос — нет, Евангелие скучно и непонятно, молитва трудна, а вот нечисть всякая, всякая кашпировщина привлекает миллионы людей. То есть человечество уже готово к принятию антихриста. Поэтому нам надо понять: а мы-то, собственно, кто? Кому мы служим?
Преподобный Еразм Печерский (ок. 1160). О преподобном Еразме Печерском святитель Симон, епископ Владимирский (+ 1226, память 10 мая), писал другу своему преподобному Поликарпу (+ 1182; память 24 июля): "Был в Печерском монастыре черноризец Еразм. Он стяжал наследие славы в Небесном Царствии за то, что всё, что имел, употребил на украшение Печерской церкви: оковал множество икон, которые и поныне у вас над алтарем. С ним случилось такое искушение. Когда он обнищал, то им стали пренебрегать. Дух злобы тогда начал внушать ему: "Нет тебе пользы от того, что ты истратил имение на церковь, лучше было бы, если бы употребил ты на нищих". Не рассудив о таких помыслах, Еразм пришел в уныние и стал жить нерадиво. Щедрый и милостивый Бог за его добродетель спас его. Он навел на него тяжкую болезнь. В этой болезни Еразм лежал немой с закрытыми глазами семь дней, едва дыша. В восьмой день пришла к нему братия и, видя его тяжкое дыхание, говорили: "Горе, горе душе сего брата, в лености прожившего. Она видит что-то и мятется, не выходя из тела". И вот Еразм внезапно встал, как здоровый, и сказал: "Отцы и братия! Точно я грешник, и грешник нераскаявшийся, как говорили вы, но вот ныне явились мне преподобные отцы наши Антоний и Феодосий и сказали: мы молились за тебя, и Господь дал тебе время для покаяния. Потом видел я Пречистую Богородицу с Сыном Христом Богом на руках, и Она сказала мне: "Еразм! Поскольку ты украсил Церковь Мою иконами, и Я украшу тебя в Царстве Сына Моего! Встань, покайся, облекись в ангельский образ, а в третий день возьму Я тебя к Себе как возлюбившего благолепие дома Моего". Сказав это, Еразм начал исповедовать грехи свои пред всеми без стыда, потом пошел в церковь и был пострижен в схиму, а на 3-й день умер" (+ ок. 1160). Преподобный Еразм был погребен в Ближних пещерах. https://days.pravoslavie.ru/Life/life506.htm
… Мудрость мирская велит нам жизнь устроить только здесь. Когда у меня кто-то хочет что-то отнять, мирская мудрость мне говорит, что надо не отдавать. Ну как же я отдам? значит, у меня не будет, а у него будет? Это несправедливо. А Господь иначе говорит. Он говорит: когда у тебя кто-то просит верхнюю одежду, отдай ему и сорочку, пусть все возьмет. И если ты что-то отдал ради Царствия Небесного, ты получишь гораздо больше — не только Царствие Небесное, но и все, что тебе необходимо материального для жизни; получишь гораздо больше, чем тебе нужно.
В одном житии описывается, как некий язычник нашел деньги, так много, что у него просто закружилась голова. Он пришел к жене и говорит: «Что делать с этими деньгами?» А жена у него была верующая, она ответила: «Отдай их христианскому Богу». — «А как это сделать?» — «Пойди к церкви, отдай нищим». И он впервые в жизни решился на безумный поступок. Прошло некоторое время — и он получил гораздо больше: он получил хорошую должность, и вышел из нищеты, и жизнь свою устроил прекрасно, потом крестился, стал христианином.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...