четверг, 7 февраля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 08 февраля (26 января)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
08 февраля (26 января старого стиля)
 Книжная миниатюра из древнего Евангелия. Возвращение блудного сына
… день называется Неделей о блудном сыне — по той притче, которую все мы должны хорошо знать. Она очень поучительна, и поэтому перед Великим постом Святая Церковь читает ее для всех нас. В притче подробно рассказывается, как человек уходит «в страну далече» и теряет благодать Божию. В духовном плане это значит, что человек принял в сердце мысль, будто он может своей жизнью распоряжаться по-своему, как ему заблагорассудится, помимо заповедей Божиих.
Господь желает, чтобы мы всегда были вместе с Ним, чтобы мы никогда, ни на секунду память о Боге не теряли, всегда помнили о Нем и непрестанно пребывали в молитве.
А сатана пытается увести нас от Бога на страну далече. И уход этот часто совершается мысленно. Вот мы стоим в храме, внимаем словам богослужения — и вдруг мысль куда-то унеслась, причем иногда очень далеко. Мысль наша унестись может и домой, где мы что-то оставили, и на работу, где мы что-то не доделали. Мысль может унестись и к друзьям, и к текущим делам, и даже в Африку — что-то в газете прочли, и вот уже наш ум начинает вспоминать, и думать, и рассматривать, что же там в Африке происходит. Богослужение идет, Церковь молится Богу, Церковь соединена с Богом, а мы улетели на страну далече. И если мы опомнимся, как блудный сын, скажем тут же: «Господи, да что же это со мной? прости, и помилуй, и сохрани» — перекрестимся и опять уцепимся за молитву, то Господь тут же выйдет нам навстречу, и тут же нас обнимет, поцелует, и тут же мы опять будем вместе с Богом. Но часто этого не происходит: мы начинаем рассматривать мысль, постепенно она завладевает нашим умом, и совершается мысленное падение. В притче это уподобляется тому, что человек поступил на службу к одному из жителей той далекой страны.
Сатана, который всевал в наши души помыслы, грехи и страсти, воспитывал и культивировал их, прекрасно знает, кого чем соблазнить. У любого из нас присутствует весь набор страстей: тщеславие, честолюбие, себялюбие, сребролюбие, чревоугодие, блуд, жадность, болтливость и так далее. Но у каждого и своя главная страсть — та болезнь души, которая владеет его сердцем в большей степени. И сатана знает ее и, чтобы нас погубить, старается нам такие помыслы давать, какие свойственны нашему сердцу, пораженному данной страстью. Поэтому у блудного такие искушения, у жадного другие искушения, у тщеславного третьи — у каждого свои, каждому по его страсти. Сатана, чтобы человека прельстить, представляет в его голове какой-то особенно заманчивый для него образ, и человек рассматривает помысел, соглашается с ним, прилепляется к нему сердцем, ему этот помысел нравится.
Обычно гневливому на молитве предстает образ его врага — и он сразу начинает гневаться, раздражаться на него, вспоминать, какой он сякой. И уже нет молитвы, а он только думает, что вот в прошлый раз надо ему было так сказать, да надо было так.
И так дальше, дальше, дальше. Сатана никогда не останавливается на достигнутом, он все время трудится над каждым из нас и над всем человечеством в целом и очень здорово преуспевает, просто на глазах завладевая душами огромных масс людей. И этому может противостоять только благодать Божия, если мы вновь и вновь будем возвращаться к Богу, если мы не будем поддаваться греховным мыслям и чувствам, если будем побеждать страсти, если будем все время, непрестанно молиться. А чтобы у нас была сила на молитву, нужно постоянно ходить в храм, постоянно читать слово Божие, постоянно причащаться — иначе сатана нас очень легко скрутит, и мы очень быстро погибнем.
Так вот все время идет духовная брань. И опытность заключается в том, чтобы все до единого помыслы отвергать, все. А мы так привыкли бродить по этому колючему лесу помыслов наших, что совершенно опасности не замечаем: то одну мысль примем, то другую. Мы думаем, что сатана — это такой дурак круглый, он нас будет на явное зло толкать. Нет, конечно, никогда так не будет, сатана внушает человеку что-нибудь такое хорошенькое: свобода, братство, счастье, любовь. Вот вкладывает молодому человеку мысль: люблю ее, сейчас умру. Мама говорит: да ты посмотри, как она выглядит, ты на лицо ее посмотри, посмотри на ее папу с мамой. Нет, люблю, и все. А сатана уже руки потирает. Вот заявку подали, вот соединились — и началось: скандалы, драки, ну и, конечно, развод, а перед разводом аборты. И сатана радуется, что сумел внушить человеку мысль о якобы любви — а встань, помолись, потерпи хотя бы недельку и увидишь: твоя любовь, как черный дым, уйдет из твоей души, потому что это внушенная от дьявола мысль. А на этом внушенном дьяволом чувстве целая литература возникла и искусство. Поэтому и пишут, что любовь приносит страдания, муки, слезы. Это все чепуха, с любовью никогда не связано никакое страдание, а только радость безмерная. То, что приносит людям горе, и слезы, и отчаяние, от чего вообще рушится все, — это не любовь, это дьявольское внушение. И многие на эту удочку клюют, а в результате из трех браков — два развода, потому что эти браки совершенно не на том, что необходимо, основаны. Но большинство людей даже не думают об этом, не догадываются даже о существовании дьявола, а уж способов борьбы с ним и подавно не знают.
Многие говорят: а я не понимаю, а вы мне объясните. Да чего объяснять? Ты помолись Богу: «Господи, вразуми Ты меня, бестолкового». Неужели Господь откажет? Так и в притче говорится: сын только пришел в себя и обратился к отцу — а отец ему тут же выбежал навстречу. Господь желает, чтобы все пришли в познание истины. И наши беды только от того, что мы не молимся. Поэтому главная задача в нашей жизни — это научиться молиться, как апостол Павел заповедал: «непрестанно молитесь». Человек должен все время пребывать с Богом, что бы он ни делал.

Святитель Иосиф, архиепископ Солунский (830) Император-иконоборец потребовал, чтобы он подписался под иконоборческим исповеданием веры. За отказ святителя бросили в смрадную темницу. При императоре Михаиле Косноязычном (820 - 829) святитель Иосиф, вместе с другими иноками, пострадавшими за иконопочитание, был освобожден. Последние годы он провел в Студийском монастыре, где преставился в 830 году. Святитель Иосиф, архиепископ Солунский, известен как духовный песнописец. Им составлены трипеснцы и стихиры Триоди Постной, канон покаянный в Неделю блудного сына и другие песнопения. Им написаны несколько слов на праздники, из которых наиболее известно Слово на Воздвижение Честного Креста Господня. https://days.pravoslavie.ru/images/ii1063_4382.html
… Мы бесчисленным количеством нитей связаны с миром. Поэтому Господь, по милости Своей, так устроил, что с годами человеку уже и есть много не хочется; и книги его уже особенно не интересуют, потому что он все наиболее драгоценное для себя уже прочитал; и любоваться природой ему трудно, потому что у него катаракта и глаукома; и какие-то яства изобретать незачем, потому что зубов нет; и в консерваторию ходить нет особого желания, а уж на стадионы и дискотеки вообще чудно в таком возрасте. Все желания постепенно у человека ослабевают. То есть Господь Сам, облегчая ему этот переход, этот неизбежный разрыв, все эти нити постепенно отрывает. И если мы хотим достичь Царствия Небесного, нужно нам самим потихонечку эти мирские пристрастия преодолевать. А для этого каждому из нас, сидя как-нибудь в одиночестве, подперев щеку кулачком, хорошо бы рассмотреть собственную жизнь и подумать: с чего начать? что мне нужно оборвать в первую очередь? И твердо и мужественно, уповая на Бога, это сделать.
Преподобные Ксенофонт, супруга его Мария и сыновья их Аркадий и Иоанн. (V-VI в.) Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Преподобный Ксенофонт, супруга его Мария и сыновья их Аркадий и Иоанн, знатные константинопольские граждане, жили в V веке. Несмотря на богатство и знатность, они отличались душевной простотой и добрым сердцем. Желая дать своим сыновьям. Иоанну и Аркадию, более полное образование, они отправили их в финикийский город Бейрут. Промыслом Божиим корабль, на котором отправились оба брата, потерпел крушение. Братья были выброшены волнами на берег в разных местах. Скорбя о разлучении, братья посвятили себя Богу и приняли иночество. Родители долго не получали известий о своих детях и считали их погибшими. Однако преподобный Ксенофонт, уже будучи старцем, сохранял твердое упование на Господа, утешал свою жену Марию, советовал не скорбеть и верить, что дети будут сохранены Господом. Через несколько лет супруги совершили паломничество по Святым местам и встретили в Иерусалиме своих сыновей, подвизавшихся в разных монастырях. Обрадованные супруги благодарили Господа, промыслительно соединившего всю семью. Оставшуюся жизнь преподобные Ксенофонт и Мария посвятили Богу, приняв иночество. Преподобные Аркадий и Иоанн, простившись с родителями, отошли в пустыню, где после долгих подвигов прославились даром чудотворений и прозорливости. Преподобные старцы Ксенофонт и Мария, подвизаясь в безмолвии и строгом постничестве, также получили от Бога дар чудотворений. https://days.pravoslavie.ru/Life/life312.htm
… Как мы будем здесь, на этой земле, жить, будем ли мы богатые или бедные, будем ли мы больные или здоровые, будем ли мы счастливые или в горе, никто не знает, ни одна душа, ни один Ангел даже не знает. Предположить можно. Вот человек пьет каждый день, можно предположить, что он лишится своей квартиры, кто-нибудь его выкинет, или он под забором замерзнет, когда ударит сильный мороз. Но может этого и не быть: он возьмет и перестанет, и вообще все по-другому у него пойдет. А вот о том, что ждет нас в будущем, после смерти, это может знать каждый. Если живешь по-христиански — наследуешь Царствие Небесное, если не живешь по-христиански — Царствие Небесное не наследуешь. Это-то важнее. Поэтому лучше заниматься тем, что мы действительно знаем. Поэтому будем стараться не мечтать попусту, а больше заботиться о своей душе.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...