понедельник, 8 августа 2022 г.

Святой Владимир. История. Иконы. Фрески

 

СВЯТОЙ ВЛАДИМИР

Автор текста: Ж. Белик, кандидат искусствоведения

В истории каждой страны есть свой Просветитель. Дело про­свещения Руси светом православ­ной веры, духовное и политическое объединение разрозненных племен в единое государство связано с именем князя Владимира Святосла­вича. Поэтическая народная память сохранила образ киевского князя, Красного Солнышка, Крестителя Ру­си, в церковной истории он про­славлен как равноапостольный. Иконопись в полной мере выразила его значение в истории Святой Руси, а также любовное уважение русско­го народа.


Князь Владимир. Икона. Конец XIX -начало XX веков

 Владимир Святославич был сы­ном киевского князя Святослава Игоревича и внуком равноапостоль­ной киевской княгини Ольги (+ 969). Год рождения Владимира неизвес­тен, но из сопоставления сведений из отечественных и зарубежных ис­точников можно сделать вывод о рождении князя между 955 и 963 го­дами, причем наиболее вероятной выглядит дата около 960 года.

Со­гласно Повести временных лет ма­терью Владимира была «ключница» св. княгини Ольги Малуша, дочь «Малъка Любечанина», то есть уро­женца города Любеча близ впаде­ния Десны в Днепр. Внебрачное происхождение в древнерусском княжеском семействе раннего Средневековья, как и в целом по Ев­ропе того времени, не ущемляло ди­настических прав. Об этом свиде­тельствует и данное при рождении Владимиру Святославичу княжеское имя, которое попадает в обиход других сословий только в XIX веке.

Воспитателем Владимира был известный былинный богатырь Добрыня. После смерти княгини Ольги, управ­лявшей государственными делами в отсутствие сына, князь Святослав, отправляясь во второй балканский поход, выделил сыновьям уделы. Владимиру достался Новгород, куда он отправился вместе с Добрыней; верный помощник и воспитатель князя, кроме известных военных та­лантов, поэтически описанных в русских былинах, обладал и госу­дарственным умом. Через некото­рое время после гибели Святослава (весна 972 года) между сыновьями разгорелась междоусобная война, в результате которой сначала в борь­бе с Ярополком погиб Олег, а затем Владимир победил Ярополка и ов­ладел Киевом. С 972 года начинает­ся 10-летний языческий период его киевского княжения. Повесть вре­менных лет описывает предприня­тую им «языческую религиозную ре­форму»: установление на Староки­евской горе, рядом с княжеским двором, «кумиров», которым были установлены жертвоприношения, в том числе и человеческие. Язычест­во не удовлетворяло религиозность самого Владимира Святославича и мешало дальнейшему развитию го­сударства: Русь стояла перед необ­ходимостью вступления в семейст­во христианских держав.

Из всей совокупности данных крещение Владимира и его деятель­ность по христианизации Руси пред­стает как сознательный, целенаправ­ленный выбор. История обращения князя изложена в Повести времен­ных лет в виде Сказания об испыта­нии вер, где повествуется о последовательном приходе к нему посольств от мусульман (волжских булгар), латинян, хазарских иудеев и из Ви­зантии, каждое из которых убеждает киевского князя принять их веру. По разным причинам он отказывает пер­вым трем посольствам и благосклон­но выслушивает пространную Речь философа, который кратко опровер­гает учение мусульман, латинян и иу­деев, сжато излагает ветхозаветную историю, ветхозаветные пророчест­ва об отвержении иудеев и пришест­вии Спасителя, затем переходит к событиям новозаветным и, наконец, производит большое впечатление на князя, нарисовав перед ним яркую картину Страшного суда.

Князь Владимир. Фреска. Архангельского собора Московского Кремля. 1652 - 1666

После чего Владимир по совету дружины от­правляет собственные посольства, которые, побывав в мусульманской мечети, латинской церкви и на патри­аршей службе в Царьграде, порази­лись красотой греческого богослуже­ния. В результате князь и дружина решают принять «закон греческий» еще и потому, что именно его в свое время приняла княгиня Ольга. Иконо­писная традиция представляет свя­тых равноапостольных князя Влади­мира и княгиню Ольгу равными по значению в христианизации Руси, по­этому на некоторых иконах они изображаются вместе одинаковыми по возрасту, несмотря на то что в реальной истории княгиня Ольга была род­ной бабушкой князя Владимира. На иконах они предста­ют в русских княжеских или византийских одеждах с крестом в руках, на головах русские княжеские шапки или короны. Крест в руках равноапостольных святых оз­начает не знак мученичества, как на иконах святых муче­ников, а символ утверждения ими христианской веры в своей стране. В стенных росписях фигуры князя Влади­мира и княгини Ольги помещаются, как правило, симме­трично на двух центральных столпах, как, например, в Архангельском соборе Московского Кремля, где князь Владимир изображен с поднятыми вверх руками, возде­тые руки символизируют моление о новообращенных людях и о всей Русской Земле.

В. Васнецов. Крещение князя Владимира. Роспись Владимирского собора в Киеве. 1885 - 1896

Крещение Руси началось с крещения самого князя Владимира. В отношении обстоятельств и времени Крещения князя в древнерусских источниках нет един­ства, что отмечал и составитель Повести временных лет. Первая версия, получившая название в науке «Корсунская легенда», которой придерживался и состави­тель Повести, повествует о крещении князя в 988 / 89 годах в крымском городе Корсунь (Херсонес) и сводит­ся к следующему: решив принять крещение, Владимир с дружиной захватил византийский город Корсунь. По­сле этого князь послал послов в Константинополь, тре­буя отдать за него замуж царевну Анну, сестру визан­тийских императоров Василия II и Константина VIII, они уговаривают сестру выйти замуж за киевского князя при условии крещения последнего. Владимир согла­шается, Анна с группой священников прибывает в Кор­сунь. В это время Владимира поражает внезапная сле­пота, от которой он исцеляется во время крещения. В росписи «Крещение Владимира» на стенах Владимир­ского собора в Киеве Виктор Васнецов изобразил мо­мент исцеления. В баптистерии (крещальне) византий­ского храма происходит трехкратное погружение Вла­димира в воду, местный епископ со­вершает таинство крещения, вокруг греческие священники и дружина - ближайшее окружение князя, на их глазах происходит превращение Владимира-язычника во Владими­ра-христианина. По замыслу худож­ника в момент крещения произошло исцеление Владимира от слепоты телесной и духовной. Все источники свидетельствуют о глубоких переменах в характере князя после креще­ния. Прославленные в народных сказаниях княжеские пиры с дружиной сменились деятельностью, соответ­ствующей идеалу христианского государя. Нищелюбие (раздача продовольствия и денежной милостыни на княжеском дворе, продовольствие также развози­лось по городу для тех, кто сам не мог явиться к разда­че) и человеколюбие Владимира-христианина отмеча­ют все древнерусские источники.

Дионисий. Князь Владимир. Фреска церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502

 Другая версия, в пользу которой свидетельствуют и иностранные источники, представляет основные собы­тия крещения в несколько ином порядке. Византий­ским императорам понадобилась военная помощь ки­евского князя для подавления мятежа, угрожавшего свержению их власти. Владимир согласился при усло­вии его женитьбы на византийской принцессе Анне. Императоры приняли предложение князя, потребовав его собственного крещения. Владимир выполнил все условия, войска киевского князя нанесли два сокруши­тельных поражения мятежникам, зимой 988 года у Христополя и в 989 году при Авидосе, в последнем сраже­нии погиб и организатор мятежа Фока Варда. По этой хронологии крещение самого Владимира произошло в Киеве, Василеве или другом месте на Руси. Византий­ские императоры не торопились выполнять свои усло­вия и медлили с бракосочетанием Анны, потому что брак «порфирородной» принцессы с «варваром» был уникальным исключением из правил византийского императорского дома. Чтобы вынудить Константино­поль сдержать свое обещание, Владимир осадил Корсунь. В результате принцесса прибыла в Корсунь, где и состоялось бракосочетание.

Равноапостольный князь Владимир, святые князья Борис и Глеб. Икона из Софийского собора в Новгороде. Конец XV века

Собранные исторической наукой сведения о кре­щении князя не позволяют предпочесть одну версию другой. Поэтому каждое изображение крещения Вла­димира показывает, какой именно точки зрения по это­му вопросу придерживался художник. Так, например, Виктор Васнецов следовал в точности за автором По­вести временных лет и показал крещение Владимира в византийском храме, то есть за пределами Руси.

Древнерусские источники единодушно утверждают, что в крещении Владимир был наречен Василием в связи с тем, что его заочным крестным отцом был византийский император Василий II (такова была обыч­ная практика византийских «политических» крещений). Первые шаги по христианизации Руси были пред­приняты немедленно после возвращения в Киев: раз­рушение языческих святилищ в столице и крещение были, очевидно, предприняты во всех крупных горо­дах, хотя прямые указания на этот счет есть только от­носительно Новгорода.

Князь Владимир в молении. Начало XX века

Важнейшим шагом стало уч­реждение в Киеве митрополии патриархата (не позд­нее 996 года) и нескольких епископских кафедр. Раз­вернулось деревянное храмовое строительство. Согласно митрополиту Иллариону, при Владимире Свято­славиче появились и первые русские монастыри. Уже в 990 / 91 или 991 / 92 (по хронологии Повести времен­ных лет) князь заложил в Киеве каменную церковь Пре­святой Богородицы Десятинную, для ее строительства были приглашены греческие мастера и переданы ико­ны, мощи и церковная утварь, вывезенные из Корсуни. Служили в ней греческие священники.

Владимир Святославич скончался внезапно в своей загородной резиденции Берестове и был погребен в Десятинной церкви. После его смерти на Руси разго­релась кровавая междоусобная война Владимировичей (сыновей князя Владимира), в которой погибли и святые князья Борис и Глеб, а также Святослав. Гроб и мощи святого Владимира были утрачены под развали­нами Десятинной церкви в 1240 году после захвата Ки­ева монгол-татарами. В 1632 - 1636 годах при разбо­ре руин с целью постройки новой церкви при митропо­лите Петре Могиле были обнаружены мощи, которые были утрачены во время Второй мировой войны.

Владимир Святославич вручает Борису меч и отправляет его на войну с печенегами. Погребение князя Владимира, умершего в отсутствие сына. Клейма иконы «Борис и Глеб с житием». Вторая половина XIV века

О времени прославления князя Владимира точных сведений не имеется. Можно предположить, что очень рано после окончания усобицы Владимировичей в 1026 году русские люди уже осознавали деятельность князя как благодатный подвиг равноапостольного го­сударя. Однако вследствие отсутствия чудотворений от мощей и других причин почитание князя Владимира не получило широкого распространения. Его житие по­является в Прологах в первой половине XIII века, хотя, несомненно, протографом для него послужил неизве­стный список домонгольского времени. Ранние иконы изображают князя Владимира с его святыми сыновья­ми Борисом и Глебом. В первое время почитание князя Владимира было в тени рано установившегося празд­нования святым Борису и Глебу. Сцены с изображени­ем Владимира Святославича появились во второй по­ловине XIV века в житийных иконах св. Бориса и Глеба. Два первых клейма иконы показывают князя Владими­ра сидящим на престоле, он посылает Бориса на войну с печегенами, следующее клеймо - погребение Влади­мира - изображает вынос завернутого в саван тела из терема в Берестове и его захоронение в Десятинной церкви.

Прижизненные изображения Владимира на моне­тах и печатях передают некоторые физиогномические черты и атрибуты, которые в точности повторяются на иконах и фресках: Владимир с усами, в плаще, с крес­том в правой руке и в императорском венце.

Род царствия благословится. Фреска Ильинской церкви в Ярославле. 1716

Почитание Владимира как родоначальника святой династии русских государей нашло выражение в на­стенных росписях многих русских храмов. Композиция «Род царствия благословится» в Ильинской церкви Яро­славля показывает генеалогическую связь московских правителей со святыми киевскими князьями (1716 год). В основании древа государей самым первым святым в династии изображен князь Владимир. Сохранилось изо­бражение князя Владимира, созданное Дионисием, и другие бесценные иконы и фрески - замечательные произведения безымянных мастеров прошлого.

 Источник:

Белик Ж. Святой Владимир./ Ж. Белик, кандидат искусствоведения.// Журнал «Юный художник». – 2007 год, № 7. –с.3 - 6. - (РУССКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ В ИКОНЕ)

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...