среда, 29 июня 2022 г.

Ученики Павла Филонова

 

Ученики Павла Филонова

Автор текста: Соловьева Л.

«Те, кто прошли школу Филонова и не «сломались», стали большими мастерами, имеющими собственное творческое лицо. Это – Глебова, Кондратьев, Порет, Цыбасов и другие художники. Многие из них далеко ушли от строгих норм аналитического метода, но филоновская основа осталась для них почвой, питающей их собственное самобытное творчество» (Е. Ковтун)

Цыбасов М.П. Портрет Павла Филонова

Цыбасов Михаил, Порет Алиса, Кондратьв Павел, Глебова Татьяна – самобытные художники, чье творчество формировалось в 20-30 годы. Художники получили признание в Карелии, как иллюстраторы первого советского издания эпоса «Калевала» на русском языке. Книга, над оформлением которой трудились 14 учеников П. Филонова под его непосредственным руководством, вышла в свет в 1933 году и принесла «филоновцам» необычайный успех.


Цыбасов М.П. Автопортрет. 1936

Цыбасов Михаил Петрович (1904-1967) родился в городе Великий Устюг. Первоначальное художественное образование получил на местной ювелирной фабрике «Северная чернь». С 1924 года и до последних дней жизни жил в Ленинграде. Сначала учился в художественно-промышленном техникуме у Павла Мансурова, а с 1926 года вошел в ленинградское объединение «Мастера аналитического искусства» (МАИ), и надолго связал свою судьбу с Павлом Филоновым. Учеба в школе дала серьезные знания: здесь не только шел поиск новых путей в искусстве, связанный с экспериментами в области формы и цвета, но одновременно изучалось классическое наследие, русская архаика, лубок, народное искусство.


Цыбасов М.П. Кондострой

В Карелию Цыбасов приехал по приглашению Наркомпросса республики – писать картину, посвященную строительству Кондопожской ГЭС и города Большой Кондопоги. Картина стала художественным документом эпохи – первый ее вариант не был завершен, т.к. заказчиков не устроили детали, относящиеся к старой жизни – изображения успенской церкви, деревни Кондопоги, лошади, запряженной в телегу.


Цыбасов М.П. Обоз на Северной Двине. 1928

В 1935 году Цыбасова исключили из Союза художников за «формализм». Он преданно относился к Филонову, в 1930 году выступил в защиту учителя в ленинградской «Красной газете», в которой речь шла о том, что почти два года в залах Русского музея была развернута, но так и не открыта для публики персональная выставка картин Павла Филонова.

Это было сложное время: в коллективе «филоновцев» произошел раскол, 20 учеников вышли из объединения, остались только самые преданные.

После отлучения от Союза художников Цыбасов стал реализовывать себя в качестве художника-постановщика на киностудии «Ленфильм».


Цыбасов М.П. Портрет Олега Жакова

«Портрет Олега Жакова в роли Тойво Антикайнена» связан с приездом Цыбасова в Карелию в 1936 году на съемки фильма «За Советскую родину» по повести Геннадия Фиша «Падение Кимас-озера».


Цыбасов М.П. Старый монгол с трубкой

Цыбасов принял участие в оформлении «Музыкальная история» «Антон Иванович сердится», «Его зовут Сухэ-Батор», который снимался в Монголии в 1940-1941 годах.


Цыбасов М.П. Женский портрет. 1932

В последние годы жизни мастер оформлял киноленты, посвященные теме космоса – «Вселенная», «Дорога к звездам», «Циолковский» и другие.

Порет Алиса (1902-1984), Кондратьв Павел (1902-1985), Глебова Татьяна (1900-1985). У этих художников было много общего. Девушки родились в Петербурге, Кондратьев – в Саратове. С 1921 года все они были вместе – молодость, годы учебы прошли в городе на Неве. Здесь были общие друзья, общие учителя. Сначала – в Академии художеств, затем в творческом коллективе МАИ, в котором с 1926 по 1941 год они составляли вместе с Цыбасовым ядро группы школы Филонова.

Работали в детских издательствах Ленинграда – «Еж» и «Чиж», где подружились с поэтами Д. Хармсом, А. Введенским, Н. Олейниковым. Друзья часто бывали в доме Алисы Порет на Фонтанке, создавая вокруг себя атмосферу шуток, розыгрыша, веселья. В квартире стоял рояль, на котором играла знаменитая пианиста Мария Юдина, органист Исайя Браудо. Это была прекрасная пора – казалось, так будет всегда, но время менялось.


Глебова Т.Н. Автопортрет с цветком каштана

«Автопортрет с цветком каштана, созданный в 1936 году Т. Глебовой – драматичен и несет в себе черты исповедальности. Началась полоса репрессий – аресты Д. Хармса, П. Соколова, вызовы на допрос П. Кондратьева, М. Цыбасова. Создание портрета в такое время – было откровенным и смелым поступком.

Война резко изменила жизнь художников. Трудные 1940-1950 и весь оставшийся отрезок жизни прошли порознь.

Алиса Порет с 1945 года и до конца дней прожила в Москве, Кондратьев – в Ленинграде, Глебова, став женой художника Владимира Стерлигова, жила и работала с ним вместе в Петергофе.


Порет А.И. Автопортрет с голубыми лицами. 1958

«Автопортрет с голубыми лицами» 1958 А. Порет  - это автобиография на холсте, окрашенная ностальгическими чувствами по ушедшей молодости, друзьям и любимым, по Ленинграду, который тоже ушел из жизни, став прекрасным воспоминанием ее довоенной молодости, наполненной встречами с искусством, с интересными людьми, с поэзией и музыкой.


Порет А.И. Зара Долуханова

«Однажды, оглянувшись назад, я с грустью подумала, что все, кто меня любил, и кого я любила, ушли в прошлое, стали тенями, и написала «Автопортрет с голубыми лицами». Композиция автопортрета строится по принципу житийной иконы. В центре условно изображено лицо модели, прикрытое прозрачной палитрой, словно вуалью, а вокруг лица-маски навсегда ушедших близких людей. Художники Петр Снопков и Петр Соколов, поэт Даниил Хармс, репрессированные и погибшие в тюрьмах, архитектор Александр Великанов.


Порет А.И. Портрет А.М. Паппе в 1924

Искусствовед Аркадий Паппе – хранитель голландской живописи в Эрмитаже, первый муж А. Порет.


Порет А.И. Семья Великановых

Многочисленные произведения Порет наполнены элементами игры, импровизации, отличаются острой наблюдательностью, содержат большой эмоциональный заряд.

Художница очень любила музыку и создала серию ярких эмоциональных образов великих композиторов.


Порет А.И. Вечно золотой Бах

В 1985 году в Ленинграде состоялась посмертная выставка работ Павла Михайловича Кондратьева.

Экспозиция выставки включала работы 1950-1980 годов, циклы произведений «Чукотка», «Свечи», «Псковская земля», «Сестры милосердия».


Кондратьв П.М. Свеча

Чистотой красок покоряли акварели художника, которые излучают свет, отличаются тонким проникновением в мир вечной красоты северной природы. Серия «Чукотка» была выполнена художником во время его поездки в 1953 году на Чукотку. Художник был покорен просторами Крайнего Севера.


Кондратьв П.М. О сестре милосердия

Свои раздумья о нравственных ценностях, свое понимание истины Кондратьев раскрыл в многочисленных произведениях цикла «Сестры милосердия», к созданию которого приступил, когда ему было уже 80 лет. За короткий срок появились сотни живописных и графических произведений: в них боль и надежда, свет и доброта.


Глебова Т.Н. Перед Новым годом 1930

Творчество Татьяны Николаевны Глебовой близко к работам Кондратьева по духу. Оба они принадлежали к одному кругу ленинградских художников, сознательно уходивших от «социально-заказного искусства».

Глебова была музыкально одаренным человеком. Играла на скрипке. Любовь к музыке заложена семьей: мать была оперной певицей, младшая сестра Людмила Николаевна окончила Ленинградскую консерваторию по классу органа, стала профессиональным музыкантом.


Глебова Т.Н. Интерьер с зеркалом

Желание учиться у Павла Филонова Татьяна объясняла своей любовью к музыке. «1920-е годы – время живых исканий новых путей в искусстве. В произведениях Филонова мне тогда нравилось: пластическая гибкость и как бы движение на холсте изобретенных им форм, преодоление времени и пространства, глубины и богатства цвета. Его работы действовали не только на внешнее зрение, но и на внутреннее и казалось сродни музыке, а музыкой я очень увлекалась».


Глебова Т.Н. Явление Хутынской Богородицы

У Глебовой музыкальность проявляется в самом характере живописи: тонкий музыкальный слух преображается в «слух цветовой», придавая многим ее произведениям ощущение звучащей музыки. Стремление «озвучить цвет», добиться его гармонического звучания можно почувствовать в акварели «Кижи» 1975, в которой воплотились приемы «филоновского» принципа «сделанности» и новые поиски – в создании нежно звучащей цветовой гаммы. Архитектурный ансамбль Кижи воспринимается как сказочное видение, подобно застывшей на листе музыке.

Искусство Павла Филонова и его учеников, новаторское по своему характеру, остро созвучное своему времени, было на многие десятилетия исключено из художественной жизни страны. Несмотря на это, их преданное отношение к искусству, верность идеям учителя позволили всем им стать яркими самобытными художниками. Картины их хранятся в Музее изобразительных искусств Карелии в Петрозаводске.

 

Из статьи: Соловьева Л. Ученики художника Филонова.// Крестьянка

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...