понедельник, 14 марта 2022 г.

Весна на Руси в жизни крестьян

 

Весна на Руси в жизни крестьян
Аллегория Весны
Автор текста: Романовский С.

Весна. Аллегорическое изображение весны. Миниатюра конца XVI—начала XVII века

Прилетели жаворонки. И пришла та редкая весна без войны, без пожарищ, когда крестьянин возвращался к земле.

Давайте рассмотрим в подробностях этот старинный рисунок, где художник нарисовал со знанием дела, чем занимались наши предки мирной весной.

Ну! тащися, сивка,
Пашней, десятиной!
Выбелим железо
О сырую землю...—

писал о крестьянском труде поэт Алексей Кольцов. Самое важное вес­ной — пахота и сев, и сивку, и молодого пахаря вы видите в правом нижнем углу. Он пашет двузубой железной сохой, и от работы она, конечно же, станет белой.

В середине рисунка — сеятель, старик с окладистой бородой. Левой рукой он придерживает лукошко на ремешке. А правой зачер­пывает из него зерно и бросает в борозду. Эта работа поручалась самым опытным земледельцам. Старик бросает зерно не как попало, а ровной россыпью, чтобы всходы были ровные и обильные. Сеет он без шапки не потому, что жарко. Шапку снимали в старину перед стар­шими, из уважения к ним, или в храме. Из уважения к природе, к синему небу, к земле-кормилице, к хлебу старик снял шапку.

За сеятелем молодец верхом на лошади боронит, заделывает семена в землю, чтобы им было хорошо, и из каждого поднялся хлеб­ный колос. Алексей Кольцов об этом написал так:

Пашенку мы рано
С сивкою распашем,
Зёрнышку сготовим
Колыбель святую.

Его вспоит, вскормит
Мать-земля сырая;
Выйдет в поле травка —
Ну! тащися, сивка!

Выйдет в поле травка —
Вырастет и колос,
Станет спеть, рядиться
В золотые ткани...

Слева вверху молодой мужчина вскапывает огород лопатой. Знаете, какие овощи были самыми любимыми в Древней Руси? Капуста и репа. О них и загадки загадывали: «Сорок одёжек и все без застёжек». И сказки сказывали: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая...»

Капуста и сейчас ценится высоко, а вот репка несправедливо забывается. Думаю, что когда-нибудь и к ней вернётся прежнее ува­жение.

В правом верхнем углу рисунка — выпускают скот пастись на све­жую травку. От неё — самое полезное и душистое молоко.

Чуть пониже — молодой мужчина граблями сгребает остатки про­шлогоднего сена. Зиму перезимовали, сена осталось всего козлу на бородку, но и оно не должно пропадать. Корма на Руси всегда были первой заботой, и особо славился тот хозяин, у которого сена хватало до весны.

Слева — над бороною — рыбак плывёт по реке после ледохода. Хорошее у него судно, ходкое, с парусом и каютой для житья. Наши предки были отличные мореходы, ходили и по Чёрному морю, которое в старину во всём мире называли Русским. И по Каспийскому, что звалось Хвалынским. И по Волге. И по северным морям, между льдов плавали их остойчивые суда - кочи. И открывали мореходы незнаемые земли.

В облаках: слева — солнышко, а справа — луна. Бывает такое время, когда солнце и луна стоят на небе и смотрят друг на друга — играют в переглядушки.

Лицо у солнца — озабоченное. Ещё бы! Люди трудятся вовсю.

И — счастье-то какое! — войны нет.

Посредине на троне — красавица-Весна. В руке у неё светильник или подсвечник. Есть и запасные свечи, как у всякой заботливой хозяйки. Ещё бы! Ночи укорачиваются. Дни прибывают, а с ними прибывает и свет. И светить Весне-хозяйке приходится постоянно.

Об этом светлом и песенном времени года так написал поэт Сергей Есенин:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая!
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.

 

Источник:

Романовский С. Родина: Рассказы./ Станислав Трофимович Романовский. – М.: Детская литература, 1990. – 224с.

 

Белов Василий
Весна

Художник Ендогуров И. (1861 – 1898). Начало весны

Когда-то всё на Руси начиналось с весны. Даже Новый год. Христианские святцы легко ужились с приметами языческого календаря, чуть ли не на каждый день имелась своя пословица (Даты приводятся по новому стилю).:
6 марта - Тимофей-весновей.
12 марта - Прокоп - увяз в сугроб.
13 марта - Василий-капельник.
14 марта - Евдокия - замочи подол. Говорили, что ежели Евдокия напоит курицу, то Никола (22 мая) накормит корову. Приметы, рожденные многовековым опытом общения с природой, всегда определены и лишены какого-либо мистицизма. Например, если прилетели ласточки, надо не мешкая сеять горох. Неясны, расплывчаты границы между четырьмя временами года у нас на Севере. Но нигде нет и такого контраста, такой разницы между зимой и летом, как у нас. Весна занимала в году место между первой капелью и первым громом.
17 марта - Герасим-грачевник.
30 марта - Алексей - с гор вода.
4 апреля - Василий-солнечник.
9 апреля - Матрена-настовица.
14 апреля - Марья - зажги снега, заиграй овражки.
28 апреля - Мартын-лисогон.
29 апреля - Ирина - урви берега.

В крестьянском труде после Масленицы нет перерывов. Одно вытекает из другого, только успевай поворачиваться. (Может, поэтому и говорят. - круглый год.)

И все же весной приходят к людям свои особые радости. В поле, в лесу, на гумне, в доме, в хлеву - везде ежедневно появляется что-нибудь новое, присущее одной лишь весне и забытое за год. А как приятно встречать старых добрых знакомцев! Вот к самым баням подошла светлая талая вода - вытаскивай лодку, разогревай пахучую густую смолу. Заодно просмолишь сапоги и заменишь ими тяжелые, надоевшие за зиму валенки. Вот прилетел первый грач, со дня на день жди и скворцов. Никуда не денешься, надо ставить скворечники - ребячью радость. А то вдруг вытаяла в огороде потерянная зимой рукавица... И вспомнишь декабрьский зимник, по которому ехал с кряжами для новой бани.

Кстати, не больно-то раздумывай о том, что было. Было, да прошло. Надо, пока не пала дорога, вывезти из лесу последнее сено, да хвою на подстилку скоту, да дров - сушняку, да собрать по пути капканы, на лыжах пройдя по большому и малому путику.

И вот лошадь, пофыркивая, трусит поутру от деревни. На возу с полдюжины вершей, чтобы не тащить потом натоделъно. (Вот-вот объявится щучий нерест: надо пропешатъ в озере выхода и поставить ловушки.) Обратно - с возом сена или хвои. Пока лошадь отдыхает и хрустит зеленым сенцом, пока солнце не растопит голубой наст, успевай сходить в чащу присмотреть и пометить дерева для рубки под сок. Еще набрать сосновой смолы - просила бабушка для приготовления лекарства. Хозяйка намек сделала: наломать бы сосновых лапок на помело. Тоже надо. Долго ли? Минутное дело, а вспомнить приятно, и срубить по дороге шалаш тоже требуется: как раз токуют тетерева... Еще нарубить березовых веток для гуменных метелок. И только потом, когда лошадь направится к дому и запоскрипывают гужи, можно и подремать на возу либо затянуть песню про какого-нибудь Ваньку-ключника...

Весной старухи и бабы белят по насту холсты. Вытаскивают из погребов и перебирают семенную и пищевую картошку, заодно угощают деток сочными, словно только что с грядки, репами и морковью.

Проветривают шубы и всякую одежду, развешивая ее на припеках, потому что моль боится солнышка. Девки продолжают прясть на беседах, мужики и парни усиленно плотничают. Ремонтируют хозяйственный инвентарь: сбрую, телеги, бороны. Вьют веревки, спихивают с кровель снег.

Пускаются в ход тысячи извечных примет, люди гадают, какая будет весна и чего ожидать от лета.

У многих коровы уже отелились к этому времени. Другие ждут с часу на час. Хозяйка-большуха даже ночью ходит проведывать хлев. Дети тоже ждут не дождутся, им уже надоело без молока. И вдруг однажды утром в избе за печью объявилось, запостукивало копытцами. Большие глаза, мокрые губы. Шерстка шелковая. Гладить ходят все по очереди. Первые дни молоко, вернее молозиво, только теленочку, потом, если Великий пост уже кончился, хлебают все. Молоко в крестьянских семьях не пили, как теперь, а хлебали ложками, с хлебом вприкуску либо с киселем, с толокном, с ягодами.

Скотина после долгого зимнего стояния в душном темном хлеву по-человечески радуется весне. Просится на воздух, на солнышко. И когда коров ненадолго выпускают во двор, иная подпрыгивает от радости.

Между тем стало совсем тепло, дороги пали. Начали освобождаться от снега поля и луга. Старики поглядывают на небо, прислушиваются сами к себе: какова весна? Затяжная и холодная или короткая и теплая? Не упустить бы посевной срок. Тот, кто расстался с трехполкой и вводит культурный севооборот, утром по ледяному черепку уже рассеял клевер.

С тревогою в сердце люди ходят смотреть озимь: не вымокла ли, каково пересилила зиму? Ведь матушка-рожь, говорится в пословице, кормит всех сплошь. И скотину, и птицу, и крестьянскую семью.

Все это ладно, но когда же сеять? Иной торопыга, не успели еще ройда выйти, поехал пахать. Обрадовался, свистит погонялкой. Выкидает семена в холодную землю - глядишь, уже с осени ребятишки пошли по миру. Другой не подготовился вовремя: то семян не запас, то у лошади сбил плечо. Этому тоже неурожай.

В хорошей деревне мало таких чудаков...

Все готово, но когда все-таки выезжать?

В шутку или всерьез, не поймешь, но в народе говорили:"Выйди в поле и сядь на землю голой задницей. Сразу узнаешь, пора сеять или погодить требуется".

Но вот самый опытный, самый рачительный хлебопашец выволок соху и запряг поутру кобылу. И все ринулись в поле как по команде...

Заскрипели гужи, пропахшие дегтем, сошники запохрустывали мелкими камушками. В небе, над полем, заливаются жаворонки. Пахари посвистывают, подают лошадям команды: "Прямо! Прямо!" Или на завороте: "А что, забыла за зиму, где право, где лево?" И лошадь, конфузливо махая хвостом, поворачивает туда, куда надо.

Вообще на севе у пахаря и коня должно быть полное взаимопонимание. Если начнут скандалить - ничего не получится. Хороший крестьянин пашет без погонялки, лошадь свою не материт, не ругает. Действует на нее лаской, уговорами, а иногда стыдит ее, как человека. Норовистый конь не годится на пашне.

А борозда за тобой идет да идет, и грачи тотчас садятся в нее, тюкают носами в родимую землю.

Это она, земля, кормит и поит, одевает и нежит. Голубит в свое время цветами, обвевает прохладой, осушая с тебя пот усталости. Она же возьмет тебя в себя и обымет, и упокоит навеки, когда придет крайний твой срок... А пока черная борозда идет и идет полосой. Пласт к пласту ложится на поле. И твой отец, или сын, или жена, или сестра уже запрягают другую лошадь, чтобы боронить, ровнять эту весеннюю землю.

А дед или бабка уже насыпают в лукошко белого крупного семенного овса. Вот не спеша идет полосой вечный сеятель, машет рукой из стороны в сторону. Шаг, второй - и золотой дождь летит из горсти. Отскочив от лукошка, зерна ложатся на свежую землю. Сеятель бормочет про себя какое-то извечное заклинание: то ли поет, то ли молится.

В сосняке, рядом, ребятишки зажгли костер. Девицы, собирая сморчки-подснежники, поют "Веснянку".

Земля подсыхает, требуется тотчас заборонить семена.

Обычно после овса сеяли лен - одну, самое большее две полосы, затем горох и ячмень.

Была такая примета: надо встать под березу и взглянуть на солнце. Если уже можно сквозь крону смотреть не щурясь, то продолжать сев бесполезно. Только семена зря выкидаешь. Если листва не больше копейки и солнце легко пробивается сквозь нее, то день-два еще можно сеять.

После сева обязательно топят баню. Досталось за эту неделю и людям и лошадям: мужик отпаривается, конь отстаивается.

А вот и первая травка.

Первый выгон скотины на пастбище - событие не хуже других. Пастух в этот день кум королю...

Трава растет стремительно. Живая. В лесу, если день теплый, к вечеру иные стебли вытягиваются на вершок от земли.

Глядишь, пора и огороды сажать... Плюют семена овощей в рассадники. Женщина наберет в рот заранее намоченных семян капусты или брюквы и форскнет что есть силы. Семена ровно разлетаются по рассаднику. На ночь укрывают рассадник холщовой подстилкой или даже шубами, если старики посулили заморозок и если кошка жмется к теплой заслонке.

Огород городить - тоже очень важное дело, без огорода скотина за лето все вытравит. У хороших хозяев кол можжевеловый, жердь осиновая, вица еловая - изгороди нет износу. У ленивого она из чего придется, потому и приходится городить каждую весну.

Весна кончается с первым теплым дождем и первым раскатистым громом. Услышав гром, девушки должны кувыркаться через голову, чтобы поясница не болела во время жнитва. Причем надо успеть кувыркнуться, пока гром не затих. Хоть в луже, хоть на лужке, хоть в будничном сарафане, хоть в праздничном, все равно кувыркайся. Смех, возгласы и восторженный девичий визг не затихают вместе с грозой.

 

 Источник:

Белов В. Повседневная жизнь русского севера: Очерки о быте и народном искусстве крестьян Вологодской, Архангельской и Кировской областей./ Василий Белов - М.: Молодая гвардия, 2000 Вся книга ЗДЕСЬ http://www.rgo-sib.ru/book/kniga/185.htm

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...