воскресенье, 6 марта 2022 г.

О Красоте и симметрии Мироздания

 

Епископ Александр Милеант
О Красоте и симметрии Мироздания

Современная физика свидетельствует: окружающий нас мир очень «чувствителен» к численным значениям универсальных физических констант, поскольку все основные особенности реального мира (размеры атомных ядер, звезд, галактик и всех физических взаимодействий) в конечном итоге определяются величинами фундаментальных постоянных. Само существование мира обусловлено выполнением очень жестких соотношений между ними. Ничтожные, в процентном отношении, отклонения от наблюдаемой удивительно сложной и невероятно точной числовой соразмерности мировых констант привели бы к фатальным последствиям для существующей Вселенной, и природа никогда не смогла бы привести к разумной жизни.

Логично признать, что если в нашем мире все разумно, целесообразно и прекрасно, то и Первопричина мира должна обладать этими свойствами. Здесь неразрешимая загадка для материалистического мировоззрения. Главная разница между религиозным и безрелигиозным мировоззрениями та, что в первом эта Первопричина личностна, разумна и обладает волей, а во втором она безличностна и слепа. Чье мировоззрение правильно – нельзя экспериментально доказать. Оба вытекают из недоказуемых аксиом и предпосылок. У первых эта вера религиозна, а у вторых – материалистична.

Самым таинственным в лестнице мироздания является наличие сознания в человеке – этом конечном звене развития мира. Человек – разумная, нравственно-свободная личность, которая жаждет познавать, совершенствоваться, творить, способна жертвовать собой ради блага других, не может найти полного удовлетворения в материальных благах, а Первопричина, приведшая его в бытие, согласно материалистам, – слепой случай! Это нелогично.

Идея Красоты

При углубленном изучении природы отчетливо выступает принцип симметрии в разнообразии, который проникает творение на всех уровнях бытия. Сегодня ученым, работающим на переднем крае теоретической физики, становится совершенно очевидным, что мир построен по законам красоты, что в математике выражается принципами гармонии и симметрии. Основанием такого утверждения служит тот факт, что все физические взаимодействия по своей сути есть средство для поддержания в природе присущего ей набора определенных симметрий. Поиски скрытых симметрий лежат в основе научной стратегии, призванной привести к более глубокому пониманию сути вещей. Предполагается, что в первые мгновения существования Вселенной после Великого взрыва при энергиях плазмы порядка 1015 гига-электрон-вольт все физические взаимодействия представляли собой проявление единого фундаментального взаимодействия, единую константу. Симметрия же, служившая основой объединения этих взаимодействий, была идеально точной.

Принцип красоты усматривается и в математических формулировках законов природы. Обладая практически абсолютной точностью, они несут в себе строгую лаконичность и изящество. Откройте любой справочник по физике и вы убедитесь – основные законы записаны просто, нигде нет длинных, сложных и аляповатых формул. Последние встречаются разве что в приближенных теоретических расчетах.

Так, формулируя закон всемирного тяготения, Исаак Ньютон заботился о функциональной простоте этого закона. Иоганн Кеплер, руководствуясь стремлением к лаконичности, добился большей точности в описании движения планет и большей простоты вычислений, введя эллиптические орбиты, и т.д.

В истории науки очень часто бывает так, что существенно различные теории, призванные описать новые явления, в одинаковой мере подтверждаются экспериментально. В таком случае более предпочтительными оказываются те концепции, которые являются наиболее простыми и изящными. Таким образом, принцип простоты представляет собой специфическое требование к построению научной теории. Многие известные ученые полагали простоту гипотез одним из наиболее решающих критериев их правильности. В этом находят свое выражение красота и гармония самого мира.

Эта простота природы мыслится как наличие в ней тенденции к ограничению разнообразия. Как свидетельствуют данные науки, за различием и сложностью постоянно обнаруживаются ритмы и повторения, симметрии и инварианты. Они находят свое выражение в «способности природы», используя лишь ограниченный набор элементов, создавать всё многообразие материального мира. В них находит свое последнее основание сама возможность существования законов науки, в частности, законов сохранения. Само призвание науки как бы и заключается в нахождении за видимой сложностью мира его невидимой простоты. По словам знаменитого натуралиста Ж. Л. Бюффона, «Верховное Существо, создавая мир, пожелало использовать лишь одну идею, варьируя ее всеми возможными способами так, чтобы человек смог восхищаться совершенством исполнения и простотой замысла».

Поэтому совершенно нелогично приписывать это цепи счастливых случайностей. Гораздо легче помыслить, что в мире без Творца скорее самопроизвольно реализуется хаотическое нагромождение бесформенной материи, чем гармоничное благообразие стройного порядка, совершенного в своей полноте и единстве, на основах высокого эстетического принципа.

Интересная притча:

Умер некий видный ученый и его душа предстала перед Богом. Очарованный количеством и глубиной своих знаний, ученый с дерзостью заявил Творцу: «Мы, люди науки, пришли к заключению, что больше не нуждаемся в Тебе! Мы постигли все тайны и знаем все, что знаешь Ты: умеем пересаживать сердце и любые органы тела, умеем клонировать людей, создавать новые виды животных и растений… Словом, мы можем делать все, что раньше считалось чудесным и приписывалось Твой мудрости и всемогуществу».

Господь терпеливо слушал тираду самовосхваления зазнавшегося ученого, и, когда тот умолк, предложил ему:

– Хорошо! Чтобы проверить, нуждается ли еще во мне человечество или нет, проведем небольшое состязание в творчестве.

– Отлично, – ответил ученый, – что хочешь, чтобы сделал я?

– Мы вернемся к начальной эпохе и создадим первого человека, Адама.

– Прекрасно! – ответил ученый и нагнулся, чтобы зачерпнуть горсть пыли.

– Эй, не так быстро! – остановил его Творец, – ты используй твою собственную пыль, Мою же не трогай!

 

Этот анекдот иллюстрирует тех зазнавшихся умников, которые, очарованные успехами науки, наивно предполагают, что вот-вот наука всё объяснит, так что религии нечего будет делать. Однако такие недалекие люди не замечают того очевидного факта, что научные книги и статьи начинают со «второй главы» – как развиваются явления! А «первая глава», которая пролила бы свет на Первопричину того, откуда все произошло – отсутствует!


Здесь https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/vozniknovenie-mira-i-cheloveka/#0_22 убедительная книга Епископа Александра Милеанта (1938–2005 гг.) «Возникновение мира и человека». Опыт согласования Библейского повествования с научными открытиями

Рекомендую всем тем, кто ищет в этом мире путь к Истине

 

Биография Александр (Милеант), епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский

Александр (Милеант), епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский (Русская Православная Церковь Заграницей). Источник изображения: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_(%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B0%D0%BD%D1%82)

В миру Милеант Александр Васильевич, родился 22 июля 1938 году в Одессе (По некоторым сведениям – в дворянской семье.). Был наречен в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Во время Второй мировой войны его отец без вести пропал на фронте, а семья, спасаясь от большевиков, бежала в 1944 году на Запад. Семья жила в Праге, в Риме и, наконец, в 1948 году попала в Аргентину, в Буэнос-Айрес, где юный Александр закончил сначала начальную, а потом 7-летнюю электротехническую школу. В нескольких фирмах работал чертежником электромашин. Закончил Буэнос-Айресский университет.

С 8 лет Александр прислуживал Буэнос-Айресским архипастырям Русской Православной Церкви Заграницей – архиепископу Пантелеимону, а потом архиепископу Афанасию, который приблизил его к себе и более трех лет систематически обучал его богословским наукам. У владыки Афанасия была большая богословская библиотека. Желая читать жития святых в оригинале, Александр сначала изучил ново-греческий, а потом древне-греческий язык.

Жил в Аргентине до 1963 года, когда отправился в США учиться в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. Закончил семинарию бакалавром богословия в 1967 году.

В 1966 году был рукоположен во диакона архиепископом Сиракузским Аверкием. Великим постом 1967 года митрополит Филарет рукоположил его во священники и направил в Покровский приход в Лос-Анджелесе, где отец Александр настоятельствовал 31 год.

В 1971–1985 годах отец Александр возглавил несколько паломничеств молодежи по святым местам Греции и Святой Земли. Окормляя свой приход, отец Александр продолжил свое научно-техническое образование, получив в 1978 году степень бакалавра по электронике в Калифорнийском университете, потом – степень магистра по той же специальности, и, наконец, в 1983 году инженерную степень в университете Южной Калифорнии по коммуникации с космическими кораблями и кодировке. По этой же специальности он работал инженером в одном из отделении НАСА.

Светская работа дала возможность отцу Александру специализироваться по компьютерам, что в свою очередь помогло ему с 1980-х годов в издании многочисленных миссионерских листков, которые пользовались большой популярностью как в России, так и в зарубежье. С 1985 по 2005 годы, им было напечатано 763 брошюры, 300 из которых – на русском языке, 192 на английском, 168 на испанском и 103 на португальском. Он создал обширный миссионерско-просветительский интернет-сайт: http://fatheralexander.org , а также узел для заочного обучения семинарских предметов «Свято-Троицкая православная школа»: http://www.holytrinitymission.org . Все это он делал на свои личные деньги.

В 1995 году, будучи в достоинстве протоиерея, принял монашеский постриг в Свято-Троицком монастыре, получив имя Александра в честь священномученика Александра, архиепископа Харьковского. Был возведен в сан архимандрита.

28 мая 1998 года был хиротонисан в Синодальном соборе в Нью-Йорке во епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского.

В своей епархии владыка бывал наездами. Последние годы жизни был тяжело болен раком и проживал в штате Калифорния, США. Выезжал в Сан-Франциско к мощам святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского для исцеления.

Скончался 12 сентября 2005 года в 23:46 в Ла-Кэнада (La Canada), штат Калифорния, США. 13 сентября вечером в Свято-Троицкой церкви в городе Окснарде (Oxnard), штат Калифорния, была совершена панихида. Похоронен в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.

Один из учеников и прихожан владыки, А.В. Шмелев, вспоминал о нем:

«Он прекрасно владел многими языками, и хотя мы, как дети, только смутно себе представляли его научную работу, все знали, что он талантливый ученый... Помню, что о. Александр всегда сохранял кротость и добродушие, несмотря на то, что дети порою доводили его, как и других преподавателей, до крайнего напряжения... В храме о. Александр служил превосходно. Проповеди его были всегда хорошо составлены, с ярко выраженной мыслью, которая не терялась в потоке слов... Епископ Александр всегда безотказно вспоминал о всех прихожанах»

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...