среда, 2 февраля 2022 г.

Древняя русская икона

 

Древняя русская икона

Долгое время иконы были вне поля зрения искусствоведов. Лишь в начале XX века были предприняты расчистки икон. Инициатором этих расчисток являлся И.С. Остроухов. Благодаря его знаниям, опыту нашлись и исполнители этой работы. К ней были привлечены мастера-иконописцы, уроженцы старинных иконописных сел. Хорошо зная технологию иконы, вспомнив дедовские приемы, они справились с поставленной задачей, убрали с поверхности икон и потемневшую олифу и поздние записи - открыли первоначальную древнюю живопись. С этого момента началось настоящее открытие древнерусской иконописи.


 Белозерская икона Богоматери. XIII век. ГРМ. Первая половина XIII в.
Из Спасо-Преображенского собора в г. Белозерске. Русский музей

Кистью русского мастера создана одна из самых древних и прекрасных икон: Белозерская икона Богоматери (вторая половина XII — начало XIII века). На ней Мать с Младенцем представлены в той же позе, что и на знаменитой Владимирской иконе Богоматери, написанной византийским мастером.
В широко распахнутых глазах Богоматери глубокая печаль. Сын изображён с пропорциями фигуры не младенца, а взрослого человека, и Личико Его скорее старческое, нежели детское.

Соединяя черты младенца и взрослого, иконописец напомнил, что на руках Богоматери не ребёнок, а воплощённый, принявший облик человека, Бог, в едином Лице Отец, Сын и Дух Святой.

На Белозерской иконе не Мать защищает испуганного ребёнка, как, а Сын утешает Мать, обхватив её рукой за шею. Так понимал этот Образ русский мастер.

Русская Иконопись XI - XII века

Киевская школа иконописи – одна из первых славянских иконописных школ. Основателем ее считается митрополит Илларион, который не мог больше мириться с господством византийских и греческих традиций и повелел основать собственные иконописные школы.

Спас Оплечный; Россия. Киевская Русь; XII в.; местонахождение: Россия. Частное собрание; 36 x 49 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная

С сайта https://www.ruicon.ru/arts-new/icons/1x1-dtl/rus_rossiya/spas_oplechnyj/

«Икона могла быть написана мастером константинопольской школы или его талантливым учеником во второй половине XI века, например, в Киеве, одним из мастеров, работавших по украшению строящихся храмов. В частности, одним из таких храмов могла быть каменная церковь над мощами Бориса и Глеба в Вышгороде, и икона могла быть поставлена к гробницам с мощами в конце XI в. Ведь известно, что в качестве своего непосредственного небесного покровителя Борис и Глеб чтили Самого Христа Сына Божиего, к которому и были обращены их молитвы…» (Виктор Филатов, профессор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения)Одним из первых иконописцев в киевской школе был Алимпий – киево-печерский чудотворец. Талант этого иконописца был настолько велик, что народ свято верил в то, что иконописцу помогают ангелы или сам Господь в написании икон. Алимпий учился у греческих иконописцев, но, находясь у истоков киевской школы, создал свой собственный стиль. К сожалению, имя Алимпия – одно из немногих имен киевский иконописцев, дошедших до наших дней.

О.О. Лихачева в публикации "Общерусские традиции и локальные особенности в иконописных школах XIV – XV вв". пишет:

«Открытым остается вопрос о национальном происхождении иконописцев XII – XIII в. На сегодняшний день достоверно определить его невозможно, единой точки зрения не существует. Но предмет обсуждения ограничен. Он сводится к вопросу, что есть домонгольская икона – славянское искусство на византийской почве или византийское искусство на славянской почве».
Византийские корни очевидны, так же, как очевидны и национальные особенности живописи. Г.К. Вздорнов обоснованно доказывает, что древнерусские иконы невозможно представить в греческом храме. Они монументалънее, психологичнее, менее щеголеваты, менее суровы. И всеми этими чертами отличаются от византийских икон.

Домонгольские иконы – произведения очень высокого художественного уровня – стали фундаментом древнерусской живописи и заложили предпосылки формирования локальных иконописных школ. Язык этого искусства – общерусский, с сильнейшим, определяющим влиянием византийской культуры».

Древнейшие иконы России
Корсунские иконы

Икона «Владимирская Богоматерь» была вывезена из Константинополя в Киев в начале XII века – это произведение византийского искусства. Икона является одним из немногих сохранившихся памятников византийской живописи периода комнинского возрождения (1057—1185). Согласно легенде, икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии.

Икона. Владимирская Богоматерь. пер. пол. XII в.

Название иконы «Владимирская» возникло после того, как в 1155 г. князь Андрей Боголюбский ушел из Киева во Владимир.

На Русь икона попала из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха.
Богоматерь, держащая на руках младенца Христа и прижимающаяся к нему щекой. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

Редкая тонкость исполнения, богатство колорита (все оттенки коричневого, золотого и красного) говорят о руке выдающегося мастера константинопольской школы.
Но больше всего поражает необычайная выразительность скорбного лика и та трогательная материнская нежность, с которой Мария приникла к младенцу. Лицо Богоматери с чистым овалом, тонким носом и большими миндалевидными глазами проникнуто подлинным человеческим страданием.
Кажется непостижимым, как удалось художнику достигнуть такого впечатления, внешне ни в чем не выходя за рамки канона "Богоматерь Елеус".

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

Этот тип стал излюбленным на Руси. С возвышением Москвы как центра Русского государства икону перевезли в новую столицу, и она стала государственной святыней, особенно почитаемой народом. С Владимирской иконы часто писались списки, часть которых получили особые именования.

К древнейшим образцам русской иконописи относится икона Апостолов Петра и Павла из новгородского музея, датируемая XIв.

Икона. Апостолы Пётр и Павел, середина XI в. дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 236×147. Новгородский музей-заповедник

Икона происходит из новгородского Софийского собора. По преданию эту икону привёз из Корсуни великий князь Владимир Мономах и икона получила название «Корсунская». По мнению академика В.Н. Лазарева значительные размеры иконы скорее всего свидетельствуют, что она была написана в Новгороде и являлась настолпным образом. Икона написана неизвестным мастером. Её стиль навеян фресковыми изображениями. Вскоре после написания икону покрыли окладом из позолоченного серебра, выполненным различными мастерами.

Икона трижды вывозилась из Новгорода (в XVI веке Иваном Грозным, в XX веке немецкими войсками и в 2002 году реставраторами), но всегда возвращалась в город.

Икона. Спас Златая риза, XI век дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 242×148 см.
Успенский собор Московского Кремля, Москва

Икона происходит из новгородского Софийского собора. В иконостас Успенского собора Московского Кремля икона была помещена в 1655 году. Икона начала пользоваться особым почитанием благодаря преданию, связывавшему её с императором Мануилом I Комином, которому приписывали её авторство. В настоящее время икона находится в местном ряду иконостаса Успенского собора Кремля, справа от царских врат — в том месте, куда её поместил патриарх Никон.

Иисус изображён во фронтальной позе, сидящим на троне, украшенном резьбой. Фронтальная поза, симметрично сведённые ноги Иисуса и архаичная прямоугольная форма спинки трона свидетельствуют о древнем происхождении образа. В левую руку помещено раскрытое Евангелие и пальцы правой руки указывают на его строки, написанные на греческом,— «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».

Икона. Святой Георгий, к. XI-XII вв. дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 174×122 см.
Успенский собор Московского Кремля, Москва

Икона, по мнению академика В.Н. Лазарева, имеет новгородское происхождение и была привезена в Москву Иваном Грозным, который вывез из Новгорода большое количество его святынь. Икона имеет аналоги в византийских памятниках XII века и относится к византинизирующему направлению в новгородской иконописи.

Существует датировка иконы концом XI — началом XII веков, основанная на стилистической близости её живописи к мозаикам и фрескам Софии Киевской.

Икона. Большой поясной Спас Вседержитель

Икону связывают с XI в., хранится в музее имени Андрея Рублева в Москве.

Новгородские иконы домонгольского периода

Иконы Спаса Нерукотворного попадают на Русь, по некоторым источникам, уже в IX веке. Древнейшая из сохранившихся икон данного иконографического типа — Новгородский Спас Нерукотворный (вторая половина XII века).

Икона. Спас Нерукотворный. Новгород Великий. Вторая половина XII века ГТГ

Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле — как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. По традиции, икона «Спас Нерукотворный» — первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.

Икона. Архангел Гавриил из оглавного деисусного чина (Ангел Златые власы). Дерево, темпера. 48.8 × 39. 2-я пол. XII века. Русский музей, Санкт-Петербург

Среди ранних образов архангелов выделяется икона-жемчужина с изображением архангела Гавриила, получившая название «Ангел Златые Власы». Написанная в Новгороде в XII в., ныне она хранится в Русском музее. Когда-то она входила в оплечный деисус. Об ангельской природе светлого вестника Божьего говорит бездонный и таинственный взгляд, но также и особый атрибут: справа вьется так называемый «слух» — «торок», с помощью которого ангелы слышат Бога.

Характерной особенностью этой иконографии являются волосы Ангела, выполненные в технике «асисста» сусальным золотом, отчего эта иконография и получила такое название. По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего его волосы сияют небесным божественным светом, поскольку золото символизирует на иконе неземное, божественное начало.

Икона. Святой Георгий, ок. 1130 г. Дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 230×142 см.
Третьяковская галерея, Москва

Икона Святого Георгия — храмовый образ Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, созданный около 1170 г. В XVI в. он был вывезен Иоанном Грозным и с тех пор хранится в Успенском соборе Московского Кремля.

Э.С. Смирнова особо отмечает, что образ Георгия был написан в самом Новгороде.Иконография образа соответствует распространившемуся в Византии с X века изображению святого Георгия в образе воина, а не молодого мученика.

Икона. Облачное Успение, к. XII— н. XIII вв. дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 155×128 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Облачное Успение» — русская икона конца XII — начала XIII веков. Происходит из новгородского Деясятинного монастыря. В настоящее время находится в собрании Государственной Третьяковской галереи, в которую поступила в 1933 году из Новгородского музея. Икона имеет хорошую сохранность (имеются незначительные утраты живописи). Написана на липовой доске. Успение Богородицы представлено в сложном иконографическом изводе. Его характеризуют изображение в верхней части иконы архангела Михаила, возносящего в рай душу Богоматери, ниже изображено четыре ангела, принимающих душу Богоматери от Иисуса Христа. В верхней части иконы, по сторонам от смертного одра Девы Марии, изображены апостолы, прилетевшие на облаках проститься с Богородицей. Иконографический сюжет с летящими апостолами известен из апокрифических источников и появляется в иконописи с XI века.

Икона. Устюжское Благовещение, 20-30-е годы XII века, дерево, темпера. 238×168 см.
Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Своё название, «Устюжское Благовещение», икона получила благодаря преданию, что перед ней в 1290 году молился Прокопий Устюжский от избавления Великого Устюга от побиения «каменным градом», явившимися следствием падения метеорита в окрестностях города. Житие Прокопия сообщает, что во время его молитвы икона замироточила и «не стало более удушливого зноя, утихли молнии и громы, разошлись тучи». Появление иконы в Москве данное предание также как и исторические свидетельства, связывает с Иваном Грозным.

Однозначно новгородское происхождение иконы было установлено В.Н. Лазаревым. Икона написана на липовой доске. В качестве краски использована яичная темпера.

Сцена Благовещения на иконе представлена в редчайшем иконографическом изводе — со входящим в лоно Богоматери младенцем Иисусом. Использованы также апокрифические детали — красная пряжа в руках Девы Марии. В верхней части иконы изображён Ветхий Денми, восседающий на херувимах и восславляемый серафимами.

Икона. Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение). XII век Иконографический тип: Оранта.
Софийский собор Великого Новгорода

Одна из наиболее почитаемых в русском православии икон. Празднование в честь иконы совершается 27 ноября (10 декабря).

Икона показывает образ Богородицы с молитвенно поднятыми руками и с изображением Божественного младенца на груди. Изображается Богородица как сидящей, так и стоящей.

Сообщения о чудесах, приписываемых иконе Знамение Пресвятой Богородицы, относится к 1170 году, когда войска князя Андрея Боголюбского и его союзников осадили Новгород Великий. Силы были неравны, и новгородцы начали молиться Господу о чуде. По преданию, на третью ночь осады архиепископ Новгородский услышал глас, повелевший ему вынести из церкви Спаса Преображения на Ильине улице икону пресвятой Богородицы и обнести ею крепостную стену.

Во время крестного хода осаждающие выпустили тучу стрел, и одна из них поразила лик Богородицы. Из глаз Богородицы полились слёзы, и она обратила лик свой к народу новгородскому. В это время враги стали объяты неизъяснимым ужасом, побросали оружие и, побивая друг друга, стали поспешно отходить от города. Новгородцы преследовали противника и одержали полную победу. В память об этом чуде архиепископ Новгородский Илья ещё в XII веке установил празднование в честь иконы Знамение Богородицы, совершаемое в Русской церкви по настоящее время.

Владимиро-суздальские иконы домонгольского периода

В лучших своих образцах владимиро-суздальские храмы демонстрируют не только высочайший художественный вкус, предельную артистичность зодчих, аристократичность храмоздателей, но и глубокое, тонкое понимание этими строителями христианской храмовой символики.

Иконопись Владимиро-Суздальского княжества выделяется особняком. Расцвет его культуры связан с Андреем Боголюбским.

Икона. Дмитрий Солунский на троне. Вторая половина XII века. Киев. Находится в ГТГ.
С сайта  http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=435

Воин Дмитрий с княжеским венцом на голове изображен сидящим на троне. В его руках полуобнаженный меч. В левом верхнем углу представлен на фоне облачного неба склоняющийся к святому поколенный Спас в крестчатом нимбе. Справа летящий ангел несет Дмитрию мученический венец. Происходит из нижней церкви Дмитрия Солунского Успенского собора г. Дмитрова, устроенной в 1714 году.

Феодоровская икона Божией Матери. XII век. Иконографический тип: Елеуса («Умиление»).
Богоявленско-Анастасиин собор. Кострома

Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой. По этой причине многие исследователи считают её списком-репликой. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Младенца Христа.
О появлении этой иконы на Руси достоверно ничего неизвестно, первые легендарные упоминания об образе схожей иконографии относятся к XII веку. Она находилась в деревянной часовне у города Городец, в начале XIII века на этом месте был построен монастырь во имя иконы Богоматери, которая стала его главной святыней.

Боголюбская (Боголюбивая) икона Божией Матери. Первообраз иконы, XII век. 1155 год. Иконографический тип: Агиосоритисса. Княгинин монастырь, Владимир

Икона Богоматери Боголюбская была заказана князем Андреем в память о явлении ему Богородицы для своего дворцового храма в Боголюбове. На ней Богородица представлена в рост в развороте, молящейся ко Христу. Живопись иконы сильно пострадала за время своего существования. В настоящее время икона хранится в соборе Княгинина монастыря во Владимире.

Икона, почитаемая Русской православной церковью, написанная в XII веке по повелению Андрея Боголюбского, относится к числу древнейших икон русского происхождения, почитаемых чудотворными.

По преданию, в 1155 году, во время перенесения будущей Владимирской иконы во Владимиро-Суздальские земли из Вышгорода, князю в походном шатре явилась Пресвятая Богородица и повелела ему поставить икону во Владимире. На месте явления Богородицы Андрею Боголюбскому был основан монастырь и князь повелел написать особую икону, изображающую его видение.

Икона. Спас Эммануил с архангелами. Конец XII века. ГТГ

К владимирской иконописи относится оплечно Спас Эммануил с двумя архангелами. Изображение юного Христа исполнено Божественного величия и силы. Здесь Он изображен как Жертва, предвечно уготованная для спасения людей. Лики поклоняющихся архангелов выражают тихую скорбь. Глубокий сосредоточенный строй образов с тонкими оттенками чувств прекрасно передан средствами позднего комниновского стиля.

Икона. Спас Златые власы, XIII век дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 58,5×42 см.
Успенский собор Московского Кремля, Москва

Икона — «Спас Златые власы» — оплечное изображение Спасителя. Икона написана на рубеже веков и относится к княжеской придворной культуре. Её автор — иконописец, ориентированный на классику — одновременно с этим окружил лик Христа золотыми украшениями. Золото волос усиливает декоративный мотив в иконе.

Происхождение иконы однозначно не установлено. Икона находится в Успенском соборе Московского Кремля.

За головой Иисуса изображён крест зелёного цвета. Он, как одежды и фон, украшен золотыми медальонами-дробницами. Волосы Иисуса выписаны золотым ассистом (от этого икона и получила своё название). Голова Христа имеет небольшой поворот, взгляд направлен вверх и в сторону. Выражение лица отличается скорбью, а золото фона и волос создают ощущение излучения Христом божественного света

Другие древние русские иконы

Среди известных произведений древнерусской живописи имеется значительная группа "краснофонных" икон, т.е. изображений с одноцветной киноварной плоскостью фона (по иконописному — "света"). В эту группу входят знаменитые иконы "Еван, Георгий и Власий", "Чудо Георгия" (ГРМ), "Илья пророк" (ГТГ) И ряд произведений, не имеющих широкой известности.

Иконы с киноварным фоном сохранились до XIX в.

Икона. Спас Нерукотворный. XIII в.

Икона найдена летом 1966 года экспедицией Третьяковской галереи в селе Новое, Пошехонского района, Ярославской области

Икона из села Новое привлекает необыкновенной насыщенностью красок, взятых в резких, усиливающих звучание каждого тона соотношениях. По колориту это, пожалуй, самое яркое и радостное произведение среди ранних ярославских икон. Большой лик Христа наделен идеально правильными чертами, написан пластично, с тонким пониманием формы.
Озаренное румянцем бледно-желтое лицо Спаса оттеняется густой шапкой коричневых волос, пряди которых прорисованы четкими черными и менее заметными голубыми линиями. Оно окружено ровным кругом нимба, старательно вписанного на плоскость яркого желтого плата. Все линии нимба, контуры и узор плата в виде складок обозначены киноварью. Поля иконы раскрашены желтой краской, а фон средника прокрыт синевато-зеленым цветом.
Но все эти контрастные друг другу сочетания красок не выглядят грубыми, кричащими. Доминирующим в колорите иконы "Спаса" стал победный цвет киновари. Она мягко рдеет на щеках Христа, еле заметными штрихами красного цвета тронут его лоб. В полную силу цвет киновари звучит на фоне желтого плата, им обозначены границы средней части иконы.
Поскольку красный цвет символизировал победу, а по манере письма и подбору красок образ "Спаса", как уже отмечалось выше, обнаруживает сходство с памятными иконами архангелов, то можно предполагать, что и он также был выполнен по заказу князя Константина в память о победе в 1216 году.

Икона. Свв. Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. 2 пол. XIII век. ГРМ

Особую группу составляют житийные иконы. Перелагая религиозные идеи на изобразительный язык, житийные иконы способствовали развитию приемов характеристики героя повествования через его деяния, тем самым прославляя того или иного святого. Построение житийной иконы строго определенно. В центре иконной доски помещается изображение главного героя жития — мученика, преподобного, святителя, апостола и т.д. Оно окружено рамкой из клейм, в каждом из которых иллюстрируются отдельные события из жизни героя. Житийные иконы имеют каноническую схему, согласно "рангу" каждого из прославляемых.

Икона. Илья Пророк с житием. Середина XIII века. ГТГ

В Третьяковской галерее в Москве хранится одна из самых ранних и наиболее знаменитых икон Пророка Ильи, одного из очень популярных библейских персонажей на Руси. Датируемая XIII в., она происходит из села Выбуты под Псковом и относится к типу житийных икон. Вокруг средника, где мастер изобразил Илью могучим старцем, по бокам идут отдельные композиции и клейма, которые повествуют о жизни Ильи.

Икона Божией Матери Умиление (Старорусская). Икона относится к иконописному типу Умиление. 99,5 х 82см.

Предание связывает икону с константинопольской Влахернской церковью. Оно возникло под влиянием изображения на иконе ризы Богородицы – главной реликвии Влахернской базилики.
Поза Богомладенца и помещение его главы на уровне головы Девы Марии соответствует древнейшим византийским иконописным изображениям Богородицы. Икона, возможно, попала в Старую Руссу как вклад в городской собор в качестве списка с одной из новгородских икон.

Иконография отражает связь с греческими или восточными образцами. Это проявляется в вытянутом овале лика Богородицы, её подбородке, характерном абрисе глаз. Лики на иконе выполнены в сложной живописной технике, а руки и одежды Богородицы написаны в упрощённой манере.

Иисус представлен в отроческом возрасте, что характерно для икон XIII века. Одежды Богомладенца написаны прозрачными густыми линиями, положенными поверх серебряной подкладки. Это приводит к слиянию фигуры Иисуса с серебряной поверхностью фона.

Открытие древнерусской живописи в начале XX века, признание ее художественного значения возрождало и понимание ее подлинного духовного смысла. Но на дальнейших судьбах и самого древнерусского искусства, и его постижения сказались великие и грозные исторические события начала XX века, свершившиеся в стране, преобразования в результате Октябрьских событий 1917 года. Признание атеизма в качестве государственного мировоззрения привело к гонению на христианское слово, к почти полному изъятию его из народного обихода, надолго сделала невозможным изучение духовного смысла древней иконописи. Оно грозило гибелью и самим произведениям древнерусского искусства. Были закрыты тысячи храмов, многое из принадлежавшего им, в том числе и древние иконы, было уничтожено. Однако признание иконописи искусством, составной частью культуры сыграло свою положительную роль: для икон открыли свои двери музеи, куда поступали древние иконы, собранные коллекционерами и иконы из закрываемых храмов. С послевоенных лет, когда начал возрождаться интерес к национальной культуре, икона как явление этой культуры начала возвращаться в музейные экспозиции: сначала очень робко, а в 60 - 80-е годы уже достаточно широко и открыто. Происходящие сейчас в нашем обществе процессы уже привели к тому, что древняя икона возвращается и в храмы. 

Огромную роль в исследовании и реставрации уникальных икон сыграл советский искусствовед Виктор Никитич Лазарев (1897 – 1976гг.)

 

Источники:

Википедия. Русская иконопись. Домонгольский период

Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов./ под ред. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Культура и спорт», изд. Объединение ЮНИТИ, 1998. – 600с. – с.208-211

Сайт http://rus-orthodox.narod.ru/TEXTS/traditsii_russkoiy_ikonopisi/589.html

Сайт http://www.rculture.spb.ru/docs/lihacheva/cult3.htm

Сайт http://www.personalguide.ru/towns/1267

Сайт http://www.rculture.spb.ru/docs/lihacheva/cult3.htm

Сайт http://www.zdravrussia.ru/painting/xixiiivek/?nnew=2203

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...