четверг, 20 января 2022 г.

Молитва. О ее спасительной силе…

 

Молитва. О ее спасительной силе…
Автор текста: Георгий Юдин

Афонина Сайда. Моление о даровании источника. Святой Серафим Саровский. Художница Сайда Афонина говорит: "Только Бог — творец и источник всего сущего на земле, и наивысшее Его создание — человек. Лишь с помощью искусства я смогу приблизиться к этой тайне непостижимого".

И не верующий в Бога человек, и ребёнок, не знаю­щий ни одной молитвы, ежедневно, сами того не ведая, по нескольку раз произносят молитву из одного слова — «спасибо». На Руси, когда благодарили чело­века, говорили: «Спаси Бог», отсюда и возникло слово «Спасибо».

Есть ещё одна короткая, но совершенно удивитель­ная молитва: «Господи, помилуй». С её помощью мож­но безошибочно определить, плохо или хорошо то, что мы собираемся сделать.

Порой мы бываем недовольны, когда батюшки в храме читают молитвы скороговоркой или слишком тихо, когда ничего, кроме: «Господи, помилуй», не раз­берёшь. Но ведь все молитвы сводятся к этой, самой главной, просьбе к всемогущему Богу: помиловать нас.

Некоторые говорят: «А чего это я буду просить Бо­га помиловать меня? Я никого не предал, не украл, не убил, и всё равно считаюсь грешником?» А грехов не три, а великое множество.

Люди, порой, грешат не только делами, но и слова­ми, и даже помыслами. И, если мы не понимаем, что грешим, значит, грубей стала наша душа и крохот­ней — совесть.

Безгрешен один только Бог. Люди же, даже великие святые — увы! — грешат. Так что будем неустанно по­вторять, прося Господа: «Боже, милостив буди мне грешному»

Мясоедов Г.Г. Молебен во время засухи. Фрагмент картины. 1880 г. Омский музей изобразительных и скусств им. М.А. Врубеля. (У этой картины (как, к слову, и у многих других работ Мясоедова) есть несколько названий. Первоначально она называлась «Молитва на пашне о даровании дождя». Иногда полотно экспонировалось как «Молебствие в поле о даровании дождя» или как «Молебен во время засухи». Во всех этих вариантах дается более подробное описание происходящего. Засухи и вызванный ими голод были всегдашним бичом крестьянства. Демократическое искусство считало своей задачей трепетно отзываться на всякую народную боль. Так появилась эта картина. В современной Мясоедову литературе мы без труда отыщем родственные художнику голоса — например, голос Н. Некрасова:

Все население, старо и молодо,
С плачем поклоны кладет:
О прекращении лютого голода
Молится жарко народ... («Молебен»)

Мясоедов Г.Г. Молебен во время засухи

Мясоедов задумал «Засуху» в 1876 году. Как раз в это время он купил хутор под Харьковом, где с удовольствием занялся сельским хозяйством, к чему всегда имел великую склонность. Заимев знакомцев среди мест­ных крестьян, художник приглашал их позировать. В дека­бре 1877 года привез картину в Петербург — для оконча­ния работы Крамской предоставил ему свою мастерскую. Мясоедов хотел успеть к Шестой передвижной выставке, спешил. 9 марта 1878 года Шестая передвижная выставка открылась в залах Общества поощрения художеств — од­но из центральных мест на ней было отведено «Засухе». Крамской сетовал на то, что автор выбрал слишком большой формат (140 х 215 см). Видимо, прислушавшись к критике, (Григорий Григорьевич в 1880 году выполнил умень­шенное почти вдвое повторение картины)

В самые труд­ные, трагические минуты жизни русские люди соборно, то есть сообща, молили Господа о помо­щи, и Он всегда слышал эту силь­ную общую молитву и обязательно помогал. Не потому ли так тяжело жи­вётся сейчас лю­дям в России, что мы забыли об об­щей, объединяющей нас в единый народ, молитве к Господу, а надеемся только каж­дый на себя?

«Молитвы наши большею частию бывают не услышаны, или, как говорят, не доходят до Бога, потому что они не доходят и до нас самих, не исходят из нашей души из нашего сердца». (Священник А. Щукин)

«Слава Богу» надо говорить тогда, когда мы хотим за что-то поблагодарить Господа, который сказал в Библии: «Прославляющего Меня прославлю». Всё, что происходит с нами хорошего, это не наша заслуга, а милость всемогущего Бога. Будем же бла­годарны Ему!

А что делать, когда в душе вдруг поселяется страх, неуверенность в собственных силах? Когда нас или на­ших близких хотят обидеть? Надо достать свой нательный крестик, поцеловать его и произнести слова, которые написаны на обратной стороне креста: «Господи, спаси и сохрани!»

Скольких людей спасла эта простая, но такая силь­ная молитва! Да и во всех других молитвах присутству­ет необыкновенная божественная сила. Силой молит­вы претворяются хлеб и вино в Святое Тело и Кровь Христа. Силой молитвы простая вода становится свя­той и целебной. Силой молитвы на крещаемого челове­ка сходит Святой Дух.

Стекольщиков Антон. Крещение в возвращенном храме

«Когда молимся, и Бог медлит ус­лышать, то де­лает это к поль­зе нашей, чтобы научить нас дол­готерпению. А посему не на­добно унывать, говоря: мы моли­лись и не были услышаны. Бог знает, что человеку полезно». (Святой Варсануфий)

А самые сильные молитвы у матерей. Поэтому ма­тери, ограждая детей от всяких бед, должны неустанно молиться о них.

Все наши мо­литвы мы обра­щаем и Господу. Пресвятой Бого­родице, Ангелам и святым, пребывающим на небесах.

Не надо просить у Бога о чём-то маловажном. Не стоит просить богатства, славы или превосходства над дру­зьями. Бог лучше нас знает, что нам полезно, а что нет, и даёт нам по мере того, как мы бываем готовы получить Его дар.

Однажды с большими деньгами ехал с ярмарки добрый, христолюбивый купец. Дело было к ночи, и решил он заночевать на постоялом дворе, который встре­тился ему на пути. Хозяин дома, узнав, что купец при больших деньгах, задумал ограбить его и убить. Своё злодейство он решил совершить не в доме, а на глухой дороге рано утром.

Купец, по своему обыкновению, прочитал на ночь молитвы и попросил Господа спасти его и сохранить от беды, лихих людей и напрасной смерти. А рано утром, ещё затемно, купец собрался ехать. «Благослови, — говорит, — Господи, в дорогу».

Вышел во двор и видит: у телеги колесо еле дер­жится. Стал поскорее править — время-то идёт. Только управился с телегой, глядь: подпруга на лоша­ди оборвалась. «Да что же это такое, — сердится ку­пец, — уж солнце встало, а я всё с места сдвинуться не могу! А ведь попросил у Господа благословения». Потом бедолага кнут и шапку целый час искал, наси­лу нашёл.

Совсем уж рассвело, птицы запели, люди по дороге пошли-поехали, когда купец, наконец, тронулся в путь-дорогу. Отъехал с версту и вдруг видит: мужики ведут по дороге связанного хозяина постоялого двора. Оказалось, рано утром они на него наткнулись: лежал с топором в кустах. Видно, кого-то дожидался, душегуб. «Да ведь это меня он дожидался!» — похолодел купец, когда всё понял.

Выбрался из телеги, на колени упал. «Господи! — шепчет. — Благодарю Тебя. Ведь это Ты меня от беды спас, ведь это Ты мне колесо изломал и подпругу испортил, чтоб я припозднился!»

Маковский В.Е. Нагорная проповедь. Иисуса Христа, когда Он сошёл с горы, тут же окружили люди. Находи­лись здесь боль­ные, скитальцы, женщины с детьми. Как были счастливы те дети! Ведь они видели самого Бога! Здесь, на горе, Спаситель научил Своих учеников молитве Господ­ней, которую знают христиане всего мира.

Если нам кажется, что Бог медлит исполнить нашу просьбу, не надо печалиться об этом и сердиться на Него. Ведь мы не умней Его, правда?

А как часто надо молиться?

Апостол Павел сказал: «Всегда молитесь». И утром, и днём, и вечером. Перед едой и после, перед работой или учёбой и по окончании их.

А где лучше всего молиться?

Молиться можно везде: дома и в школе, на работе и в дороге, но лучшее место для молитвы — это храм.

Только здесь никто нас не потревожит, только здесь можно, даже при большом скоплении народа, сосредоточенно, не отвлекаясь на пустые мысли и дела, помолиться Богу.

Некоторые люди стоят в храме и лишь делают вид, что молятся. Но кого мы обманываем? Священника или, может быть, Бога? Да самого себя обманываем! Всевидящего Бога обмануть невозможно. Он знает про нас всё.

Посещение храма должно быть для нас делом радостным и приятным, а не трудным, нечеловеческим «подвигом». Богу такой «подвиг» не нужен. Он хочет, чтобы мы, Его дети, говорили с Ним искренне и без принуждения. Только тогда от молитвы наступит в душе покой, а все тревоги и печали улетят, как дым.

« В святителя Николая я не мог стрелять…»

Святой Николай Чудотворец с житием. Икона. XVI в.

Это непридуманная история о силе простой молитвы. Шла гражданская война. Свои убивали своих. Оцепенев­шая от ужаса девушка стояла у своего дома, а в неё целился из ружья крестьянин. В трепете прижимала она руки к груди и с великой верой и надеждой горячо молилась: «Батюшка, святитель Христов Николай, помоги, защити!»

И вдруг крестьянин отбросил ружьё в сторону и сказал хрипло: «Беги сейчас же, куда хочешь, и на глаза не попадайся».

Дома она кое-как собрала пожитки, побежала на станцию, и оттуда уехала в Москву.

Прошло несколько лет.

Однажды в дверь её дома позвонили. Деревенский мужик, худой, оборванный и дрожащий, спросил, здесь ли живёт такая-то, и его пригласили войти. Когда он увидел её, тут же по­валился ей в ноги и стал просить прощения.

— Матушка, ты меня не узнаёшь? А ведь я тот, кто хотел убить тебя. Когда поднял ружье и прицелился, вижу: не ты, а святитель Николай передо мной! В него я выстрелить не мог. С тех пор болею... Решил вот тебя отыскать. Пешком пришёл из деревни.

Женщина пригласила его в комнату, успокоила, сказав, что давно всё простила. Накормила, дала переодеться во всё чистое, и он ушёл от неё успокоенный.

Через несколько дней крестьянин тот мирно отошёл ко Гос­поду. Перед смертью исповедался и причастился. А простив­шая его женщина оплакивала почившего, как родного.

 Источник:

Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей с иконами и картинами русских художников./ Георгий Юдин. – М.: Белый город, Даръ. – 384 с. – с. 148-177

 

 Источник:

Журнал «Фома», рубрика: «Говорят, что…Вопрос священнику», 2015 год, октябрь, с.38

Вопрос:  Почему в Церкви так много разных молитв, когда в Евангелии Иисус учил молиться лишь одной — Отче наш?

Ответ: … Молитвенная жизнь человека очень многогранна, и различные движения души рождают разные формы обраще­ния к Богу. Поэтому Церковь бережно сохранила в своем Предании молитвы святых, предлагая их нам как некий образец, по которому мы и сами можем обращаться ко Господу в своих нуждах, в покаянии, в ходатайстве за других людей или же в хвалении и благода­рении.

Слова же Спасителя ...А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны - вовсе не являются каким-то запретом на молитвы иные, чем «Отче наш».
Дело в том, что языч­ники подолгу молились, во-первых потому что «богов» у них было много и они перечисляли имена своих идо­лов, а во-вторых, потому что просили они себе земных благ, и, не получая, думали, что «боги» их бывают заняты чем-нибудь, а потому надо дольше взывать к ним. Вот от таких суетных молитв и предостерегал учеников Иисус.
«Под многословием, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - Господь разумеет здесь пусторечие, например, когда у Бога просим власти, славы, богатства, словом, всего, что бес­полезно для нас».
Кроме того, эти слова Христа означают, что длина молитвы не имеет значения. Сила  молитвы определяется не дли­ной, а тем, что идет от сердца.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...