суббота, 30 октября 2021 г.

Об исторической живописи

 

Немного об исторической живописи

Думы и размышления художников

«Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, неразлучна с человеком», — писал Ф. М. Достоевский.

«Историческая живопись по своему месту в сознании народа – это искреннее и честное раздумье о важнейших проблемах в жизни нации» (Виктор Маторин)


А. Косничев (род. 1970). У Сысоя. Масло. 2007

«Исторические сюжеты – это не пройденный этап. Это закономерное продолжение отечественных традиций в искусстве и культуре» (Виктор Маторин)

«Если мы обратим внимание к В.И. Сурикову, то увидим не только мощный трагизм, но и поразительную, чисто эстетическую сущность его картин. Не только историческая сущность нас восхищает в его полотнах, но и их прекрасное исполнение. Его чудные «грязные краски», его страстная, как тогда говорили, «прекрасно-безобразная живопись» не поддавалась объяснению с точки зрения традиционной техники. Можно только благоговеть перед его умением не столько найти тему, сколько выявить в ней сугубо художественные достоинства. Именно они и делают Сурикова великим художником» (Павел Попов)

Суриков В.И.  Боярыня Морозова

Булычева В.А.

К картине Сурикова «Боярыня Морозова»

После страшных терзаний и пыток

Везут по людным улицам Москвы

Староверку Федосью Морозову,

Не склонившую гордой своей головы,

Не принявшей реформы Никона,

Восставшей против царя

За святую старую веру,

К ней сердечной любовью горя.

Предстоят ей смертельные муки,

Казнь позорная от палача,

Но, раскинув, как крылья, руки,

Призывает она сгоряча

Весь народ на сохранность веры,

На борьбу за русскую святость.

Пыл и смелость ее безмерны,

Велика души ее ярость!

В. Маторин. П. Попов. Куликовская битва. Масло. 2001.   208x300

 «Для создания картины необходимы увлеченность темой, искренность чувства и профессионализм. Еще более важна позиция художника, понимание им историзма, как ответа на насущные интересы времени. Историческая живопись по своему месту в сознании народа – это искреннее и честное раздумье о важнейших проблемах жизни нации» (Виктор Маторин)

Сергей Блинков. Убиенный царевич Дмитрий. https://i.artfile.ru/1280x1024_301483_[www.ArtFile.ru].jpg

«Исторические полотна не создаются вдруг и по указке. Они требуют ответственного отношения не только со стороны художника, но и отклика и поддержки со стороны общества» (Виктор Маторин)

«Художник не только профессия, это образ жизни, личность самого творца. Основой всего является христианское мироощущение и понимание истоков национального самосознания. Здесь ключ к пониманию многовековой истории России и ее культуры, искусства в целом. Историческая картина не умерла и не умрет» (Виктор Маторин)

П. Попов. Ледовое побоище. Масло. 1997 - 1998. Учебная малая картина

 «Создание подлинно художественного произведения искусства – это сложный, удивительный процесс. Он порою непонятен даже для самого художника…». «Источником творчества может быть только любовь – к человеку, жизни, окружающему миру». (Павел Попов)

Репин И.Е. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1890-1891

Булычева В.А.

К картине И.Е.Репина «Запорожцы»

Получив послание турецкого султана

С ярыми угрозами в адрес казаков

Собралось войско дружное ответить без обмана,

Пишут всей общиной, и вот ответ готов:

«Турецкий владыко, хоть войско твое сильное,

И сам ты смелый воин, властитель удалой,

Но запугать казачество, свободою обильное

Тебе ведь не удастся, отец ты нам родной.

Когда сойдемся в поле, познаешь нашу рать,

Как рубимся мы в поле, и турок погоняем власть,

Как пятки замелькают у бравых янычар,

А сам султан не знает, как скрыться у татар.

Прощай, султан турецкий,

Прощай, владыко грозный,

Письмом своим суровым,

Ты запугал нас, тать.

Дрожим от страха бледные,

У Бога молим помощи,

Хоть нам от смеха буйного,

Чтоб не помирать!»

Репин И.Е. Бурлаки на Волге

«Лицо, душа человека, драма жизни, впечатления природы, ее жизнь и смысл, дух истории — вот наши темы... Краски у нас — орудие, они должны выражать наши мысли, колорит наш — не изящные пятна, он должен выражать нам настроение картины, ее душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке». (И. Репин)

«Для художественного произведения не довольно одного копирования с натуры. Художник вкладывает в свой труд очарование, впечатление. Поэтому никакая фотография, даже цветная, не может помешать высокой ценности истинно художественных произведений — в них ценится живая душа художника, его вкус. И в этой аристократической потребности к личному творчеству и лежит залог вечного существования искусства». (И. Репин)

В. Васнецов. Битва скифов со славянами. Эскиз одноименной картины Масло. 1879. Третьяковская галерея

«Мы только тогда внесем свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда все силы свои устремим к развитию своего родного русского искусства». (Васнецов В. 1848-1926 гг.)

Ге Н.Н. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871

«Произведение искусства есть самое высшее произведение человеческого духа; оно дает жизнь, оно совершенствует человека». (Ге Н.Н.)

 

Источник:

В. Маторин, П. Попов Историческая картина не умерла.// Журнал «Юный художник». – 2007 год, № 5. - (Приглашение к разговору)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...