среда, 25 августа 2021 г.

Сухман-богатырь

 Красота народного творчества

Богатырские былины

Сухман-богатырь

Богатырские былины, обработанные Валентином Старостиным и иллюстрированные художником из Палеха Михаилом Шемякиным, удивительным образом берут в полон наше внимание.  Напевные мелодичные строки, передающие необыкновенное богатство и завораживающую красоту русского языка, обрамлены иллюстрациями палехского художника. Они гармонично в едином стиле дополняют друг друга и перетекают друг из друга.

Празднична палехская палитра Михаила Шемякина… Итак, «Сухман-богатырь».

Источник: Старостин В. Илья Муромец: Богатырские былины./ в обработке Василия Старостина, художник Михаил Шемаров из Палеха. – М.: Издательство "Советская Россия", 1967. – 160 с., илл.


Едет дружина, едет удалая
Ко князю Владимиру в Киев на веселье.
Прибыла дружина, князь возвеселился.
На такой на радости пир заварился.
На пиру по гриднице Владимир ходит,
Владимир ходит, речь он заводит:
"Что же это нынче из славной дружины
Ты один Сухман грустен-невесел?
Али веселенья тебе не хватает?
Али похвалиться, витязь мой, нечем?"


"Государь Владимир, во мне зреет дума,
Как мне потешить честно пированье!
Привезу тебе я белую лебедь,
Белу лебедушку из чистого поля,
Я тебе нераненую, я тебе живую,
Неокровавленную сдам с рук в руки!"
"Вот угодишь-то, свет мой Сухман!
Вот удружишь-то — лучше не надо,
Вот распотешишь старого ты князя!
Ты добудь лебедку, ты достань живую!
К раннему утру сдай с рук в руки!"
Сухман поднимался, с пиру удалялся.
Ездит-поездит витязь в чистом поле,
Смотрит-посмотрит зелены дубравы,
Синие озера, голубые реки,
Тихие заводи, старицы речные,
Только лебедушки не находит Сухман,
Ни утицы серой, ни белого гуся.
Сам себе с досадой молодец молвит:
"Экое горе со мной приключилось!
С чем вернусь я в красен город Киев"
Нет! Не поеду с пустыми руками!
А поеду-съезжу ко Днепру я!"

Ко Днепру усталый молодец поехал.
"Реченька Днеприца! Днепр ты могучий!
Что ты возмутился, перевзволновался?
Что вода с песком в тебе перемешалась"
Молвит молодцу Днепр широкий:
"Гой еси ты, добрый молодец дородный,
Богатырь могучий, славный Сухман!
На меня ты, молодец, не гляди, не стой же,
Поглядевши, молодец, ты меня не бойся:
Я ведь из силушки весь теперь повышел,
Весь-то повыбился, переволновался!
Глянь, там, за мною, за Днепром-рекою
Силы неверной дважды десять тысяч,
Отколь появилась, никому не знама
Сила басурманская именем татары.
Каждым утром ранним надо мною
Все мосты Калиновы строят-наводят.
Что намостят они днем, при красном солнце,
Я мосты повырою темной ночью.
Тем я и повыбился, весь помутился!"

Забывает Сухман про игру-охоту,
Не думает долго, едет скоро,
Через Днепр он скачет к силе басурманской.
Бьет-побивает вражью силу Сухман,
Саблей рубит, и конем он топчет,
Скорая победа сердце возвеселяет...
Сухман, Сухман! погляди назад ты:
Из-за дуба-дуба, старого, сырого
Татарчонок тайно глядит-выглядает,
Лук вынимает, стрелу налагает...
Оглянись ты, Сухман, щитом приукройся!
Нет, не оглянулся, нет, не укрылся,
Беду не заметил, гибель роковую,
В битве-то витязь о себе не помнит.
В миг короткий выстрелил татарин,
Выстрелил поганый из тугого лука,
Стрела полетела, загудела,
Витязя догнала, ранила смертельно:
В правый бок попала, в левый вышла.
Тут наш Сухман и с коня свалился.
Тучею-стеною встают супостаты,
Полонить Сухмана поспешают-рвутся.

Огляделся витязь, с земли приподнялся,
Из травы зеленой насрывал листочков,
Позаткнул кровавые раны — ту и эту,
Думой разгорелся, душей разошелся,

Вырвал тот старый дуб он с корнем,
Да почал махать им по татарам.
Гнутся, ломаются сучья на дубище,
Листья обдуваются, корни облетают,
А ворожья сила тает и редеет...
Вот и с победой Сухман в Киев едет...

Солнышко Владимир ран не заметил.
"Верно, привез мне, молодец дородный,
Белую лебедь — живую добычу,
Лебедь не мертвую — из рук в руки?"
" Было мне там, Солнышко, не до лебедки,
Было мне, Владимир, там не до охоты,
Не до игры ох, да не до забавы:
Ко Днепру неверная подвалила сила,
Никому не знама, именем татары...
Я избил поганых всех до едина!"

А и тут бояре перед князем
Спешат выслужаться угодливым словом:
"Красное Солнышко, князь Владимир!
Молодец расхвастался, молодец заврался!
Он обманул тебя, князь Владимир:
Взялся, да не сдал, зря нахвалился,
А теперь повыдумал татарскую силу...
Выдумке этой — кто-то ей поверит!"
Закипел душою, гневом князь излился:
"Отведите Сухмана во подвал глубокий,
В темный погреб на хлеб, на воду,
Чтоб по-пустому он вперед не хвастал,
Чтоб не обманывал великого князя!"

Витязи молчат все, бояре ликуют,
Только Илья Муромец князю поперечит:
"Солнышко Владимир, дай слово молвить —
Сухман — правдивый, Сухман — нелживый!
Выпусти ты Сухмана, князь, на волю,
Не твори напрасной молодцу обиды!
А я съезжу в поле на дослед-узнанье!"
Сказано — сделано: Илья в чистом поле
К матушке Днеприце подъезжает.
Вдоль да по бережку, бережку крутому
Силушка несметная, видит он, побита.
Дуб вот вырван с сучьем и кореньем,
О басурманов обит, околочен...
Дуб окровавленный привез Илья в Киев
И сказал сурово таковое слово:
"Князь Владимир, Красное Солнце,
Рать басурманская этим вот дубищем
На Днепре побита, тленьем понакрыта!
Ну-тко, бояре, вас тут много,
Выбросьте из Киева этот околотыш!"
Бились-побились, выбились из силы,
Отошли бояре во сторонку,
Дуба на вершочек не приподняли.



Из темницы темной князь Владимир
Выпустил на волю Сухмана младого.
В руки могучие ту дубовину
Взял, размахнулся Сухман и в поле
Выкинул дубище прочь за город Киев.
Заспешил Владимир, он забегал ходко:
"Вот теперь я Сухмана награжу наградой,
Жаловать Сухмана ныне я буду,
Городов-поселков дам в подаренье!"
Отвечал Владимиру богатырь Сухман:
Не умел Владимир жаловать раньше,
А теперь Владимиру жаловать поздно!"
На добра коня он, Сухман, садился,
Уезжал их Киева прочь от обиды.
Душенька у Сухмана преволновалась,
Сердце забилось, кровь расходилась,
Выпали из раночек травяные листья,
Хлынула рудая кровь ручьями.
"Раны мои раны, кровавые раны,
Истеките раны вы моею кровью,
Молодецкой кровью да Сухман-рекою!
Конь ты мой добрый, друг мой верный,
Как с тебя паду я на сыру землю,
Ты не печалься, не стой надо мною,
Поди на свободу, беги куда хочешь,
На луга зелены, на травы шелковы,
Там да и пасись ты, свежую пей воду,
Воду ключевую да из Сухман-речки!"

Кровь из добра молодца вся повыбегала,
По полю струею она разливалась,
Водой ключевою осветлела.
Так и скончался бгатырь могучий.
Славу и поныне поют во старинах
Славному Сухману от века и до века.

Источник:

Старостин В. Илья Муромец: Богатырские былины./ в обработке Василия Старостина, художник Михаил Шемаров из Палеха. – М.: Издательство "Советская Россия", 1967. – 160 с., илл.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...