понедельник, 2 августа 2021 г.

Сокровища иконописи Третьяковской галереи

 Сокровища иконописи Третьяковской галереи

Третьяковская галерея обладает лучшей в мире коллекцией древнерусского искусства. Начало было положено П.М. Третьяко­вым: он понимал, что все памятники прошлого должны быть включены в общую картину развития отечественного искусства.

Зал древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи

Замысел был осуществлен только после его смерти, когда собранные им иконы были присоединены к основной коллекции в соответствии с завещанием; в 1905 году вышла книга «Краткое описание икон собрания П.М. Третьякова». Ни в одном отече­ственном музее в то время подобной экспозиции не было.

Состоявшиеся в 1906-1913 годах в России и за рубежом выставки принесли признание русской иконе как явлению мировой художественной культуры.

«Иконопись есть особая отрасль символического искусства, но она есть не только искусство, но и более чем искусство, она есть боговидение и боговедение, дающие художественное свидетельство о себе. Она требует для истинного своего осуществления соединения в одном лице художника и религиозного созерцателя-богослова. Одно художество само по себе бессильно создать икону, так же как и одно богословие. Поэтому творческая иконопись является труднейшим и редчайшим искусством, как требующая соединения этих обоих, также редких даров». (Прот. Сергий Булгаков)

 

Богоматерь Владимирская. Первая треть XII века. Дерево, темпера. 69x104, первоначальный размер 55 x 78

Икона была привезена из Константинополя в Киевскую Русь в начале XII века. Это одно из величайших произве­дений византийского искусства комниновского периода (1057-1185) - времени подлинного художественного рас­цвета, высшая точка в развитии всех тех стилистических особенностей, которые определяют понятие «византинизм».

От первоначальной, очень тонкой по исполнению, живописи сохранились лики Марии и Младенца, фрагменты оде­яния. Богоматерь держит Младенца на руках и, склонившись, прижимается к нему щекой. Такой извод называется «елеус», что в переводе с греческого означает «умиление». Лирическое начало здесь соединено с глубокой печалью, которую выдает скорбность лица Марии. Необычайно сосредоточенной серьезностью отличается и лик Младенца. Редкостная эмоциональность, тончайшая живопись, духовная наполненность образов делают эту икону византий­ского мастера непревзойденным произведением иконописи.

В 1155 князь Андрей Боголюбский перенес образ во Владимир, с тех пор икона стала называться «Владимирской». В 1395, когда у стен Москвы стояло войско хана Тимура, «Владимирская Богоматерь» была перенесена в Успенский собор московского Кремля, где и оставалась до 1930, когда икону передали в музей. С сентября 1999 она находится в Храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.

Устюжское Благовещение. Новгород. 1130-1140-е, дерево, темпера, 238 х 168

Одна из драгоценных домонгольских храмовых икон, которые помещались не на стенах, а на столпах или возле стен. Прекрасен большеокий печальный архангел Гавриил. Кротко стоит Дева Мария, склонив голову, а на груди Ее, видимый словно в темном зеркале, образ Младенца в медальоне. Моток пряжи в левой руке Приснодевы и тонкая нить - в правой мотивированы рассказом о том, что Пречистой было поручено прясть пурпур для завесы Иерусалимского храма (Протоевангелие от Иакова). Но в этой иконе мотив лишен какой бы то ни было бытовой окраски. Пряжа в руках Девы - это символ того, что из Ее крови сопрядется плоть Сына Божия. И еще того, что в руках Марии - нить судьбы человечества.

Златокрылый Архангел подлетел к Пресвятой Деве Марии. Его прекрасный лик строг и торжественен, сильная рука протянута в благословении. Архангел принес весть от Бога, и теперь его большие глаза внимательно смотрят на Ту, от ответа Которой зависит судьба всего мироздания.

«Да будет Мне но глаголу твоему», — произносит Пресвятая Дева, и от этих простых слов мир преображается, заливаясь золотым светом. Этот свет мы видим в иконе везде. Он заполняет пространство скромной горницы Благовещения, так, что в ней нет ни стен, пи пола, он пронизывает насквозь, делая почти прозрачной фигуру Архангела. А вверху открываются Небеса, где в окружении серафимов является Бог, чтобы соединиться со своим самым совершенным творением. Дева же смиренно и доверчиво склоняет перед Ним голову и замирает, словно прислушиваясь.

Из немногих сохранившихся памят­ников домонгольского искусства, связан­ных с Киевом, в Галерее представлены фрагменты мозаик, в том числе «Дмит­рий Солунский»

Дмитрий Солунский. Мозаика 1108-1113. Мозаика, известь, смальта, камень, кирпич, мрамор. 122x214,5

Мозаика с изображением святого Дмитрия Солунского происходит из Киевского Михайловского Златоверхого монастыря, который был построен и украшен по заказу князя Святополка Изяславовича (в крещении Михаила) в 1108-1113. Образ святого был помещен на внутренней стороне алтарной арки и датируется временем постройки собора. Святой Дмитрий Солунский представлен в рост. Левой рукой он держит щит, правой - копье с белым остри­ем, за спиной у пояса в ножнах висит меч. Поверх доспехов изящно переброшен зелено-голубой плащ, на котором тавлий - узорчатая золотая полоса, сообщающая о высоком социальном положении ее владельца. Изображение одеяний и вооружения Дмитрия традиционно для иконного образа воина. Лицо и руки святого выложены из мато­вых маленьких кусочков цветных камней зеленоватых, розоватых, оливковых и охристых оттенков. Нимб состоит из строго концентрических рядов золотой смальты, его темно-красная обводка служит намеком на жертвенность и мученическую смерть. В соответствии с каноном изображения святых фигура Дмитрия Солунского в золотых доспехах представлена на золотом фоне, благодаря чему образ кажется абсолютно бестелесным, бесплотным, его силуэт сливается с божественным золотом горнего мира.

Борис и Глеб на конях. Псков. Середина XIV в., дерево, темпера,128 × 67,5 см

Борис и Глеб восседают на вороном и гнедом конях, ритмично идущих в ногу. Кони не столько ступают по выступам скал, сколько парят над ними. Художник как будто хотел передать чудесный полет обоих всадников над землей, точнее говоря, над той пропастью, которая отделяет одну горку от другой. Стройные фигуры, превосходно вписанные в прямоугольник доски, фланкированы горками, заполняющими боковые просветы и тем самым придающими композиции большую устойчивость. Полуфигуру Христа в верхнем правом углу художник умело уравновесил слегка наклоненными влево копьями. С тонким вкусом он подобрал цвета одежд обоих всадников; стального оттенка кафтан и розовато-красный плащ Бориса, розовато-вишневый кафтан и изумрудно-зеленый плащ Глеба.

Мастер круга Феофана Грека, Преображение. Начало XV века (1403?). Москва Дерево, темпера. 184 х 134

Заметную роль в развитии москов­ской иконописи сыграл византийский мастер Феофан Грек (середина XIV века - после 1405).

Достижение святости - драматический процесс духов­ного очищения, при котором происходит не только нрав­ственное, но и физическое преображение. Безусловно, в чис­ло памятников, созданных под влиянием этих идей, входит икона «Преображение» (1403?). Представлено чудесное явление: Иисус Христос, поднявшись с учениками - апосто­лами Петром, Иаковом, Иоанном - на гору Фавор, просиял в лучах Фаворского света. Христос изображен на горе в сия­нии «славы», по сторонам - обращенные к нему пророки Илья и Моисей, ниже - пораженные чудом апостолы. Традици­онная композиция дополнена сценами восхождения Христа с апостолами на Фавор и схождения их с горы, в верхних углах композиции - ангелы, приносящие пророков на Фавор. Свет трактован как духовная сила, которая пронизывает и преобразует человеческую плоть.

Феофан Грек (?). Середина XIV века - после 1405. Богоматерь Донская. 1380-1390-е годы. Москва Дерево, темпера. 86 х 67. Оборотная сторона: Успение Богоматери

С именем Феофана Грека связывают двустороннюю икону «Богоматерь Донская» (1380-1390-е) с «Успением Богома­тери» на обороте (1390-е). Первоначально икона находилась в Успенском соборе города Коломны, возведенном в память победы Дмитрия Донского на поле Куликовом.

С Феофаном Греком над росписями Благовещенского собора Московского Кремля (1405; не сохранились) рабо­тал величайший иконописец Древней Руси Андрей Рублев (около 1360/1370- 1430-е). Сведения о Рублеве скудны. В летописных упоминаниях он назван «чернецом» (мона­хом). Достоверно известно, что в 1408 году вместе с Дани­илом Черным он украсил фресками Успенский собор во Владимире. Примерно в 1424-1425 годах Рублев и Черный расписали вновь построенный собор Троице-Сергиева мо­настыря (роспись утрачена в XVII веке), после чего мастера возвратились в Андроников монастырь в Москве, монахами которого они были.

Андрей Рублев. Троица. 1420-е, дерево, темпера, 142 х 114

Для Троице-Сергиева монастыря было создано главное произведение Рублева - самая совершенная русская икона «Троица» 1420-е). Образ исполнен в память основателя монастыря - великого святого Руси преподобного Сергия Радонежского, призывавшего к духовному возрождению и объединению земель русских, раздробленных междуусобием. Библейский сюжет о Ветхозаветной Троице (трех ангелах в образе «трех мужей», явившихся старцу Аврааму и жене его Сарре) богословской традицией истолковывался как воплощение одного из главных догматов христианства о единстве трех ипостасей Бога. Изображение на иконе интерпретируется по-разному. Согласно одной из трактовок, центральный ангел олицетворяет Христа (он облачен в его традиционные одежды), левый - Бога Отца, правый - Святого Духа. Для современников образ, созданный Рублевым, являл зримое воплощение идей о возможности гармоничного устройства мира, основанного на христианской любви и единении, которые проповедовал преподобный Сергий Радонежский.

Андрей Рублев. Спас (из Звенигородского чина). Начало XV века. Дерево, темпера. 158 х 106

Три иконы Андрея Рублева - «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел» начало XV века) - происходят из древнего Звенигорода и составляли часть так называемого Звенигородского чина.

Рублев изобразил своего Спасителя погрудно, без Библии в руках. Наш взгляд сосредоточен только на его лице. Это первое — и во многом наиболее запоминающееся — изображение лица России.

Это и есть лик на доске, затерявшейся в поленнице дров и лишь чудом не погибшей (как и сама православная вера) в пожаре страшного XX века.

Андрей Рублев. Апостол Павел (из Звенигородского чина). Начато XV века. Дерево, темпера. 160 х 109

Живопись Рублева была творением монаха и выражением монашеского идеала, зовущего к единению людей, живших в раз­дробленной, многообразной и разбросанной стране. Он написал эту икону для новой церкви в тогда еще молодом городе Звенигороде. Это была центральная панель в многорядной композиции икон — иконостасе. Такого рода живописная энциклопедия веры была изобретением русских иконописцев, ставшим для преимущественно неграмотных прихожан источником вероучения и предметом поклонения.

Андрей Рублев. Архангел Михаил (из Звенигородского чина). Начало XV века. Дерево, темпера. 158 х 106

Лики Андрея  Рублева — «величавые и лирические, созерцательно-сосредоточенные и философски углубленные, доверительно открытые миру и нежно-сердечные, внутренне свободные и независимые, целомудренные и чистые — это идеалы высокой духовности, примеры нравственно-совершенного человека. Исполненные любви, согласия и сострадания, окрашенные в тона светлой печали, они не спускаются в мир зрителя, но возносят его в сферу идеала. Достигший гармонии ума и сердца, человек в его произведениях живет богатой внутренней жизнью. Его ясные, правильные и естественные формы монументально — пластичны и объемны, но одновременно невесомы и легки. Его композиции совершенны, поскольку один из основных принципов искусства Рублева — гармоничное сочетание общего и частного. Все уровни композиционного построения, все элементы схемы пронизывает круг. Круговой ритм — главный элемент формального и смыслового строя его произведений. Этот музыкальный по выразительности ритм определяется безупречным владением линией и прекрасным рисунком. Произведения Рублева очаровывают своим колоритом: холодной, чистой и переливчатой красочной гаммой, основанной на сочетании сине-голубых, лиловых, зеленых, розовых и золотисто-желтых цветов. Его не знающие тени краски прозрачны и светоносны, они сияют благородным цветным светом». (Дудочкин Б.Н.)

Алексий митрополит с житием. Дионисий (около 1440 — после 1502) и его мастерская. Конец XV - начало XVI вв. 197 × 152 см.

Икона "Митрополит Алексий"  является древнейшей житийной иконой московских святителей. Нужно отметить редкостное умение мастера архитектурно упорядочить плоскость как всей иконной доски, так и каждого из клейм в отдельности. Есть своя глубокая внутренняя логика в соотношении пропорций среднего поля и пропорций клейм, высоты и ширины каждого прямоугольника, фигур и фона. Все это обычно делалось на глаз, но глаз художников был настолько точным, что он редко ошибался. Лишь долгие годы упорной ремесленной учебы приучали русского иконописца к такой безупречности в решении композиционных задач.

Преобладают белоснежные цвета, определяющие весь красочный строй. Так широко белый цвет никогда не применялся в палитре русского иконописца. Уже одно это является большим колористическим новшеством. Белый цвет — светоносный цвет. Ему всегда присущ серебристый оттенок, он обычно подчиняет себе другие цвета, как бы перенося на них этот оттенок.

Белый цвет высветляет все остальные краски. Вот почему красный тон заменен розовым либо бледно-малиновым, зеленый — фисташковым, коричневый — золотисто-коричневым, желтый — соломенно-желтым, синий — бирюзовым и т. д. Эти воздушные краски, лишенные веса и плотности, предельно облегчают форму.

Симон Ушаков (1626-1686). Древо государства Московского. 1668, дерево, темпера, 105 х 62

Семнадцатый век для русской иконописи - интересная, насыщенная эпоха. Древнерусская культура уступала место искусству Нового времени. Крупнейшим мастером этой поры был Симон Ушаков (1626-1686), более двадцати лет возглавлявший Оружей­ную палату, главную придворную иконописную мастерскую. В его наследии особое место занимает икона «Древо государства Московского» (1668) - композиция, восходящая к изображениям земного родословия Христа. Иконописец изобразил Ивана Калиту и митрополита Петра, насаждающих виноградную лозу, древо святости, в основание Успенского собора Московского Кремля.

Ветвящийся ствол несет главную святыню Московского государства - икону «Богоматерь Владимирская», окруженную медальонами с образами московских правителей- иерархов русской церкви. Все они славят Богоматерь слова­ми Акафиста. Внизу, за стеной Кремля, возносят хвалу царице небесной царь Алексей Михайлович с женой и сыновьями, молясь о ее заступничестве.

Никита Павловец. ? – 1677. Богоматерь Вертоград Заключенный. Около 1670 .Дерево, темпера. 33 х 29

Никита Павловец (? - 1677) - современник Ушакова. Его манеру отличало камерное «мелкое письмо». К числу бесспорных шедевров мастера следует отнести икону Богоматерь Вертоград Заключенный» (около 1670). Икона исполнена искреннего чувства, а совершенным ювелирным рисунком, драгоценным колоритом передает «не­земную» красоту чудесного сада - заполненную дивными цветами обитель Богоматери.

 

Конечно, в этом кратком обзоре упомянуты далеко не все шедевры древнерусской живописи из Третьяковской галереи. Для того, чтобы глубже погрузиться в мир иконы, необходимо посещение самой галереи, чего от всей души и желаю всем читателям моего блога.

 

Источники:

Третьяковская галерея: Путеводитель. – 6-е изд. – Спб.: ЗАО «П-2», 2011. – 136 с.

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...