среда, 21 июля 2021 г.

Киево-Печерский патерик. Иконы

 Киево-Печерский патерик.

У истоков русского монашества

Автор текста: М. Башлыкова


Собор Киево-Печерских святых. Первая половина XIX века

Киево-Печерский патерик относится к числу памятников литературы, имеющих непреходящее значение для истории и культуры России. Создававшийся на протяжении XII - XIII веков и получивший окончательное оформление, предположительно, в конце XIII - начале XIV века, этот сборник житий святых иноков Киево-Печерского монастыря и повествований о раннем периоде его истории, служил источником духовной мудрости, восхищал читателей красотой и яркостью стиля, как в Средние века, так и в Новое время.

Основатели обители преподобные Антоний (1073) и Феодосии (1074) по праву считаются первоначальниками иночества на Руси: именно со времени их поселения в пещерах на крутом берегу Днепра начинается история Киево-Печерского монастыря, первого упоминаемого в древнерусских летописях.

Преподобный Феодосии Печерский. Темпера. Вторая треть XVII века. Подмосковье

Преподобным Нестором Летописцем было написано житие святого Феодосия, которое вошло в состав Киево-Печерского патерика наряду с летописным Словом о первых черноризцах печерских, Словом о создании Печерской церкви Владимирского епископа Симона и Посланиями епископа Симона и инока Поликарпа.

Патерик, как и сам Киево-Печерский монастырь, являл собой средоточие историко-культурных связей Древней Руси. Именно в этом монастыре возникает центр начального русского летописания, создаются книгописная и иконописная  мастерские.

Богоматерь Печерская. Вторая половина XVIII века. Резьба, роспись, золочение. Киев

Монастырский скрипторий возникает, по-видимому, уже при прп. Феодосии. Из Патерика мы узнаем о его любви к книгам и о том, что прп. Никон Печерский был искусным их переписчиком («бе бо книгы хитр писати»). Таким образом, литературный талант самого знаменитого древнерусского автора — прп. Нестора Летописца расцвел на благодатной почве. Он пришел в Киево-Печерский монастырь еще при жизни прп. Феодосия, был пострижен в иночество при его преемнике прп. Стефане. Перу прп. Нестора, наряду с Житием прп. Феодосия, принадлежат и глубоко прочувствованные строки о Русской земле в Повести временных лет, высоко ценимой за точность исторических сведений, и о первых русских святых - князьях-страстотерпцах Борисе и Глебе.

Успение Богоматери. Вторая четверть XIX века. Мастерская Киево-Печерской лавры

Сведения, сообщаемые Патериком, во многом дополняют историческую картину времени. Так, мы узнаем об основании и строительстве главного храма монастыря — соборной Успенской Печерской церкви греческими зодчими, прибывшими на Русь по велению Самой Богоматери, явившейся им в чудесном видении в Константинопольском Влахернском храме. Строительство и освящение этой церкви сопровождалось многочисленными чудесами, свидетелем которых были многие киевляне, в том числе и князь Владимир Мономах; «в память тех чудес» он создает подобную Печерской Успенскую церковь «в своем княжении», так же поступает и его сын.

Богоматерь Печерская. Масло. Первая треть XIX века. Киев (?)

Во время украшения Печерской церкви росписями и мозаикой в ее алтаре чудесно сам изобразился образ Богоматери, это чудо видел и будущий первый знаменитый иконописец Руси, а тогда ученик греческих мастеров - преподобный Алипий. Создание Успенской церкви является центральным по значимости моментом в Киево-Печерском патерике — таким образом, из Греции на Русь переносится влахернская традиция особого почитания Богоматери, и не случайно по всем русским землям князьями, а также епископами, вышедшими из стен Киево-Печерского монастыря, строятся Успенские храмы.

Избранные святые. Темпера. XVII, XIX век

Судьба многих героев Киево-Печерского патерика представляет интерес для историков. Так, преподобный Моисей Угрин является одним из трех братьев-венгров, поступивших на службу к русским князьям; второй — Георгий — служил святому князю Борису и был убит вместе с ним, а третий — Ефрем, — по преданию, стал основателем Новоторжского монастыря. Преподобный Николай Святоша был черниговским князем, добровольно вступившим в монастырь, — первым из русских князей.

«Достойно есть». Темпера. Первая треть XIX века. Палех (?)

В монастыре были и последователи затворнического подвига святого Антония — преподобные Исаакий, Никита, Лаврентий, и сторонники деятельного служения миру, ученики святого Феодосия, вынесшего Печерский монастырь (точнее, кельи монахов) из пещер на поверхность земли.

Почитание печерских святых отразилось в их многочисленных иконах, которые создавались по всей Руси.

Богоматерь Печерская-Свенская с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Икона второй половины XIII в. Из Свенского монастыря близ Брянска. Государственная Третьяковская галерея.  http://www.brooklyn-church.org/wp-content/uploads/2013/09/Svenskaya-Antoniy-Feodosiy.jpg   

Древнейшим памятником с изображением преподобных Антония и Феодосия является Печерская (Свенская) икона Богоматери (ГТГ), по преданию, принесенная около 1288 года по просьбе черниговского князя Романа Михайловича из Киево-Печерского монастыря и помещенная в основанный им Свенский Успенский монастырь, в «пяти поприщах от града» Брянска. Преподобные Антоний и Феодосии изображены на иконе предстоящими Богоматери, восседающей с Младенцем Христом на троне.

Некоторые ученые считают, что святые на этой иконе изображены перед иконой Богоматери - одной из чтимых святынь Киево-Печерского монастыря, привезенной на Русь из Константинополя. На Печерской (Свенской) иконе и многочисленных списках с нее изображение Богоматери обозначает также и Успенскую церковь — главный храм Печерского монастыря, воздвигнутый по Ее повелению.

Богоматерь Ченстоховская с избранными святыми, Темпера Конец XVIII –начало XIX века

Греческие зодчие, посланные на Русь Богоматерью, получили от Нее храмовую («наместную») икону, в которой монастырское предание видит икону Успения Богоматери. В XIX веке в иконописной мастерской Киево-Печерской лавры писались многочисленные списки с этой чтимой святыни монастыря.

Минея на Май. Темпера. XVII век

Печерские святые, и прежде всего - преподобные Антоний и Феодосии, как основатели русского монашества, изображались среди избранных святых, в различных иконографических композициях: «Шестоднев», на Богородичных иконах.

Минея на Май. Клеймо

 Основатель Киево-Печерского монастыря преподобный Антоний, уроженец города Любеча, был пострижен в монашество на Афоне и именно оттуда по благословению игумена вернулся в Киевскую Русь. Его житие, составленное, по-видимому, вскоре после смерти, затерялось в период многочисленных военных набегов и разграблений Киева.

Уланов Кирилл (в монашестве — Корнилий). Богоматерь Печерская, с киевскими святыми. 1721 г. Дерево, темпера. 40.4 × 39.8 см. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир, Россия.  https://www.icon-art.info/hires.php?lng=ru&type=1&id=7262

Икона, написанная Кириллом Улановым в 1721 году, изображает Богоматерь в окружении святых, жития кото­рых находятся в Киево-Печерском патерике. В более позд­нее время формируется иконография Собора Киево-Печерских святых, включающая всех печерских подвижни­ков.

Складень трехстворчатый Собор Киево-Печерских святых. Праздники. XVIII - XIX век. Резьба, темпера, золочение, монтировка.

При этом центральное место в иконографической композиции занимают креститель Руси князь Владимир и первые русские святые, князья Борис и Глеб.

Со временем почитание киевских святых распростра­няется по всем русским землям. Большую роль в этом про­цессе сыграло составление в начале XV века новой («Арсеньевской», 1406 г.) редакции Киево-Печерского патерика Тверским архиепископом Арсением, бывшим постриженником Киево-Печерского монастыря, входившим в окру­жение иерарха-просветителя митрополита Киприана.

Богоматерь с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими. Темпера. Конец XVIII века. Русский Север

Иконография Богоматери «Печерской» также переносится на русскую почву: она повторяется, например, на иконе северных писем с изображением преподобных Зосимы и Савватия, основателей Соловецкого монастыря.

На надвратной иконостасной сени (кон. XVII - нач. XVIII в., ГИМ), по-видимому, происходящей из москов­ского Донского монастыря, изображена Донская икона Богоматери, которой предстоят в молении преподобные Антоний Великий и Антоний Печерский, в окружении сюжетов из Киево-Печерского патерика.

В середине XVII века по поручению Петра Могилы знаменитым мастером Илией была выполнена серия гра­вюр для первого издания Патерика на церковно-славянском языке (Киев, 1661). Им были созданы листы с изо­бражением преподобных, титульный лист, ставший свое­го рода издательской маркой Киево-Печерской типогра­фии. На нем изображен Успенский собор лавры, из ко­торого произрастает виноградная лоза — символ Христа и христианства. Эту лозу возделывают преподобные Анто­ний и Феодосии, а «процветает» она подвижниками, жи­тия которых входят в состав Киево-Печерского патерика.

Киево-Печерский патерик. Гравюра на дереве. 1791. Киев. Типография Киево-Печерской лавры

Дальнейшая история графики с изображением печерских святых представлена в декабрьском издании Пате­рика 1702 года, которое было проиллюстрировано Леон­тием   Тарасевичем.   В   отличие   от Илии, работавшего в технике гравю­ры на дереве, он выполнял гравюры на меди. Это во многом определило более тонкую и изысканную стилис­тику изображений. Гравюры Леонтия Тарасевича на долгое время стали эта­лоном для всех последующих граве­ров, работавших над Патериком.

В гравюрах Илии и Тарасевича иконография многих святых была со­здана впервые, поэтому они стали об­разцами для иконописцев и резчиков по дереву в XVIII — XIX веках. В это время Киево-Печерская лавра являет­ся местом паломничества, и именно паломники были заказчиками икон с изображениями святых подвижников и монастырских святынь.

Преподобный Иоанн Многострадальный. Вторая половина XIX века. Дерево, резьба. Киев

Одним из наиболее почитаемых святых был прп. Иоанн Многострадальный, при­влекавший внимание суровостью своего подвига: борясь со страстями, этот подвижник по грудь вкопал себя в землю и долгое время провел в таком поло­жении, молясь Богу. Резные изображения прп. Иоанна, наряду с изображением главной святыни монастыря — Ус­пения Богоматери, принадлежали к числу самых много­численных паломнических икон.

Особый пласт почитания печерских святых отразился в произведениях искусства, созданных в старообрядческой среде. Так, например, изображения преподобных Антония и Феодосия Печерских присутствуют в композициях мед-нолитых икон, двухстворчатых и четырехстворчатых складней, создававшихся старообрядцами-поморцами.

 

Средник складня. Богоматерь с Младенцем. XIX век.  Медный сплав, литье

В состав старообрядческих рукописных сборников житий нередко входили жития из Киево-Печерского патерика со сложными, захватывающими сюжетами — прп. Моисея Угрина, прп. Григория Чудотворца.

Популярность Киево-Печерского патерика выражалась также в создании все новых редакций его текста, извест­ных сейчас более чем в двустах списках XV - XIX веков. Процесс серьезной переработки текста завершился только в XVII веке, когда в 1661 году в типографии Киево-Печер­ской лавры вышло первое печатное издание памятника на церковно-славянском языке. В XVIII - начале XX века Киево-Печерский патерик неодно­кратно переиздавался как в Киеве, так и в Москве.

Как литературный памятник Кие­во-Печерский патерик стал образцом для писателей нового времени, в пе­риод расцвета национальной литера­туры. Сюжетами Патерика восхищал­ся А.С. Пушкин. Упоминания о нем встречаются в произведениях Н.С. Ле­скова, Л.Н. Толстого. Киево-Печер­ский патерик навсегда останется бес­ценным источником по истории воз­никновения иночества на Руси, па­мятником, содержащим богатый опыт традиций монашеского жития, и пре­краснейшим литературным произве­дением Древней Руси.

Источник:

Башлыкова М., Киево-Печерский патерик./ Юный художник. – 2007, № 1. – с.29-33

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...