среда, 31 марта 2021 г.

Суриков В.И. Исцеление слепорожденного

Суриков В.И. Исцеление слепорожденного

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для того], чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим (Ин 9:1–7).

Суриков В.И. Исцеление слепорожденного. Из собрания ЦАКа. Церковно-археологического кабинета при Московской духовной академии. Реставрация Екатерины Сергеевны Чураковой.
https://regnum.ru/uploads/pictures/news

На полотне изображена сцена из Евангелия от Иоанна, когда Господь исцелил слепого от рождения человека.
«Исцеление слепорожденного» — автобиографическая работа, которой нет в музейных каталогах. Художник изобразил себя в роли исцеленного: Христос открывает ему глаза, а падающий на руки свет означает силу, которую он получает для продолжения творческой жизни. Женщина за правым плечом Спасителя — супруга художника, которая осталась любовью всей жизни мастера. Василий Иванович действительно прозрел духовно и был верующим человеком до конца жизни.
«….Если бы он только мог примириться со своим несчастьем, он давно бы уже работал. Как часто он искал прибежища у Бога, — ходил в церковь, читал Библию и часами просиживал возле дорогой могилы, и все-таки не было покоя и примирения с постигшим его ударом. Сюда, в Красноярск, он привез новую картину — «Христос исцеляет слепорожденного»: на большом холсте, у ног Христа, сидит человек, впервые раскрывший глаза на мир. Изумление и восторг на лице прозревшего были написаны с рембрандтовской глубиной и проникновенностью. Христос, положивший руку на голову слепого, неподвижен как изваяние. Лицо его, строгое, отрешенное, с твердо очерченным ртом, суровым взглядом, ничем не напоминает святого, даже нимба вокруг головы нет, это — человек… А за ним толпятся удивленные свидетели чуда.
Василий Иванович знал: написано с мастерством и убедительностью, но где-то в глубине чувствовал — это не то, что он может и должен делать. И писал-то он эту картину для «одного себя», уйдя от действительности. Но в этой работе он отрекся от самого себя. Потерял себя. Где ж теперь и как себя найти?..» (Из книги Натальи Кончаловской «Дар бесценный»)

ДАЛЕЕ
«Свет во тьме светит…»
Автор текста: Марина Москалюк

Весной 1888 года в семью Сурикова постучала беда - скончалась любимая жена художника Елизавета Августовна.

… Обрушившееся горе всколыхнуло в Сурикове все религиозные чувства. Утешение, примирение с судьбой могло быть только в вере в промысел Божий, подкрепляемой соблюдением православных обрядов и чтением духовных книг.

Суриков рано потерял любимую супругу Елизавету. Он сильно тосковал, постоянно ходил на кладбище молиться за умершую и перестал писать картины. 2 года художник находился в унынии и отчаянии — у него не было ни вдохновения, ни сил до той поры, пока он не открыл для себя Церковь. Вера и участие в Таинствах вдохнули в него новую жизнь. «Исцеление слепорожденного» - это первая картина после двухлетнего перерыва. В образе слепого Суриков изобразил себя.
Картина, безусловно, автобиографична, и не только в том, что под исцелённым в первую очередь Суриков подразумевает самого себя, но в том, что за спиной Христа, за левым его плечом в зыбком сумраке художник изображает женское лицо с чертами Елизаветы Августовны. Эти тающие во мраке, родные для художника очертания как бы уже не причастны земному бытию.
В феврале 1893 года в Петербурге открылась XXI Передвижная выставка. Василий Иванович, долго не решавшийся показывать свою картину широкому зрителю, смог, наконец, сообщить матери и брату: «Я поставил на выставке «Исцеление слепого Иисусом Христом».
Факты свидетельствуют, что уже после того, как в голове Сурикова созрел новый грандиозный замысел «Покорения Сибири», он упорно продолжает работу над «Исцелением слепорожденного», И, более того, глубоко и искренне переживает о выставочной судьбе картины. В письмах конца 1892-го и в 1893-м году пишет:
«Теперь кончаю картину «Исцеление слепого Иисусом Христом». К февралю будет готово, если Бог велит. «Ермака» начну после нее»...
«На выставку я поставил картину «Исцеление слепого Иисусом Христом». Художники хвалят и московская публика, которая у меня видела картину дома. Не знаю, что скажет петербургская. Да я думаю, что она довольно равнодушная в деле веры»...
«Пишу «Ермака». Работаю над картиной с 8 утра до 6 вечера, а то и позже. Критика картиной «Исцеление слепого Христом» недовольна. Идеалисты ругают, что она очень реальна, а реалисты, что она чересчур идеальна... Вот и разбери».
…Фигура Христа придвинута к зрителю, она почти целиком заполняет пространство холста и написана не как прежде у Сурикова материально-весомо, а бесплотно, плоскостно. Большой треугольник силуэта парит в пространстве холста, не случайно художник срезает нижним краем композиции землю, почву, на которую можно было бы опереться. От Христа веет тихой торжественностью, мистической значимостью. Тип лица традиционный, давно сложившийся в европейской культуре, но выражение его удивительное, ни в одной из евангельских композиций русской школы ещё не встречалось ничего подобного. Оно одновременно мягкое и грустное в своих очертаниях, даже чуть усталое, но непоколебимо-твердое.
Наиболее точна, пожалуй, характеристика Максимилиана Волошина: «Его Христос - неизбежный, налагающий, кротко неволящий. В нём нет ни милосердия, ни жалости. Он весь - кроткая, тихая, но неумолимая и неотвратимая воля. <...> Особенно странны самые глаза - тяжелые, тёмные, без блеска, не отражающие света, целиком устремлённые внутрь, нависшие, как тихая, переполненная тёмной дождевой влагой туча. От них веет молчанием. В реальной жизни такой взгляд можно видеть у людей, достигших большой глубины сосредоточия религиозной мысли. Но можно с уверенностью сказать, что Суриков не подсмотрел этот взгляд в действительности, но угадал его внутри себя»
Христос касается глаз и руки прозревающего слепого, психологическое состояние которого - беспредельное удивление, внутреннее волнение до дрожи. Руки ещё пытаются ощупать какие-то предметы, но уже подсознательно застывают, замирают в воздухе, будто исцелённый осознал, что необходимые ранее движения бессмысленны. Сложнейшие чувства прозрения представить и передать живописными средствами - сверхсложная задача. Суриков уводит простонародное, с грубыми чертами лицо в полутень, изображает его в профиль, одновременно пытаясь запечатлеть и трепет, и растерянность, и ликование. Максимально активное «действующее лицо» картины - свет, пронизывающий всё полотно и льющийся двумя широкими диагональными, направленными на встречу друг другу потоками. В его лучах светятся лик и руки Христа, руки слепорожденного. Дополнительный оттенок тихой торжественности, таинственности придает мерцающий в верхнем левом углу золотистый свет свечей.
Свершая чудо исцеления, Христос говорит своим ученикам: «Доколе Я в этом мире, Я свет миру» (Ин: 9,5). Именно так трактован лик Христа, он весь озарён светом - и внешним, и тем изначальным, исконным, о котором у того же евангелиста сказано: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин: 1,5).
Суриков намеренно отказывается от всех подробностей происходящего исцеления, которые он, безусловно, знал из текста Евангелия. Он переживал прозрение и как свой собственный выход из тьмы отчаяния. Его Христос - сегодняшний, русский, принципиально современный ему и всем лицам «с первой русской паперти».

Источник:

Москалюк М. «Свет во тьме светит…»./ Марина Москалюк.// Тобольск и вся Сибирь. Восьмой номер. Красноярск: Альманах./ Сост. М.В. Москалюк. - Тобольск: Издательский отдел Тюменского регионального общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», 2007. - 340с. – с.76-96)

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...