вторник, 9 февраля 2021 г.

Рассказы русских писателей о Зиме

 Художественное слово о Зиме
Рассказы русских писателей о Зиме


Пластов А.А. Первый снег.
https://zansin.ru/wp-content/uploads/plastov-kartina-pervyj-sneg.jpg

Воронкова Л.
Снег идёт.
Подули студёные ветры, и зима загудела в трубу: «Я иду-у-у... Я бреду-у-у...!»
Зачерствела грязь на дороге, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна. Вся де­ревня стала тёмная, скучная — и дорога, и избы, и огород. Таня сидела дома, играла в куклы и на улицу не глядела. Но пришла бабушка с колодца и сказала:
 - Вот и снежок пошёл!
Таня подбежала к окну:
 - Где снежок пошёл?
За окном густо падали и кружились снежин­ки, так густо, что сквозь них даже соседнего двора не было видно. Таня схватила платок и выбежала на крыльцо:
 — Снег идёт!


Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и сно­ва падали. Они ложились на чёрствую грязь на дороге. И на все деревенские крыши. И на де­ревья. И на ступеньки крыльца. И на зелёный байковый Танин платок... Таня подставила ла­донь — они и на ладонь упали. Когда снежинки летят, они как пух. А когда разглядишь поближе, то увидишь звёздочки, и все они разные. У одной лучики зубчатые, у другой — острые, как стрелки. Но разглядывать их долго не пришлось — снежинки растаяли на тёплой ладони.
После обеда Таня вышла гулять и не узнала свою деревню. Стала она вся белая — и крыши белые, и дорога белая, и огород белый, и лужок белый... А потом выглянуло солнышко, и снег заблестел. И Тане стало так весело, будто празд­ник наступил.
Она побежала к Алёнке и застучала в окно:
 — Алёнка, выходи скорее — к нам зима пришла!

Якунчикова М. Москва зимой

Вагнер Н.П.
Новый год (отрывок)
… А утром, когда румяное морозное солнце Нового года заблестит миллионами бриллиантовых искорок на тротуарах, домах, лошадях, вывесках, деревьях; когда розовый нарядный дым полетит из всех труб, а розовый пар из всех морд и ртов,— тогда весь город засуе­тится, забегает. Заскрипят, покатятся кареты во все стороны, полетят санки, завизжат полозья на лощеном снегу. Все поедут, побегут друг к другу поздравлять с рождением Нового года.
Вот большая широкая улица! По тротуарам взад и вперед снует народ. Медленно, важно проходят теплые шубы с бобровыми ворот­никами. Бегут шинелишки и заплатанные пальтишки. Мерной, ско­рой поступью — в ногу: раз, два, раз, два — бегут, маршируют бравые солдатики…

Заковряшин А.Г. Зима

Вагнер Н.П.
Котя
Знаешь, как косой зайка скачет зимой по сугробам?

Ветерок в зимнее время злой-презлой. Он так тебя проберет насквозь, нащиплет и нос, и уши, и щеки, что просто хоть плачь. Дует ветер, метет и такие сугробы везде нанесет, что ни пройти, ни проехать. Натворит чудес и стихнет, успокоится, рад и доволен, спит-лежит. А солнышко так и засияет бриллиантиками по снегу. И вот, в это самое тихое, солнечное времечко, косой вскочит и начнет прыгать и бегать — обрадуется солнцу и тихой погоде. Скакнет на сугроб и провалится, выскочит, потрет мордочку, ушки, лапки отрях­нет, поводит усами и опять зальется: побежит кубарем, колесом. Прыг, скок! прыг, скок! То-то раздолье!

Марков Владимир. Зимний дуб.
http://socvirus.com.ua/?p=77379

Нагибин Юрий Маркович
Зимний дуб (отрывки)
Едва они вступили в лес, как сразу очутились в мире спокойствия и осо­бой тишины.

Кругом было бело, деревья все убраны снегом до самого малого сучка. Лишь в вышине чернели обдутые ветром верхушки берёз, и их тонкие веточки казались нарисованными тушью на синей глади неба.

Тропинка бежала вдоль ручья. Иногда деревья расступались, открывая солнечные весёлые полян­ки, перечёркнутые заячьим следом. Попадались и крупные следы какого-то большого зверя. Следы уходили в самую чащобу, в бурелом.

 - Сохатый прошёл! — словно о добром знако­мом сказал мальчик, увидев, что Анна Васильевна заинтересовалась следами.— Только вы не бой­тесь,— добавил он, увидев, как учительница всмат­ривалась в глубь леса,— лось — он смирный.

 - А ты его видел? — спросила учительница.

 - Самого?.. Живого?..— Савушкин вздохнул.— Нет, не видел,— с какой-то затаённой грустью ска­зал он.

Дорожка вновь сбежала к ручью. Местами ручей был застелен толстым снеговым одеялом, местами припорошён снегом, через который виднелся лёд, а порой среди снега и льда проглядывала тёмная живая вода.

 - А почему он не замёрз? — спросила Анна Васильевна.

 - В нём тёплые ключи бьют. Вон видите струйку?

Анна Васильевна, наклонившись над полыньёй, разглядывала тоненькую струйку, которая подни­малась со дна и, не достигая поверхности ручья, лопалась мелкими пузырьками.

 — Этих ключей страсть как много,— с увлече­нием сказал Савушкин, как будто все он их пере­считал.— Ручей под снегом живой...

Он разметал валенком снег, и показалась дегтярно-чёрная, но такая прозрачная вода.

Анна Васильевна сбросила в воду снег. Снег не растаял, а повис в воде студенистой массой. Это ей так понравилось, что она стала носком ботика сбрасывать в ручей снег, радуясь, как журчит, как живой, ручей и уносит комочки снега. За этим занятием она не заметила, как Савушкин ушёл вперёд и, усевшись на сук, нависший над ручьём, дожидается её.

 - Смотри, какой лёд тонкий, даже течение видно!

 - Нет, Анна Васильевна! Это не течение видно, а тень, это я сук раскачал, вот тень и ходит. А кажется, что это течение.

Анна Васильевна прикусила язык. Пожалуй, здесь, в лесу, ей лучше помалкивать. И они про­должали идти по чуть заметной тропинке. Тропин­ка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах стоял дуб, огромный и величественный, как собор. Казалось, деревья почтительно рассту­пились, чтобы дать ему развернуться во всей силе. Его нижние ветви раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата ствол казался на солнце прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела. Дуб до самой вершины был покрыт сухими коричневыми листьями, присыпан­ными снегом.

— Так вот он, зимний дуб! — вырвалось у Анны Васильевны.

Он весь блестел мириадами крошечных звёздо­чек, переливающихся, сверкающих в листьях, на стволе, и светился необыкновенным светом. Он ка­зался ей в своём зимнем сне сказочным, живущим какой-то своей особенной, сказочной жизнью.

Нисколько не ведая, что творится в душе учи­тельницы, Савушкин возился у подножия дуба, запросто обращаясь с ним, как со своим старым знакомцем.

— Анна Васильевна, поглядите!..

Он с усилием отвалил глыбу снега, облипшую снизу землёй с остатками прошлогодних трав. Там, в ямке, лежал шарик, обёрнутый паутинно-тонкими сопревшими листьями. Сквозь листья торчали острые иголки.

 - Это ёж! — с удивлением воскликнула Анна Васильевна.

 - Вон как укутался! — сказал Савушкин и за­ботливо прикрыл ежа старой листвой.

Затем он раскопал снег у другого корня. Открылся маленький гротик с бахромой сосулек на своде. В нём сидела коричневая лягушка, будто сделанная из картона; её натянутая по косточкам кожа казалась лакированной. Савушкин потрогал лягушку, та не шевельнулась.

 — Притворяется,— засмеялся он,— будто мёрт­вая. А дай солнышку пригреть, и заскачет ой-ой как!

Савушкин продолжал водить Анну Васильевну по своему мирку. Подножие дуба приютило ещё многих постояльцев: жуков, ящериц, каких-то козявок. Одни хоронились под корнями, другие за­бились в трещины коры; отощавшие, словно пус­тые внутри, они в непробудном сне перемогали зиму. Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверьё и крошечные, невесомые насекомые не мог­ли себе сыскать лучшего жилья на зиму.

…Отойдя недалеко, Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб, бело-розовый в закатных лу­чах солнца, и увидела у подножия его небольшую тёмную фигурку: Савушкин не ушёл, он издали охранял свою учительницу. И всей теплотой сердца Анна Васильевна поняла, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький че­ловек в разношенных валенках, чинёной небогатой одёжке, сын погибшего за Родину солдата и «ду­шевой нянечки», чудесный и загадочный человек будущего.

Она помахала ему рукой и тихо двинулась по извилистой тропинке... Какие думы таились у неё и у мальчика, оставшегося около зимнего дуба, что чувствовал каждый из них?.. Да, многое можно открыть для себя на глухой тропинке...

http://kinofilms.tv/film/zimnij-dub/39696 здесь короткометражный фильм «Зимний дуб»1963 года по рассказу Юрия Нагибина

Шишкин И.И. Зимний лес

Гоголь Н.В.
Пришла зима. (Из повести «Вечер накануне Ивана Купала»)
Земля сделалась крепче и местами стала прохватываться морозом. Уже и снег стал сеяться с неба, и ветви дерев убрались инеем, будто заячьим мехом. Вот уже в ясный морозный день красногрудый снегирь, словно щеголеватый польский шляхтич, прогуливался по снеговым кучам, вытаскивая зерно...

Филиппов Валерий. Красный петух. 2007

Куприн Александр Иванович
Отрывок из рассказа «Мясо»
На дворе было светло, хотя солнце еще не всходило; замерзшие на оконных стеклах ледяные узоры – снежные елочки, кладбищенские кресты и пальмы – окрасились в розовый нежный цвет утренней зари. День обещал быть морозным и ясным... Ясное сверкающее утро. Снег, нападавший ночью и еще не изборожденный полозьями, лежал ровными пеленами. В воздухе стоял прозрачный морозный блеск, захватывающий при дыхании горло.

 Источники:

Барышникова З.В., Фокина Е.А., Шапиро Д.Е. Сборник диктантов по русскому языку для V — VIII классов: Пособие для учителей. - М.: Просвещение,1966. - 342с.

Нагибин Ю. Зимний дуб./ Ю. Нагибин.// Родничок. Книга для внеклассного чтения в 3 классе. – Тула

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...