четверг, 7 января 2021 г.

Оптина Пустынь – святыня России

Оптина Пустынь – святыня России

Оптина Пустынь. Рисунок. Вторая половина XIX века

Оптина Пустынь - без сомнения одно из самых святых православных мест в России. Светоч жертвенности и благочестия на русской земле. Отрезанная от мира рекой и величественным сосновым бором, Пустынь живет своей святой жизнью уже седьмой век.

Происхождение Оптиной остается неизвестным. Можно предполагать, что строили ее не князья и бояре, а сами подвижники по призванию свыше покаянными слезами, трудом и молитвой. Вот одна из версий возникновения Пустыни.

Когда-то раскаявшийся разбойник Опта (Оптия), в иночестве – Макарий, принявший решение жить праведной жизнью, собрал под своим началом таких же людей, стремящихся жить тихой жизнью отшельников. По его имени родилось село Оптина, а потом с годами и веками и монастырь Оптина Пустынь. Это – чудный духовный оазис, где повторяются благодатные дары первых веков монашества. Они, эти дары, получили полное выражение в особом служении – старчестве.

Оптина Пустынь с высоты птичьего полета. Современный вид

Оптина Пустынь - один из древнейших монастырей России, расположенный недалеко от города Козельска (Калужской области, в Калужской епархии), у опушки соснового бора, на берегу реки Жиздра. Здесь – удивительное место для углубленной духовной жизни.

От Козельска до Оптиной пустыни около двух километров. Дорога пересекает реку Жиздру и идет вдоль монастырской рощи. В 1832-1839 годах вокруг монастыря была построена невысокая ограда и четыре наугольные башни. В двух километрах от монастыря расположена станция Тупик.

Оптина Пустынь. Вид с северо-западной стороны. Открытка. Вторая половина XIX века

Когда воцарилась на Руси династия Романовых, обители были пожертвованы земли. При Петре I для умножения государственных доходов на монастыри налагались пошлины. Малочисленные пустыньки, в том числе Оптина, были упразднены. Братия в 1724 году переведены в Преображенский монастырь города Белева.

Однако в 1726 году по прошению стольника Андрея Шепелева, поданному в Святейший Синод, Оптина Пустынь вновь была открыта. Но монастырь оказался без всяких средств, почти на пустом поле. Несмотря на попечительство окрестных бояр, период оскудения продолжался и во время царствования Екатерины II.

Оптина Пустынь. Вид с северо-западной стороны. Современный вид

Перелом в судьбе Оптиной пустыни происходит в конце ХVIII века и связан с изменившимся ее административным положением и деятельностью выдающегося иерарха — митрополита Платона (Левшина). К концу XVIII века митрополит Московский и Калужский Платон, посетивший Оптину и пораженный красотой местности, принял надлежащие меры для восстановления в ней общежительной жизни.

Назначенный владыкой на должность строителя Оптиной пустыни иеромонах Песношского монастыря Авраамий начинает основное каменное строительство в обители. При нем совершается возрождение клонившейся уже к закату Оптиной пустыни. В период его настоятельства (1796 — 1817 гг.) закладывается основа пространственной, структурно-функциональной и хозяйственной системы монастырского комплекса. В течение первых же десяти лет ХIХ века в монастыре возникли сразу два каменных храма и колокольня. Широко развернувшееся деревянное строительство обеспечило жилыми и хозяйственными помещениями растущее монастырское братство. Почти двадцатилетнее настоятельство игумена Авраамия составляет отдельную эпоху в истории Оптиной пустыни.

Оптина Пустынь. Внутренний вид монастыря. Открытка. Конец XIX века. Источник изображения http://www.optina.ru/photogallery/old_photos/arhiv_momastery

Внешние неблагоприятные для монастырей обстоятельства, длившиеся более столетия, не угасили духа веры в истинных подвижниках.

Расцвет монастыря к середине ХIХ во многом связан с деятельностью второго выдающегося иерарха в судьбе Оптиной пустыни — митрополита Филарета (Амфитеатрова). Основание им в 1821 году Предтеченского скита и назначение иеромонаха Моисея (Путилова) сначала скитоначальником а вскоре и настоятелем обители открывает новую, наиболее славную эпоху оптинской истории. При архимандрите Моисее — настоятеле обители с 1825 по 1862 гг. — обитель достигает расцвета и во внешне-экономическом и во внутренне-духовном отношении. При нем было продолжено активное строительство храмов и других зданий, существенно расширены границы монастыря и, в основном, сформирован архитектурный ансамбль обители. Оптина пустынь во второй половине ХIХ века превратилась в богатый, благоустроенный монастырь, экономика которого находилась в цветущем состоянии.

На пути в Оптину Пустынь. Фотография. Начало XX века

Святость ушедших времен вновь оживает, возрождаясь в образе особого благодатного дарования - старчества.

Духовный расцвет Оптиной связан с именами ее великих Старцев: препп. Льва, Макария, Моисея, Антония, Амвросия и их последователей.

Дух мира Христова, обретенный через святое старчество, ощущался всеми посетителями обители - та особая атмосфера сосредоточен­ности и тишины, которая сразу же охватывала паломников.

В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились особо сподобившиеся «пустынники» - люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать «старец» (настоятель оставался администратором).

Паломники в Оптиной Пустыни. Фотография. Вторая половина XIX века

Со всех сторон к монастырю потянулись страждущие. Оптина стала одним из духовных центров России. Стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания.

В Оптину Пустынь к глубоким старцам-монахам всегда стремились люди со всей России найти утешение в жизни, люди, запутавшиеся, не понимающие своего истинного жизненного предназначения, и просто те, кто хотел почувствовать соприкосновение с духовным и святым. Пустынь связана с именами Достоевского, Л.Н. Толстого и других выдающихся личностей.

Оптина Пустынь. Вид с западной стороны. Фотография. Начало XX века

Перед революцией в Оптиной было около трехсот монахов. Трудно с уверенностью сказать, было ли в России когда-либо за всю ее ис­торию место, где в такой степени общество людей приблизилось к идеалу христианских отношений, несмотря на испытания, скорби, ошибки, и где святое братство имело бы такое обширное освящающее влияние на свой народ.

Но в то время в Россию усиленно проникала западно-европейская культура, и становилось все больше людей, которые совершенно не понимали внутреннюю природу Церкви и монашества. К началу XX века победу в душах людей одержал рационализм и как следствие этого - атеизм.

Оптина в 60-70 гг. ХХ века. Храм в честь преподобной Марии Египетской. Как после бомбежки. Источник изображения http://www.rospisatel.ru/repjova-dnevnik15.htm

Октябрьский переворот 1917 года и последующие события лишь показали всю глубину падения человеческой души, ото­рванной от Бога.

Декретом от 23 января 1918 года монастырь был закрыт, монахи изгнаны, многие арестованы, сосланы, погибли в лагерях. Обитель была разорена, разграблена, поругана. Но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. В монастыре была устроена лесопилка, а в скиту — дом отдыха. В 1939 — 1940 годах в Оптиной пустыни содержались польские военнопленные (около 2,5 тыс. человек), многие из которых позже были расстреляны.

Был полностью разрушен храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, разорен некрополь. Остались лишь малые участки старых монастырских дорожек, по которым с великим трудом можно было догадываться о прежнем виде монастырской территории, и тем более - отдельных могил.

Старица Сепфора, перешагнувшая столетний рубеж, ходила по развалинам Оптиной в конце 1980-х и приговаривала: «Благодать! Сколько здесь благодати!»

Вновь сооруженный Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Этот храм стал усыпальницей для мощей семи преподобных оптинских старцев: Льва, Макария, Иллариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия, Анатолия (Потапова). Источник изображения http://www.optina.ru/starets/relics/6

Прошли годы. Приближался великий юбилей - тысячелетие Крещения Руси. Изволением Господним 17 ноября 1987 года Оптина Пустынь была возвращена Русской Православной Церкви. Она возрождалась молитвами…

Восстановление началось с приходом архимандрита Евлогия (Смирнова; в 1988 г. назначен наместником Оптиной пустыни, ныне епископ Владимирский и Суздальский). Он со всем усердием поднимал духовную жизнь и восстанавливал физическое состояние обители. Владыка усердно стал возрождать именно духовную жизнь монастыря. Службы были очень долгие. Он сам посещал каждое богослужение, начиная с полунощницы и заканчивая повечерием. Сам служил литургии.

Оптина была вновь открыта, и первейшей задачей стала забота о том, чтобы привести святые могилы Старцев в благопристойный вид, удалив с них следы поругания.

Когда же начались работы по воссозданию храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, священноархимандрит Оптиной Пустыни, благословил устроить его так, чтобы он мог стать усыпальницей семи оптинских Старцев, погребенных на монастырском некрополе.

Святейший Патриарх Алексий II совершает освящение престола в новосооруженном храме в честь Владимирской иконы Божией Матери. Источник изображения http://www.optina.ru/starets/relics/6

21 октября 1998 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, священноархимандрит Оптиной Пустыни, прибыл в обитель с тем, чтобы в День памяти святого преподобного Амвросия Оптинского, 23 октября, совершить освящение храма и переложить обретенные св. мощи преподобных Старцев Оптинских в приготовленные для этой цели раки. На это торжественное событие в Оптину прибыло множество гостей и паломников.

Оптина Пустынь. Вид с юго-западной стороны. Современный вид

 «… когда в 1988 году, после 65 лет разрухи, первая братия вошла в эти стены, они увидели только мерзость запустения на святом месте. Крапива в рост человека. Разбитые надгробия. Разрушенные храмы. Всё, что можно было осквернить, разрушить, – было осквернено, поругано, разрушено. Но Господь поругаем не бывает! Оптина восстала из пепла еще прекрасней! А знаете – почему? Да потому что не может человек разрушить то, что создано по воле Божией!» (Ольга Рожнёва)

И воистину, величайшее чудо Божие – это восстановление во всей красоте храмов Оптиной пустыни, восстановление монастырей и храмов по всей России после десятилетий безраздельного господства атеизма.

Оптина Пустынь. И зимой она – прекрасна!

Оптина пустынь сохранила и по сей день удивительную роль в Калужском пейзаже. Она вписывается в него очень весомо, хотя и стоит в стороне от селений среди лесов. Ее открытый с одной стороны край становится виден с очень большого расстояния всем проезжающим по оживленной шоссейной дороге Калуга – Козельск. Стоящий на возвышенном речном берегу, монастырь возникает как центр большого одухотворенного пространства.

В настоящее время в монастыре проходят послушание многочисленная монашеская братия. Оптина пустынь славится своим братским хором и монастырским пением. Стройность мужских голосов, сливающихся в строгой гармонии, настраивает на сосредоточенный молитвенный лад. Хор Оптиной пустыни исполняет песнопения древнего знаменного, греческого, сербского, киевского, валаамского и оптинского распевов.

В монастыре действует издательство, выпускающее книги по истории Оптиной пустыни, жизнеописания и поучения оптинских старцев и других святых отцов. Обитель имеет обширное подсобное хозяйство, что позволяет насельникам самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни.

 Источники:

Оптина пустынь. – Козельск: Издательство Введенского Ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, 2012. – 30 с.

http://www.optina.ru - Оптина Пустынь. Официальный сайт Введенского Ставропигиального мужского монастыря

http://www.pravoslavie.ru/91091.html - Молитвами возрождалась Оптина Пустынь

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...