вторник, 8 декабря 2020 г.

Слово о Сказке

 Слово о Сказке

«.. В них столько истинной поэзии и столько трогательных сцен!.. Сказка, как создание целого народа, не терпит ни малейшего намеренного уклонения от добра и правды; она требует наказания всякой неправды и  представляет добро торжествующим над злобою». (А.Н. Афанасьев)

Сказки относятся к устному народному творчеству. Воз­никли они очень давно и в течение долгих столетий играли в жизни чело­века немаловажную роль. Сказки очень разнообразны: это и рассказы о животных, и занимательные волшебные повествования о чудесных при­ключениях героя, и поучительные короткие сказы о ленивых, упрямых или глупых людях. Каждый из этих видов сказки отличается особым со­держанием, образами и стилем. В глубокой древности возникли сказки о животных, очень сходные по своему характеру у всех народов и обнару­живающие следы первобытных верований и представлений. Русские на­родные сказки о животных, подобно басням, чаще всего воспринимают­ся как иносказательные рассказы о людях. Хитрая лиса, трусливый заяц, глупый и жадный волк — постоянные герои сказок. Волшебные сказки тоже очень древние. Их действие происходит в чудесном тридевятом цар­стве, тридесятом государстве, герои летают на коврах-самолетах, шага­ют в сапогах-скороходах, скрываются под шапкой-невидимкой, строят за одну ночь прекрасные дворцы и города. Особенно много русский народ создал сатирических сказок о глупых, злых или упрямых людях, жесто­ких богатых людей

С самого раннего детства человек встречается со сказкой и очаровывается сказочным миром. Глубокая народная муд­рость сказки всегда привлекала людей. В сказке, как правило, торжествуют справедливость и добро, храбрость, ум, смелость, а трусость, глупость и жадность высмеиваются.
В сказках воплотились заветные мечты народа о счастье, простые труженики оказываются в них неизмеримо выше сво­их господ и по уму, и в нравственном отношении.
Есть сказки, в которых воспеваются мораль: «один – за всех; все – за одного», настоящая дружба. Таковы русские народные сказки "Репка", "Гуси-лебеди" и другие.

Поэт Николай Грибачёв писал: "Жить без сказки всё равно, что кашу без масла жевать".

Во всех этих поэтических сказках, таких разнообразных по своему характеру, отражается народная мечта о лучшей доле, добро побеждает зло, торжествуют правда и справедливость.

«Беспредельная воля воображению дана в сказках. Они полны чудес, в особенности — волшебные сказки. Неведомо откуда появляется скатерть, не простая — самобранка: в один миг соберет обед, только пожелай! В глухую полночь на калиновом мосту бьется со змеем о двенадцати головах Иван — крестьянский сын и широкими потоками течет поганая змеи­ная кровь. Разматывается клубок, катится и ведет девицу по незнакомым дорогам в далекое царство, куда улетел ее жених Финист — ясный сокол. Из страны царя Далмата скачет на сером волке Иван-царевич с невестой Еленой Прекрасной. Иванушка поднимает в поле светлое перо Жар-птицы, а потом ловит и саму птицу. Летит ворон, в клюве у него живая вода; убитый герой, обрызганный этой водой, встает и, протирая глаза, говорит: «Крепко же я спал!» Смерть злого Кощея — в яйце, а яйцо — в утке, а утка — в зайце, а заяц — в сундуке, на дубу, а дуб — на острове, а остров — в окияне-море. Ля­гушка сбрасывает кожу и становится царевной; царевна пля­шет, взмахнула рукавом — сделалось озеро, взмахнула дру­гим — поплыли по озеру белые лебеди. Топор сам рубит лес, а при звуках дудки появляется храброе войско, готовое бро­ситься в бой по первому приказу. Братец Иванушка напился из лужицы в жаркий день — и сделался козленочком. Удари­ла ведьма княгиню по плечу — и превратилась княгиня в белую уточку. Влезла Хаврошечка в коровье ушко — и из замарашки стала красавицей. Что ни сказка, то новое чудо.

Для чего чудеса в сказках? Творцы сказок жили трудно: пахали пашню, сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли и ткали, ловили рыбу, били зверей, надеялись на луч­шую долю. И в сказках люди думали о том же. Выдумка вну­шала уверенность в победе над силами, враждебными челове­ку. Сказки не знают непоправимых бед и несчастий. Сказки учили быть твердым в бедах, советовали не мириться со злом, боролись с ним.

Другой смысл у сказок о животных. Их герои — звери и птицы, но как они похожи на людей! Увидела лиса тетерева на дереве, подошла к нему, говорит: «Терентыошко-батюшко, приехала я из города — слышала указ: тетеревам не летать по деревам, а ходить по земле». Хитрость лисы вошла в послови­цы. Лисой мы называем человека корыстного, расчетливо­го, изворотливого. Сказки хотя и говорят о зверях и пти­цах, но имеют в виду людей. Как и волшебные сказки, сказ­ки о животных помогают верно понимать жизнь, люд­ские нравы.

Еще больше правды в бытовых сказках. Это настоящая сатира — насмешка над барином, попом, купцом, самим ца­рем. В бытовых сказках бескорыстие берет верх над жадно­стью, настоящая честь — над спесью, смекалка и ум — над глупостью. Из всех героев бытовых сказок интереснее ирони­ческий удачник Иванушка-дурачок. Вокруг него люди жад­ничают, обманывают друг друга, хитрят, тешат свое самолю­бие, хотят нажить богатство, а Иван лежит себе на печи и бы­вает рад немногому — красной рубахе, гороху, доброму слову. И вот счастье приходит именно к нему, а не к тем, кто тянул руки к богатству, желал себе высокого чина. Дурачок женит­ся на красавице царевне, сам становится писаным красавцем. Смысл таких сказок в осуждении мира, где царят жадность, нажива и корысть. Веселый смех народа выставляет на позор человеческие пороки. Презираемый всеми простодушный дурачок среди «разумных» — едва ли не единственное разум­ное существо. Веселая ироническая шутка перемежается с серьезными оценками людских дел. Недаром эти сказки были так любимы А. С. Пушкиным, П. П. Ершовым, М. Е. Сал­тыковым-Щедриным, Л. Н. Толстым и А. М. Горьким» (В.П. Аникин)

В деле собирания и сохранения русских народных сказок исключительную роль сыграла деятельность выдающегося российского знатока фольклора, исследователя духовной культуры славянских народов, народного творчества; историка литературы Александра Николаевича Афанасьева.

Александр Николаевич Афанасьев

Алекса́ндр Никола́евич Афана́сьев (23 июля 1826— 5 октября 1871) — выдающийся российский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, народного творчества; историк литературы. Родился он в Богучаре Воронежской губер­нии. Александр Николаевич Афанасьев в воронежской гимназии, затем пошел по стопам отца — судей­ского чиновника — и поступил на юридичес­кий факультет Московского университета, где учился в 1846—1849 годах.. Ув­лекся историей и этнографией (наука, изучаю­щая происхождение и обычаи разных на­родов).

В 1849 году поступил на службу, вполне соответствующую его способностям и наклонностям, — в московский главный архив Министерства иностранных дел, где он в 1856 году был сделан начальником отделения, а вскоре правителем дел состоящей при архиве комиссии печатания государственных грамот и договоров. В этой должности он состоял до 1862 года. Редактировал журнал «Библиографические записки». Любитель старины, Афанасьев имел привычку бывать на толкучке у Сухаревой башни — там он приобретал старинные рукописи и книги. Из находок составилась большая и ценная библиотека — Афанасьев извлекал из неё сведения для истории русской культуры. В 1860 году издал сборник «Русские народные легенды» (Москва), однако сборник был изъят из продажи цензурой. Этот сборник включал 33 рассказа о жизни святых и Христа с точки зрения народа, некоторые оценки были нетрадиционны и расходились с оценками Русской православной церкви, вследствие чего он вскоре был запрещён по настоянию Святейшего Синода.

Сказки с подобным содержанием, а также эротические сказки вошли в сборник «Заветные сказки», рукопись которого А.Н. Афанасьев тайно переправил в Европу. В 1862 году в квартире Афанасьева был произведён обыск. После этого он вынужден был покинуть обеспечивавшую его службу. С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в Московской думе, а затем в мировом съезде. Но и в это время Афанасьев продолжал свои исследования и труды.

Главным трудом его жизни стало трехтомное собрание сказок. Сам Афанасьев не был собирателем сказок — лично им записанных произведений народного творчества в сборнике не более де­сятка. Он использовал материалы, уже собран­ные другими учеными. Например, писатель и лексикограф (ученый, изучающий словарный состав языка) В.И. Даль передал ему 150 ска­зок. Всего же их в сборнике около 640.

С 1855 года начало выходить первое изда­ние афанасьевского собрания сказок, печата­лось оно «выпусками» (небольшими книжка­ми), к 1863 году к читателям пришло восемь выпусков. А второе издание в четырех томах (три тома сказок и том примечаний) вышло в свет уже после смерти составителя — в 1873 году.

Во втором издании сказки классифицирова­ны (расположены в определенном порядке): о животных, волшебные, бытовые сказки. Афа­насьевская классификация сказок была при­нята учеными, стала международной и приме­няется до сих пор.

Сборник «Народные русские сказки» — одно из главных сокровищ нашей культуры. Сказки из этого сборника переведены на мно­гие языки и пользуются мировой известнос­тью.

Историк и фольклорист, Александр Николаевич Афанасьев был глубоким исследователем славянских преданий, верований и обычаев. «Поэтические воззрения славян на природу» — фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян. В последние годы Афанасьев обратился к теме сказок в русском фольклоре, разбив их на детские и взрослые.

Незадолго до смерти Афанасьев успел осуществить давнее свое намерение – издал для детей сборник сказок, отобранных из большого свода.  – «Русские детские сказки» (М., 1870)… Свой полный свод сказок Афанасьев никогда не считал годным для детского чтения. Детское издание было всецело приспособлено для домашнего чтения. Выход «Детских сказок» был последним утешением для Афанасьева.

http://www.kritika24.ru/page.php?id=2620 Здесь подробная биография Афанасьева Александра Николаевича. Биография написана В.П. Аникиным. (В.П. Аникин, заведующий кафедрой русского устного народного творчества МГУ; доктор филологических наук; заслуженный профессор МГУ).

«Смелым делом явилось составление Афанасьевым сборника «Русские заветные сказки»… Приступая к работе, Афанасьев мыслил свое издание, как ученое… Он тонко чувствовал очарование и прелесть сказочного вымысла…Афанасьев ценил сказку и как выражение высокого нравственного идеала и благородства народа… Афанасьев в самое время принялся за дело. Без него сокровища сказочного фольклора могли затеряться и погибнуть. Фольклор, много веков, по традиции, устно передававшийся от поколения к поколению, в середине XIX столетия вступил в кризисную пору, когда потревоженная социальной новизной творческая мысль народа устремилась на новые предметы  - и полноценное искусство рассказывания сказок стало встречаться все реже и реже. Афанасьев своим изданием спас от забвения для будущих поколений ценнейшие произведения искусства народа. Сказки сохранили всю глубину смысла, богатство вымысла, свежесть выраженного в них народного нравственного чувства, блеск поэтического стиля…». (В.П. Аникин)

 

Источники:

Живая вода: Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок./ Сост. В.П. Аникина. – М.: Детская литература, 1986. – 462 с.

Мир русской культуры: Энциклопедический справочник./ Научный редактор профессор А.Н. Мячин. – М.: ВЕЧЕ, 1997. – 624с. – (Энциклопедии. Справочники. Неумирающие книги)

Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева./ Вступит, статья и словарь малоупотреб. и обл. слов В. П. Аникина. Худ. Т. Маврина. М., «Худож. лит.», 1977. – 319с.

Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: Книга третья./ Иллюстрации А. Куркина. – М.: Советская Россия, 1983. – 112 с.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...