среда, 28 октября 2020 г.

Рождество Богородицы: древние фрески и мозаики

Рождество Богородицы: древние фрески и мозаики

Автор текста: Светлана Николаевна Липатова

Древнейшие изображения Рождества Богородицы не сохранились до наших дней. Но уже в VI веке такие образы имелись. Развитие этой иконографии было прервано эпохой иконоборчества — тяжелым временем споров о сущности церковного образа и его почитания. В результате были утрачены многие древние памятники, которые могли бы рассказать нам о раннем периоде византийского искусства. Восстановление иконопочитания в 843 г. дало новый творческий толчок к возрождению и развитию новых иконографических композиций в росписях и мозаиках.

Анна со служанкой. Деталь композиции «Рождество Богоматери». Роспись собора Атени Сиони. Грузия

Иконография Рождества Богородицы соответствует повествованию апокрифического Протоевангелия Иакова. Анна покоится на ложе, постели, а служанка держит перед ней дитя. Таким образом, повитуха показывает матери новорожденную, и в этом проявляется полное следование тексту Протоевангелия, где Анна спросила «ходившую за ней женщину: "Кого я родила?" и Та ответила: "Дочъ"».

Ложе праведной Анны и далее будет в центре всех образов Рождества Богородицы подобно тому, как в богослужебных текстах праздника постоянно возвеличивается сама Анна, которая была бесплодна, и, наконец, родила младенца. «Иоаким веселится, и Анна торжествует, взывая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей», — говорится в одном из песнопений. «Сегодня неплодная Анна рождает Богоотроковицу, предызбранную от всех родов», — звучит в другом. Радостью исполнения пророчеств, радостью явления в мир Девы, которая будет удостоена стать Матерью Господа, наполнены фрески и мозаики Рождества Богородицы.

Рождество Богоматери Мозаика в Лафни (Греция). Вторая половина XI в.

В качестве сорадующихся событию свидетелей, рядом с ложем Анны будут изображаться многочисленные служанки и сам Иоаким. Различные сцены младенчества Марии, дополняющие основное изображение, будут также свидетельствовать о богоизбранности рожденной Анной девочки. Так, в некоторых росписях трогательно представлены Ее первые шаги — будущая Матерь Божия стоит между двух фигур, в удивлении всплеснувших руками. Здесь содержится указание на чистоту и непорочность Марии, ведь, как мы знаем из Протоевангелия, после совершения Ею нескольких шагов, Она была взята матерью в особое освященное место, и Ее ноги в течение нескольких лет не касались земли.

Так представлено Омовение на сияющей мозаике храма Успения в Дафни в Греции (вторая пол. XI в.).

Омовение младенца Марии бережно осуществляется двумя служанками. Одна из служанок держит белый плат и льет из кувшина воду в купель, другая слегка поддерживает младенца Марию, находящуюся в купели. Конечно, купание входит в круг обычных бытовых хлопот, связанных с новорожденным ребенком, однако здесь оно наделено особым смыслом — подчеркнуть чистоту Богоматери. Иногда  над купелью изображается особый навес на тонких колонках — киворий, увенчанный крестом. Омовение Марии не описано в Протоевангелии, но прочно вошло в иконографию Рождества как символ непорочности Богородицы. Оно непременно изображалось в греческих, древнерусских, грузинских памятниках уже в XI в. В этот период Богородица изображается внутри купели, без пелен и одежд. Ее обнаженные плечики виднеются в воде.

Мозаика. Рождество Пресвятой Богородицы. Ласкание Марии. Мозаика монастыря Хора в Константинополе, XIV в.

https://my.mail.ru/community/blog_werthrf11/2541A73B9CCA1F0F.html

В подтверждение того, что рождение у Анны ребенка было не обычным событием, а событием, предопределенным пророчествами и многовековыми ожиданиями пришествия Спасителя, в сцену Рождества Богоматери могут быть введены и совершенно особые детали. Иногда на росписях изображено ложе Анны, вокруг которого представлены сидящими двенадцать мужчин. Кажущаяся нам странность их присутствия у постели роженицы объясняется тем, что это не что иное, как символическое указание на еврейский народ, на двенадцать колен Израиля. Иоаким был последним из них, так как до старости не дал потомства. И вот он стал первым и возвысился, ибо его Пречистая Дочь была рождена, чтобы стать Матерью Спасителя. Потому особую притягательность росписям придает сцена ласкания Марии ее родителями. Особая нежность, любовь и трогательность озаряют лики святых родителей Анны и Иоакима. Они готовы защитить свою необыкновенную дочь от всех бед и напастей.

Рождество Богоматери. Роспись южного алтаря собора Святой Софии в Киеве. XI в. Национальный музей-заповедник «София Киевская», Киев. Украина. https://icon.spbda.ru/wp-content/uploads/2017/09/13_0.jpg

Протоевангельский цикл, посвященный рождеству и отрочеству Пресвятой Богородицы, на Руси был впервые представлен в росписи восточной части собора Святой Софии в Киеве (сер. XI в.).

Справа от главного престола находился придел во имя праведных Иоакима и Анны. Он был устроен, по всей видимости, князем Ярославом Мудрым для поминовения своей матери Анны и жены Ирины, принявшей в монашестве имя Анна. Сохранность сцен внутри данного цикла различна, однако само Рождество  Богоматери дошло до наших дней во всей своей торжественной монументальности. Анна представлена полулежащей, ее силуэт подчеркнут изгибом ложа. Примечательной деталью является платочек в руках, который она прижимает к лицу. Справа у ложа три девушки с дарами в руках образуют небольшую праздничную процессию, движущуюся от красивого портала с занавесом. На них обращен взгляд Анны. Подобные процессии стали частью иконографии Рождества Богоматери вслед за реально существовавшей традицией поздравления византийских цариц с рождением ребенка знатными женщинами-патрицианками, что подробно описано в трактате императора Константина Багрянородного «О церемониях» (сер. X в.).

Количество девушек в процессии с дарами было различным. В иконографии Рождества Богоматери XI—XIII вв. у ложа изображаются обычно две или три служанки. Позднее число дев, приветствующих Анну, увеличивается до пяти-шести.

Однако в изображении девушек с дарами отразились не только исторические реалии придворной жизни, которые в переносе на события священные должны были прославить Анну и Богородицу. Чаши в руках идущих к Анне девушек — это символы Матери Божией, которая в песнопениях и сочинениях отцов церкви называлась «сосудом девства», «вместилищем невместимого Бога». Тем самым указывалось на грядущее воплощение Сына Божия.

В сцене Омовения традиционно присутствуют только две служанки. Здесь они представлены перед ложем в длинных свободных рубашках-туниках без рукавов. Одна из них держит на руках обнаженного младенца, готовит его к омовению, другая изображена с кувшином, из которого в купель льется вода.

Рождество Богоматери. Мозаика главного храма монастыря Хора (Кахрие-Джами). 1314 г. https://icon.spbda.ru/wp-content/uploads/2017/09/0171.jpg

В мозаике монастыря Хора, среди четырех служанок с подношениями, одна изображена с большим сосудом в руках, напоминающем по форме ветхозаветную стамну, в которой хранилась божественная пища, манна, ниспосланная народу с неба для пропитания в пустыне. Кувшин-стамна является одним из прообразов Богородицы как об этом говориться в восхваляющих Её молитвах «Радуйся, стамно, манну носящая, услаждающая всех благочестивых». Часто одна из девушек в процессии держит в руке опахало.

Но расположение протоевангельского цикла в правой части алтаря, как в Софийском соборе, не являлось традиционным в системе росписей древнерусских храмов.

Рождество Богоматери. Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Псков. Конец 1130-х – начало 1140-х гг. https://icon.spbda.ru/2015/09/21/rozhdestvo-presvyatoy-bogorodicy-ikon

В Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (конец 1130-х — начало 1140-х гг.) цикл находится в юго-западной части, ближе ко входу в собор, а не к алтарю. Он отличается особой подробностью и насчитывает более двадцати сцен, начиная с отвержения даров Иоакима и заканчивая сценой, где ангел благовествует Богоматери о рождении у Нее Сына, Иисуса Христа. Композиция Рождества Марии помещена здесь в полукруглое пространство стены над окном. Три служанки идут с дарами к Анне, в руках одной из них — опахало.

Служанка с младенцем Марией. Сцена из протоевангельского цикла. Роспись юго-западной части собора Мирожского монастыря в Пскове. Конец 1130-х — начало 1140-х гг.

Внизу представлено Омовение, а справа — трогательная сцена: одна из девушек укладывает спеленатую дочь Анны в колыбель. Под головой у маленькой Марии лежит небольшая подушечка. Эта, казалось бы, незначительная деталь отсылает нас к образам Успения Богоматери, где Та представлена покоящейся на ложе, на подушке, в окружении оплакивающих Ее смерть учеников Христа.

Иоаким и Анна толкуют книгу пророка Исайи. Сцена из протоевангелъского цикла. Роспись юго-западной части собора Мирожского монастыря в Пскове. Конец 1130-х - начало 1140-х гг.

Особый интерес представляют росписи Преображенского собора Мирожского монастыря, где в юго-западном компартименте, под хорами, располагается один из самых подробных в монументальной живописи средневизантийского периода протоевангельских циклов, состоящий из композиций: «Отвержение даров», «Иоаким и Анна отпускают жертвенных агнцев», «Скорбь Иоакима и Анны», «Моление Анны», «Иоаким и Анна толкуют Книгу пророка Исаии», «Благовестие Анне», «Благовестие Иоакиму», «Встреча у Золотых ворот», «Праздничная трапеза Иоакима и Анны», «Рождество Богородицы. Купание Марии. Пеленание Марии», «Ласкание Марии», «Первые шаги Марии», «Введение во храм».

Православная церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, поскольку они были прародителями Исуса Христа по плоти. Святые праведные Иоаким и Анна часто изображаются в рост. Святой Иоаким показывается с кудрявыми черными волосами с большой проседью и с небольшой кругловатой бородой, в хитоне и ризе с воскрилиями, а святая праведная Анна — худощавой, с продолговатым лицом; нижняя одежда на ней — хитон, по хитону — разрезная фелонь, на голове покрывало.

Иоаким и Анна приносят дары в храм. Роспись жертвенника ц. св. Георгия в Старой Ладоге. Ок. 1167 г.

Интересны сцены на сохранившихся фресках Георгиевской церкви Старой Ладоги (ок. 1167 г.). Все эти редкие памятники являются жемчужинами искусства, созданными до монголо-татарского нашествия, отчего их принято называть «домонгольскими».

В византийском, а впоследствии и в древнерусском искусстве, сложились особые принципы размещения различных сюжетов в составе росписи храмов. Традиционным местом расположения сцен из жизни Иоакима, Анны и юной Марии во фресковых ансамблях стал жертвенник. В этом обособленном пространстве в северной части алтаря совершается приготовление к Евхаристии, которое является основополагающим таинством Церкви: хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христову, а затем верующий народ становится причастником этого великого таинства. Поскольку рождение Богородицы — это предвосхищение Рождества Христова, Его воплощения, и поскольку история Иоакима и Анны предшествует всем евангельским событиям, то и ее сюжеты размещаются в той части храма, где проходит вступительная часть главного христианского богослужения, Литургии. Эта часть богослужения называется «проскомидией» (от гр. «TiQoaxopuSr]» - принесение), и во время нее из особого круглого хлеба, просфоры, вынимается центральная часть, символически представляющая Агнца, приносимого в жертву. В богословских толкованиях Матерь Божия сравнивается с этой просфорой, поскольку Ею был рожден Агнец - Христос, принесший Себя в жертву за грехи всего мира. Именно эти сложные сопоставления давали основу для изображений богородичного цикла в жертвенниках храмов.

Фрагменты таких циклов сохранились в росписях жертвенников храмов в Новгороде Великом — в церкви Благовещения Мячине (в Аркажах) (поел, десятилетия XII в.) и церкви Спаса на Нередице (1199 г.).

Дионисий и сыновья. Фрагмент роспись западного фасада и портала собора Рождества Богоматери. 1502 г. https://icon.spbda.ru/2015/09/21/rozhdestvo-presvyatoy-bogorodicy-ikon

Созданная в Ферапонтове в 1502 г. знаменитым мастером Дионисием роспись имеет целый ряд особенностей. Фреска с изображением Рождества Богородицы находится  на западном фасаде храма. Она обрамляет входной портал и является смысловым ключом ко всей росписи, открывающейся во всей своей красоте после входа в храм. Изображение Анны на ложе, традиционно располагавшееся в центре композиции, здесь представлено слева. В центре же композиции, в непосредственной близости к порталу, изображена купель, возле которой сидит служанка с младенцем Марией на коленях. Над купелью возвышается изящная фигура девушки с кувшином, вошедшей в дом Анны через высокий полукруглый портик. Она не движется к ложу, она стоит, и, кажется, сейчас наклонится и зачерпнет сосудом воды из купели. Так тема принесения даров роженицы сменяется в трактовке Дионисия темой прихода дев к Марии как к источнику жизни, дарующему верующим Царствие Небесное. Об этом поется в стихире праздника Рождества Богородицы: «Придите, все любители девства и ревнители чистоты, придите, примите хвалу девства, текущий их твердого камня источник Жизни…».

Дионисий и сыновья. Фрагмент роспись западного фасада и портала собора Рождества Богоматери. 1502 г. https://icon.spbda.ru/2015/09/21/rozhdestvo-presvyatoy-bogorodicy-ikon

Правую часть росписи фасада собора Ферапонтова монастыря занимают сцены младенца Марии в колыбели и ласкания Марии родителями. Колыбель, в которой изображена маленькая Мария, напоминаете по форме каменные ясли в сценах «Рождества Христова». Купель и ясли, расположенные по обе стороны от килевидного завершения портала, становятся, таким образом, символами спасения – очищения и обновления человеческого естества и возвращения обновленного человека к Богу.
В правой части композиции, в сцене ласкания Марии, Иоаким и Анна сидят на трехступенчатом возвышении и держат очень маленького хрупкого младенца в белой рубашке с короткими рукавами. Анна, в порыве материнской любви, прижимает девочку, а та необычайно трогательно касается маленькой ручкой большой раскрытой ладони Иоакима. Так выражается родительская нежность к долгожданному вымоленному ребенку, и так выражается любовь к Богу – вскоре отец и мать расстанутся с дочерью, чтобы посвятить Её Господу и отдать в храм.

Рождество Богоматери. Роспись северо-восточного свода Троицкого собора Данилова монастыря Переславля-Залесского. 1662-1668 гг.

Если мы обратимся к росписи Троицкого собора Данило­ва монастыря в Переславле Залесском (1662-1668 гг.), где Рождество Богородицы занимает большое пространство одного из сводов, то здесь увидим несколько разделенных колонками и арочками обособленных архитектурных «ячеек». В левой представлена встреча Иоакима и Анны после разлуки, в верхней — Анна на ложе, в нижней — омовение младенца, а в правой — одиночная сидящая фигура Иоакима, опирающегося на посох.

Роспись исполнена плавными, удлиненными и певучими линиями, вся композиция пронизана музыкальностью, благоговением перед происходящим событием вселенского масштаба. Колорит росписи нежный и мягкий, пронизан теплым свечением.

Древние фрески и мозаики, посвященные Рождеству Богородицы, наполнены любовью и теплотой, благоговением и к святым богоотцам, и к только что проявившему младенцу Марии. Мастера находили особо нежные интонации в изображении этого события, воплотившего и теплые человеческие чувства, и подчеркивающие Божию волю в избранности родителей будущей Богородицы.

 

Источники:

  • https://icon.spbda.ru/2015/09/21/rozhdestvo-presvyatoy-bogorodicy-ikon Официальный сайт Иконописного Отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии
  • ЛИПАТОВА С.Н. Рождество Богородицы/ Светлана Николаевна Липатова — СПб. : Метропресс : ООО «Метропресс», 2013 - 76 с. – (Русская икона: образы и символы)
    Рождество Богородицы — событие таинственное. Не только потому, что о нем ничего не сказано в Но­вом Завете. Но и потому, что появление Приснодевы на свет стало настоящим чудом. Она родилась в семье престарелых и долгое время неплодных Иоакима и Анны. Этой тайне и этому чуду посвящено множество церковных гимнов. Они звучат в православных храмах в день праздника Рождества Богородицы - А на середину храма в этот день выносят особую праздничную икону с изображением этого великого события. Такие иконы в Византии и на Руси писались, по крайней мере, с X столетия. Об истории этого иконографического сюжета, о его духовном смысле и символике рассказывает эта книга. Сложно совместить научную компетентность, информативность с живостью языка и увлекательностью. Но автору тома данная задача оказалась по плечу. Эта книга для всех тех, кто неравнодушен к истории Отечества, кто хочет знать больше о русской духовной культуре. Том прекрасно проиллюстрирован и потому наверняка понравится и взрослым и детям.
    Серия подготовлена в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью, по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и рекомендована в качестве пособия для учебных заведений.
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-55204 от 26 августа 2013 года

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...