среда, 15 июля 2020 г.

О духовной красоте Девы Марии

О духовной красоте Девы Марии
Рафаэль Санти - великий итальянский живописец, график и архитектор, прожил недолгую жизнь. «Прекрасная садовница» («Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем на фоне пейзажа») написана уже сложившимся мастером.

Рафаэль Санти. (1483-1520). Прекрасная садовница. 1507. Дерево, масло. 122 x 80. Париж, Лувр
Прелестный образ Девы Марии дышит спокойствием и умиротворением. Фигуры юной Богоматери, Ее прекрасного Младенца и маленького Иоанна Крестителя очень органичны и словно растворяются в пейзаже. Детали ландшафта, с любовью выписанные мастером - и растения, и дальние горы, и городские стены, - притягивают внимание зрителя. Духовная и физическая красота находят воплощение в облике Богоматери, дивный лик которой светится бесконечной любовью к Сыну. В Его чистых глазах читается глубокое взаимное чувство, слитое с детской преданностью Матери.
Игуменья Таисия
ЧТО ТЯ НАРЕЧЁМ, О БЛАГОДАТНАЯ!
Какими чистыми устами
Тебя мы, Дева, ублажим?!
Какими песнями, хвалами
Тебя, Пречистая, почтим?!
О, Дева, Дева, чудо девства,
Чудо нетленной красоты,
Ты — Параклитова Невеста,
Ты совершенство чистоты!
Ты Дщерь Небесного Отца,
Ты Матерь Сына Бога-Слова,
Ты храм пресветлый Божества,
Палата Духа Пресвятого!
Ты всей вселенной украшенье,
Ты горних ликов похвала,
Ты земнородных обновленье,
Ты ликов девственных краса!
И падший человек восстанье
Тобою, Дева, получил;
Он обновил своё признанье,
Свободу «сыновства» вкусил!
И пот Адамова труда,
И слёзы, литые женою,
Отёрла нам Твоя рука
Богомладенца пеленою.
Ты одесную Бога-Слова
В сиянье чудном предстоишь;
И нас небесного покрова,
Твоих собратий, не лишишь!


Внешний вид и нравственная высота Пресвятой Богородицы
Андреа делла Роббиа. Мадонна с Младенцем. Около 1475-1500. Музей Виктории и Альберта. Лондон
Кюхельбекер В.
РОСИНКА (отрывок)
Благостный, Вечный,
Дивный не в шуме,
Бог не в грозе;
Нет! — в тихой думе,
В глуби сердечной,
В чистой слезе,
В скорби незлобной,
В Деве, подобной
Чистой росе!

Церковный историк Никифор Каллист сохранил для нас предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы:
«Она была, роста среднего, или, как иные говорят, несколько более среднего; волоса златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый; губы цветущие, исполненные сладких речей; лице некруглое и неострое, но несколько продолговатое; руки и пальцы длинные».

Св. Григорий Неокесарийский:
«…поистине в Пресвятой Деве изумляет нас не только непорочная и чистая лепота телесная, но особенно совершенства Ее души… в Ее лице сосредоточено все сокровище благодати… свята телом и духом… Одежда скромная, чуждая роскоши и неги; поступь степенная, твердая; взгляд строгий, соединенный с приятностью; тиха и покорна родителям; речь кроткая, льющаяся из незлобивого сердца… У Нее ум, Богом управляемый и к одному Богу направленный; все желание устремлено к единому достойному желания и любви; ненависть только ко греху и виновнику его. Все помышления Ее душеполезны, свободны от всего излишнего, удаляющиеся от всего душепагубного; очи Ее всегда устремлены ко Господу, созерцая вечный и неприступный свет; уши настроены к слушанию слова Божия; уста восхваляют Господа; язык рассуждает о слове Божием и изливает Божественную сладость; сердце Ее чисто и непорочно, зрящее и вожделеющее чистейшего Бога. Вся — чертог Духа; вся — град живого; вся добра; вся — пред очами Божиими: ибо, восшедши превыше Херувимов и будучи превознесена над Серафимами, Она соединилась с Богом».

Св. Амвросий:
«Она была Девою, не телом только, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения... трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом её было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она, хотя бы выражением лица, обидела родителей? Когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты».

Церковный историк Никифор Каллист так дополняет нравственный образ Пресвятой Девы:
«Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала, и далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась естественным цветом их, что ещё и теперь доказывает священный головной покров Ее. Коротко сказать: во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать».

Св. Игнатий Богоносец:
«У нас все знают, Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда бывала весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не только не гневалась, но даже благодетельствовала им; в благополучии кротка; к бедным милостива и помогала им, как и чем могла; в благочестии — учительница и на всякое доброе дело наставница. Она особенно любила смиренных, потому что Сама исполнена была смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. О Ней рассказывали нам люди, достойные всякого вероятия, что по Ее святости видимо в Ней соединились естество ангельское с человеческим».

Св. Дионисий Ареопагит, через три года после его обращения в христианство сподобившийся видеть в Иерусалиме лицом к лицу Пресвятую Деву Марию, так описывает это свидание:
«Когда я введен был пред лице Богообразной, светлейшей Девы, — меня облистал извне и внутри столь великий и безмерный свет Божественный и разлилось окрест меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый дух не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и славы. Изнемогло сердце мое, изнемог дух во мне от Ее славы и Божественной благодати! Человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести выше того блаженства, какое вкусил тогда я недостойный, но удостоенный по милосердию и блаженный выше всякого понятия».

Источники:
Великие музеи мира. Лувр. Том 3. – М.: ЗАО «Издательский Дом «Комсомольская правда», 2011. – 96 с., илл.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...