воскресенье, 5 июля 2020 г.

Духовная живопись мариниста: Айвазовский Иван Константинович (1817 – 1900 гг.)

Духовная живопись мариниста:
Айвазовский Иван Константинович (1817 – 1900 гг.)
Айвазовский И.К. Закат. 1866г, холст, масло, Картинная галерея Айвазовского, Феодосия, Украина
Аполлон Майков
АЙВАЗОВСКОМУ

Стиха не ценят моего
Ни даже четвертью червонца,
А ты даришь мне за него
Кусочек истинного солнца,
Кусочек солнца твоего!

Когда б стихи мои вливали
Такой же свет в сердца людей,
Как ты — в безбрежность этой дали
И здесь, вкруг этих кораблей
С их парусом, как жар горящим
Над зеркалом живых зыбей,
И в этом воздухе, дышащем
Так горячо и так легко
На всем пространстве необъятном,—
Как я ценил бы высоко,
Каким бы даром благодатным
Считал свой стих, гордился б им,

И мне бы пелось, вечно пелось,
Своим бы солнцем сердце грелось,
Как нынче греется твоим!
Многие знаменитые российские художники были глубоко верующими людьми и создавали прекрасные произведения искусства, посвященные Слову Божиему, отраженного в великой Библии. Благодаря художникам люди имеют возможность их глазами и их сердцем наблюдать, как развивалась история отношений человека и Бога, как утверждались нравственные законы и Божии законы в душах людей. Глядя на произведения российских художников, осознаешь умом и сердцем, что не всё так просто в этом мире, что существует не только материальное, земное, но и реальная жизнь духовная, жизнь вечная, жизнь Небесная…
Иван Константинович Айвазовский был одним из таких художников, воспевшего грандиозную картину мироздания, сотворенного Господом Богом, потрясающую красоту первозданных стихий. На библейские темы Айвазовским было создано несколько грандиозных полотен.

… Окончив курс обучения с золотой медалью первой степени, Айвазовский получил право на поездку за границу в качестве пенсионера академии. И в1840 году Айвазовский уехал в Италию. Художник работал в Италии с огромным воодушевлением и создал здесь около пятидесяти крупных картин. Выставлявшиеся в Неаполе и Риме, они вызвали настоящий ажиотаж и прославили молодого живописца. Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно.
Айвазовский И.К. Хаос. Сотворение мира. 1841,бумага, масло, 106 x 75cм, Музей конгрегации мхитаристов. Св. Лазар, Венеция
 «1. В начале сотворил Бог небо и землю. 2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. 3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. 5. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.»
Картина "Хаос. Сотворение мира" вызвала в Италии подлинный фурор. На полотне с необычайной выразительностью передан мрак, постепенно вытесняемый светом. До него еще никто так верно и живо не изображал свет, воздух, воду. Об успехе российского художника писали все газеты, но Айвазовский, будучи скромным и благородным, приписывал все эти успехи не столько себе, сколько всему русскому искусству.
Папа Григорий XVI пожелал купить картину, наградив ее автора золотой медалью, но художник подарил ее главе католической церкви. Полотно было выставлено в Ватикане, куда удостаиваются быть помещенными только произведения первейших в мире художников.
«Исполать тебе, Ваня! — писал тогда Айвазовскому Гоголь. — Пришел ты, маленький человек с берегов Невы, в Рим и сразу поднял Хаос!»
Айвазовский И.К. Сотворение мира. 1864. Холст, масло. 196 x 233. Ж-1789, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]. 7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. 8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.
9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]. 10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. 11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. 12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. 13 И был вечер, и было утро: день третий.
Айвазовский в своем творчестве не однажды обращался к библейским сюжетам. Казалось бы, для художника, прошедшего акаде­мическую выучку, это нормально. Но его картины менее всего похожи на традиционную живопись академистов-классицистов. Айвазовский в этих произведениях вовсе не иллюстрирует легендарные темы — его интересует, яростная жизнь природной стихии; картины художника, относящиеся к этому ряду, «катастрофичны» — подобно большинству его морских пей­зажей. В них или вообще отсутствуют люди — как в величественном «Сотворении мира», или они выглядят «статистами», обслуживающими написанный катаклизм, — как в работе «Всемирный потоп».
Айвазовский И.К. Всемирный потоп. Последние дни. 1864. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
«11… в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились: 12 и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… 17 И продолжалось на земле наводнение сорок дней (и сорок ночей) и умножилась вода… 19 и усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом… 21 и лишилась жизни всякая плоть, движущая по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди…. 24 Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней»
В музее Санкт-Петербурга, хранится удивительная картина мариниста Ивана Айвазовского «Всемирный потоп». Создание картины началось в 1864 году. Этот шедевр ярко отобразил веру художника в промысел Божий.
Редкое в русской живописи тех лет произведение на тему из Священного Писания. Реализации замысла способствовало то, что Айвазовский удачно сочетал высокую ремесленную выучку, дар поэтического воображения и страсть к импровизации. Вряд ли кто-либо из его современников мог так передать весь масштаб катастрофы, вселенскую бурю на небе и на земле, гигантские волны, захлестывающие уступы скал, за которые цепляются люди и животные. Многочисленные персонажи композиционно объединены в смысловые группы – в центре выделяются фигуры старика, окруженного семейством, и умирающей женщины, группа коленопреклоненных людей. Несколько наивны образы, обличающие человеческую алчность, тщетность попыток уйти от судьбы – изображение сидящих на слонах царя и жреца с золотыми сосудами и драгоценностями.
Картина «Всемирный потоп (последние дни)», показанная на выставке Академии художеств 1864 года, имела широкий резонанс в русском обществе. В 1865 году ее приобрел император Александр II для галереи Эрмитажа.
Море пенное предстаёт на картине великого мариниста. Художественный холст показывает дикую жизнь моря, его красоту и жестокость, грозность наступления морских волн во время грандиозного потопа.
Очень важно было для художника показать то, как может быть сильна природа пред человеком. Победить её невозможно, и если попал в морскую пучину – назад не вернуться…
Люди, которые гибнут в морской бездне, - финал мирового катаклизма. Но с наступлением воды уходят грехи и мрак, это не смерть – показал художник. Представленная стихия – проблеск надежды и веры, сквозь мрак и печаль. Для людей единственный шанс очиститься и получить милость от Творца. Сияние солнца сквозь шторм как бы предполагает выход из бездны в другой мир – мир любви, добра и света.
Айвазовский И.К. Сошествие Ноя с Арарата. 1891. Источник изображения http://www.leonidzl.com/forum/viewtopic.php?p=12052
«18 И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; 19 все звери, и (весь скот) все гады, и все птицы, всё движущее по земле, по родам своим, вышли из ковчега»
Библейскую гору Арарат - символ Армении - Айвазовский писал не менее десяти раз. «Сошествие Ноя с Арарата» он впервые выставил в Париже, и когда тамошние соотечественники спросили нет ли у него армянских видов, подвел их к картине и сказал: "Вот наша Армения". Впоследствии Айвазовский подарил полотно новонахичеванской школе. Во время гражданской войны школу превратили в казарму, которую попеременно занимали то белые, то красные. Картиной прикрыли пролом в двери. Однажды пролом оказался заделан доской, а картина исчезла. Похитителем был Мартирос Сарьян, некогда учившийся в этой школе. В 1921 году в числе собранных им произведений армянского искусства он привез «Сошествие Ноя» в Ереван. (Ш. Хачатрян «Айвазовский известный и неизвестный»)
Айвазовский И.К. Переход евреев через Красное море, 1891. Холст, масло. 96x160 см. Частное собрание
«21 и простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась на свое место; а Египтяне бежали навстречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря. 28 И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. 29 А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды (были им стеною по правую и (стеною) по левую сторону…»
Техника живописи Айвазовского - работа по памяти, желание пере­дать в своих произведениях поэзию природы, которую он всегда остро чувствовал, и собственные чувства, со­провождающие тихое созерцание красоты. Для этого нужно было обладать феноменальной памя­тью, чем и был Айвазовский одарен от рожде­ния. Поражала и «скоропись» ху­дожника — для того чтобы перенести на полотно непосредственное чувство, приходилось работать быстро и помногу, ибо при малейшем промедлении первоначаль­ное очарование исчезало. По свидетельству современ­ников, Айвазовский иногда писал по двенадцать часов кряду. «Корпеть над картиною целые месяцы — не мо­гу», — признавался он.
Айвазовский писал: «Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом, связанным по рукам и но­гам. Движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с нату­ры. Для этого-то художник и должен запомнить их и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину».
Айвазовский И.К. Хождение по водам. 1888. Источник изображения http://www.leonidzl.com/forum/viewtopic.php?p=12052
«26И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. 27Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. 28Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. 29Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, 30но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. 31Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? 32И, когда вошли они в лодку, ветер утих. 33Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.»
В обращении Айвазовского к библейской теме предпочтение отдавалось тем сюжетам, в которых появлялась возможность продемонстрировать мастерство в изображении воды, моря, неба. И на этом холсте внимание, прежде всего, привлекают излучающая свет фигура Христа и горящая звезда. Композиция точно выверена, использованы любимые приемы в изображении волн, освещенных ярким светом, и водных струй, стекающих с борта лодки, с весла, с одежды Петра.
Айвазовский И.К. Хождение по водам. 1890- е.  Источник изображения http://golgofa.kiev.ua/menu/cunst/matfey/972.html
Художник повторял библейские сюжеты. Так и представленные эти две картины схожи друг с другом. Но здесь удивительно изображена фигура Иисуса Христа, как столпа яркого сияния.
Некоторые почитатели таланта художника называли его даже «апостолом света».
У всех работ Айвазовского есть одна особенность, при­дающая им особенное звучание. Везде — даже в са­мых «бушующих» образах, созданных художником, — мы встретим непременный луч света, пробивающийся сквозь разрывы туч. И эта деталь была необыкновенно важна для Айвазовского — по свидетельству мемуаристов, он каж­дую картину начинал писать именно с неба и, вне зависи­мости от размеров холста (а они иногда бывали огромны), заканчивал эту часть в один сеанс. От внимательного зри­теля не укроется тот факт, что воздушный океан, пронизан­ный солнечным светом, интересовал Айвазовского ничуть не меньше водного. Мы называем его картины «морски­ми пейзажами», но не будет ошибкой назвать их и «пейза­жами небесными». «Какую бы ужасную бурю ни увидели мы на его картине, — говорил знаменитый художник Мартитос Сарьян, — в верхней части полотна сквозь скопление грозовых туч все­гда будет пробиваться луч света, пусть тоненький и слабый, но возвещающий спасение. Именно в нем, этом Свете, и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь».
Однажды художника спросили — какие из своих работ он считает наиболее удавшимися? «Те, — ответил он, — в ко­торых главная сила — свет солнца».
Айвазовский И.К. Девятый вал. 1850 г. 221 х 332. Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Символом неугасающей надежды, мужества человека перед лицом грозной и величественной стихии предстает картина «Девятый вал» кисти самого известного русского мариниста - Айвазовского. Этот морской пейзаж поражает чувства и воображение, заставляет зрителя содрогаться и сопереживать происходящему. Художник достигает впечатления с помощью набора эффектов, характерных для позднеромантического пейзажа: контрасты освещения и колорита, господство одной главной эмоции - все здесь призвано разыграть драматическую партитуру пейзажа. Да и сам сюжет бури и кораблекрушения, безбрежности природы и затерянности в ней человека - любимый мотив творчества романтиков. Однако сплавленная живописная манера, деление пространства на планы и сочетание цветов изумрудного моря и золотисторозового неба выдают уроки классического пейзажа, усвоенные в мастерской Максима Воробьева и закрепленные копированием Клода Лоррена.
… И здесь присутствует солнце – оно упрямо разрывает завесу туч и водяной пыли, обещая ясный день и спасительное умиротворение стихии. Золотой свет солнца, разгорающийся над морем и людьми усиливает именно оптимистический характер картины, что спасение – неизбежно будет. Художник соединил в одно целое золотистые, сиреневые, зеленые и синие тона. Изображением волн, неба и солнечного сияния мастер позволяет нам почувствовать мощь и красоту природы, сотворенной грандиозным замыслом Бога. Александр Бенуа говорил: «… лишь один Айвазовский, идя по пятам Тернера и Мартина, зажигался на время их вдохновенным восторгом от великолепия космоса, являвшего для них живым, органическим и даже разумным существом»
Айвазовский И.К. Ночной Константинополь. 1886
Особая тема в творчестве художника – Константинополь… Думается, что этот город интересен был ему, как Царьгород, как город древней истории Византии - колыбели православного христианства…
Назначенный на пост художника Адмиралтейства в 1845 году, Айвазовский в составе Средиземноморской географической экспедиции посетил Стамбул и острова греческого архипелага. Столица Османской империи произвела на художника неизгладимое впечатление. За несколько дней пребывания он сделал десятки эскизов, многие из которых легли в основу будущих картин.
Он приезжал сюда не раз: в 1874, 1880, 1882, 1888 и 1890 годах. Здесь проходили его выставки, он встречался с правителями Турции и получал от них награды.
Вот что говорил о своих работах сам художник:
«В нашем искусстве, плоды которого достигаются, как и во всех специальностях вообще, только настойчивым трудом, более чем где-нибудь важно не распускать себя.
...В картинах моих всегда участвует, кроме руки и фантазии, еще и моя художественная память. Я часто с удивительной отчетливостью помню то, что видел десятки лет назад, и потому нередко скалы Судака освещены у меня на картине тем самым лучом, что играл на башнях Сорренто; у берега Феодосии разбивается, взлетая брызгами, тот самый вал, которым я любовался с террасы дома в Скутари
».
Айвазовский И.К. Вид Константинополя при лунном освещении. 1846. Холст, масло, 124 Х 192,5. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Предельные» и «таинственные» состояния природы всегда привлекали романтиков — этим объясняется огромная популярность «ноктюрнов» (то есть ночных видов) в их творче­стве. Айвазовский не был исключением. Более того, вряд ли кто-нибудь может сравниться с ним в изображении лунных ночей. Для картин Айвазовского, входящих в эту «серию», характерны тончайшая колористическая разработка и скрупулезнейшее построение композиции. Славу «ночного» художника ему принесли и закрепили ночные виды Константинополя, в основу которых легли впечатления от посещения Турции в 1845 году. Художник считал Константинополь самым красивым городом в мире (ставя после него даже Венецию). «Вид Констан­тинополя при лунном освещении», — одно из полотен, запечатлевших эту красоту.
«… Поистине феноменальной по стечению обстоятельств была встреча Айвазовского с первым маринистом Европы - Уильямом Тернером, происшедшая в Риме
Великий Тернер обласкал молодого художника, он несколько дней бродил с ним, непрестанно беседуя об искусстве. Записей разговоров нет. Но зато сохранились строки Тернера, посвященные одному из пейзажей Айвазовского:
"На картине этой вижу луну с ее золотом и серебром,
стоящую над морем и в нем отражающуюся...
Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь,
кажется, полем искорок или множеством металлических блесток
на мантии великого царя!..
Прости мне, великий художник, если я ошибся,
приняв картину за действительность,
 но работа твоя очаровала меня,
и восторг овладел мною.
Искусство твое высоко и монументально,
потому что тебя вдохновляет гений!" (И. Долгополов)
Айвазовский И.К. Вид Леандровой башни в Константинополе. 1848. Холст, Масло. 58 х 45,3 см. Третьяковская галерея, Москва
Турецкий султан был в восхищении от подобных работ и даже заказал художнику серию видов Босфора, по исполнении которой наградив его орденом «Османие» (в середине 1890-х годов, узнав о резне армян в Турции, Айвазовский выбросил этот орден в море).
«Вид Леандровой башни в Константинополе» — картина Ивана Константиновича Айвазовского, написанная в 1848 году под впечатлением от путешествия в Стамбул. На картине изображена Леандрова башня, построенная в XII веке на крохотной скале у входа в пролив Стамбульской гавани. Она издавна служила маяком и местом швартовки кораблей.
Башня возвышается в центре пролива, на заднем плане видны корабли с белыми парусами и силуэты зданий Константинополя.
Айвазовский много путешествовал и часто включал в свои морские пейзажи изображения известных архитектурных сооружений. Запечатленная на картине Леандрова (Девичья) башня была построена в XII веке на небольшой скале у входа в пролив Стамбульской гавани и издавна служила маяком и местом швартовки кораблей. В качестве маяка она используется и поныне. Башня возвышается на фоне золотистого неба, лучи заходящего солнца окрашивают поверхность морской воды в перламутровые тона, а вдали проступают силуэты построек древнего города. Мягкий солнечный свет романтизирует созданный художником пейзаж. (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B4_%D0%9B%D0%B5%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B8_%D0%B2_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5 Здесь романтическая история Леандровой башни)
Айвазовский И.К. Исаакиевский собор в морозный день. 1891. Частная коллекция
Но не только Константинополь привлекал внимание мастера. Есть в собрании его картин совсем не типичное для него полотно: зимний Петербург с видом на Исаакиевский собор. Где утопают в серебристом инее деревья и во всей красе предстает перед взором зрителя величественный собор с золотым куполом. Гуляют люди, мчатся лошадиные повозки и все окутано нежной дымкой зимнего тумана. Художник с любовью выписывает грандиозную архитектуру храма, который встает неодолимой стеной Божией защиты мирной и спокойной жизни петербуржцев. Эта картина показывает, что кисти художника были подвластны не только величавые просторы моря, но и виды города и храмов в обрамлении зимнего пейзажа. Новаторство Айвазовского в плане зимнего пейзажа не оценено по достоинству. На русских пейзажах 18-го века почти исключительно лето. Это не удивительно. Русские академики учились у итальянцев. Айвазовский один из первых, кто ввёл зимний пейзаж в станковую картину.
Айвазовский И.К. Черное море. 1881 г. 149 х 208. Государственная Третьяковская галерея. Москва
«Черное море» – было выставлено на персональной выставке Айвазовского в Академии художеств весной 1882 года под названием «На Черном море начинает разыгрываться буря». Здесь стареющий художник отказался от своих былых увлечений эффектными драматическими сценами на море и морских баталий. Море и небо – главные герои картины, их единство и противоборство, это предельно обобщенный образ морской стихии, ритмическое, вечно размеренное дыхание мира. Море в картине освещено рассеянным дневным светом, нет ни блеска солнца, ни сияния луны. Небо затянуто тучами. От края до края в бесконечную глубину простирается взволнованное ветром море. Величественный, и в то же время внешне простой и суровый образ морской стихии.
«На ней ничего нет, кроме неба и воды, но вода – это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю». (И. Крамской). Силуэт далекого корабля – единственный знак человеческого присутствия в мире. Он кажется – по сравнению с внутренней мощью изображенной стихии – робким и ненадежным, впрочем, как и все существование человечества в безбрежном океане вод. По небу плывут тяжелые тучи, но в просветы между ними бьет солнце, солнечные лучи неизменно присутствуют в самых «грозовых» и «штормовых» его работах.
Айвазовский И.К. Среди волн. 1898. г. 285 х429 см. Национальная картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия
Я видел море, я измерил
Очами жадными его;
Я силы духа моего
Перед лицом его поверил. (А.Н. Полежаев)
В 1898 году, на восемьдесят первом году жизни, Айвазовский создает самое эмоциональное и величественное полотно "Среди волн".
Это плод долгого неустанного труда и поисков всей жизни мастера. Оно написано, как и большинство его произведений, свободным импровизационным методом. Картина полна движения и экспрессии. Только большой художник мог так поразительно легко, буквально на одном дыхании, изобразить на полотне кипящий, движущийся и пенящийся водоворот волн. Живописная палитра состоит из серовато-голубовато-зеленоватого цвета с тончайшими оттенками и нюансами. Луч солнца, проходящий по диагонали холста, усиливает цветовой строй настолько, что узкая полоса грозового неба не нарушает общего мажорного колорита. Мастерски прописанная белоснежная невесомая кружевная пена придает полотну особое состояние радости и приподнятости чувств.
Солнечный луч, почти солнечный столб, рвет завесу свинцовых туч, обещая скорый конец шторма. Вздыбившиеся волны сталкиваются друг с другом, разбиваются, опадают, вздымая облака водяной пыли. Здесь не найти «точек покоя» — все находится в непре­станном движении, множество оттенков сероватого и голубовато-зеленого цветов — такая колористическая скупость, характерная для позднего Айвазовского, придает этому произведению особый возвышенный настрой.
Достоевским писал о художнике (Айвазовский публиковался в «Гражданине», который в 1870-е годы редактировал великий писатель): «Буря г. Айвазовского изумительно хороша, здесь он мастер — без соперников. В его буре есть упоение, есть вечная кра­сота...»
В душе художник до последних дней жизни оставался романтиком. Это полотно можно отнести к феноменальному явлению в изобразительном искусстве
Кажется, художник видел в этом огромном холсте свое творческое завещание — он не показывал его ни на одной из устраиваемых в последние два года жизни выставок и завещал родной Феодосии.
Как много добра он сделал для родного города! Вел археологические раскопки; открыл «Общие художественные мастерские», как своеобразный филиал петербургской Академии художеств; построил здание историко-археологического музея; открыл художественную галерею; но, главное, он творил и создавал прекрасный, сказочно потрясающий мир волн, моря, неба, луны и солнца…
Источники:

  • Айвазовский: 50 художников. Шедевры русской живописи. 2010 год, вып. 2./ текст Александр Панфилов. – М.: ООО «Де Агостини», 2010. – 31 с.
  • Долгополов И. Иван Айвазовский.// Долгополов И. Мастера и Шедевры в 3-х томах. Том II./ Игорь Викторович Долгополов – М.: Изобразительное искусство, 1988. – 751 с. – с. 208-231
    http://www.nearyou.ru/aivazovsk/0aivazovsk.html здесь вся статья И. Долгополова об Айвазовском
  • Величайшие творения человечества: Энциклопедия. - М., Париж: Голос-Пресс, Московский писатель, фонд подвижничества и просветительства «И возродится Великая Русь», 2000. - 686с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...