вторник, 16 июня 2020 г.

Слово о Лете



Слово о Лете
Лето - самое теплое из четырех времен года; по календарю (астрономическое лето), от вступления солнца в знак Рака, до вступления его в знак Весов, от 9 июня до 11 сентября, от равноденствия до солнцестояния. Для каждой местности (широты) свое лето; в средней полосе, считают за лето: июнь, июль, август
        Шишкин И.И. Сосны, освещенные солнцем
А. ПЛЕЩЕЕВ
ЛЕТО
Веселое лето,
Всем дорого ты.
В лугах ароматных
Пестреют цветы.

А в рощице пташек
Звенят голоса;
Их песни хвалою
Летят в небеса.

Блестящие мошки
Кружатся толпой —
И солнышко шлет им
Свой луч золотой.

Вот как о красоте русского Лета рассказал нам великий педагог Ушинский К.Д. в Хрестоматии для детей

Ушинский К.Д. ЛЕТО
Шишкин И.И. Лето. Фрагмент картины
В начале лета бывают самые долгие дни. Часов двадцать солнце не сходит с неба, и вечерняя заря еще не успевает погаснуть на западе, как на востоке показывается уже беловатая полоска — признак приближающегося утра. И чем ближе к северу, тем дни летом длиннее и ночи короче.
Высоко-высоко подымается солнышко летом, не то что зимой: еще немного повыше, и оно стало бы прямо над головой. Почти отвесные лучи его сильно греют, а к полудню даже и жгут немило­сердно. Вот подходит полдень; солнце взобралось высоко на прозрачный голубой свод неба. Только кое-где, как легкие серебряные черточки, видны перистые облачка — предвестники постоянной хорошей погоды, или вёдра, как говорят крестьяне. Выше уже солнце идти не может и с этой точки станет спускаться к западу. Точка, откуда солнце начинает склоняться, называется полднем. Станьте лицом к полудню, и та сторона, куда вы смотрите, будет юг, налево, откуда поднялось солнце, — восток, направо, куда оно клонится, — запад, а позади вас — север, где солнца никогда не бывает.
В полдень не только на самое солнце невозможно взглянуть без сильной, жгучей боли в глазах, но трудно даже смотреть на блестящее небо и землю, на все, что освещено солнцем. И небо, и поля, и воздух залиты горячим, ярким светом, и глаз невольно ищет зелени и прохлады. Уж слишком тепло! Над отдыхающими полями (теми, на которых ничего не посеяно в этом году) струится легкий пар. Это теплый воздух, наполненный испарениями: струясь, как вода, подымается он от сильно нагретой земли. Вот почему наши умные крестьяне и говорят о таких полях, что они отдыхают под паром.
Куинджи А. Березовая роща
На дереве не шелохнется, и листья, будто утомленные жаром, повисли. Птицы попрятались в лесной глуши; домашний скот перестает пастись и ищет прохлады; человек, облитый потом и, чувствуя сильное изнемо­жение, оставляет работу: все ждет, когда спадет жар. Но для хлеба, для сена, для деревьев необходимы эти жары.
Однако ж долгая засуха вредна для растений, которые любят тепло, но любят и влагу; тяжела она и для людей. Вот почему люди радуются, когда набегут грозовые тучи, грянет гром, засверкает молния и освежительный дождь напоит жаждущую землю. Только бы дождь не был с градом, что иногда случается среди самого жаркого лета: град губителен для поспевающих хлебов и лоском кладет (совсем губит) иное поле. Крестьяне усердно молят бога, чтобы града не было.
Все, что начала весна, доканчивает лето. Листья вырастают во всю свою величину, и недавно еще прозрачная роща делается непроглядным жилищем тысячи птиц. На заливных лугах густая, высокая трава волнуется, как море. В ней шевелится и жужжит целый мир насекомых. Деревья в садах отцвели. Ярко-красная вишня и темно-малиновая слива уже мелькают между зеленью; яблоки и груши еще зелены и таятся между листьями, но в тиши зреют и наливаются. Одна липа еще в цвету и благоухает. В ее густой листве, между ее чуть белеющими, но душистыми цветочками слышен стройный неви­димый хор. Это работают с песнями тысячи веселых пчелок на медовых, благоухающих цветочках липы. Подойдите ближе к поющему дереву: даже пахнет от него медом!
Ранние цветы уже отцвели и заготовляют семена, другие еще в полном цвету. Рожь поднялась, заколосилась и уже начинает желтеть, волнуясь, как море, под напором легкого ветра. Гречиха в цвету, и нивы, засеянные ею, будто покрыты белой пеленой с розоватым оттенком; с них несется тот же приятный медовый запах, которым приманивает пчел цветущая липа.
Шишкин И. И. За грибами. Фрагмент картины
А сколько ягод, грибов! Словно красный коралл, рдеет в траве сочная земляника; на кустах развесились прозрачные сережки смородины... Но возможно ли перечислить все, что появляется летом? Одно зреет за другим, одно догоняет другое.
И птице, и зверю, и насекомому летом раздолье! Вот уже и молоденькие птички пищат в гнездах. Но пока еще у них подрастут крылья, заботливые родители с веселым криком снуют в воздухе, отыскивая корм для своих птенцов. Малютки давно уже высовывают из гнезда свои тоненькие, еще худо оперившиеся шейки и, раскрыв носики, ждут подачки. И корму довольно для птиц: та подымает оброненное колосом зерно, другая и сама потреплет зреющую ветку конопли или почнет сочную вишню; третья гонится за мошками, а они кучами толкутся в воздухе. Зоркий ястреб, широко распустив свои длинные крылья, реет высоко в воздухе, зорко высматривая цыпленка или другую какую-нибудь молоденькую, неопытную птичку, отбившуюся от матери, — завидит и, как стрела, пустится он на бедняжку: не миновать ей жадных когтей хищной плотоядной птицы. Старые гуси, гордо вытянув свои длинные шеи, громко гогочут и ведут на воду своих маленьких деток, пушистых, как весенние барашки на вербах, и желтых, как яичный желток.
Мохнатая, разноцветная гусеница волнуется на своих многочис­ленных ножках и гложет листья и плоды. Пестрых бабочек порхает уже много. Золотистая пчелка без устали работает на липе, на гречихе, на душистом, сладком клевере, на множестве разнообразных цветов, доставая всюду то, что ей нужно для изготовления ее хитрых, душистых сотов. Неумолкающий гул стоит в пасеках (пчельниках). Скоро пчелкам станет тесно в ульях, и они начнут роиться: разделяться на новые трудолюбивые царства, из которых одно останется дома, а другое полетит искать нового жилья где-нибудь в дуплистом дереве. Но пасечник перехватит рой на дороге и посадит его в давно приготовленный для него новенький улей. Муравей уже много настроил новых подземных галерей; запасливая хозяйка белка уже начинает таскать в свое дупло поспевающие орехи. Всем приволье, всем раздолье! Для всех широко открыл свою щедрую длань милосердный Создатель и сыплет на землю и тепло, и благодатный громовой дождь, и цветы, и плоды, и бесчисленные семена трав и хлебов!
Много, много летом работы крестьянину! Вот он вспахал озимые поля и приготовил к осени мягкую колыбельку хлебному зерну.
Пластов А.А. Сенокос
Еще не успел он кончить пахоты, как уже настает пора косить. Косари в белых рубахах, с блестящими и звенящими косами в руках выходят на луга и дружно подкашивают под корень высокую, уже осеменившуюся траву. Острые косы блестят на солнце и звенят под ударами набитой песком лопатки. Женщины также дружно работают граблями и сваливают уже подсохшее сено в копны. Приятный звон кос и дружные, звонкие песни несутся повсюду с лугов. Вот уже строятся и высокие круглые стога. Мальчики валяются в сене и, толкая друг друга, заливаются звонким смехом; а мохнатая лошаденка, вся засы­панная сеном, едва волочит на веревке тяжелую копну.
Шишкин И.И. Полдень. В окрестностях Москвы. Фрагмент картины
Не успел отойти сенокос, — начинается жатва. Рожь, кормилица русского человека, поспела. Отяжелевший от множества зерен и пожелтевший колос сильно понагнулся к земле; если еще его оставить на поле, то зерно станет сыпаться, и пропадет без пользы божий дар. Бросают косы, принимаются за серпы. Весело смотреть, как, рассыпавшись по ниве и нагнувшись к самой земле, стройные ряды жнецов валят под корень рожь высокую, кладут ее в красивые, тяжелые снопы. Пройдет недели две такой работы, и на ниве, где еще недавно волновалась высокая рожь, будет повсюду торчать срезанная солома. Зато на сжатой полосе рядами станут высокие, золотистые копны хлеба.
Не успели убрать рожь, как пришла уже пора приниматься за золотистую пшеницу, за ячмень, за овес, а там, смотришь, уже покраснела гречиха и просит косы. Пора дергать лен: он совсем ложится. Вот и конопля готова; воробьи стаями хлопочут над ней, доставая маслянистое зерно. Пора копать и картофель, а яблоки давно уже валятся в высокую траву. Все спеет, все зреет, все надобно убрать вовремя; даже и длинного летнего дня не хватает!
Поздно вечером возвращаются люди с работы. Они устали, но их веселые, звонкие песни раздаются громко по вечерней заре. Утром вместе с солнышком крестьяне опять примутся за работу, а солнышко летом встает куда как рано!
Левитан И.И. Летний вечер
Отчего же так весел крестьянин летом, когда работы у него так много? И работа не легкая. Нужна большая привычка, чтобы промахать целый день тяжелой косой, срезывая каждый раз добрую охапку травы, да и с привычкой много еще нужно прилежания и терпения. Нелегко и жать под палящими лучами солнца, нагнувшись до самой земли, обливаясь потом, задыхаясь от жары и усталости. Посмотрите на бедную крестьянку, как она своей грязной, но честной рукой отирает крупные капли пота с разгоревшегося лица. Ей даже некогда покормить своего ребенка, хотя он тут же на поле барахтается в своей люльке, висящей на трех кольях, воткнутых в землю. Маленькая сестра крикуна сама еще ребенок и недавно начала ходить, но и та не без дела: в грязной, изорванной рубашонке сидит она на корточках у люльки и старается закачать своего расходившегося братишку.
Но почему же весел крестьянин летом, когда работы у него так много и работа его так трудна? О, на это есть много причин! Во-первых, крестьянин работы не боится: он вырос в трудах. Во-вторых, он знает, что летняя работа кормит его целый год и что надо пользоваться вёдром, когда бог дает его; а не то можно остаться без хлеба. В-третьих, крестьянин чувствует, что его трудами кормится не одна его семья, а весь мир: и я, и вы, и все разодетые господа, хотя иные из них и с презрением посматривают на крестьянина. Он, копаясь в земле, кормит всех своею тихой, не блестящей работою, как корни дерева кормят гордые вершины, одетые зелеными листьями.
Много прилежания и терпения нужно для крестьянских работ, но немало также требуется знаний и опыта. Попробуйте жать, и вы увидите, что на это надобно много уменья. Если же кто без привычки возьмет косу, то немного с нею наработает. Сметать хороший стог сена — тоже дело не легкое; пахать надо умеючи, а чтобы хорошо посеять — ровно, не гуще и не реже того, чем следует, — то даже не всякий крестьянин за это возьмется. Кроме того, нужно знать, когда и что делать, как сладить соху и борону, как из конопли, например, сделать пеньку, из пеньки нитки, а из ниток соткать холст... О, много, очень много знает и умеет делать крестьянин, и его никак нельзя назвать невеждой, хотя бы он и читать не умел! Выучиться читать и выучиться многим наукам гораздо легче, чем выучиться всему, что должен знать хороший и опытный крестьянин.
Сладко засыпает крестьянин после тяжких трудов, чувствуя, что он выполнил свой святой долг. Да и умирать ему нетрудно: обработанная им нива и еще засеянное им поле остаются его детям, которых он вспоил, вскормил, приучил к труду и вместо себя поставил работниками перед богом и людьми.
Васильковский С.И. Река. Полдень
ТВАРДОВСКИЙ А.
ЛЕТОМ
Воздух будто недвижим,
Золотой, медовый.
Пахнет сеном молодым
И смолой вишневой.
И, среди дерев укрыт,
Выстроившись чинно,
Дружно воет и гудит
Городок пчелиный.
Великолепный знаток природы Геннадий Скребицкий написал чудесную сказку о временах года, изобразив их, как художников. Они устроили соревнование, кто же из них лучший художник, но победителей не оказалось. Каждое время года прекрасно по-своему. Итак, Лето – художник!

Скребицкий Г. ЧЕТЫРЕ ХУДОЖНИКА. Жаркое Лето
Шильдер А. Парк
… Приступило к работе Жаркое Лето. Думает, гадает, какую бы ему картину нарисовать, и решило: «Возьму-ка я краски попроще, да зато посочнее». Так и сделало.
Сочной зеленью расписало Лето весь лес; зелёной краской покрыло луга и горы. Только для речек и для озёр взяло прозрачную, ярко-синюю.
«Пусть, — думает Лето, — в моей картине всё будет спелым, созревшим». Заглянуло оно в старый фруктовый сад, поразвесило на деревьях румяные яблоки, груши, да так постаралось, что даже ветви не выдержали — наклонились до самой земли.
В лесу под деревьями, под кустами рассадило Лето много-много разных грибов. Каждому гриб­ку своё место облюбовало.
«Пускай в светлом березняке, — решило Лето, — растут подберёзовики с серыми кореш­ками в коричневых шапочках, а в осиннике — подосиновики». Их нарядило Лето в оранжевые и жёлтые шапочки.
Немало ещё самых различных грибов появи­лось в тенистом лесу: сыроежки, волнушки, маслята... А на полянах, будто цветы расцве­ли, раскрыли свои ярко-красные зонтики мухо­моры.
Но самым лучшим грибом оказался гриб-боровик. Вырос он в сосновом бору, вылез из влажного зелёного моха, приподнялся немного, стряхнул с себя увядшие жёлтые иглы, да таким красавцем вдруг стал — всем грибам на зависть, на удивление.
Вокруг него зелёные кустики брусники, чер­ники растут, все они ягодами покрыты. У брус­ники ягодки красные, а у черники — тёмно-синие, почти чёрные.
Окружили кустики гриб-боровик. А он стоит среди них такой коренастый, крепкий, настоя­щий лесной богатырь.
Смотрит Жаркое Лето на свою картину, смот­рит и думает: «Что-то мало ягод в лесу у меня. Нужно прибавить». Взяло оно да весь склон лесного оврага и разукрасило густыми кустами малины.
Весело зеленеют кусты. А уж до чего хороши на них ягоды — крупные, сладкие, так сами в рот и просятся! Забрались в малинник медведица с медвежатами, никак от вкусных ягод оторваться не могут.
Хорошо в лесу! Кажется, и не ушёл бы отсюда.
Но художник Жаркое Лето спешит, торопит­ся, везде ему побывать нужно.
Заглянуло Лето в поле; покрыло колосья пшеницы и ржи тяжёлой позолотой. Стали поля хлебов жёлтыми, золотистыми; так и клонятся на ветру спелым колосом.
А на сочных лугах затеяло Лето весёлый сенокос: в душистые копны сена улеглись по­левые цветы, запрятали в зелёный ворох травы свои разноцветные головки и задремали там.
Зелёные копны сена в лугах; золотые поля хлебов; румяные яблоки, груши в саду... Хороша картина Жаркого Лета! Можно её и Красному Солнышку показать.
Выглянуло Солнышко из-за сизой тучки, смотрит, любуется. Ярко, радостно всё кругом. Так и не отводило бы глаз от сочной зелени тёмного леса, от золотистых полей, от синей глади рек и озёр. Любуется Солнышко месяц, другой. Хорошо нарисовано!
Только вот беда: … день ото дня листва на кустах и деревьях тускнеет, вянет, и вся картина Жар­кого Лета становится не такой уже сочной. Вид­но, приходит пора уступать своё место другому художнику…
Киселев А. Пейзаж с рекой
СУРИКОВ И.
***

Занялася заря,—
Скоро солнце взойдет.
Слышишь... Чу! Соловей
Щелкнул где-то, поет.
И все ярче, светлей
Переливы зари;
Словно пар над рекой
Поднялся, посмотри.

От цветов на полях
Льется запах кругом,
И сияет роса
На траве серебром.
Над рекой, наклонясь,
Что-то шепчет камыш;
А кругом, на полях,
Непробудная тишь.
О летней жизни в лесу прекрасно написал Соколов-Микитов   Здесь же удивительные иллюстрации художника Никольского Георгия Евлампиевича.
Лето любили многие поэты, писатели, композиторы и художники, которые посвятили этому самому теплому  времени года стихи, музыку и художественные полотна. 
Ниже приведена авторская разработка беседы Белоненко Т.В. о Лете.

Белоненко Тамара Васильевна
Жаркое Лето
Беседа для детей детского сада и начальных классов школы
Саврасов А. Кутузовская изба в Филях
Когда наступает лето? Никто не знает, когда оно приходит. С весной проще, ее видно. Остановится корова на дворе, стоит, греет похудевший за зиму бок, галки шерсть у нее щиплют, чистят коровьи бока. Корове тепло, приятно. В этот день весна-красна стучится к Морозу, щекочет старого деда своими искорками лучей. А вот лето незаметно. Конец весны и лето — как сестры-близнецы. Подменились — никто и слова не сказал.
Лето — пора страдная. Все трудятся, у всех рабочий день начинается чуть свет... Раньше солнца встают люди. Будят солнце петухи и пастушьи рожки. Стада на восходе солнца уже в поле. С солнышком вместе выле­тают пчелы, выползают муравьи.
Летом всюду привольно. Дышится легко — воздух прогрет и настоян на запахе трав, листвы. Высохли проселки, низины, леса, поймы лугов. Пройдет дождь — стряхнет пыль, умоет зелень, и снова сияет солнце, а небо такое синее, что в него хочется окунуться, как в море.
Славно летом в деревне! С радушием встречает тебя лес, укрывая от зноя тенью своей листвы, лучи тонут в узорчатой занавеси из изум­рудных пятнышек, трепещущих, как крылья мотылька. Зайдешь в поле— жара валит тебя с ног и ты лежишь, закинув голову, и бездна неба па­дает тебе на лицо, и глаза летят навстречу высоте, где недвижно висит маленький комочек птицы. Высокая трава, точно морские волны, мягко обвивает твое тело, и ты словно плывешь в этих безводных волнах, и только голова кружится от хоровода дразняще терпких запахов распа­ренной земли, медового сока цветов и горьковатого травяного аромата.
Но вот уже спина устала — земля окаменела под ней, уже полчища жуков и козявок забрались под одежду и поползли по телу, удивляясь, наверное, гладкой коже, а длинноногий стебелек, покачиваемый ветер­ком, защекотал нос до того, что тот не выдержал и грозно чихнул, же­лая испугать нескромного гостя. Уже покалывают затекшие руки, в ушах звенит, будто трещат сотни кузнечиков, уже солнце потемнело в глазах и покачивается, точно воздушный шар — вот встал ты и бежишь к реке и с ходу — бух! — и тонет в воде вялость, отстает от тела испарина, а вода слабо противится мышцам, играючи борется с тобой, ласковая и прохладная.
Хорошо ребятам на даче, целый день на воздухе. Дел много, некогда скучать. Зимой сказки читают, а летом сказка наяву. Вот распускаются бутоны шиповника. Разве не может спать на нежных покрывалах его лепестков маленькая Дюймовочка? А муравьи? Разве это не заколдо­ванные люди? Посмотрите, какие дороги выстроили они в лесу, как складно работают они, как заботятся друг о друге. А стрекозы? А ба­бочки? Разве это не добрые феи?
Много, много интересного на даче. Дети любят лето. Лето — это ре­бячье время года.
Каменев А. Вечереет
ПЛЕЩЕЕВ А.
***
Бледно-розовой полоской
Зорька гаснет за горой.
Дремлет колос, наклоняясь
Над росистою межой;

День прощается с землею,
Тихо, тихо ночь идет,
В небе месяц за собою
Звезды ясные ведет.

Источники:
Русская природа: Музыкальные беседы для детей младшего возраста./ авторы-составители Т. Белоненко, В. Литвинова, художник А. Ушин. – 4-е изд. - Л.: Музыка. Ленинградское отделение, 1981. – 80 с.
Ушинский К.Д. Детский мир и хрестоматия./ К.Д. Ушинский. – СПб.: ТИТ «Комета», 1994. – 352с.
Очарованье русского пейзажа: Сказки о художниках. – М.: Белый город, 2009. – 336 с .

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...