пятница, 15 мая 2020 г.

Поэты – фронтовики. Лисянский М.С.



Поэты – фронтовики на войне и о войне
Лисянский Марк Самойлович (1913 – 1993 гг.)
Лисянский М.С. 1943 Год. Юго-Западный фронт.
Источник изображения: Сборник «День поэзии», 1985 год
Записался добровольцем в формируемую в Ярославле 243-ю стрелковую дивизию; был назначен командиром сапёрного взвода. 16 июля 1941 года дивизия была отправлена на Западный фронт
Летом 1941 года в составе дивизии Лисянский принял участие в Смоленском сражении. В конце лета в ходе вражеской бомбардировки он был контужен, но вернулся в строй. Ещё через некоторое время на ночных занятиях по боевой подготовке сапёров Лисянский сломал ногу, провалившись в волчью яму в лесу.
После лечения в госпитале в Ярославле, в ноябре 1941 года Марк Самойлович был направлен обратно в свою дивизию, которая в это время воевала на Калининском фронте, участвуя в битве за Москву. Во время проезда через столицу у поэта родилось стихотворение «Моя Москва», в 1942 году положенное на музыку Исааком Дунаевским; песня снискала всенародную популярность, а в 1995 году стала официальным гимном Москвы.
Лисянский Марк
Моя Москва
Я по свету немало хаживал,
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.

Но Москвою привык я гордиться
И везде повторял я слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой.
Я люблю твою Красную площадь
И кремлёвских курантов бой.

В городах и далёких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в веках будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов.

И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Лисянский Марк
НАРОДНАЯ ПЕСНЯ
Вода льется из колодца
Без конца и края,
Той воды звезда коснется,
А потом сгорает.

Мы расстались у колодца,
Где рассвет встречали.
Ты сказала: «Обойдется...»
Я сказал: «Едва ли».

Вода льется из колодца
Влагой голубою,
То любовью обернется,
То лихой судьбою.

Не забыть того колодца
Под лозой тенистой.
Видно, пить уж не придется
Той водицы чистой.

Вода льется из колодца
Без конца и края.
В ней твоя душа смеется,
А моя рыдает.

Вода льется из колодца
Слаще, чем из крана.
Как живется, так поется,
Заживает рана.

Не забыть того колодца
Под густой лозою.
Из колодца вода льется
Светлою слезою.

Вода льется из колодца,
В ней звезда пылает.
Из колодца вода льется
И не убывает.

Лисянский Марк
ТАКИЕ УЖ ГОДА...
То пусто, а то густо,
То днем сплошная ночь.
То вдруг любимой грустно,
А то тебе невмочь.

Такая уж эпоха,
Такие уж года!..
То другу очень плохо,
А то с тобой беда.

Печаль кого-то гложет,
А кто-то и во сне
Забыть войны не может,
Проклятья шлет войне.

Что делать! Жизни жалко,
То осень, то весна,
То холодно, то жарко,
А жизнь, а жизнь — одна!

Лисянский Марк
ЭЛЕКТРИЧКА ИЗ МОСКВЫ
Ель мелькнула за березкой,
В окна бьет волна листвы.
Мчится линией загорской
Электричка из Москвы.

В переполненном вагоне
Жизнь весьма обнажена.
Спит щекою на погоне
Лейтенантская жена.

Стал рюкзак модней корзины,
Сумки всех мастей трещат,
А в авоське апельсины,
Как в ограде райский сад.

Бой смертельный под Касторной
Вспоминает инвалид.
Старичок стоит покорно,
Добрый молодец сидит.

В домино скрестили шпаги
(Чемодан взамен стола),
Забивают работяги
Постаревшего «козла».

Вздев очки, как будто дома,
У привычного окна,
«Новый мир»— последний номер
Открывает старина.

Из прибежища лесного,
Где людей всегда полно,
С ходу Алла Пугачева
К нам врывается в окно.

Едут в лавру две старушки
Замолить свои грехи.
Я пишу, хоть я не Пушкин,
Эти самые стихи.

Лисянский Марк
У МОРЯ
...Жизнь прожить — что море переплыть. (Виктор Астафьев)
В ранние годы,
В поздние годы —
Ждем мы у моря
Лучшей погоды.

Жизнь — это берег,
Жизнь — это море,
Где обитают
Радость и горе.

Ждут нас приливы
Грусти и боли,
Ждут нас туманы,
Ждут нас прибои.

Ветры и бури
Севера, юга...
Это сказал я
Не для испуга.

Ждут нас чужие
Сны и причалы.
Это сказал я
Не для печали.

Ждут под водою
Скалы и рифы.
Это сказал я
Вам не для рифмы!

Ждут нас и встречи
После разлуки,
Светлые души,
Милые руки.

Не унывайте
Под парусами...
Все остальное
Знаете сами.

Мы из-за истин
Вечно судимы...
 И прописные
Необходимы!

Так что штурмуйте
Земли и воды,
Не ожидая
Лучшей погоды!

Из-за сильной хромоты Лисянский не мог оставаться сапёром и был назначен сотрудником дивизионной газеты «В бой за Родину», а впоследствии её главным редактором. Был также специальным корреспондентом ряда фронтовых изданий. По просьбе командования 243-й стрелковой дивизии он в 1942 году сочинил стихи к песне «Ярославская дивизия в бой за Родину идёт». Другие произведения Лисянского, написанные в военные годы, вошли в сборники «Моя земля» (1942), «Фронтовая весна», «От имени Черного моря» (1947). В 1943 году в дивизии оказалась жена Лисянского — она была корректором газеты «В бой за Родину» и радисткой. 243-я стрелковая дивизия участвовала в Сталинградской и Курской битвах и в Никопольско-Криворожской операции.
Летом 1944 года Лисянский стал одним из дежурных редакторов газеты «Защитник Отечества» 43-й армии; туда же была переведена и его жена. 43-я армия прошла Восточную Пруссию и Померанию, закончив войну под Данцигом. После Победы Лисянский побывал и в поверженном Берлине. Почти до конца 1946 года вместе с женой в составе Северной группы войск находился в польском городе Легница, где работал специальным корреспондентом газеты «Знамя победы».

Источники:
День Поэзии. 1985 год.: Сборник./ сост. С.С. Лесневский, В.Н. Мальми, художник Владимир Медведев. – М.: Советский писатель, 1986. – 240 с.

Интернет – ресурсы:
http://www.stihi.ru/2009/11/17/6017 ЗДЕСЬ стихи Марка Лисянского

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...