суббота, 25 апреля 2020 г.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ МОЗАИКИ РИМА. VII ВЕК


СРЕДНЕВЕКОВЫЕ МОЗАИКИ РИМА. VII ВЕК
Автор текста Комарова М.
Источник: Комарова М. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ МОЗАИКИ РИМА. VII ВЕК./ М. Комарова./ Юный художник. – 2006. - № 6. – с. 7-11. – (Из истории мирового искусства)
Сант Аньезе ин Агоне (Sant’Agnese in Agone) — церковь, основанная еще в античные времена. Она посвящена Святой Агнессе и расположена на месте ее мученичества на Пьяцца Навона
http://eternal-city.ru/wp-content/uploads/2016/09/bazilika-1.jpg
Святая Агнесса была похоронена в катакомбах нынешней базилики Сант Аньезе фуори ле Мура после своей мученической смерти в 304 году. Она является одной из великих римских девствениц-мучениц. Самая молодая христианская великомученица стала символом святости, непорочности и чистоты для миллионов верующих. В условиях преследований и пыток ранних христиан Рима демонстрация принадлежности к гонимой религии требовала огромной силы духа и отваги. Однако проявление таких качеств у 12-летнего ребенка и по тем временам казалось невероятным и потому произвело сильнейшее впечатление на христианскую общину. Святая невинная чистота Агнесса была неимоверно почитаема в 4 веке
Церковь Св. Агнессы. Апсида. 625 - 638 гг.
Из всех памятников монументальной декорации Рима, созданной в VII веке, до наших дней сохрани­лось лишь несколько. Аналогично обстоит дело и с про­изведениями этого периода в Византии. На основании этих немногих примеров, оставшихся в своем первона­чальном виде, можно судить о том, что художественные процессы, протекавшие в Риме в это время, обозначают постепенный отход от византийских влияний и форми­рование собственного стиля на основе древних традиций города святого Петра и переработки заимствованных идей, форм и мотивов, привнесенных из других культур­ных центров христианского востока.
В декорации апсид римских церквей разрабатываются иконографические схемы, найденные ранее в предшествующих столетиях, идет поиск новых стилистических и образных решений. Близ оживленной римской улицы Виа Номентана расположена древняя базилика Святой Агнессы, постро­енная в склоне холма, где находились катакомбы — захо­ронения первых христиан тогда еще языческой столицы Римской империи.
Церковь Св. Агнессы. Св. Агнесса
Входящему в эту церковь с первого взгляда открывается настоящее чудо — в алтаре в золо­том сиянии предстает прекрасная юная святая Агнесса, мученица, пострадавшая за новую веру во времена импе­ратора Диоклетиана. Красавица Агнесса, сознательно выбравшая путь христианской чистоты и добродетели, отказалась поклониться языческим богам и приняла му­чительную смерть в возрасте 12 лет, в 303 году. Через несколько дней родителям девушки было видение, в котором Агнесса предстала перед ними в богатых цар­ских одеждах и в венце славы, воскресшая для новой жизни на небесах. Святая была похоронена в катакомбах на Виа Номентана. С тех пор образ ее является приме­ром и символом целомудрия и непорочности.
Культ юной святой вскоре приобрел особую популярность в Риме, где во время понтификата папы Симмаха (498 — 514) была основана базилика в честь этой святой, а в 625 — 638 годах при папе Гонории I апсида этой церкви бы­ла украшена мозаикой с ее изображением на золотом фоне в окружении двух пап, покровителя этой церкви — Симмаха и заказчика мозаики — Гонория с моделью церкви в руках. Если фигуры и лики обоих понтификов сохранились в несколько измененном виде из-за много­численных реставраций, то образ святой покровительни­цы церкви дошел до наших дней во всем своем великолепии. Святая Агнесса представлена в роскошных одеж­дах, расшитых драгоценными камнями, напоминающих и парадное облачение священника, и одеяние византий­ских императриц. Голова ее украшена диадемой, в руках свиток со Священным Писанием. У ног святой изобра­жен меч и огонь — атрибуты, свидетельствующие о ее му­ченической смерти. В верхней части апсиды в полукру­жьях белого, голубого и темно-синего цветов, украшен­ных сияющими звездами, десница Господня держит му­ченический венец над головой святой.
Церковь Св. Агнессы. Св. Агнесса. Лик
В декорации церкви образ святой Агнессы впервые помещается в композицию апсиды и занимает централь­ное положение. В известных нам римских мозаиках IV — V веков женские образы имели символическую функ­цию, выступая в роли аллегорий христианской Церкви, веры, или же были частью повествования, персонажами из Ветхого Завета. И только в начале VII века в мозаике церкви Св. Агнессы прославляется женщина-мученица как бесстрашная поборница веры и целомудрия, хрис­тианской добродетели.
Уравновешенность композиции, идеальные образы, геометрически точно выстроенные пропорции фигур святой и понтификов, которые находятся на значитель­ном расстоянии друг от друга и словно утопают в золо­те фона, парадность и богатая цветовая гамма мозаики, торжественное молитвенное предстояние персонажей — все это создает поистине величественный образец мо­нументального искусства VII века.
Ораторий Св. Венанция. Апсида. 640 - 642 гг.
Вторым значительным комплексом монументальной живописи Рима VII века является декорация Оратория Святого Венанция, примыкающего к баптистерию зна­менитой римской базилики Святого Иоанна в Латерано. В 640 — 642 годах папа Иоанн IV возводит Ораторий, на­званный в честь его небесного патрона, святого Венанция. Именно сюда по велению понтифика, выходца из Далмации, были перенесены мощи святых мучеников Далмации и Истрии, захваченных в то время аварами. Комплекс мозаичной декорации Оратория был завершен в 642 — 649 годах при папе Теодоре I.
Ораторий Св. Венанция. Апсида. Христос и два ангела
Композиция апсиды разделена на два регистра: в верхней части поме­щен бюст Христа в окружении двух ангелов, в нижнем — изображение Богоматери Оранты, апостолов Петра и Павла, святых патронов церкви и заказчиков мозаики. Подобное изоб­ражение Христа, вероятно имевшее восточное происхождение, соответст­вует более древнему священному об­разу Спасителя, который находился в конхе апсиды самой церкви Св. Иоанна, одной из главных (после собора Св. Петра) колоссальных паломниче­ских базилик Рима. Композиция из девяти персонажей в нижнем регист­ре развивает иконографическую схе­му декорации алтарной апсиды, най­денную еще в VI веке и имевшую до­вольно широкое распространение в римских мозаиках в последующие столетия. Проблема выбора персонажей мозаики вызы­вает особый интерес исследователей.
Ораторий Св. Венанция. Апсида. Богоматерь Оранта
Традиционная иконография сцены Вознесения Христова, центральное место в которой, как и в данном случае, занимает изоб­ражение Оранты в окружении апостолов, нарушается здесь введением иных персонажей, среди которых Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист, епископы Венанций и Домнион и папы Иоанн IV и Теодор с моделью Оратория в руках.
Ораторий Св. Венанция. Апсида. Св. Домнион
Сама сцена приобретает, таким образом, неконкретный и вневременной характер. Свобод­ная трактовка сюжета Священного Писания, возможно, имеет восточное происхождение в силу того, что папа Теодор, при котором были завершены работы в Оратории, происходил из Иерусалима и вполне вероятно мог остановить свой выбор на более привычной ему иконографии, имевшей распространение в Палестине.
Ораторий Св. Венанция. Триумфальная арка. Деталь
По сторонам апсидной арки изображены две группы далматских мучеников: епископ Мавр, дьякон Септимий, Антиохий, Гаян, Анастасий, Астерий, Теллий, Павлиниан. Под самым потолком помещены изображения городов Иерусалима и Вифлеема и символы евангелистов.
Византийский император Юстиниан со свитой и архиепископ Максимиан. Мозаика в апсиде церкви Сан-Витале в Равенне. 546–547 https://bigenc.ru/ethnology/text/2288640
Стилистическое решение этой мозаики имеет сходст­во с образами знаменитой мозаики церкви Сан Витале в Равенне, с изображением свиты императора Юстиниана (VI в.), которая, очевидно, была известна мозаичисту Сан Венанцио, а также напоминает мозаики церкви Св. Дмитрия в Фессалониках, исполненные в VII веке. Су­хощавые, вытянутые, строгие, эти образы практически лишены естественности и натурализма, свойственного античности, изолированные строго фронтальные фигу­ры святых не имеют реального объема, они словно вы­гравированы на абстрактном золотом фоне. Строгие плоскостные силуэты, отвлеченный золотой фон, отсут­ствие всяких связей этих персонажей с реальным миром говоря о том, что перед нами некая преображенная ре­альность, мир божественный, трансцендентный, в кото­ром нет места земным законам.
Церковь Санто Стефано Ротондо. Апсида. Деталь. Св. Прим. Апсида
Практически одновременно с декорацией Оратория Сан Венанцио в Риме папа Теодор I заказывает мастерам, вероятно греческого происхождения, декорацию небольшой апсиды в древней церкви Санто Стефано Ротондо (642 — 649). Известно, что в 648 году из катакомб близ Рима в эту церковь были перенесены и захоронены мощи святых Прима и Фелициана. Они стали главной святыней церкви, привлекавшей к себе многих палом­ников.
Композиция апсиды, спокойная и уравновешенная, напоминает решение, рассмотренное нами на примере апсиды церкви Святой Агнессы. На абстрактном золотом фоне изображе­ны два мученика. В центре компози­ции возвышается крест, украшенный драгоценными камнями и увенчан­ный медальоном с погрудным изоб­ражением Христа. Подобная трактов­ка Креста Господня также имеет вос­точное происхождение. Вероятно, за­казчик мозаики, папа Теодор, поже­лал украсить апсиду именно изобра­жением Креста как напоминание о завоевании Иерусалима персами в 614 году, когда Святой крест был по­терян для христиан.
В полукруге над медальоном изоб­ражена десница Господня с мученическим венцом. Фон композиции золотой, зеленый ко­вер трав усыпан мелкими красными цветами.
Святой Прим
Особый интерес в этой мозаике вызывают образы святых, ре­шенные крайне индивидуально. Святой Прим - седо­власый старец с бородой, святой Фелициан, напротив, юноша с густыми волосами и пронзительным взглядом. Головы и руки их исполнены из мелких кусочков разно­цветного камня телесного тона, остальная мозаика вы­ложена из смальты. Тонкость и графичность исполне­ния, сложная цветовая палитра, богатая различными от­тенками природного камня, тщательная и индивидуаль­ная трактовка ликов святых, использование мельчайших кубиков мозаики в проработке деталей говорят о высо­ком профессиональном уровне мозаичиста апсиды Санто Стефано Ротондо, приехавшего в Рим, по-видимому, из Византии.
Церковь Св. Петра в оковах. Св. Себастьян
Уникальным примером мозаичной иконы в искусст­ве Рима VII века является изображение святого Себастьяна из церкви Святого Петра в оковах. Житие святого повествует о том, что он был римским легионером, на­чальником преторианской стражи, исповедовавшим христианство и обращавшим в новую веру других сол­дат. За это в 354 году Себастьян был приговорен импе­ратором Диоклетианом к смерти и был привязан к дере­ву, а римские лучники стреляли в него до тех пор, пока не сочли мертвым. Однако он выжил, и тогда его заби­ли до смерти бичами, а труп бросили в сточную канаву. Когда в 680 году Рим опустошила страшная эпидемия чумы, одному из горожан было знамение о том, что нуж­но просить защиты от этого бедствия у святого Себасть­яна и посвятить ему алтарь. По легенде, именно тогда после крестного хода по Риму икона святого Себастья­на, избавившего город от страшной эпидемии, была торжественно принесена в церковь Св. Петра в оковах, где был освящен алтарь Св. Себастьяна. Именно так бы­ла установлена дата создания иконы.
Иконография этой мозаики не имеет ничего общего с традиционной трактовкой святого в виде обнаженного юноши, привязанного к дереву, с те­лом, пронзенным стрелами. Однако надпись с его именем, помещенная справа и слева на полях иконы, рас­сеивает всякие сомнения о том, кто на ней изображен. Святой Себастьян представлен в образе седого старца, одетого в одежды воина времен им­ператорского Рима. Пронзительный взгляд его темных глаз устремлен вдаль.
Темно-синий цвет фона, харак­терный для римских мозаик VI века и широко применявшийся также в мо­нументальной декорации церквей IX века, доминирует в этой мозаике. На нем выделяются и ярко блестят золо­том буквы надписи, венец святого и окаймление его одежд. Яркая красоч­ная палитра мозаики поражает сме­лостью выбора и свежестью цвета. В, правой руке святой Себастьян дер­жит мученический венец, который он также поддерживает прикрытой пла­щом левой рукой. Возможно, перво­начально в левой руке святого был крест. Образ святого воина, христи­анского первомученика уподоблен колонне, столпу христианской веры. Этот мотив поддерживается в изображении ниспадающего плаща, напо­минающего по очертаниям античную колонну с капителью. При относи­тельно небольшом размере иконы мозаичист использует здесь довольно крупные кусочки смальты, в том чис­ле и в проработке лика святого, где добавляет к тому же яркие оранжевые штрихи. Несколькими бликами света и темными красочными пятнами на плаще мозаичист намечает легкие моделировки.
Условность и стилизация реше­ния образа святого Себастьяна, геометризм пропорций и графичность проработки силуэта, яркая празд­ничная цветовая гамма, составленная из основных цветов без тонких нюан­сов и переходов тонов, выбор темно-синего цвета фона мозаики — все эти черты характеризуют постепенное сложение собственно римской шко­лы средневековой мозаики, стилис­тика которой будет развиваться в римских мозаиках VIII — IX веков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...