вторник, 21 апреля 2020 г.

О приемах работы акварелью


О приемах работы акварелью
Автор текста Петров Н.Г.
Источник: Петров Н.Г. О приемах работы акварелью./ Николай Григорьевич Петров.// Юный художник. - 2006. - № 3. - с. 34-37 – (УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА)
Петров Николай Григорьевич. Начало весны на Ангаре 1990 г. https://www.zmvc.ru/photos/photo3892.html
В последние годы акварелью я чаще всего пишу городские пейзажи и портреты. Расскажу о некоторых приемах своей рабо­ты.
Очень страшат первые при­косновения к бумаге кистью, бо­ишься испортить ее первоздан­ную чистоту, поэтому я никогда не прибегаю к наклеиванию бумаги на планшет. Конечно, работать на туго натянутой, как барабан, бу­маге приятно, но эта безукориз­ненно натянутая бумага как бы обязывает тебя - таким же безу­коризненным должен быть и тот, еще не написанный, этюд. Но страх испортить эту белизну планшета сковывает художника.
Акварель - вся на приемах, по­этому художник совсем не гаран­тирован от многих промахов и ошибок, но акварель ошибок не прощает и поправок почти не тер­пит.

Н. Петров. Первый снег. 1982
Вот в папках мои акварели. Некоторые из них я не показываю даже близким друзьям, надо бы их вообще-то порвать, но храню как бы в назида­ние самому себе. Начинаешь работать очень осто­рожно, не добирая цвет, а потом вынужден эти места прописывать еще и еще раз. Увы, выходит замученно, сухо. А тут взял слишком плотно, перело­жил цвет, пытаешься поправить, немного смыть - тоже плохо, уже не акварель.
Пишу на бумагах всех сортов, каждая из них требует своего подхода, тут уж дело практики. Пишу и «по-мокрому» и «по-сухо­му», чаще в одной работе совме­щаю эти два приема - все зави­сит от характера мотива. Но все­гда смачиваю обильно и тыльную сторону бумаги, она прилипает к пластику планшета, что не позво­ляет ей морщиться. Чтобы влага быстро не испарялась, иногда подкладываю два-три слоя мок­рых газет.
Н. Петров. Перед грозой. 1989
Писать  городской  пейзаж с четкими гранями архитектурных деталей целиком «по-мокрому» нелепо:   будет  нечто  «ватное», другое дело - купы деревьев в этом же этюде.  Можно начать пейзаж  широкими,  достаточно легкими прокладками «по-мокро­му», а затем - уточнять все более мелкие детали, где надо уже по просыхающей и совсем просох­шей бумаге. Легкие, непринужденные, иногда даже слегка случайные потеки акварели сообщают определенную импровизационность завершенно­му этюду. При любом акварельном приеме не спе­шить трогать краской заведомо белые плоскости (белая стена в пейзаже, блик в натюрморте), цвет этих мест определится к концу работы, утрачен­ную белизну бумаги не вернешь.
Н. Петров. Шахи-Зинда. Из серии «Самарканд» 1939
Городские пейзажи делаю всегда односеансными - три-четыре часа очень быстрой, интенсивной и выматывающей силы работы. Дольше работать обычно уже бесполезно: освещение изменилось, все кругом иное. При работе стараюсь держать в памяти первоначальное состояние пейзажа.
На этюдах бываю без традиционного этюдника. Коробка с красками, кисти и большая фляга с во­дой - в холщевой сумке. Со мной еще планшет - лист фанеры в размер обычных моих этюдов, на нем закреплены три металлические ножки от этюдника и ручка от того же этюдника. В размер листа фанеры лист пластика, крючками он при­крепляется к фанере, между ними - бумага для ра­боты. Таким образом, когда я сижу на раскладном стульчике, передо мною как бы столик для работы, плоскости которого я могу придать любой наклон.
Н. Петров. Малый Каменный мост. 1970
Всегда делаю углем быстрый небольшой эскиз, уточняю композицию. Рисунок под акварель делаю тоже углем, но стараюсь делать его осторожно, не­многими тонкими линиями, щадя чистоту бумаги. Перед началом работы акварелью стряхиваю и сдуваю угольную пыль. Излишек угля частично смоется водой, а некоторые сильные линии если останутся, то отнюдь не будут мешать изображе­нию, так как уголь в отличие от графитного каран­даша органично входит в красочную массу акваре­ли.
Н. Петров. Зима. Лошадка. 1959
Кое-что о порядке работы. С изумлением смот­рю, как некий начинающий художник пишет серое небо на своем этюде и при этом старательно обхо­дит, оставляя белым, силуэт деревьев, которые в натуре заведомо темнее неба. Абсурд! Ту же ошибку допускают начинающие, когда пишут светлую ткань с темным узором. Без малейшего ущерба живописнос­ти будущего произведения сле­дует определять, какой цвет, кро­ме уготованного ему места, мож­но проложить и в других местах, где он позже будет перекрыт дру­гим, более темным, цветом. Аква­рель от этого будет легче, проще, не будет «дребезга» на стыках цветовых пятен.
Н. Петров. Украина. Хаты. 1953
О красках. Тягостно бывает смотреть, когда начинающий ху­дожник остервенело трет кистью по маленькой кюветке с кусочком окаменевшей акварельной крас­ки. Кисть истирается до железки, а краски, добытой с таким тру­дом, хватает ненамного, и опять надо тереть. Затем следуют те же манипуляции со следующей кю­веткой, тут вдруг сюрприз: эта краска более податлива к размачиванию - на кисти излишек кра­ски. Я краски содержу в специ­ально склеенной пластмассовой коробке, которая внутри разбита перегородками на прямоугольные ячейки (в каждой ячейке разме­щается содержимое двух акварельных кюветок), выдавливаю туда и краски из тюбика. Сверху эта коробка прикрыта крышкой с прокладкой из мяг­кой резины, крышка плотно прижимается к короб­ке винтами. Такая коробка с полужидкими краска­ми в любой момент готова к работе, конечно, за ней надо ухаживать, размачивать подсыхающие краски, пополнять новыми.
Работая на этюдах, часто готовлю красочную смесь в большом количестве. Такая заготовка ос­новного цвета помогает в работе и убыстряет ее. Тут же «по-мокрому» делаю корректировку, добав­ляю другой, третий цвет или убираю отжатой боль­шой кистью излишек краски.
Большое значение имеет наклон планшета, иногда он почти горизон­тальный, чтобы вода не стекала; иногда под небольшим углом, а бывает, управляя потоком цвет­ной воды, приходится на время поворачивать   планшет   на   180 градусов, то есть помещать рабо­ту «вверх ногами».
Н. Петров. Утренние силуэты. Из серии «Прага». 1983
Моя палитра - из белого, хо­рошо смачиваемого водой плас­тика. Совершенно нежелательно брать в качестве палитры куски бумаги - большая часть пигмента впитывается в такую палитру. Для приготовления большого количества красочной смеси употребляю подходящие по объему пласт­массовые емкости - рифленые вкладки в кондитер­ских коробках, их сейчас много в нашем быту.
Н. Петров. Дождь. 1964
Кисти. Обычно во всех руководствах рекоменду­ют для акварели некую универсальную круглую бе­личью кисть, кончиком которой, мол, можно изоб­ражать и мелкие детали. Большой беличьей кистью можно делать крупные заливки, но почти невозмож­но работать над мелкими деталями: из-за мягкости кисти рука не чувствует прикосновения к бумаге, трудно такой кистью провести тонкую акварельную линию (ветки деревьев, детали архитектуры). Для этой цели хороши плоские колонковые кисти. Такой кистью любого размера, если ее повернуть бочком, острием «лопаточки» можно провести ровную аква­рельную линию. Да и все архитектурные детали ча­ще прямоугольны, поэтому их так легко изобразить движением плоской кисти.
Н. Петров. Пионы в кубке. 1998
Приемы при работе над портретом и натюрмор­том примерно одинаковы с работой над пейзажем. Приступая к портрету, я делаю на отдельной бумаге, в размер будущей акварели, тщательный рисунок, прокладываю светотень, добиваюсь сходства, уточ­няю все детали рисунка. Закрепив рисунок фикса­тором на просвет, перевожу его на лист бумаги бу­дущей акварели. Тут заодно корректирую и компо­зицию портрета. После этого опять просматриваю рисунок по натуре. Этот прием помогает сохранить чистоту листа акварели от угольной грязи и терза­ния резинкой.
Часто бумага законченной акварели имеет взду­тости, неприятную волнистость. В этих случаях я позже, в мастерской, обильно размачиваю при по­мощи губки тыльную сторону готового этюда, а когда бумага размокнет, станет мягкой, разглаживаю ладонями ее в разные стороны. Бумага распрямля­ется, остаток воды исчезает. После этого перевора­чиваю акварель изображением вверх и по краям ли­ста (миллиметрах в пяти от края) прикалываю ее к планшету кнопками или маленькими гвоздиками на расстоянии 5 - 6 см друг от друга. Акварель высыха­ет гладко расправленной, без единой морщинки, на изображение эта «водная процедура» нисколько не влияет.
Работа акварелью требует большой собраннос­ти, воли, решительности, напора, выдумки, быстро­ты, но быстроты взвешенной. Не получилось? По­вторите, с учетом промахов, в другом этюде...

И напоследок я скажу…
Николай Григорьевич Петров, заслуженный художник России
Заслуженный художник России Николай Григорьевич Петров (1919 - 2005) много внимания уделял работе акварелью.
В детстве первые серьезные уроки рисования он получил в студии Московского городского Дома пионеров, которой руководил замечательный педагог, прекрасный акварелист А.М. Михайлов. Пройдя суровую школу испытания войной, впоследствии став профессиональным художником, Н.Г. Петров стался приверженцем благородной техники, привлекающей зрителя легкостью, стремительностью, быстротой кисти, прозрачностью и силой цвета

https://fantlab.ru/art15679 подробнее о художнике

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...