понедельник, 20 апреля 2020 г.

Пишем натюрморт


Пишем натюрморт
Опыт Московского академического художественного лицея

Источник: Томашевская Л.С. ПИШЕМ НАТЮРМОРТ./ Л.С.. Томашевская, преподаватель Московского академического худо­жественного лицея; Записал И. БЛЫНСКИЙ// Юный художник. - 2004, № 12. - с.38-41. – (УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА)
Полина Чернякова, 13 лет. Натюрморт с кистями. Акварель


Вера Смолина, 12 лет. Персики. Акварель

Женя Воронова, 10 лет. Белые грибы. Акварель


Юля Смолянинова, 13 лет. Уголок художника. Акварель

Лена Ильинская, 13 лет. Сегодня — рыбный день. Акварель

Даша Соболева, 13 лет. Угощаю арбузом. Акварель

Вика Шурихина, 12 лет. Осенний натюрморт. Акварель

Мария Сайко, 13 лет. Чай уже готов. Акварель
Компоновка трех и более вещей сложного натюрморта заключается в следующем: нужно начинать с крупно­го, определив первые два-три пред­мета, самых значительных по объе­мам. После этого, если они хорошо расположились в пространстве, мож­но добавлять разную мелочь. Очень часто идут по ошибочному пути, начи­ная ставить по принципу «один плюс два, плюс три, плюс четыре». Получа­ется нагромождение. Поэтому, чтобы в постановке присутствовала строй­ная архитектоника и ее было легко ри­совать и над ней работать, необходи­ма ясная простая конструкция в осно­ве даже самого сложного, переполненного предметами натюрморта. То же и в отношении драпировок. Не стоит развешивать везде разные ткани. Любая из них должна иметь свое пластическое композиционное место. Боль­шое количество драпировок может быть, но решается все изначально основными.
Не менее важна и тема самой постановки. Темы очень различны, например - крестьянский натюрморт, атрибуты искусства, старые вещи, чаепитие; старинные книги с подсвечником, монетами, свечой. Один из самых попу­лярных мотивов у зрителей - цветы и фрукты. Бывают яв­ные несочетания предметов, например, одна художница написала прекрасный букет роз, а внизу лежала свекла. Это так же выглядит, как цветы, написанные рядом с се­ледкой. Сам запах благородных цветов, настроение, с ко­торым зритель подходит к картине, не должны разрушать­ся прямо противоположными вещами. Подобное вызовет отвращение. К примеру, натюрморт с книгами не может сочетаться с лежа­щим рядом половником. Это - харак­терные ошибки наших учеников. По­этому тема является одним из главных элементов в картине. Важна и сама конструкция. Хорошо соединяются предметы, разные по форме. Две со­вершенно одинаковые вещи вызовут отрицательные эмоции. Если одну поставить, другую положить - это уже выход из положения. Все вертикальные, круглые, шарообразные, длинные предметы подходят для составления интересной компо­зиции. К тому же, если они гармонируют друг с другом, то, расположенные в разных комбинациях, могут неплохо между собой сочетаться. Две одинаковые вещи всегда бу­дут спорить между собой. Должен присутствовать глав­ный комбинационный центр, и остальное должно ему уже подыгрывать. Хорошо походить вокруг постановки, по­смотреть на нее с разных точек. Помимо изначальной кон­струкции в натюрморте, нужно решить и цветовую гамму.
Цветовые гаммы детям можно оп­ределить в самой задаче - контраст­ные или сближенные. Контрастные -это сопоставление противоположных, например - красный с зеленым. Они хорошо гармонируют, но в натюрмор­те их никогда нельзя употреблять в чи­стом, открытом виде. Если мы посмот­рим картины старых мастеров, то уви­дим, что там это часто обыгрывается: гамма дополнительных красно-зеле­ных цветов с внедрением туда золоти­стых, коричневых, бурых. Но тогда вполне достаточно ввести приглушен­ный зеленый глухой цвет: красное яб­локо уже сделает свое дело, оно «за­жжет» это зеленое вполне достаточно. Если поставить красное яблоко на изу­мрудный зеленый цвет, то, как гово­рится, «зубы заболят». То же можно сказать и о сочетании синего с желтым. Цветовое начало, которое возникает в работе дополнительных цветов, по­могает активизировать главное. Это более тонкая работа. Также очень красив натюрморт со сближенными цветовы­ми отношениями, когда вся работа строится на тончайших цветовых оттенках. Подобное даже более сложно для уче­ников. Учащийся должен быть с «воспитанным» глазом и видеть малейшие сочетания отношений, работать на сложных колористических нюансах. В натюрмортах, сбли­женных по цвету, желательны более контрастные тональ­ные отношения. Когда постановка сближена и по тону, и по цвету - это выглядит очень вяло. Следует помнить, что в работе над натюрмортом, пейзажем, композицией са­мое светлое должно быть единственным. Об этом всегда нам говорил Кибрик. Так устроен человеческий глаз, фо­кусирующийся в картине на чем-то од­ном, самом светлом. Если в работе два одинаковых по силе светлых пят­на, то взгляд начинает метаться и ощу­щается чувство неудовлетворенности. Зритель даже может не понять, в чем дело, просто почувствует, что что-то не так. Поэтому, когда идет работа над натюрмортом, очень важно, чтобы ак­цент был на самом светлом. Если тако­го светлого вообще нет, то тогда кар­тина выглядит приглушенно. В любом эскизе, будь то композиция, пейзаж, портрет, если вы на­шли по тону самое светлое, то найдете и самое темное. Это естественное равновесие, тональная задача, которая очень важна для решения и натюрморта, и композиции, и пейза­жа. На тональную задачу необходимо обратить особое вни­мание, потому что есть ученики, неплохо берущие цвет, а с тоном у них проблемы.
Очень дурно выглядит поста­новка, где сочетаются все цвета радуги. Это синие, зеле­ные, основные, красные и желтые. Получается такой «све­тофор». Можно хорошо подобрать предметы по теме, но не подобрать по цвету. Конечно, цветовых гамм невероят­но много. У нас прошло такое задание, когда каждый ребе­нок ставил сам свой натюрморт. Иногда приходилось под­сказывать, но некоторые дети очень хорошо чувствовали, интуитивно, не задумываясь, как один цвет связывается с другим. Предлагался большой выбор драпировок, яблоки, горшочки и другое. Затем ребята тянули жребий. Один ставил натюрморт на окне, другой - «чаепитие», третий -старые вещи, четвертый - «атрибуты искусства» или на­тюрморт со стеклом. Потом они делали маленькие эскизики, чтобы показать, что из этого можно сделать. И вот тут состоялся разговор о подборе предметов по теме и цвето­вой гамме. Сразу выявлялись различия. Некоторые дети сопоставляли совершенно дикие цвета и не чувствовали отсутствия гармонии, но это не означало, что они безнадежны. Возможно, они просто не обра­щали внимания на цвет либо происхо­дило какое-то влияние со стороны.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...