воскресенье, 22 марта 2020 г.

Храм Живоначальной Троицы на Борисовских прудах


Храм Живоначальной Троицы
Автор текста: ИВАШНЕВ В.
Источник: ИВАШНЕВ В. Храм Живоначальной Троицы./ В. ИВАШНЕВ.// Юный художник. - № 10, 2004, № 10. – с.6-9
…Храм прекрасный, как из сказки
Встал на берегу прудов,
Богомольцев созывает
Перезвон колоколов.

В царственных коронах, чинно,
С каждой храма стороны
Расправляют гордо крылья
Здесь двуглавые орлы.

А внутри сияет нежно,
Душу радуя и глаз,
Весь в лепнине, белоснежный
С золотом иконостас… (
Евгения Краснова https://www.stihi.ru/2007/06/25-2469 )
Прирастает Москва не только квадратными метрами серийных новостроек, но и новыми архитек­турными решениями домов, квар­талов, целых микрорайонов, вос­становленными или отстроенными заново памятниками истории и культуры. Все привычнее глазу и теплее сердцу становится и от воз­никающих стремительно, невесть откуда часовен, храмов так называ­емых домашних церквей и, нако­нец, грандиозных комплексов куль­товых сооружений, как это произо­шло с возведением на живописном берегу Борисовских прудов, близ всемирно известного Царицынско­го заповедника, вновь отстроенно­го Патриаршего подворья с храмом Живоначальной Троицы во главе.
Сегодня трудно себе предста­вить, что строительству этого великолепия, что открывается всякому, въезжающему по Каширско­му шоссе в микрорайон Орехово-Борисово, находились противники, да еще какие! Чего больше было в их ос­лепленном негодовании - замшелого эгоизма (вместо храма предлагалось строить ресторан-бар, супермаркет, автостоянку), атеистического угара или воинствующей хулы иноверцев, не терпящих поклонения иным святыням, иной вере? Только здравый смысл и добрые побуждения инициаторов строительства храмового комплекса и его будущих прихожан достойно про­тивостояли этой оголтело - истошной компании протестующих.
Подворье. Общий вид. Закладной камень
Немногие уже, наверное, помнят и то, что еще в 1988 году тогдашний Пат­риарх Московский и Всея Руси Пимен и члены Священного Собора по случаю 1000-летия Крещения Руси заложили камень в основание будущего Дома Божия, который, как сказал Патриарх на той церемонии, будет стоять «в па­мять всех наших соотечественников, жизнь свою положивших при защите пределов нашей Родины в отечествен­ных войнах и во благо новых поколений наших современников, жаждущих ду­ховной отрады и утешения». Так дав­няя на Руси традиция - в честь знаме­нательных событий жизни Отечества возводить храмы - ждала своего про­должения в наши дни.
Но затем свершилось то, чему мы все стали невольными свидетелями и участниками. В перестроечном угаре и безответственности, в переделе соб­ственности, а точнее, разграблении общенародного достояния, в царящем беспределе и хаосе до того ли было, до строительства ли храмов?.. Однако мало-помалу страсти поулеглись (де­лить стало уже почти нечего) настала пора подумать и о будущем, о созида­нии. Ведь если ничего не строить, не возводить, не восстанавливать, то что же дальше? К чему стремиться, на что надеяться? И что оставим после себя?
Спустя десятилетие наметились сдвиги к лучшему, да только пустота в духовной сфере заполняется труднее и протяженнее во времени. Загублен­ное поколение брошенных на произ­вол детей, разрушенные судьбы мил­лионов соотечественников, в одноча­сье оказавшихся иностранцами, ни­щими, бездомными и беззащитными, многократно отзовутся еще не только на нас, а и на наших потомках.
Однако любое продолжение имеет свое начало. И первой, как ей изна­чально и предначертано, это осознала церковь. Не только осознала, а взвали­ла на себя груз забот по духовному возрождению народа, нации, не гну­шаясь при этом поддержкой созна­тельной части предпринимателей и светских властей. Очевидно, что одной Церкви решать такие глобальные про­блемы не по силам. Ну а первым и. не­сомненно, самым значительным начи­нанием такого соединения усилий в благом деле было восстановление Храма Христа Спасителя.
Патриаршее по­дворье Живоначальной Троицы возведен  на месте с замет­ным отступлением от закладного кам­ня. Тринадцать лет ожидания строи­тельства внесли свои изменения. Бы­ло достаточно времени, чтобы соотне­сти местоположение будущего храма с новостройками огромного микро­района (населением с крупный обла­стной город). К тому же слишком близкое соседство, по первоначальному замыслу, с Царицынским архитектурно-парковым комплексом, включающим в себя и церковь «Живоносный источник», неминуемо нарушило бы сложившийся ан­самбль, создававшийся в XVIII столетии русскими зодчи­ми Баженовым и Казаковым.
Задержка в осу­ществлении планов не всегда пагубна. К тому же подоб­ных примеров, отступлений строительства от закладного камня, история знает немало. Опять же сошлемся на воз­ведение Храма Христа Спасителя, строительство которо­го первоначально предполагалось, как известно, на Воро­бьевых горах. Важно, что храмы отстроены, радуя своим видом прихожан и прохожих, возведены в немыслимые для подобных объектов сроки.
Звонница
Всего немногим более двух лет минуло с тех пор, как в День города Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II прилюдно объявил о начале строительства, а уже в день «Отдания праздника Пасхи» (завершение пасхальных тор­жеств), в канун великого праздника «Вознесение Господне» колокольный звон Живоначальной Троицы двенадцатью колоколами величественно возвестил о его освеще­нии, а многоголосый церковный хор зазвучал под свода­ми, заполнив собою все пространство одного из довольно вместительных православных храмов.
Четыре двуглавых орла украшают храм, символизируя мощь России
Ничем иным, как божьим благоволением, многие из собравшихся на эту торжественную церемонию восприняли сюрприз приро­ды, когда, словно по волшебству, облака вдруг расступи­лись, и лучи солнца осветили сверкающие свежей краской стены Храма, часовни и устремленной ввысь колокольни, а небесная синева куполов растворилась в голубизне все­ленной. Восторг, чувство душевного очищения и благода­ти испытали в те мгновения восхищенные прихожане, и любопытствующие, все, кто прикоснулся к этой несказан­ной красоте.
Неслучайно присутствовавший на церемонии освещения храма народный артист России, руководитель МХАТа Олег Павлович Табаков назвал его «светлым, весе­лящим, силу дающим».
Храм выполнен в византийском стиле - однокупольное крестообразное здание с четырьмя приделами высотой вместе с крестом семьдесят метров, которое может вмес­тить до четырех тысяч человек. Основу его внутреннего уб­ранства составляют иконы наиболее почитаемых на Руси святых, выполненные современными иконописцами и по­мещенные во внушительных размеров красочный фарфо­ровый иконостас и киоты.
Иконостас
Иконостас выполнен в лучших традициях фарфоровых иконостасов Кузнецовских мас­терских XIX века. Руководил всем художественным убран­ством храма молодой, но уже известный российский ху­дожник, принимавший участие в росписи Храма Христа Спасителя и Успенского собора в подмосковном Дмитро­ве Василий Нестеренко. Эту работу он считает не менее значимой и ответственной, в ней он пытался «поднять художественное убранство на уровень лучших росписей отечественных храмов».
Майолика «Александр Невский»
Кроме Главного строения и звонницы, Патриаршее по­дворье включает в себя часовню святого Александра Нев­ского, как сказочный богатырь, взошедшую на пригорок (с нее, собственно, и начиналось строительство комплекса). В него входят также здание воскресной приходской шко­лы, дом причта, пешеходный мост че­рез овраг к Каширскому шоссе, благоустроенную окрест территорию.
Майолика: «Троица»
Единство стиля и нарядность всему комплек­су сооружений придают цветные витражи,  майолика, резьба по дереву, узоры по металлу и камню, просторные лестничные проемы, арки, мозаичные полы, выполненные из различных сортов мрамора. По старой доброй тради­ции русского зодчества, комплекс органично вписался в ландшафт города.
Примечательно, что взяла на себя труд возведения по­дворья, отметим, на собственные средства, Балтийская строительная компания, специализирующаяся в основном на прокладывании железных дорог, многокилометровых трасс, сооружении мостов, реконструкции крупных сто­личных вокзалов. Но немало преуспела компания и в воз­ведении храмов, часовен, подняв из руин или отстроив за­ново более двадцати из них. Не перечисляя всех, назовем лишь сожженную в 1937 году церковь Казанской иконы Божией Матери в Царском Селе, Крестовоздвиженскую церковь XVI века в Москве на Плющихе, храм святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной. На вопрос: что же по­будило компанию, не имевшую ранее опыта подобного строительства, взяться за сооружение храмов? - ее руко­водитель, заслуженный строитель России Игорь Александрович Нойвальт лаконично ответил: «Настало время отда­вать долги за порушенные и оскверненные святыни...». И далее: «Строя храмы, люди прокладывают дорогу между человеком и Богом...». Тем более это важно в новых горо­дах и многотысячных микрорайонах, где, по словам главы строительной компании, «людям лоб негде перекрестить».
Вход в Храм
Но кроме осознания необходимости возвращать лю­дям порушенные некогда святыни, искупления вины за со­деянное «разрушителями старого мира», строители, как они признаются, имеют и профессиональный интерес: че­рез возвращение к жизни древних храмов постигать техни­ку строительства зодчих, утраченную за долгие годы забвения этого древнего промысла, возможность заново рас­крывать секреты старых мастеров. Правда, приступая к возведению храмов в XXI веке, строители не могли не ис­пользовать и новые материалы, и более производитель­ные современные технологии. Поэтому началу работы, как правило, предшествовал довольно продолжительный под­готовительный период, включающий в себя открытие це­хов по камнеобработке, мастерских по изготовлению ке­рамических изделий, утверждение и изготовление образ­цов мозаики, подбор красок, пробы их на стойкость. При этом некоторые эксперименты и новации, применяемые при строительстве храма и сопутствующих объектов, мно­гим покажутся вызывающе смелыми, во всяком случае, неожиданными.
Так, добиваясь небесной голубизны купо­лов и приятного глазу спокойного цвета стен храма, стро­ители применили наиболее качественную автомобильную краску, гарантировав ее долгосрочность и стойкость, как от неблагоприятных климатических условий, так и индуст­риальных выбросов многомиллионного города.
Конечно, далеко еще нынешней Москве до предрево­люционной, той, что встречала всякого въезжавшего в нее россыпью горящих на солнце куполов, а по праздничным дням - благозвучным перезвоном многоголосого хора ко­локолов и вереницами тянувшихся к близлежащим хра­мам прихожан. Но лиха беда начало. Уже то немногое, впрочем, не так уж и немногое, что совершается, обнаде­живает, вселяет надежду на духовное исцеление, на то, что духовный вакуум минувшего столетия начнет постепенно заполняться, соединяя разорванные концы распавшихся времен.

https://palomnica.com/hram-zhivonachalnoj-troiczy-na-borisovskih-prudah/ ЗДЕСЬ подробно о храме Живоначальной Троицы

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...