вторник, 25 февраля 2020 г.

Работа пастелью


РАБОТА ПАСТЕЛЬЮ
Автор текста Гусева Т.П.
Источник: Гусева Т.П. РАБОТА ПАСТЕЛЬЮ/ Т.П. Гусева.// Юный художник. – 1991. - № 3. – с.40-42 – (Рубрика: Уроки изобразительного искусства)
Поэтические интонации пастельных композиций
Т. Гусева. Сухие цветы на синем фоне. Панда. 1990
Я родилась в Петрограде, а выросла и начала учиться художеству в Нижнем Новго­роде, где сливаются две боль­шие реки — Ока и Волга. Жизнь в то время была разнообразна, весела и красочна, для молодого художника — это просто «любъеденье» сюжетами, цветом и внеш­ней театральностью. Вероятно, из детских впечатлений зароди­лась у меня тяга к русской провинции.

Я понимаю, что дети, живу­щие в крупных городах, могут часто общаться с художниками, у них больше возможностей уз­нать, как надо подходить к рисо­ванию. Поэтому мне хочется дать несколько советов и поговорить с ребятами, которые живут вдали от культурных центров. Сегодня побеседуем о пастели (мягких мелках, сделанных из красочно­го пигмента), думаю, что при на­ших трудностях с художествен­ными материалами мелки и цвет­ные карандаши все еще до­ступны.
Т. Гусева. Спуск к Волге. Вечер. Панда. 1990
Так как работа пастелью тре­бует шероховатой и ворсистой поверхности, художники исполь­зуют картон, наждачную бума­гу или готовят основу сами. Для этого возьмите слабо проклеен­ную, рыхлую бумагу, оберточ­ные сорта. Затем разведите сла­бый раствор желатинового клея, добавьте в него мелко растертой пемзы или просеянного песочка. Можно использовать также очень мелкие древесные опилки. Если хотите, чтобы основа ста­ла белее, добавьте мела и один раз этой массой загрунтуйте бу­магу.
Т. Гусева. Откос. Осень. Панда. 1990
Существует и другой способ приготовления грунта. На прок­леенную, но еще не высохшую поверхность посыпают порошок пемзы или наждака, дают вы­сохнуть. Лишний, неприклеившийся порошок стряхивают. Для рисунка грунт можно пригото­вить так: проклеенную бумагу, картон или другие материалы тщательно обрабатывают наж­дачной шкуркой. Степень обра­ботки определяет сам художник. Это делается для того, чтобы красочный слой крепче держался на основе.
Существенным недостатком пастели является трудность сох­ранения произведений. Рисунки, сделанные обычной пастелью, не­обходимо беречь от сотрясений, прикосновений, а также влаж­ного воздуха. Ее можно закреп­лять фиксативами, предназна­ченными для рисунка углем, сан­гиной, соусом. При этом, к сожа­лению, теряются основные ее достоинства. Можно закреплять и таким образом: бумагу покры­вают раствором желатина, дают высохнуть. При рисовании ста­раются делать пастель немного­слойной. Затем работу держат обратной стороной над кипящей во­дой. Желатин при этом раство­ряется, приклеивая нижние слои пигмента.
Т. Гусева. Белый Городец. Панда. 1990
Пастелью работали многие ху­дожники. Из русских мастеров вспоминаются Левитан, Бори­сов-Мусатов, Пастернак, Сереб­рякова, из западных — Лиотар, Тулуз-Лотрек, Сислей, особенно Дега. У каждого был выработан собственный метод подхода к ма­териалу и свои секреты. Нередко художники применяли пастель в смешении с акварелью, гуашью и даже масляной краской.
Есть разновидности пастели — обычная, чаще на клеевой осно­ве, и масляная, которая назы­вается «панда». Работать ею зна­чительно сложнее, так как она более плотная, с трудом расти­рается по бумаге, но отлично держится на ней.
Обычная пастель легко смеши­вается и не требует особых уси­лий для исправлений неудачных кусков. В панде же наоборот. Ее яркие, насыщенного цвета мелки для получения сложных оттенков приходится многократ­но перекрывать, растирать, ино­гда применяя восковые и ски­пидарные растворители, щетин­ные жесткие кисти. Заметную роль в работе пастелью играет цвет основы. Она может быть белой, серой, любого другого от­тенка. Пастель дает матовую бар­хатистую фактуру.
Исходный материал для изго­товления обычных пастельных карандашей — пигмент, глина, мел, клей. Техника ее приготов­ления очень простая: в фарфо­ровую ступку замешивают пиг­мент с водой, до тестообразной массы. Если пигмент не содержит глины, то его растирают с незна­чительным количеством связую­щего материала (гуммиарабик, мел, гипс). Хорошо размешав пастообразную массу, ее форму­ют в металлической или стек­лянной трубке. Таким образом, пастели придают форму палочек. Освобожденные из формы па­лочки высушивают при умерен­ном тепле. Белый цвет получают из чистого мела или сухих бе­лил.
Т. Гусева. Веселый Городец. Панда. 1990
Технология изготовления мас­ляной пастели (панды) более сложна, в домашних условиях не каждому доступна.
Итак, все необходимое для работы готово, а с чего же на­чнем? С выбора сюжета. Хороши состояния раннего утра или, на­оборот, вечера, когда появляют­ся большие, цельные силуэты. Художник видит поэзию в прос­тых мотивах, мимо которых обычный человек проходит, не обращая на них внимания.
Провинция дает массу разно­образных впечатлений и сюже­тов: красиво расположенные до­ма с массивами леса и облаками над ними, лодочные стоянки, по­косившиеся заборы, просторы по­лей... Каждое время года один и тот же сюжет делает неузнава­емым. Выбрав место, хорошенько устройтесь, чтобы было удобно рисовать.
Т. Гусева. Церемоново болото. Весна. Панда. 1990
Смелее принимайтесь за рабо­ту. Сначала скомпонуйте изобра­жение на бумаге. Определите соотношение больших масс, не вырисовывая мелочей, иначе они будут сбивать на скрупулезную вырисовку раньше времени. Если перед вами открытое простран­ство, поле или большая река, широкие дали с низким гори­зонтом, можете включить в ком­позицию небо с облаками, кото­рые будут стержнем этюда и в разное время дня определят осо­бое цветовое решение.
Рисуйте от цветовых пятен, распределяя — здесь будут оран­жево-коричневые массы, здесь сине-зеленые, между ними воз­можны вкрапления нейтрально-серых. Вначале обилие красок может ввести в заблуждение. Чтобы этого не случилось, подберите карандаши, которыми со­бираетесь работать, и отложите их.
Таким образом, определив ко­лорит и пропорции цветовых пя­тен, начинайте широко прокла­дывать главные отношения. Ду­майте о тоне и о том, что все цве­товые планы находятся в прост­ранстве. На определенном этапе возникнет потребность детализи­ровать кое-где рисунок, это мож­но сделать тоненькой кисточкой акварелью. Помните, пастель смывается водой, а потому рабо­тайте аккуратно и осторожно. После некоторого количества проб у вас будут получаться хо­рошие работы.
Простая коробочка с пасте­лью — мелками — дает возмож­ность создавать настоящие живо­писные этюды. За моим окном находится пригорок с веселым названием «Кукушкина гора». То ли кукушки тут жили, то ли семейство с такой фамилией. На горе стоят домики: голубые, оранжевые, коричнево-красные, все с белыми наличниками. Тан­цующий ритм домов подсказы­вает, что из-за холмистой мест­ности и рисовать их следует то чуть наклонными, то приподня­тыми на холме. Деревья с их неповторимыми характерами в раз­ное время года тоже включаем в композицию. В результате по­лучается как бы маленький те­атр, главной темой которого ста­ла веселая осенняя природа и на­рядные деревенские домики. На приведенных репродукциях вы увидите мой подход к пейзажу. А теперь попробуйте сами оты­скать интересный мотив, понять характер пейзажа и воплотить его. При этом думайте не только о сюжете, но и о пластике линий, сочетании оттенков цвета.
Решая колористические зада­чи, художник передает тончай­шие нюансы состояния приро­ды, собственное отношение к на­туре, настроение мотива. Цвет, его напряженность или мягкая гармония, решающим образом влияет на выразительность и ясность образа.
Пастель дает большие техни­ческие возможности. Сохраняя неизменно свой цвет, она не жух­нет, не нуждается в просушке. В то же время требует опреде­ленного уровня рисунка, иначе все ее положительные качества легко могут превратиться в недо­статки.
Надеюсь, дорогие ребята, вам понравится эта привлекательная, удивительная техника.

По творческой специальности Тамара Петровна ГУСЕВА теат­ральный художник, участвовав­шая в создании многих спектак­лей в Москве и других городах. Одновременно свои профессио­нальные знания и талант она от­дает станковому искусству — живописи и графике.
Тамара Петровна в 1940 году окончила художественное учи­лище в Горьком. Во время войны работала научным сотрудником Горьковского государственного художественного музея, в труд­ные годы спасала ценности этого собрания. Живо увлекалась на­родным искусством, изучала его на местных образцах.
Последние годы Т. П. Гусева вместе с мужем — московским художником Е. А. Расторгуевым с ранней весны до поздней осени живут в Городце, в скромном до­мике с видом на Волгу. Так что нижегородская тема остается главной, и представленные здесь работы можно назвать лириче­ской поэмой о Городце.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...