воскресенье, 23 февраля 2020 г.

ФЕНОМЕН ДЖОТТО


ФЕНОМЕН ДЖОТТО
Автор текста ГОЛОВИН В.
Источник: ГОЛОВИН В. ФЕНОМЕН ДЖОТТО: К 725-летию со дня рождения./ В. ГОЛОВИН, кандидат искусствоведения.// Юный художник. – 1991. - № 3. – с.35-39 – (Рубрика: Мастера мирового искусства)
Джотто. Бегство в Египет. Фреска Капеллы дель Арена. Падуя. 1304-1313.
Истинная ценность произведений искусства нередко становится по­нятной лишь с течением времени. Но порой судьба их создателей складывалась иначе: они сразу за­воевывали славу, которая в даль­нейшем сохранялась и крепла. По­добного рода примерами особенно богата эпоха Возрождения - вспомним Леонардо да Винчи, Ра­фаэля, Микеланджело. Хотя пре­жде стоило бы назвать итальянс­кого художника Джотто ди Бондоне, жившего на рубеже средних веков и нового времени, когда до начала Возрождения в искусст­ве оставалось чуть меньше сто­летия.
Еще Данте в «Божественной ко­медии» назвал Джотто лучшим художником своего времени. Ренессансные авторы считали его реформатором живописи и осново­положником нового направления в ней. Фрески Джотто изучали и копировали Мазаччо, Рафаэль, Микеланджело — а ведь его произведения, казалось бы, уже стали достоянием прошлого и ме­жду творчеством Джотто и эпохой Возрождения пролегли десятиле­тия господства готического стиля в итальянском искусстве.

Как же получилось, что рабо­тавший задолго до начала Воз­рождения художник был объяв­лен людьми этой эпохи первым из ренессансных мастеров, а его творения стали образцом для под­ражания? Что позволило выделить именно его из множества живо­писцев так называемого Прото­ренессанса? Ответ может быть только один — Джотто гениально предугадал главные нововведения искусства Возрождения, наметил путь, по которому пошло разви­тие живописи.
Писатели Возрождения прежде всего восхваляли правдоподобие изображений у Джотто. Конечно, по сравнению с условностями сре­дневековой живописи образы Джотто стоят намного ближе к реальности, в них больше жизненных деталей и верности природе. Но сейчас абсолютно ясно, что не только в этом заключаются до­стижения художника.
В своих фресках и алтарях Джотто впервые сумел выразить индивидуальное отношение к освя­щенным традицией христианским сюжетам, новое восприятие биб­лейской истории, где религиоз­ное преклонение перед чудом сменилось желанием показать общечеловеческое значение про­исходящего.
В 1304—1313 годах по заказу Энрико Скровеньи, богатого гражданина города Падуи, Джотто расписал стены Капеллы Санта Мария дель Арена. Это наиболее значительная из дошедших до на­ших дней работ мастера. Сюжеты фресок взяты из истории жиз­ни Марии и Христа — тема тра­диционная, да и композиции на первый взгляд выглядят привыч­но. Но в данном случае важно не что изображается, а как автор делает это.
Интерьер Капеллы дель Арена. Падуя. 1304-1313.
Для средневекового художника существовал только божественный смысл изложенных в Евангелиях событий, и, чтобы передать его, он пользовался условными прие­мами, разработанными поколения­ми предшественников. Такой об­щепринятый язык условностей, по­стигаемых не столько взором, сколько умом зрителя, был по-свое­му выразителен и тонок. Джотто предложил другое: у него еван­гельские события, словно действи­тельно, происходят в реальном пространстве, правда, еще неглу­боком и построенном как теат­ральная сцена. Но эту «сцени­ческую площадку» его герои полностью обживают и подчиняют себе: все здесь связано между собой не условно и умозритель­но, а подобно тому, как это делается в реальном мире.
Джотто. Изгнание торгующих из храма. Фреска Капеллы дель Арена. Падуя. 1304-1313
Джотто не изобрел новой систе­мы передачи пространства в живо­писи, он широко пользовался античными и средневековыми сре­дствами, опытом старых мастеров. Однако сочетание распространен­ных в средневековье и полузабы­тых приемов построения прост­ранства позволяет говорить о типично джоттовском понимании и очень своеобразном наполне­нии его фигурами, предметами, элементами архитектуры или пейзажа. Джотто наметил тенден­цию реалистической трактовки изображения, одним из первых обрисовал художественную проб­лему, которая была решена толь­ко в начале XV столетия откры­тием законов линейной перспек­тивы с единой точкой схода. Той самой перспективы, что просуще­ствовала до наших дней и зна­кома каждому по школьным уро­кам рисования.
В своих произведениях Джотто лишает персонажей средневековой нематериальности, возвращает их на землю. Подобно режиссеру, он наглядно «разыгрывает» сюжет перед зрителем. И тут совер­шает еще одно открытие — пользуется свободным, эмоциональным языком жестов.
Джотто. Брак в Кане Галилейской и Оплакивание Христа с орнаментальными мотивами. Фрески Капеллы дель Арена. Падуя. 1304-1313
В искусстве предшествующего времени практически каждый жест был строго определен, имел сим­волическое значение. Джотто при­дал им неповторимую индивиду­альность, окрасил человеческими чувствами. Сейчас это кажется обычным явлением, но при жизни Джотто представлялось несом­ненным новшеством. Не случайно в XV веке гуманист, архитектор и художник Леон Баттиста Аль-берти с восторгом писал об учени­ках Христа, изображенных на од­ном несохранившемся произведе­нии Джотто: «Он показал, что каждый лицом и жестом по-особо­му обнаруживает признаки душев­ного волнения, причем так, что у каждого свои собственные, отли­чные от других движения и поло­жение».
Живопись Джотто проста, стро­га, сознательно упрощена по срав­нению с изяществом готики. Бла­годаря этому она обретает силу и монументальность. В евангель­ском тексте, повествующем о зем­ной жизни Христа, за внешней простотой слов и лаконизмом фраз скрыты глубины смысла — не то­лько религиозного, но и более важ­ного — общечеловеческого. Джот­то удалось создать нечто подобное средствами живописи. Его худо­жественный язык очень близок литературному стилю Священного писания.
Джотто. Успение св. Франциска. Фреска Капеллы Барди. Фрагмент. Флоренция. Около 1318
Во флорентийской церкви Санта Кроче есть две капеллы, рас­писанные Джотто около 1318-го и в середине 1320-х годов. Фрески одной из них, принадлежавшей некогда семейству Барди, пос­вящены истории святого Францис­ка. В другой (Капелла Перуцци) представлены сцены из жизни Ио­анна Крестителя. В этих рос­писях Джотто склонен к еще большей повествовательности: тут масса деталей и будто выхвачен­ных из повседневной жизни фрагментов. Композиции при со­поставлении с фресками Капеллы дель Арена выглядят несколько «перегруженными», но Джотто ни­когда не был простым иллюст­ратором. В его рассказе всегда присутствует способность убедить зрителя в реальности изображен­ного, заставить поверить в значи­мость того, о чем говорит худож­ник. Это качество наряду с другими своими достижениями Джотто оставил в наследство мастерам Возрождения.
Джотто. Возвращение Иоакима к пастухам. Фреска Капеллы дель Арена. Падуя. 1304-1313.
Любопытно, что колорит фре­сок Джотто не отличается особой изысканностью и тонкостью в со­четании цветов. Он призван, пре­жде всего, создать иллюзию трех­мерной формы на плоскости стены. Цвет подчинен объему, фигуры тяжеловесны, материальны, про­чно стоят на земле. И здесь Джотто оказался предшественни­ком экспериментов художников Возрождения. Для них умение передать объем означало жизнеподобие изображаемого, было ха­рактерной чертой ренессансного реализма в воспроизведении види­мого мира. После бесплотных об­разов средневековья это казалось необычным, новым и отчасти воз­вращающим к жизни принципы античной живописи.
Несомненно, Джотто воспользо­вался в своем искусстве опытом создателей раннехристианских мо­заик и фресок, владевших анти­чными приемами построения про­странства и воспроизведения объ­ема на плоскости. И этот интерес Джотто к мастерам древности, ан­тичному наследию позже усилится во много раз и станет одной из предпосылок возникновения ренес-сансной живописи.
При жизни Джотто имел боль­шую мастерскую, где работали ученики и помощники. Немало было и последователей, получив­ших в истории искусства проз­вище «джоттески». Вместе с тем никто из них не мог стать пол­ноправным продолжателем идей и художественных экспериментов Джотто. Не обладая его та­лантом и, вероятно, до конца не понимая смысла и значения джоттовских открытий, они прев­ратили их в набор расхожих штампов. Подлинными преемни­ками стали через несколько деся­тилетий после его смерти ренессансные мастера — в первую оче­редь Мазаччо, родоначальник жи­вописи Возрождения. Этот живо­писец начал с того, на чем оста­новился Джотто.
Джотто. Поклонение волхвов. Фрески Капеллы дель Арена. Падуя. Фрагмент. 1304-1313.
О творчестве Джотто, который пробовал силы не только в жи­вописи, но и в архитектуре, скуль-'птуре, написаны сотни книг и статей. Тем не менее ни одна из них не дает убедительного и исчер­пывающего объяснения того, как в еще средневековом окружении мог появиться художник, сумев­ший почувствовать и предвосхи­тить будущее. Феномен искусства Джотто остается загадкой, ключ к решению которой, быть может, так и не будет найден.

ЗВЕЗДА ДЖОТТО
Никто из современников и почитателей таланта великого мастера не смог бы и предпо­ложить, что через семь веков имя Джотто будет присвоено космическому аппарату. Да, на­верное, в недавнем прошлом никто из исследователей тайн Вселенной не рискнул бы соот­нести творчество Джотто с раз­рабатываемыми программами освоения космоса. Но вот пять лет назад, весной 1986 года, космический аппарат, назван­ный именем художника, про­шел в непосредственной бли­зости от ядра кометы Галлея. Это была дань уважения твор­ческой смелости мастера, включившего изображение не­бесного тела в одну из своих фресок Капеллы дель Арена в Падуанском соборе: художник в числе тысяч горожан наблю­дал в небе полет «хвостатой звезды» и запечатлел ее в ком­позиции поклонения волхвов. В память об этом событии программа Европейского космичес­кого агентства получила наиме­нование «Джотто».
В том же году на марках го­сударства Сан-Марино и остро­ва Айтутаки, затерявшегося в просторах Тихого океана, ми­ниатюрах Кампучии и Уганды, острова Монтсеррат из Кариб­ского архипелага репродуци­ровали знаменитую фреску. А на знаках почтовой оплаты Со­ветского Союза, Венгрии, Гви­неи, Мадагаскара и ряда других стран можно во всех подроб­ностях познакомиться с внеш­ним видом космического ап­парата «Джотто».
Помимо марок и гашений, посвященных творческому нас­ледию художника, существуют самые разнообразные филате­листические материалы, ил­люстрирующие памятные мес­та, связанные с его жизнью, с кругом деятелей культуры того времени.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...