среда, 8 января 2020 г.

ПРОПОВЕДИ архимандрита Алипия



ПРОПОВЕДИ архимандрита Алипия
   Архимандрит Алипий (Воронов), наместник обители в 1959 — 1975 гг.

СЛОВО АРХИМАНДРИТА АЛИПИЯ на празднике Покрова Пресвятой Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Однажды в городе Константинополе, во Влахернском  храме, молилось великое множество народа всю ночь; совершалось Всенощное бдение по той причине, что этот город был обложен со всех сторон врагами-язычниками. Народ просил помощи у Божией Матери, и Матерь Божия услышала молитву народа и явилась в храме на воздухе с Иоанном Предтечей и апостолом Иоанном Богословом, окруженная Ангелами. Царица Небесная распростёрла Свой омофор, или головной убор, над народом и начала молиться Сыну Своему за народ. Это явление Божией Матери видели только два человека, молящихся в храме,- Андрей, Христа ради юродивый, и ученик его Епифаний. По молитве Божией Матери враги бежали от города, гонимые невидимою силою.

В память такого события был установлен праздник Покрова Божией Матери. Вот и мы сегодня собрались в храм на молитву к Божией Матери - просить Ее заступничества, ходатайства пред Сыном Ея об избавлении нас от врагов видимых и невидимых. У каждого из нас есть свои скорби, нужды, и Божия Матерь слышит нас, если мы молимся Ей с любовью, усердием, не сомневаясь в Ее помощи. Она здесь присутствует невидимо среди нас и покрывает нас Своим Покровом. Видит ли кто Божию Матерь? Да, видят, но немногие. Ведь и тогда Ее видели только два человека. По греховной нечистоте своего сердца мы все не можем Ее видеть, да нам это и не полезно.
Древняя история нам свидетельствует, что было время, когда тысячи людей видели Божию Матерь, целые воинства. Должно быть, это нужно было тогда, на то была воля Божия, чтобы многие Ее видели, для подкрепления и утверждения их в вере.
Теперь посмотришь иной раз - стоит перед образом Божией Матери «Умиление» кто-либо и долго смотрит на образ. Это изображение Матери Божией древнее, тёмное. Эти люди, смотрящие на этот лик, вероятно, видят Ее живую. Она с ними беседует, утешает, наставляет, укрепляет. У меня был такой случай в Троице-Сергиевой Лавре.
Пришёл я к одному монаху в келию, у него была икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Написана она была на грубой доске, выглядела она очень страшно. Смотреть на неё было страшно. Мне, как художнику, эта икона тогда не понравилась. Спустя некоторое время я вторично зашёл к этому монаху. Эта икона была перевешена в другое, менее почётное, место, потому что она пугала его. Я подошёл к ней и увидел, что Божия Матерь улыбается. Она была прекрасна. Я стал просить, чтобы монах отдал мне эту икону, но он не хотел отдать её и сказал мне: «Я не могу расстаться с этой иконой, так она прекрасна. Когда буду уезжать, тогда отдам вам её». Когда этот монах уехал, на его место поселился другой монах; икона снова стала страшной. Божия Матерь обличала в грехах этого монаха, и он взял и сжёг Ее образ. Когда я зашёл к нему и узнал, что он сделал с иконой, тогда я сказал ему: «Горе тебе, несчастный». И действительно, так и случилось. Так как он не хотел иметь у себя Божию Матерь и не хотел внимать Ее обличениям и исправить свою жизнь, то и Божия Матерь не хотела иметь его во святой обители. Он изменил Богу и ушёл в мир.
Божия Матерь - великая наша Заступница и Ходатаица за нас, грешных. Молитесь Ей в церкви и дома с верою, надеждою и любовию в простоте сердца. Пусть будет у вас хоть не икона, а фотография с изображением Божией Матери. Молитесь Ей как живой, и Она поможет вам во всякой нужде и опасности, отвратит совсем беду на несколько лет, а может быть, эта беда разразится совсем иным образом. Об этом свидетельствует нам история. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ АРХИМАНДРИТА АЛИПИЯ
в Великую Пятницу, пред Святой Плащаницей

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
 били Бога мы своими грехами за то, что Он принёс на землю, в мир сей добро; много благодеяний совершил Он людям и оставил доброе учение: «Люби Бога и ближних своих». Но мир любит зло. Христос Спаситель много раз говорил во святом Евангелии: «Почему не принимают Меня и Моё учение, - да потому что мир лежит во зле». И вот - Сына Божия вся грешная тварь пригвоздила ко кресту, предала самой мучительной и позорной смерти за то, что Он обличал злые дела мира сего.
Крестная смерть в то время считалась самой мучительной и позорной смертью. Мучительна она была потому, что человек, распятый на кресте, не сразу умирал, а постепенно, медленно, терпя невыразимые физические муки и насмешки от мимо проходивших людей в течение нескольких дней. Вот такой смерти был предан злобой человеческой наш Спаситель, Иисус Христос. От самых младенческих пелен Он исполнил весь закон Божий духовный и человеческий и был послушлив Своему Отцу Небесному до смерти крестной и сошёл до самого ада. Как предсказано было прообразами Ветхого Завета, Иона находился во чреве кита три дня и три ночи, и Господь Иисус Христос находился во гробе всего три дня. Это потому, что Бог есть Свет, и в Нем нет никакой тьмы. Иисус Христос был совершенный Бог и совершенный человек. Его Пречистая Душа по смерти сошла во ад и Светом Своим разрушила до основания тьму ада. Праведников Ветхого Завета Господь Иисус Христос извёл из ада, но там остался Иуда-предатель и подобные ему грешники.
Иуда - ученик Иисуса Христа - пошёл во ад потому, что не покаялся, а только исповедал вину пред Синедрионом и пред народом; но он мог бы припасть к подножию креста и просить прощения у Страдальца-Христа, в сокрушении взывать к Нему: «Господь Бог мой, прости меня, я согрешил пред Тобою». И Господь простил бы его потому, что нет греха, превышающего милосердие Божие.
Это нам в назидание...
Собирали на Христа Синедрион и осудили Его на крестную смерть. Так и теперь собираются на Христа цари земные и народ мног, судят Его, не признают Его Богом Своим, собираются на Него идти войной. Со Христом хотят воевать. А мы не будем подражать таким людям и кричать: «Распни, распни Его», но будем прославлять Бога своего: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!» Аминь.


СЛОВО АРХИМАНДРИТА АЛИПИЯ в Неделю Всех Святых
«Дивен Бог во Святых Своих, Бог Израилев!»
Это значит, что Бог живет в Своих избранных сосудах - в человеках и Святым Духом творит дивные чудеса. Кто стремится к Солнцу Правды - Господу Иисусу Христу всем сердцем своим, тот растёт, цветёт, возвышается до неба и живёт с Богом. Теплоту, влагу, силу для жизни дает такому человеку Святый Дух. Но кто не тянется к Солнцу Правды - Христу, а воображает себя богом, тот вянет, умирает, остается на земле. Мы - грешные люди - тля, но мы не отрекаемся от Своего Спасителя, веруем в Него, принимаем Его учение и признаем Его Сыном Божиим, поэтому за наше смирение Он придёт к нам на помощь и спасет нас, лишь бы было в нас желание спастись, и в ком есть эта вера и желание спастись, того и спасет Сын Божий Своим Всемогуществом.
Кто такие святые? Чтобы понять это ясно, нам надо углубиться в Священную Историю. Прежде всего, Господь сотворил бесплотных духов - ангелов, чтобы они созерцали Божественную Славу Своего Творца и прославляли Его совершенства. Самого красивого и умного из них Господь поставил над всеми ангелами, приблизил к Себе, чтобы он руководил Небесным воинством,- подобно Тому, как царь земной избирает самого умного и сильного и ставит его фельдмаршалом, доверяет ему всю власть руководства войском. Но этот «фельдмаршал» возгордился такой честью и хотел присвоить себе всю царскую власть, и за эту гордость царь земной низвергает его с этой должности и передаёт власть другому. Так и Денница - небесный ангел, предводитель всего небесного воинства, возгордился и хотел быть сам богом. Он произвёл бунт среди ангелов, третью часть их увлёк за собой, на свою сторону и восстал про­тив Бога и всех ангелов, сохранивших верность Богу.
Господь тогда возвысил второго по чину Архангела - Михаила, дал ему власть и силу бороться со злым Денницей, который и был низвержен со всеми своими последователями в преисподнюю. Сам же Денница и все его последователи из светлых, красивых, добрых ангелов сделались черными страшными злыми бесами.
Господь Бог, в Триипостасном Своём Совете, решил восполнить эту отпавшую третью часть ангелов - восполнить из более слабых по своей силе плотских человеков. Господь обещал им даже Свою Божественную силу - Благодать Святого Духа, чтобы они могли с помощью Божией возвыситься на степень ангелов, живя еще здесь на земле, и потом жить на небе вместе со всеми добрыми ангелами и непрестанно славить Пресвятую Троицу. Для этого Второе Лицо Пресвятой Троицы - Сын Божий принял на Себя плоть человеческую, пожил на земле как совершенный Бог и совершенный человек, проповедал Свое Божественное учение, претерпел все человеческие искушения (кроме греха) для того, чтобы помочь потом и искушаемым. Святое Евангелие повествует, как однажды апостолы Христовы спросили Его: Вот, мы оставили все ради Тебя, своих родителей, дома, имения, последовали за Тобою; что же будет нам? (Мф. 19,27).
Господь на это им ответил: Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестёр, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущей жизни вечной (Лк. 18,28).
И еще добавил: Когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19,28).
Кто не испытал, возлюбленные братья и сестры, истины этих слов Спасителя, что кто оставил ради Христа всё и пошёл за Ним и не приобрёл во сто крат более - все это испытали и знают, что слова Спасителя - непреложная истина. Эти слова исполняются уже здесь, на земле, чтобы исполниться потом еще с большей силой и славой на небе.
Мы сегодня собрались в храм Божий, чтобы почтить всех святых. Их так много, что невозможно перечесть, как песка или звезд. Первыми святыми были апостолы - ученики Иисуса Христа, которые все умерли мученической смертью, кроме Иоанна Богослова; после апостолов идут мученики, исповедники, святители, преподобные и другие. Твёрдо веруя в истинность слов Спасителя, слабые, немощные естеством люди бросали все земные блага ради Христа и шли за Ним: цари, царицы, вельможи, военачальники, красивые, знатные, богатые. Люди бросали все свое богатство, честь, славу земную, удаляясь в пустыню жить в нищете, чтобы приобрести славу небесную. Что же это - безумие? бросить все земное богатство и идти в пустыню, одеть на себя рогожу, изнурить себя постом и молитвой. Нет, это не безумие, все, кто пошёл за Христом, были умные, прекрасные, достойные люди. Русская земля, когда была еще Святой Русью, была богата святыми людьми из русского народа, потому что Господь и Матерь Божия возлюбили русский народ. И русские люди также любят Господа и Божию Матерь. Но и теперь, в наш безбожный век, нигде не ведется такой антирелигиозной пропаганды, как в России, однако же нигде в мире нет такого количества верующих православных, как среди русского народа. Раскройте страницы истории и посмотрите - какой народ страдал больше, чем русский народ? Вы увидите, что русский народ самый многострадальный. А Господь сказал: Кого Я люблю, того и наказую (Откр. 3,19).
Итак, прославим Спасителя, Божию Матерь - Святейшую из всех святых и всех угодников Божиих, будем просить их - преподобных Марка, Иону, Корнилия, святителя Николая Чудотворца, Сергия Радонежского, мученика Трифона, которого чтит вся Москва, и других святых Божиих, чтобы нам, живущим ещё на земле, Святым Духом ощущать в себе Царство Небесное. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ О ЧИСТОТЕ СЕРДЕЧНОЙ
Архимандрит Алипий и казначей архимандрит Нафанаил

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня нам Господь Иисус Христос предлагает такое учение: если у кого око чисто, то и все тело его будет светло, а если око будет темно, то и все в нем будет темно (Лк. 11, 34). Что значит темное око? Это злобное, завистливое око, которое видит в другом человеке только худое, а ничего хорошего не видит. Но этого не должно быть, потому что все люди прекрасны, в каждом человеке живет Сын Божий. Если кто видит в другом человеке что-либо худое, то это худое в нем самом есть. Око, как в зеркале, отражает все в нем самом если не прямо, то косвенно, так как до десятого колена человек отвечает за грехи своих предков. Если в нем самом нет этого греха, то кто-нибудь из предков, из десяти колен, имел этот грех.
Обычно так бывает, если кто в чем нечист, то думает, что и другие такие. Например, если кто пьяница, думает, что и другие такие, как он; если кто вор, прелюбодей, думает, что и другие такие. Это только пример. Но это относится ко всем недостаткам. Так что мы можем узнать, чисты ли мы сердцем или нет, из того, как мы смотрим на своих ближних — хорошее в них видим или плохое. Если мы в них видим только хорошее, то и мы хорошие, а если плохое, то и мы плохие, а может быть даже и хуже. Если мы видим, что человек плохой в чем-либо, например злой, то это значит — от нашего обращения, так мы с ним обращаемся. Приведу вам один пример.
У меня был друг, который служил на военной службе. Начальник подразделения был очень злым, даже свирепым человеком, все его боялись. И когда он проходил где-либо, то все убегали, прятались от него, но если он кого встретит — обязательно сделает выговор, хоть человек совсем и не виноват. Мой друг рассказывает дальше: «Неужели в этом человеке живет Сын Божий? Да, живет; так же, как и во всяком человеке. Я стал утверждать себя в этой мысли внутренне, никому ничего не говоря, молился за него. Он стал относиться ко мне еще хуже, он сильно ненавидел меня. Но я продолжал думать, что он хороший. Три года я так думал, и вот что получилось. Он вдруг изменился, стал очень добрым ко мне и ко всем моим товарищам. Однажды он зашел ко мне в землянку и сказал: «Разреши мне у тебя отдохнуть, у тебя так хорошо!» На это я ответил: «Нет, у меня не хорошо, у тебя в землянке, как у начальника, должно быть лучше». Он сказал: «Нет, у тебя очень хорошо». С тех пор он изменился и стал другим человеком, так что все удивлялись этому». Из этой истории видно, что хорош или зол человек — это зависит от нашего обращения с ним, как мы думаем о нем, как говорим с ним, как относимся к нему.
Еще сделаю одно замечание. Многие из молодых девушек и женщин приходят в храм, чтобы посмотреть на монахов. Не за этим мы должны ходить в храм Божий, чтобы смотреть на других, а мы должны ходить в храм для сердечной молитвы, устремлять свой взор на изображения Господа, Божией Матери и святых угодников и просить помилования на суде Божием за свои бесчисленные согрешения. Также многие из братии мне говорят, что видят девушек, мешающих им молиться. Но какое может быть дело до каких-то девушек, если ты пришел в храм Божий! Не обращай ни на кого внимания, но впери свой взор в Господа, отдай Ему свое сердце, и тогда Он услышит тебя и исполнит все твои прошения. Аминь.
1960 г.

Источники:
Тихон (Секретарев), архимандрит. Высокопреподобие отца Алипия. – Печоры: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2014. – 108 с.
Сайты:
https://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/propovedi/propovedi-arkhim-alipiya-voronova?start=10 сайт «Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь»
http://in-domodedovo.ru/novosti/dorogami-very/russkiy-chelovek-otec-alipiy-v-bytu-i-na-sluzhbe-cerkvi Русский человек: отец Алипий в быту и на службе Церкви

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...